Мы и Херувимы. Диакон Михаил Асмус

Диакон Михаил Асмус

Мы и Херувимы

… Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми - … чтобы нам принять Царя всех [разумных существ], невидимо сопровождаемого, словно телохранителями, воинствами Ангелов

Православное благочестие, развивавшееся под покровительством Царского двора в главном храме Византийской империи, Святой Софии, окружило принесение даров на Престол процессией, получившей название «Великий вход» по аналогии с царскими «входами». В большие праздники Император сам шел во главе процессии с кадилом в руках, сопровождая приготовленные дары, которые вот-вот должны стать Телом и Кровию Царя царствующих и Господа господствующих. Смысл момента в связи с сопровождающими его песнопениями раскрывает диакон Михаил АСМУС.

Поют ли Херувимы херувимскую песнь?

В трех известных нам песнопениях Великого входа так или иначе упоминается служение ангельских сил — Херувимов и Серафимов — своему Царю и Богу, которое предстало в видении пророку Исаии (Ис. 6, 1-3) как стояние вокруг Него, словно телохранителей на страже господина, и возглашение таинственного ангельского восклицания: Свят, свят, свят Господь Саваоф («Господь [Небесных] Воинств»)! Исполнь («полна») вся земля славы Его!

Об этой-то «трисвятой» (поскольку слово свят повторяется трижды) ангельской песни, которая будет исполнена на Евхаристическом каноне, и говорится в первой части самой распространенной на сегодня «херувимской песни»:

Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе всякое ныне житейское отложим попечение — «Мы, таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице трисвятую песнь, да оставим ныне всякую житейскую заботу…»

Оставление всякой житейской заботы, тревоги, огорчения (в старопечатных книгах здесь так и стоит: печаль) есть непременное условие для предстоящей жертвы христиан своему Богу — жертвы хвалы и мира — во исполнение заповеди Спасителя: Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23-24).

О другом виде ангельского служения говорится в оставшейся части песнопения, выражающей основной смысл момента — подготовку к Причащению Святых Христовых Таин:

яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми — «…чтобы нам принять Царя всех [разумных существ], невидимо сопровождаемого, словно телохранителями, воинствами Ангелов».

Хитрое слово дориносимый осталось наполовину греческим: дори — это копье или деревянный шест, обязательная принадлежность телохранителей еще с античных времен, а в Византийскую эпоху дорифор (букв. «копьеносец») означает просто «телохранитель».

Встреча Великого Царя

Со временем торжественная процессия Великого входа побудила уже в этих неосвященных дарах предвидеть Самого Христа, идущего на страдания, точно так же как и другие моменты Литургии постепенно приобрели различное символическое значение. Это предвидение Христа ясно выражено в другой «херувимской песни», исполнявшейся некогда не так редко, как у нас сейчас — в Великую субботу:

Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом и ничтоже земное в себе да помышляет: се бо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися («чтобы быть принесенным в жертву») и датися в снедь («чтобы дать Себя в пищу») верным

В последней общеизвестной «херувимской песни» мы уже не символически, а совершенно реально встречаем Грядущего Царя. В Литургии Преждеосвященных Даров, совершаемой Великим постом, эта песнь сопровождает принесение ранее освященных Святых Даров — Святого Тела Христова, напоенного Святою Его Кровию, — на Престол для причащения священника и прихожан. В ознаменование преклонения пред нашим Великим Царем, Иисусом Христом, приходящим к нам в Своих Теле и Крови, на все время принесения Святых Даров мы падаем ниц, благоговейно внимая пению:

Ныне силы небесныя с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы, се Жертва тайная совершенна дориносится — «Ныне ангельские силы с нами невидимо служат: ибо вот, входит Царь славы! Вот, принесенная таинственная Жертва [- Христос] сопровождается [ангелами], словно телохранителями!»

Это глубокое созерцание увенчивается сердечным приглашением верующих к Божественной Трапезе: Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем! — «Приступим с верою и любовью [ко Христу], чтобы стать участниками вечной жизни!»

До скончания века повторяющаяся, но единственная по своему существу Вечеря Господня озаряет своей тайной и человеческий, и ангельский миры, сближая и родня нас друг другу через единство Цели нашего бытия и — как средство в достижении этой Цели — в нашем служении Творцу.

Источник текста и иллюстрации: «Нескучный сад»

Ангельские чины Серафимы Херувим Толкование на шестую главу книги пророка Исаии Corpus Аreораgiticum Литургическое учение об Ангелах «Достойно есть…» Ангельская песнь Трисвятое Херувимская и Серафимская песни Как изобразить непостижимое? Иконография ангелов

Златоустый святой

Явления и чудеса Святых Ангелов

Оглавление

Златоустый святой

Святитель Иоанн Златоуст. Фрагмент Царских врат. XVI век. Псковский Государственный историко-художественный и архитектурный музей-заповедник

Перед тем как начать свое пастырское служение, святой Иоанн Златоуст (IV в.) несколько лет подвизался в одном из антиохийских монастырей, а затем удалился в пустыню. От строгой аскезы у него появились сильные боли в почках. Возлюбившему всем сердцем пустыню и строго-подвижническую жизнь Иоанну дороже всего на свете была монашеская ряса, однако Господу было угодно прославить его и соделать вторым апостолом Павлом.

Однажды ночью, во время молитвы, Антиохийскому патриарху Флавиану явился Ангел Господень и сказал:

— Иди в монастырь, где подвизается Иоанн и отведи его в патриаршую церковь. Рукоположи его в священники, ибо он — избранный сосуд Божьей благодати, подобный апостолу Павлу. Он просветит вселенную.

Той же ночью Ангел явился и молившемуся в келии Иоанну.

— Завтра тебя посетит патриарх Флавиан и велит следовать за ним. Ты должен беспрекословно повиноваться ему, ибо Господь благоволит, чтобы ты принял священство.

— Прости меня, — возразил смиренный инок, — но я не достоин такого служения. Это превыше моих сил!

— Кто смеет ослушаться повеления Божия?!

Сказав это, Ангел исчез.

Иоанн повиновался Божьей воле. Во время его хиротонии все клирики и благочестивые христиане сподобились стать свидетелями дивного чуда: на голову рукополагаемому Иоанну сел белый голубь.

Став Константинопольским патриархом, святой Иоанн совершенно не изменился. Это был последовательный и искренний архипастырь, бичевавший беззаконие без всякого лицеприятства.

Одна александрийская вдова, с которой несправедливо обошелся местный эпарх, отправилась в Константинополь и попросила заступничества у самой императрицы. Но, не найдя и там справедливости, несчастная женщина прибегла к заступничеству патриарха Иоанна.

Случилось так, что в те дни в Царьград прибыл обидчик вдовы. Святой Златоуст пригласил его и потребовал восстановить справедливость. Однако александрийский правитель был непреклонен. Тогда, используя данное императором Константинопольскому патриарху право, Иоанн приказал бросить эпарха в патриаршую темницу и держать там до тех пор, пока тот не согласиться восстановить справедливость.

