Ангел

Ангел (греч. αγγελος, посланник, вестник). Слово ангел употребляется в Библии в различных значениях: по отношению к Сыну Божию, Иисусу Христу, и по отношению к людям — пророкам, священникам и епископам церквей, и по отношению к неодушевленным предметам и явлениям природы, когда они предстают вестниками гнева Божия. Но в собственном и узком смысле это слово в Библии обозначает личные, духовные существа, сотворенные Богом; они возвещают людям волю Божию и исполняют на земле Его веления. […]

В Пятикнижии и отчасти в других книгах до плена Вавилонского учение об ангелах не имеет достаточной ясности. Там иногда ангел называет себя Богом (Быт. 31: 11-13), или видевший ангела называет его Богом (Быт. 16: 7-13); вестник то отличается от Ягве, то сливается с ним (Быт. 22: 11, 14; Исх. 13: 21; 14: 19; Числ. 20: 16; Быт. 19: 15-24). […] Некоторая неопределенностьбиблейского учения об ангелах объясняется своеобразным взглядом Библии на отношение ангелов к Богу и к людям. Ангелы в верованиях еврейского народа и вкульте его не имеют самостоятельного значения;они не боги и не полубоги, а только слуги иисполнители воли Ягве. О них человек знаетнастолько, чтобы признать их вестниками Божества и в вестях их признать Божественное повеление. […] Посланный говорит во имя Пославшего, поэтому, вероятно, о словах ангелов говоритсякак о словах Бога: в библейском рассказе они иногда смешиваются с Ягве.

Так, напр., когда Господь явился Аврааму (Быт. 18: 1-2), последний увидел трех лиц, а в последующем рассказе эти лица выступают то как несколько, то как одно; два из них отправились в Содом для спасения Лота, и они называются ангелами; а одно остается с Авраамом и называется Господом. Равным образом Бог или (по евр. тексту) ангел Божий (Исх. 3: 2) явился Моисею в горящей купине, и святой Стефан, напоминая об этом событии, называет явившегося Моисею то ангелом, то Богом (Деян. 7: 31-35). […]

Ангелы в Библии называются различными именами. Обычное название их — “вестник” (евр. “малак”). Они называются также ангелами Божьими (Иов. 1: 6; 2: 1), “святыми” (Дан. 8: 13), “живущими на небесах” (Матф. 18: 10), “воинством небесным” (2 Езд. 9: 6), “духами” (Пс. 150: 6; Евр. 1: 14; Откр. 1: 4; Мф. 8: 16; Лк. 10: 20). Св. Писание, кроме того, говорит о различных чинах ангельских: херувимы (Быт. 3: 24; Исх. 25: 22; Иез. 10: 1-20), серафимы (Ис. 6: 2), начальства, власти, господства (Еф. 1: 21; Кол. 1: 16), силы (Еф. 1: 21), престолы (Кол. 1: 16), архангелы (1 Фес. 4: 16; Иуд. 9). В Библии упоминаются также три собственных имени ангелов: Гавриил, “Бог есть сила” (Дан. 8: 16; 9: 21; Лук. 1: 19, 26), Михаил, “кто, как Бог?” (Дан. 10: 13, 21; 12: 1; Иуд, 9; Откр. 12: 7), Рафаил, “исцели, Боже” (Тов. 3: 16). В 3-й книге Ездры еще упоминаются ангелы Иеремиил, “высота Божья” (4: 36), и Уриил, “свет мой – Бог” (5: 20), а раввины признавали имена и других ангелов. […]

Ангелы часто выступают в повествованиях первых книг Библии — Бытия, Иисуса Навина и Судей. Так, ангел дважды являлся Агари в пустыне и говорил с нею (Быт. 16: 7; 21:17); ангелы предсказали Аврааму рождение Исаака и вывели Лота из Содома (19); ангел воспрепятствовал Аврааму заклать своего сына (22: 11, 12); Иаков, заснув, видел ангелов, которые во множестве восходили до неба по лестнице и сходили с нее (28: 12); ангел являлся Валааму и указывал ему, что делать (Числ. 22); ангел, с мечом в руке, обещал Иисусу Навину сражаться вместе с ним против неприятеля (Ис. Нав. 5: 13-15); ангел напоминал народу о благодеяниях и желаниях Божьих (Суд. 2: 13); ангел передал Гедеону поручение освободить народ (Суд. 6: 11-23); ангел возвестил о рождении Самсона (Суд. 13). В Новом Завете рассказывается о подобных же явлениях ангелов Захарии, Пресвятой Деве, праведному Иосифу, пастухам вифлеемским, святым женам после Воскресения. Спаситель говорит об ангелах малых детей, которые видят лицо Божие (Мф. 18: 10); об ангелах, которые будут присутствовать на Страшном Суде (Мф. 13: 49) и отделят добрых от злых, об ангелах, которые обитают на небесах и которым уподобятся избранные (Мф, 22: 30; Мк. 12: 25). […]