Узнав об этом, императрица потребовала от Иоанна немедленного освобождения эпарха.

— Если хочешь, чтобы я его освободил, — вознегодовал угодник Божий, — верни вдове пятьсот золотых монет, которые у нее были несправедливо отняты!

Императрица пришла в ярость. Она тут же послала двести солдат выломать дверь тюрьмы и вызволить заключенного в ней эпарха. Но едва воины приблизились к вратам тюрьмы, как увидели цепенящее зрелище: им преграждал путь страшный, как молния, Ангел Господень! Он извлек из ножен обоюдоострый меч и обратил солдат в позорное бегство.

Многотрудная и исполненная испытаний жизнь Златоуста закончилась в ссылке. Узнав о его смерти, Арависийский епископ Аделфий, неотступно поддерживавший и укреплявший святого во время последней его скорби, стал горячо молиться и просить Бога:

— Покажи мне, Господи, славу, которой сподобился на небесах святой Златоуст.

И прежде чем Аделфий закончил молитву, было ему видение: перед архипастырем предстал светолепный муж, показавший всех учителей и иерархов, преподобных и праведных, «стяжавших подданство небесное». Аделфий с радостью созерцал лица небожителей, однако, не найдя среди них Иоанна, опечалился. Тогда лучезарный муж промолвил:

— Ты ищешь золотого Иоанна, Божии уста? Этого сверхчеловека? Ты не увидишь его здесь, ибо он на престоле Владыки Христа.

Это же видение было и преподобному Марку, аскету, слышавшему от Ангела о златоустом святом те же слова.

Перевод с новогреческого Дмитрия Гоцкалюка

[Назад] [Далее]

Источник: Православие.Ru

Деятельность ангелов по отношению к людям Ангел Хранитель Рассказы о явлениях ангелов, о которых говорят священные библейские книги Ангелы в Житиях святых, Патериках Ангелы и бесы в духовной жизни по учению восточных отцов Природа и назначение ангельского мира «Ангела-Хранителя у Господа просим» Явления и чудесная помощь Ангелов (примеры из Пролога и Патериков)

Вмешательство Архангела Михаила во время операции

Явления и чудеса Святых Ангелов

Оглавление

Вмешательство Архангела Михаила во время операции

Одним из многочисленных чудес Архангела Михаила является исцеление отрока Василия Карастириса, на операции которого присутствовал сам Архистратиг.

Играя, Василий упал и серьезно поранил голову. Его привезли в больницу, где врачи поставили сокрушительный диагноз: слепота и полный паралич конечностей. Заведующий больницей пригласил родителей несчастного ребенка к себе в кабинет и сказал:

— Состояние мальчика тяжелое. Необходима срочная операция, но, буду откровенен, надежды на успех минимальные. Один-два процента, не более. Решение необходимо принять быстро, пока есть хоть какие-то шансы.

Мать почувствовала, что земля уходит под ее ногами. Отец спросил:

— Доктор, неужели нет никакого другого варианта?

Не долго раздумывая, отец дал согласие на операцию. Когда мальчика подготавливали к операции, как он сам позже рассказал, заволакивавшая его глаза темнота рассеялась, и перед ним предстало светлое видение: он увидел храм с высокими сводами и фасадом, выложенным из красного камня. Из открытой двери храма исходил ослепляющий свет. Василий приблизился к двери и… что же он увидел! Прекрасный юноша, осененный ярким светом, протягивал к нему руки и звал:

— Иди сюда, Василий! Не бойся, ты выздоровеешь. Я буду править рукой врача, и операция пройдет успешно.

Ребенок приблизился к звавшему его юноше, пал на колени, обнял его за ноги и прислонил болевшую головку к его левой ноге. Юноша протянул руку и ласково погладил мальчика. Перед тем, как видение исчезло, отрок успел заметить в глубине храма темную икону с серебряными крыльями.

Операция прошла удачно. Зрение и подвижность конечностей возвратились. Это произошло восьмого ноября, в праздник Святых Небесных Сил Бесплотных. Успех операции врачи приписали чуду.

Прошли годы. Все это время семья Василия вела бесплодные поиски того, кто возвратил их сыну здоровье, пока одним прекрасным днем в одной из телевизионных передач Василий, потерявший уже всякую надежду, не узнал храм из своего видения. В качестве паломника он прибыл в Мандомадос и посетил храм святого Архистратига Михаила, преподнося ему искренние слезы благодарности за спасенную жизнь.

Перевод с новогреческого Дмитрия Гоцкалюка

[Назад] [Далее]

Источник: Православие.Ru

Архангелы Михаил архангел Об именах и ангелах Слово в день Собора Архистратига Божия Михаила Воспоминание чуда святого Архистратига Михаила в Хонех (Колоссах) Собор святого Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Акафист святому Архангелу Михаилу Молитва святому Архангелу Михаилу Молитва, тропарь и кондак Архистратигу Михаилу

Икона Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»)

Икона Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»)

Празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» («Милующая») совершается Православной Церковью 11/24 июня

Икона Божией Матери Достойно есть (Милующая)

Икона Божией Матери «Достойно есть» находится на горнем месте алтаря соборного храма Карейской обители на Афоне.

В один из воскресных дней живший неподалеку от Кареи старец ушел в обитель на всенощное бдение. В келлии остался послушник. При наступлении ночи постучался неизвестный инок. Во время всенощной, когда нужно было петь «Честнейшую Херувим…», оба встали перед иконой Божией Матери, называвшейся Милующая, и гость заметил, что у них сначала поют «Достойно есть…» Во время пения этой неслыханной песни икона Богоматери сияла небесным светом, а послушник плакал от умиления. По его просьбе эта дивная песнь, за неимением бумаги, была записана на камне, размягчившемся, как воск, под рукой чу’дного певца. Назвав себя Гавриилом, странник стал невидим.

Архангел Гавриил. Охрид. 1294-1295 гг. Роспись церкви Богоматери Перивлепты.

Икона Божией Матери, перед которой впервые была воспета песнь «Достойно есть», была перенесена в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы Кареи (административного центра Афона). Плита, с начертанной на ней Архангелом Гавриилом песнью, была перенесена в Константинополь во время патриаршества святителя Николая Хрисоверга († 995, память 16 декабря). Многочисленные списки с иконы «Достойно есть» («Милующая») свято чтутся в русских храмах. В Галерной гавани Петербурга в честь Милующей Богоматери был воздвигнут пятикупольный храм, в котором поставили присланную с Афона благодатную икону «Милующая».

Источники: текст — www.jmp.ru, иллюстрации — nesusvet.narod.ru

Гавриил О явлениях Архангела Гавриила «Достойно есть…» Иерархичность духовного мира и место в нем монашества Ангельская песнь Пресвятой Троице, или “Трисвятое” Мы и Херувимы Херувимская и Серафимская песни Чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть»

Чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть». Надежда Дмитриева

Надежда Дмитриева

Чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть»

Из книги «О Тебе радуется!»

Икона Божией Матери «Достойно есть»

Афон твердо встал между небом и землей, чтобы примирить род человеческий с Богом и задержать
в отношении множества людей праведный суд Божий, возбуждаемый человеческим предательством.

Старец Иосиф Ватопедский

Есть места на земле, которые как одинокие свечи озаряют мрак нашей греховной жизни. Святые отцы, сподобившиеся видеть мир духовными очами, говорят, что связаны они с небесами некими световыми столпами. Таковым местом является и Святая Гора. Уже второе тысячелетие отмаливают нашу землю великие подвижники Афона. Сама Пречистая Дева взяла Святую Гору под Свое особенное покровительство. В 667 году благочестивый инок, преподобный Петр Афонский увидел в тонком сне Богородицу, которая изрекла: «Афонская гора есть жребий Мой, от Сына Моего и Бога данный Мне, чтобы удаляющиеся от мира и избравшие для себя подвижническую жизнь по своим силам, имя же Мое призывающие с верою и любовию от души, там проводили жизнь свою без печали и за свои богоугодные дела получили бы жизнь вечную. Весьма люблю то место и хочу на нем умножить иноческий чин. Милость же Сына Моего и Бога пребудет во веки к тем, кои будут там иночествовать, если они исполнят спасительные заповеди. И распространю их в Горе той на юг и север, и возобладают они ею от моря и до моря, и имя их прославлю по всей подсолнечной, и защищу тех, кои в постничестве и терпении будут там подвизаться». Прибыв на Афон по велению Владычицы, преподобный Петр провел там более полувека в пещере, не видя ни кого из людей и разговаривая лишь с Богом, морем и звездами.

На Афоне воссияли многие из чудотворных икон Богородицы: Иверская, Всецарица, Иерусалимская, Экономисса и иные. Наш рассказ об иконе Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»). Сей чудотворный образ пребывает в удивительном, единственном в мире городе – в административном центре Святой Горы, носящем имя Карея. Некогда именно здесь на месте языческого капища равноапостольный император Константин Великий воздвиг в 335 году первый на Святой Горе храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, доныне являющийся духовным центром Кареи. Вокруг него собирались первые афонские насельники. Возникшая позднее здесь Карейская лавра процветала, ее игумен стал первенствующим на Афоне и именовался «протом» — первым или старшим. При проте собирался Собор или Синод из почетных старцев. Общее собрание иноков Святой Горы традиционно проходило в Карее в ее престольный праздник, в день Успения Пречистой.

Так продолжалось вплоть до XVII века, когда турки обложили лавру столь непосильной данью, что обитель сия вынуждена была продавать отдельные участки своих земель другим монастырям, которые тем самым делались самостоятельными, лавра же как единое целое свое существование прекратила. Тогда Собором Святой Горы и было решено преобразовать Карею в город – центр духовного управления монашеской республикой. И доныне на Афоне общими делами всех обителей Святой Горы управляет Священное Собрание, или Кинот, собирающееся в здании Протата. Духовным же центром Кареи остался Протатон – храм, посвященный Успению Богородицы, не раз разрушаемый и вновь возрождавшийся. Уже в 362 году он был сожжен по велению императора Юлиана Отступника. В Х веке, при императоре Никифоре II Фоке, храм был восстановлен; в XIV столетии сильно пострадал от рук латинян, затем вновь воссоздан тщанием болгарских царей. Внутри собора сохранились бесценные фрески работы знаменитого византийского изографа XIV века Мануила Панселиноса.

С 982 года в алтаре Успенского храма на горнем месте пребывает чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть». Вместе с храмом она пережила многие невзгоды, но оставалась невредимою и вот уже второе тысячелетие озаряет весь православный мир.

Как явствует из самого ее названия, история этой иконы связана с православным песнопением «Достойно есть». В X столетии в пещере неподалеку от Кареи подвизались некий старец-священноинок с послушником. Однажды под воскресенье, 11 июня 982 года, старец отправился в монастырь на всенощное бдение, послушник же остался дома. Поздно ночью в келью постучался неизвестный инок. Послушник этому не удивился – обителей на Афоне много, многие отшельники живут и в горах, порою спускаясь к своим собратьям. Поклонился послушник незнакомцу, дал испить воды с дороги, предложил отдохнуть в келье. Вместе с гостем они стали петь псалмы и молитвы. Однако во время пения слов «Честнейшую Херувим» таинственный гость неожиданно заметил, что в их местах эту песнь поют по-иному, добавляя перед «Честнейшую» слова «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего». И когда инок начал петь эти слова, то икона Божией Матери «Милующая», стоявшая в келье, внезапно воссияла таинственным светом, а послушник ощутил вдруг особую радость и зарыдал от умиления. Он попросил гостя записать дивные слова, и тот начертал их перстом на каменной плите, умягчившейся под его рукой словно воск. После этого гость, назвавший себя смиренным Гавриилом, сделался невидимым, а икона еще некоторое время продолжала излучать чудесный свет. Потрясенный, послушник дождался старца, поведал ему о таинственном незнакомце и показал каменную плиту со словами молитвы. Духовно опытный старец сразу же понял, что приходил в келию Архангел Гавриил, посланный на землю, дабы возвестить христианам дивную песнь во имя Божьей Матери – еще одну в чреде тех, что люди узнавали от ангелов («Слава в Вышних Богу», «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», Трисвятое «Святый Божий, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас»).

С тех пор ангельская песнь «Достойно есть…» поется во время каждой Божественной литургии по всему миру — везде, где есть хотя бы один православный престол или живет хотя бы один православный христианин. Старец и послушник рассказали о случившемся проту. Тот благословил собрать Собор старцев, на котором было поведано о чудесном вестнике и его словах. Здесь же, на соборе, вознесли молитву Богородице «Достойно есть…», камень же с начертанными на нем словами отправили в Константинополь патриарху как свидетельство чуда. А икона, перед которой впервые на земле была воспета сия молитва, с тех пор и стала называться «Достойно есть». Вскоре икону с почетом перенесли в соборный храм Кареи, где она стоит и доныне.

Неподалеку от Кареи, на восточном скате Святой Горы близ Эгейского моря, расположен русский Андреевский скит, а близ него – и тот узкий овражек со стремительным потоком воды, возле которого стояла та келия, куда снизошел небесный вестник.

Более тысячи лет минуло с тех пор. За это время икона всего четыре раза покидала Афон, чтобы утешить, поддержать, вразумить тех православных, у которых нет возможности прийти к ней самим. Первый раз это произошло только в 1963 году, когда праздновалась тысячелетие Святой Горы и по случаю этого юбилея чудотворная посетила греческую столицу Афины; второй — в 1985 году, когда по случаю 2300-летия града Солуни (ныне Салоники) ее привозили туда; в третий раз — осенью 1987 года, когда святыня вновь навестила столицу Эллады, была с почетом встречена на пристани портового предместья Афин Пирея торжественным крестным ходом с хоругвями, свечами, венками из живых цветов и в течение восемнадцать дней пребывала в храме Благовещенья, днем, и ночью принимая чаявших к ней приложиться. Все это время у иконы неотступно находились иноки-святогорцы. Наконец, осенью 1994 года, дивная гостья посетила город Ларнака на острове Кипр. Промыслом Божиим именно тогда в порту Ларнаки стоял корабль с паломниками из России. Вечером, всего за час до отхода теплохода, паломники поспешили через весь город, чтобы приложиться к чудотворной, но увидели длинную, уходящую за горизонт очередь. Но толпа благочестивых греков вдруг расступилась, пропустив русских одноверцев к великой святыне.

Издавна изливала Пречистая Свою милость на русских христиан. Списки с чудотворного образа «Достойно есть» имелись в Петербурге, в Галерной гавани, где стоит выстроенный в честь Милующей Богоматери величественный псевдовизантийский храм. А 16 июня 1999 года на московское подворье Троице-Сергиевой Лавры со Святой Горы Афон был доставлен еще один список, сделанный теми же изографами – насельниками афонского Никольского скита («Белозерки»), что писали и образ Иверской иконы, подаренный святогорцами восстановленной Иверской часовне в Москве.

По иконографии образ Божией Матери представляет собою поясное изображение Пречистой, на правой Ее руке восседает прильнувший к Ней Младенец со свитком в руке. Празднование этой чудотворной совершается 11 июня по христианскому летоисчислению – в тот самый день, когда посетил афонских иноков небесный гость:

Архангел Гавриил с небесе послан бысть от Тебе, Богородице,
к смиренному послушнику горы Афонския,
в пустынней келии воспевавшему Ти хвалебныя песни пред святою Твоею иконою,
да научит его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели в Сионе горнем.
Темже и мы дольнии, воспоминая таковое Твое о людех благопромышление,
со благодарением вопием Ти сице:
Радуйся, достойно восхваляемая от Архангел и Ангел;
Радуйся, ублажаемая от всех небесных сил.
Радуйся, Присноблаженная и Пренепорочная;
Радуйся, Матерь Бога нашего.
Радуйся, Честнейшая Херувим;
Радуйся, Славнейшая без сравнения Серафим.
Радуйся, без истления Бога Слова рождшая;
Радуйся, воистину сущая Богородице.

Источник текста и иллюстрации: Православие.Ru

Гавриил Серафимы Гавриил «Достойно есть…» Ангельская песнь Ангельская песнь Пресвятой Троице, или “Трисвятое” Трисвятое Мы и Херувимы Херувимская и Серафимская песни Икона Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»)

Трисвятое великое

Трисвятое великое

Архангел. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Трисвятое великое — молитва «Святый Боже…», поющаяся в завершении утрени. Кроме Литургии, это единственное место в церковной службе, где Т. поется, а не читается, само по себе и по особому чину не только трижды, но с припевом «Слава и ныне» и с повторением 1 1/2 раза еще после этого припева. Отсутствие обычно сопровождающих его молитв, даже «Отче наш», сосредоточивает на песне все внимание и отвечает хвалебно-песенному колориту всей этой части утрени. В западном богослужении эта часть называется Laudes.

Источник: www.jmp.ru

Ангел Явления и чудесная помощь Ангелов «Достойно есть…» Ангельская песнь Ангельская песнь Пресвятой Троице, или “Трисвятое” Трисвятое Мы и Херувимы Херувимская и Серафимская песни

Мир веры. Об Ангелах и демонах. Е. Поселянин

Евгений Поселянин

Мир веры. Об Ангелах и демонах

Из книги «Идеалы христианской жизни»

… Как-то совершенно забыты у нас наши Ангелы Хранители, к которым у нас нет настоящего правильного отношения. Лица, совершающие долг ежедневной молитвы, быть может, по утрам и вечерам читают помещенные в молитвенник утреннюю и вечернюю молитвы Ангелу Хранителю. Но нет к нему того пламенеющего рвения, той неперестающей о нем мысли, которая так могла бы помогать людям в духовном их деле.

Когда верховный из Ангелов возмутился против Бога и в безумии своем задумал низвергнуть вечный Престол и самому воцариться на место Бога, предводитель Сил Небесных Архистратиг Михаил собрал вокруг себя легионы Ангелов, оставшихся верными Богу, низвергнул сатану с полчищем его в преисподнюю и с тех пор постоянно поражает его своим огненным мечом. Неукротимый в ненависти, непримиримый в злобе, неистощимый в лукавстве, сатана не перестает вновь и вновь устремляться на Престол Божий, вновь и вновь отражаемый светлыми Ангелами.

Иллюстрация к Библии Г. Доре

Побеждаемый тут, сатана со своими слугами ополчается на верных Богу людей, стараясь оттеснить от Бога и духовно погубить всякого из великого Божия наследия — рода человеческого. И для помощи в этой лютой борьбе ко всякому из нас приставлен добрый Ангел Хранитель.

Вера в Ангела Хранителя распространена у всех христианских народов и внушала художникам полные высокого смысла картины. Как прекрасны, например, изображения известного немецкого художника Плокгорста, который то представляет Ангела у окна дома, вносящего душу младенца, который сейчас в этом доме родится; то Ангела, склонившегося над колыбелью спящего младенца и овевающего его своими белоснежными крыльями; то Ангела, хранящего двух детей, которые рвут цветы на краю пропасти и которых Ангел удержит в нужное мгновение от падения во сне.

Но еще лучше та картина, которая изображает город, там, глубоко внизу, объятый мраком, и летящего средь звездного неба тихого Ангела с душой человеческой в объятиях. Эта картина совпадает с чудесными словами нашего Лермонтова. Поэт в своем стихотворении «Ангел» достиг высшей красоты, доступной поэзии. Можно сказать, что тут человеческое замолкло и звучит только одно Божественное и вечное:

По небу полуночи Ангел летел
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.
Душа поселилась в твореньи земном,
Но чужд был ей мир. Об одном
Она все мечтала, о звуках святых,
Не помня значения их.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Да, душа слышала эти песни, которые напевал ей Ангел Хранитель, неся ее на землю для мира печали и слез, и запомнила их; и память об этой песне не дает ей удовлетвориться ничем земным. Она тоскует на земле, как в несродной ей области, полная отдаленных, смутных, но в то же время и сильных воспоминаний о рае и райских садах.

Ангел из иконы Благовещения. Византия, первая четверть XIV века

Эта ангельская песня, которую вспоминает душа на земле в своей земной жизни, наполняет душу тем святым беспокойством, которое не дает ей удовлетвориться ничем тленным, земным, переходящим, которое заставляет ее тосковать по вечной отчизне. Но отчего мы не задерживаем для себя раздавшийся нам так давно звук этой песни, отчего мы на протяжении всей нашей жизни вообще не внимаем Ангелу Хранителю, который без конца готов продолжить для нас эту песню?

Этой песне внимали святые, когда, завороженные ею, они разом рвали со всем миром, чтобы жить на земле жизнью бесплотных. Этой песне внимали те мученики, которые с улыбкой предавали себя на невыносимые пытки. Этой песне внимают и ею счастливы все те, кто творит на земле Божию волю.

Так вот, нам надо возобновить близкое общение с забытым нами Ангелом и, прежде всего, понять все значение его для нас.

Верую в Ангелов, наших блюстителей,
Полных участья к нам, полных любви…
Промысла Божьего кротких свершителей,
Демонских замыслов зорких рушителей,
Коим вверяем мы тайны свои…

В жизнеописаниях святых рассказывается, что многие из них видали Ангелов, плачущих у входа в те дома, где охраняемые ими люди предавались бешенству страстей. Если вспомнить, как в это время скорбные Ангелы со слезами молятся Богу о помиловании тех людей, за которых Христос лил свою кровь и которые своими делами вновь распинают Христа, если мы подумаем о том, какими опасностями мы со всех сторон окружены, если мы вспомним, как легко, при горячем и безумном спехе нашей жизни, в больших городах быть раздавленным на улице, попасть в крушение железнодорожного поезда, погибнуть на воде, мы поймем, как нужны нам тогда такие чудные Хранители.

Среди рассказов о печальных грандиозных железнодорожных катастрофах, случившихся недавно в России, передавали, что некоторые люди, которые должны были ехать на роковых поездах, каким-то необъяснимым стечением обстоятельств на них опоздали и через то уцелели. Не Ангелы ли Хранители придержали их за руку от того, чтобы пустить в смертоносный поезд?

Тяжек труд Ангела, приставленного к земному человеку, который делает его ближайшим свидетелем всех своих беззаконий и мерзостных падений. Ангел увлекает человека в храм. Человек же идет к нечистому развлечению; Ангелу хотелось бы поднять человека на молитву, а он предается кутежу; Ангелу хотелось бы вложить в уста его кроткие и добрые слова, а он произносит слова нечистые и враждебные; Ангелу хотелось бы видеть человека праведным, а человек представляет собой сплошной грех.

Мы не можем видеть всего усилия борьбы, которую ведут Ангелы за охрану человека. Но мы должны были бы часто в жизни своей чувствовать, что есть кто-то чудный, внушающий нам благие решения, увлекающий нас к добру, когда злая плотяная сторона существа влечет нас в обратную сторону. И в верующих людях, ищущих Бога, Ангелы обыкновенно и побеждают.

Постараемся представить себе отрадную картину. Мир спит. Спят и труженики, во славу Божию проработавшие изо всех сил весь день; спят и ленивцы, которые по беспечности своей не исполняют заповеди Христовой о том, чтоб есть хлеб, политый трудовым потом. Спят и труженики, и празднолюбцы. Спят и люди, на грязные забавы бросавшие заработок дня, и люди, употребившие наследственные средства на то, чтобы заглушить память о небе в таких забавах.

Все спит: и дети, и взрослые. Не спят лишь их Ангелы. Склонившись у изголовья этих людей, объятых отрадными видениями или томящихся тяжелыми и грешными сновидениями, они воссылают к Богу за этих людей, старых и малых, праведников и отчаянных грешников, свою чистую молитву к Богу. И если бы у человека просветлел его взор и он мог бы окинуть разом вселенную, как чуден был бы по всей вселенной вид этих небожителей, волею Бога посланных на землю, волею Божиею творящих за порученных им людей свою неусыпную молитву.

Многие люди у нас, даже из верующих, вообще сомневаются в личном существовании бесплотных духов того или другого порядка — демонов или Ангелов. Но убеждение в существовании их составляло веру всех решительно поколений. Так, у многих народов в их народных сказаниях есть та же легенда, что так проникновенно изложил Гёте в своем «Фаусте», — легенда о человеке, который продал сатане свою душу за известные земные выгоды.

Один из глубочайших и своеобразнейших русских мыслителей последнего времени, так много сделавший для привлечения внимания общества к религиозным вопросам, до него почти совершенно этим обществом заброшенных, Владимир Сергеевич Соловьев, был полон убеждения в личном существовании духов злобы и духов добра, потому что сам он их видал совершенно реально.

Однажды к Оптинскому старцу Амвросию пришел священник, который сомневался в личном существовании духов, но не решился высказать старцу своего сомнения. По прозорливости своей отец Амвросий без слов увидал эти его сомнения и решил на деле убедить священника в том, чего он не мог принять без доказательств. Отец Амвросий на несколько минут закрыл свои глаза, и тогда священник увидал, что весь воздух кельи до тесноты наполнен страшными призраками. Он весь задрожал и похолодел. Сомнению не было места. Отец Амвросий ему тогда сказал:

— Видел?

— Видел, батюшка, — отвечал священник.

И все было сказано.

Духам злобы нечего делать там, где люди исполняют и без того то, что этим духам так желательно: изменяют Богу. Он может с сочувствием смотреть на таких людей, но нет места его работе там, где его работу за него добровольно производят сами люди. Его цель иная. Его цель — оттеснить от Бога людей, которые к Нему тяготеют душой, людей, которые знают сладость духовной жизни, людей, которые могут жизнью своею прославлять Бога и увлекать к Богу иные души. Сокрушить праведника, тонким искушением довести его до соблазна, растлить душу, благоухающую праведностью, довести ее до отчаяния, отвести ее совершенно от Бога и сделать своим игралищем чистое Божье дитя — вот какою целью задается враг.

Там, где готов вспыхнуть живой очаг веры, пламенеющий костер благодати, там демон употребляет все усилия, чтобы этот костер погасить. И вот почему страшный натиск выносят от демона люди, которые вступают на высшие пути совершенства. Если отшельничество, ведущее к неразрывному, ничем не смущаемому соединению с Богом, к погружению души в существо Божие возводит человека на духовную высоту, сообщает душе благодатную силу, то можно себе представить, как ненавистен должен быть этот путь демону. И мы видим, что нет того подвижника, который, вступая на этот путь, не подвергался бы величайшим нападкам и страхованиям от сатаны.

Ангел приносит пищу пророку Илии. Иллюстрация к Библии Г. Доре

Великие древние отцы египетских пустынь, наш преподобный Сергий и его последователь, великий старец Серафим Саровский — все они терпели лютые нападения. Демон являлся им во всевозможных видах. Им казалось, что келья их рушится, они слышали страшный хохот, рев и вой: «Уходи отсюда». Старца Серафима сатана подымал на высоту и сбрасывал его вниз. По собственному признанию старца, однажды в отместку за душу, которую старец молитвами своими вырвал из его когтей, сатана вырвал из тела старца кусок живого мяса. Эта борьба страшная, всю силу и ужас которой знают только те люди, которые сами ее на себе пронесли.

Наконец, диавол, отовсюду подвижником побежденный, воздвигает на него страшнейшее из испытаний, так называемую «мысленную брань», когда человеку, все для Бога оставившему, начинает казаться, что Бога совершенно нет, и хульные помыслы, один другого ужаснее, овладевают им. Но это последнее из испытаний, и за ним начинается благодатная чудотворная тишина.

Будем верить в наших блюстителей, кротких Ангелов, и им доверим защиту нас от нападок общего нашего и их врага.

Научи меня молиться,
Добрый Ангел, научи!
Уст твоих благоуханьем
Чувства черствые смягчи;
Да во глубь души проникнут
Солнца вечного лучи,
Да в груди моей забьются
Благодатных слез ключи!
Дай моей молитве крылья!
Дай полет мне в высоту!
Дай мне веры безусловной
Высоту и теплоту!
Неповинных, безответных
Дай младенцев чистоту
И высокую святую
Нищих духом простоту!
Дай стряхнуть земные узы,
С прахом страннических ног,
Дай во мне угаснуть шуму
Битв житейских и тревог:
Да откроется тобою
Мне молитвенный чертог,
Да в одну сольются думу:
Смерть, бессмертие и Бог!
[1]

Примечания:

[1] Стихотворение П. Вяземского «Молитва ангелу-хранителю»

Источник текста и иллюстраций: Православие.Ru

Ангел-хранитель О святых ангелах Ангел Хранитель Святые отцы об Ангеле Хранителе Ангел-хранитель «Ангела-Хранителя у Господа просим» Явления и чудесная помощь Ангелов Поучение об ангелах-хранителях Молитва Ангелу-Хранителю Молитва Ангелу Хранителю (из канона)

Явления и чудеса Святых Ангелов

Явления и чудеса Святых Ангелов

Оглавление

Дохиарский колодец

Во времена царствования в Византии императора Андроника II (1282-1328 гг.) Архангелы Михаил и Гавриил чудотворным образом помогли отцам Дохиарского монастыря, явив им источник воды. Несколько веков в монастыре не было питьевой воды. Она поступала в обитель по узким желобам, тянувшимся более трех миль. Вода сильно загрязнялась, что приводило к возникновению среди монахов большого числа заболеваний. Братия собралась и решила во избежание загрязнения воды, прорыть ров и установить трубы. Работы были поручены монаху Феодулу, который решил приступить к исполнению задания сразу же на следующий день.

Архангелы Михаил и Гавриил. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Ночью отцу Феодулу во сне явились Архангелы Михаил и Гавриил, обратившиеся к нему со словами:

— Зачем вы утруждаете себя даром? Знай, что в монастыре есть вода.

Феодул поднялся и спросил:

— Прошу вас, покажите мне, где она?

Архангелы взяли его за руку и отвели к месту, где сегодня находится источник. Небесные Вестники копнули мотыгой несколько раз, и из земли ударил фонтан воды. Феодул зачерпнул воду и попробовал ее. В жизни он не пил такой вкусной воды. Проснувшись, монах созвал братию и сказал:

— Сегодня мне был сон. Меня посетили Божии Архистратиги и возвестили, что на территории монастыря есть вода. Пойдемте на указанное ими место и станем копать.

Едва монахи приступили к работе, как из земли забил источник. Попробовав воду, иноки убедились, что на вкус она была не только пригодной для употребления, но и превосходной…. В один голос подвижники прославили святых Архангелов и всеблагого Господа.

Этот источник существует и по ныне, даруя приступающим к нему с верой людям исцеление от всякого недуга.

Перевод с новогреческого Дмитрия Гоцкалюка

[Назад] [Далее]

Источник: Православие.Ru

Архистратиг Михаил архангел Архангел Гавриил Собор архангела Гавриила Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Хонех (Колоссах) Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Молитвы, тропарь и кондаки Архангелу Гавриилу Молитва ко святому Архангелу Михаилу (из Акафиста Архангелу Михаилу)

Служитель Таин Божиих. — Священник Константин Ровинский

Священник Константин Ровинский

Служитель Таин Божиих

Архангел Гавриил. Фрагмент иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы» («Благовещение Устюжское»). XII век. Новгород. Источник: прислано посетителем нашего сайта

За долгую, почти что 75-летнюю многогрешную жизнь свою я был свидетелем многих чрезвычайных событий, ясно свидетельствовавших о том, что нашей жизнью руководит Промысел Божий, что наша молитва, приносимая с глубокой верой, бывает всегда услышана Богом, что чудеса бывают и теперь и что не признавать всего этого значит во многих случаях отвергать очевидность, умышленно закрывая глаза на происшедшее, отрицать истину.

Между прочим, наблюдал я события и слышал также о случаях, ясно свидетельствовавших о том, что умершие находятся в молитвенном общении с живущими, что они нуждаются в таких молитвах за них и особенно в принесении Бескровной Жертвы и что они, в свою очередь, являются нашими ходатаями и покровителями.

Далее я убедился, благодаря многим фактам, что без помощи Божией и содействия благодати человек не может избавиться от своих грехов, привычек, недостатков и стать на путь спасения, что Бог поругаем не бывает и что Он является нашим Мстителем и Защитником от врагов.

Я утвердился в мысли, что полезно для укрепления нашей веры читать и слушать о всяких событиях, свидетельствующих о том, что Господь печется о нас, что мы не одиноки, что Он не только наш Промыслитель, но и поистине Отец Небесный, желающий нашего спасения, и что Пречистая Богородица, святые и умершие близкие нам лица являются нашими ходатаями, что еще важнее для каждого человека в этом отношении — личный религиозный опыт.

* * *

… Опишу один случай, из которого ясно видно, как отозвался святой архангел Гавриил на усердную молитву к нему, обращенную лицом, очень почитавшим Великого Служителя Тайн Божиих, что может служить большим утешением нам на земле.

В 1925 г. я провел месяц в Аносиной пустыни, недалеко от Звенигорода. За год перед этим я тоже там провел часть лета и познакомился с двумя московскими учительницами – милыми, симпатичными и глубоко верующими девушками.

Приехав туда снова в 1926 г., я был рад встретиться с ними и узнать, что они тоже проведут часть лета близ пустыни в соседней деревне Аносине, где наняли уже помещение.

Мы встретились с ними скоро еще раз и условились друг друга навещать. Они познакомили нас со своей подругой Н., тоже московской учительницей, впервые бывшей в Аносине и очень довольной своим приездом туда. Когда мы с ними прощались, наша новая знакомая обратилась ко мне с просьбой прийти к ней в воскресенье после обедни и освятить новую избу, которую она наняла в этой деревне, отслужив молебен с водосвятием. В назначенный день мы отправились к ней в деревню.

В углу сиявшей белыми стенами и пахнувшей смолой недавно срубленной избы стоял столик, на котором находилась чаша с водой, два подсвечника с восковыми свечами и самая простая олеографическая икона архангела Гавриила, наклеенная на фанеру и прислоненная к стене. Перед иконой теплилась лампада.

Приезжая учительница Н. просила меня отслужить вместе с водосвятием молебен, молебен святому архангелу Гавриилу с акафистом ему, для чего вручила мне рукописный акафист.

Отслужив молебен и окропив избу освященной водой, я остался, по приглашению хозяйки, напиться чаю. За чаем я выразил большую радость, что мне удалось прочитать так хорошо написанный акафист, объяснив, что многие наши акафисты очень неудачно составлены, отличаясь многословием с нанизыванием разного рода похвальных выражений и эпитетов, часто повторяющихся и неблагозвучных. Авторы их не вдохновлялись, а часто механически кропали одну строчку за другой, больше придерживаясь условной формы, чем заботясь о содержании.

Тогда хозяйка-учительница объяснила мне, что она является автором так понравившегося мне акафиста, и рассказала следующее.

— Я с юных лет особенно почитаю архангела Гавриила как провозвестника Божиих Таин и благовествовавшего Пресвятой Деве Марии о рождении от Нее Спасителя.

Каждый день я усердно ему молилась, прося помощи и поддержки. Мне было прискорбно, что у меня нет иконы архангела Гавриила, и я просила, чтобы он помог мне получить как-нибудь его святое изображение.

Однажды утром, около года тому назад я особенно усердно молилась архангелу Гавриилу. Вдруг угол, увешанный иконами, как бы раздвинулся, и передо мною предстал архангел Гавриил. Он молча, с тихой улыбкой на меня посмотрел, и затем стены как бы вновь сдвинулись, и видение, которое продолжалось несколько мгновений, прекратилось.

Архангел Гавриил был одет в белую тунику, вместо ораря на плечах, как обыкновенно изображают на иконах, у него были голубого цвета узкие ленты, перекрещивающиеся на груди. Я не испугалась, но смутилась, а потом на душе стало так радостно.

Только что видение окончилось, в комнату вошла моя мать и обратилась ко мне с фразой:

— Какими это ты духами надушилась? Какой чудный запах. Такой аромат наполнил всю мою комнату.

Я долго была в восторженном и одновременно в благоговейном состоянии, мысленно благодаря архангела Гавриила за то, что он удостоил меня его лицезреть в телесном виде.

Вдруг раздался стук в дверь, и в комнату вошла моя двоюродная сестра, тоже учительница, с каким-то свертком и, поздоровавшись со мной, сказала:

— Представь себе, какой со мной произошел случай, объяснить который я не в состоянии. Только что я оделась, вышла из квартиры и начала спускаться с лестницы, намереваясь перед началом занятий зайти по делам, как появилась назойливая мысль, что я что-то забыла в своей комнате, что мне что-то нужно сделать. Навязчивая мысль так меня охватила, что я поднялась в свою квартиру, открыла комнату и остановилась, недоумевая, что же мне далее делать. Машинально подошла к комоду, открыла верхний ящик и зачем-то стала перебирать содержимое. В левом углу у меня, между прочим, лежат разного рода бумаги, справки, рисунки, узоры и среди них бумажная икона архангела Гавриила, о которой я совсем забыла. Я знаю, что ты верующая, и мне неожиданно пришла мысль отвезти тебе эту икону, и я успокоилась. Возьми ее, пожалуйста.

Перед этой иконой, которую я наклеила на фанеру и освятила, Вы и служили сегодня молебен и читали акафист.

Что касается самого акафиста, то написала я его при следующих обстоятельствах.

После описанного видения я стала особенно усердно молиться архангелу Гавриилу, скорбя, что ему не составлено до сих пор акафиста, почему я не могу его достойным образом прославлять. Вскоре после этого меня стала преследовать мысль: напиши акафист архангелу Гавриилу.

Я отгоняла эту мысль, так как, во-первых, недостаточно хорошо знаю славянский язык, а, во-вторых, не так знакома с той формой, которой следует придерживаться при составлении акафистов, почему саму идею написать акафист считала дерзновенной.

Но мысль эта меня не оставляла и стала такой упорной, что я, наконец, взялась за перо и, после молитвы, начала составлять акафист. Откуда-то мне стали приходить в голову славянские слова и речения, мысль прославить великого Служителя Таин Божиих стала облекаться в звучные слова и стройные предложения, и в довольно непродолжительное время акафист был написан.

Я решила отнести его Святейшему Патриарху и просить его велеть рассмотреть составленный мною акафист и благословить его читать. Святейший Патриарх принял меня хорошо, выслушал мое ходатайство и сказал:

— Я передам в Синод на рассмотрение составленный Вами акафист архангелу Гавриилу, но предупреждаю, что Вы получите ответ не скоро, так много поступило к нам на рассмотрение акафистов и молитв, составленных в последнее время.

Через две недели был праздник «Собор Архангела Гавриила», и я решила накануне пойти в церковь, бывшую прежде при почтамте, посвященную архангелу Гавриилу, и отстоять там всенощное бдение [1]. Служебные и другие дела меня задержали, и с большим опозданием я могла пойти в церковь. Едва я туда вошла, как открылись царские врата, и на середину храма вышел Святейший Патриарх, окруженный сонмом епископов, священников и, к великому моему удивлению и радости, начал читать составленный мною акафист.

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, исповедник

Для меня стало совершенно ясным, что мысль написать акафист мне внушена архангелом Гавриилом и что он помог мне в этом труде и руководил моею слабою рукою. Через день я пошла к Святейшему Патриарху и получила от него свою рукопись и благословение читать составленный мною акафист; причем в рукописи не было изменено ни одной фразы, ни одного слова [2].

Прошло несколько месяцев. Приближался праздник Благовещения и с тем вместе день, посвященный прославлению архангела Гавриила.

За несколько дней до Благовещения ко мне постучали в дверь комнаты, и в нее вошел неизвестный мне монах среднего роста, весьма худой и болезненный на вид.

— Я епископ Гавриил [3]. Через несколько дней день моего Ангела, и я буду служить всенощную в церкви, посвященной архангелу Гавриилу, — сказал он, благословив меня. — Не можете ли Вы дать мне составленный Вами акафист Архангелу, тезоименитому мне? Я хочу прочитать его перед «Хвалите имя Господне».

Я, конечно, с радостью вручила ему акафист. С этого времени акафист многие списали, и, к моему великому утешению, стали читать в церквах г. Москвы и отдельные лица.

Рассказ скромной учительницы произвел на меня и всех присутствующих большое впечатление.

Святый великий Архистратиже Небесных Сил Гаврииле, Служителю Тайн Божиих, благовествовавший Пречистой Деве Марии воплощение Бога Слова, святыми твоими молитвами и предстательством настави нас, грешных, на путь спасения и пошли нам утешение в скорбях, напастях и обстояниях.

По книге: Отец Константин Ровинский. Беседы старого священника. М.: Храм свв. бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке. 2007.

Примечания:

[1] Храм Архангела Гавриила («Меншикова башня») построен в 1701-1707 гг. на месте церкви XVII в. на средства кн. А. Д. Меншикова. В 1930-е гг. храм был закрыт. Возвращен верующим в 1947 г. С 1948 г. в храме размещается Антиохийское подворье.

[2] Недавно стала известна резолюция Святейшего Патриарха Тихона о разрешении к церковному употреблению акафиста архангелу Гавриилу: «№ 1698. 12 (25) июля 1921. Разрешается для церковного употребления. [Патриарх] Тихон» (Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве Высшей Церковной власти. 1917-1943. М. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. 1994. С. 177). Благодаря этой публикации теперь известно имя составителя акафиста, аносинской собеседницы о. Константина — Анна Ивановна Кулакова. Дата резолюции также вносит существенные коррективы в рассказ о. Константина Ровинского. Акафист архангелу Гавриилу впервые опубликован в кн.: «Женская Оптина». М. 1997. С. 419-430.

[3] Епископ Гавриил (Всеволод Витальевич Красновский, 29.9.1885†18.8.1941), Клинский, викарий Московской епархии — сын московского протоиерея. Окончил Московскую духовную семинарию и военное училище, офицер Русской армии. Хиротонисан святителем Тихоном во епископа Клинского (3.9.1923). Страдал общей слабостью и туберкулезом. Это стало одной из причин его отъезда на юг (осень 1923). В ссылке в Топлове Таврической губернии (1927-1928), где был Топловский Параскевиевский женский монастырь. 25.4.1932 г. арестован и этапирован в Москву, приговорен к 3 годам ИТЛ. В 1935 г. освобожден. Жил в г. Старый Крым, затем в Геническе, служил тайно. Арестован 10.4.1941 г. Расстрелян в Запорожье.

Источник: Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской епархии

Собор Архистратига Гавриила (26 марта/8 апреля) Собор святого Архангела Гавриила (13/26 июля) Молитвы, тропарь и кондаки Архангелу Гавриилу Житие преподобного Давида, бывшего разбойника Архангел Гавриил Слово за богослужением в день св. Архангела Гавриила на Антиохийском Подворье в Москве О явлениях Архангела Гавриила Явления и чудесная помощь Ангелов «Достойно есть…»

Сила веры

Явления и чудеса Святых Ангелов

Оглавление

Сила веры

Иоанн Апикос, происходившй из лесбоского селения Мандамадос, покинул родину и эмигрировал в Германию, где вел мирную христианскую жизнь со своей женой Каллиопой.

В ноябре 1987 года в их семье случилась трагедия: у Каллиопы произошло обширное кровоизлияние в мозг. Она была перевезена в больницу, где в течение пяти дней не выходила из комы. Врачи пессимистично смотрели на ее выздоровление, ожидая с часу на час летального исхода. В семье царили боль и невыразимая печаль. Но неожиданно просиял луч надежды: они вспомнили о покровителе их родины Мандамадоса — святом Архистратиге Михаиле. Все члены семьи склонили колени перед домашним иконостасом и с надеждой подняли взор на икону Архангела. Их молитва исходила с болью, верой и слезами. После молитвы в умиротворенных сердцах затеплилась надежда. На семейной молитве отсутствовал лишь брат больной — Ираклий. Состоя в секте свидетелей Иеговы, он, едва все члены семьи стали на колени перед образом небесного Архистратига, бесшумно удалился.

Рано утром все отправились в больницу. Там их ожидал сюрприз. Находившаяся до вчерашнего дня в коме больная лежала с широко открытыми глазами.

— Куда вы девали икону Архангела, которая была у нас дома? — с трудом выговаривая слова и с беспокойством в голосе, спросила больная.

— Она на своем месте.

Женщина немного успокоилась и с трудом продолжила:

— Вчера вечером Архистратиг посетил меня. Он стоял здесь, рядом со мной. Его глаза смотрели на меня с грустью и болью. «Хочу раскрыть свои крылья и покрыть ими вас, но мне трудно это сделать» — сказал Архангел. Побыв со мной какое-то время, Ангел исчез. Что происходит, Иоанн? Почему Архангел медлит исцелить меня?

Иоанн тут же догадался, что причиной этому являлся их брат сектант. Встретившись с ним вечером, Иоанн рассказал о видении Каллиопы и, заканчивая, подчеркнул:

— Ираклий, Архангел желает не только телесного исцеления твоей сестры, но и твоего духовного исцеления. Он хочет, чтобы ты вернулся в православную веру и спасся. Вместе с этим он желает, чтобы и ты помолился Богу о выздоровлении Калиопы.

В душе Ираклия началась жестокая борьба. Сектант боролся с православным христианским сознанием, союзником которого была безмерная любовь к сестре. Наконец он смирился перед силой Христа, склонил перед иконами колени, слезно помолился и возродился.

На следующее утро уже вся семья поспешила в больницу. И что же они увидели! Больная ждала их, стоя на ногах! Ее палата была полна врачей и медсестер. Все они были в недоумении.

— Ночью, — начала рассказывать родным, не скрывая радости, Каллиопа, — я услышала в тишине палаты сильные взмахи крыльев. К большому моему удивлению, я увидела Архангела Михаила. На этот раз его вид был радостным, и он улыбался.

— Ты выздоровеешь. — сказал он мне.

Подняв руку, Божий Ангел осенил меня крестным знамением, еще раз улыбнулся и исчез. Мне захотелось подняться. Я ощутила в себе силы и поняла, что смогу это сделать. Увидев, что я иду, лежавшая в моей палате больная бросилась ко мне и обняла меня. «Я все видела. — сказала она. — Я видела, как к твоей кровати приблизился высокий смуглый мужчина, одетый во все белое. Я видела, как он качал рукой, а потом неожиданно исчез… Сначала я подумала, что это был врач в белом халате, но приблизившийся к тебе был необычайно высокого роста, выше двух метров. Его ноги не ступали по земле. С его появлением в комнате разлилось чудное благоухание. Я испугалась и с головой накрылась одеялом».

— Только чудом ты исцелилась. — сказал лечащий врач Каллиопе.

Уже на следующий день Иоанн был на своей родине, в Мандамадосе. Он предстал перед иконой святого Архистратига Михаила, слезно благодаря небесного заступника