Ангелы являются слугами Божьими, которым поручается защищать праведных (Пс. 90: 11-13; Евр. 1: 14), расстраивать козни демонов (Тов. 8: 3), возносить молитвы людей к Богу (Тов. 12: 12), отводить душу в загробную жизнь (Лук. 16: 22), отделять добрых от злых на последнем Страшном Суде (Мф. 13: 49). К каждому из людей приставлен ангел для помощи ему в добрых делах; такой ангел обыкновенно называется ангелом-хранителем. Вера в ангела-хранителя была уже у первых христиан: когда ап. Петр, чудесно освобожденный из темницы, явился к христианам, то они удивлены были и говорили друг с другом, что это ангел (Деян. 12: 15). Каждый народ также имеет своего особого ангела, который служит его хранителем. В книге Даниила (10: 13, 21) упоминается об ангеле греков и ангеле персов. Кроме того, по переводу LXX [1], Бог разделил землю на народы по числу своих ангелов (Втор. 32: 8). Ангелом народа иудейского был Михаил (Дан. 10: 13, 21; 12: 1; Иуд. 9), который теперь является особым покровителем Церкви вселенской (Откр. 12: 7). […] Верование в ангелов-хранителей не было особенностью иудеев и христиан; оно существовало у персов, греков и др. народов. Стефан первомученик (Деян. 7: 53) и ап. Павел (Евр. 2: 2; Гал. 3: 19) говорят, что закон и откровение Моисеевы были даны иудеям через ангелов. […]

Хотя в Св. Писании рассказывается о явлении ангелов людям в человеческом виде, однако не утверждается, что им свойственно иметь тело. Иов говорит, что ангелы не имеют, подобно людям, тел, составленных из земли (Иов. 4: 18, 19). Ангелы невидимы (Кол. 1: 16), только по видимости они принимают пищу, которую предлагают им люди (Тов. 12; 19). […] Ангелы составляют неисчислимое множество (Евр. 12: 22; Откр. 5: 11). Иаков (Быт. 32: 2) встретил их целое воинство. Пророк Даниил (7: 10) говорит, что миллионы (“тысячи тысяч”) ангелов служили Ветхому деньми и миллиарды (“тьмы тем”) находились в его присутствии. Спаситель говорил апостолам (Мф. 26: 53), что мог бы получить от Своего Отца более двадцати легионов ангелов.

Церковь приняла ветхозаветные понятия об ангелах, особенно развитые в книгах времен плена Вавилонского и преимущественно пророческих, и в свете новозаветных писаний выработала учение об ангелах. Они — существа, сотворенные Богом прежде творения видимого мира; они духовны и бестелесны или, может быть, имеют некое эфирное тело; если они принимают видимый образ — это только случайная форма, а не постоянное бытие. Для ангелов не существует наших пространственных условий, но они не вездесущи. Они более совершенны, чем даже первозданный человек, но в совершенстве ограниченны: несмотря на быстроту и глубину разумения, не всеведущи […]. Они сотворены свободными, а потому могли свободно устоять в добре, как светлые ангелы, и пасть, как злые духи. Они предстоят перед лицом Божиим, исполняют Его волю, непрестанно славят Его и наслаждаются блаженством. В этом несметном воинстве небесном имеются разные достоинства и степени совершенства. В сочинении “О небесной иерархии”, приписываемом святому Дионисию Ареопагиту, на основании ветхозаветных и новозаветных писаний ангелы разделяются на три иерархии, каждая из которых в свою очередь разделяется на три лика. Первая иерархия: серафимы, херувимы, престолы. Вторая иерархия: господства, силы, власти. Третья иерархия: начала, архангелы, ангелы. Какое значение имеют степени ангельских иерархий — неизвестно. Но Собор Константинопольский 653 [года] осудил тех, которые учили, что все ангелы по природе и силам сотворены равными.

Учение об ангелах не было предметом особых споров и специальной разработки в древней Церкви, как другие догматы. Впрочем, немало рассуждали о времени сотворения ангелов и о том, считать ли их чуждыми всякой телесности или признать имеющими эфирное тело. […] “В начале Бог сотворил небо и землю” (Быт. 1: 1): под сотворением неба обыкновенно понималось и сотворение ангелов. Многие отцы и учители церкви (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, Амвросий Медиоланский, Иларий Пиктавийский, блаженный Иероним) считали, что ангелы сотворены прежде материального мира, ссылаясь при этом на кн. Иова (38: 4-7). […] Почитание ангелов вошло в церковную практику с раннего времени, оно окончательно определено вторым Никейским, или Седьмым Вселенским Собором (787). […]

См. А. Глаголев, Ветхозаветное Библейское учение об Ангелах, К., 1900.

Текст приводится по изданию: Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 73-75.

Примечания:

[1] Перевод LXX — перевод Семидесяти толковников (Септуагинта).

[1] Перевод LXX — перевод Семидесяти толковников (Септуагинта).

Об ангелах Ангел Хранитель Ангел Господень Небо и земля: Ангел и человек в Священном писании Поединок в Пенуэле. О явлении ангелов Дионисий Ареопагит. О Небесной иерархии Corpus Аreораgiticum Мир духовный или ангельский Ангелология Архангел Догмат об иконопочитании Седьмого Вселенского Собора Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *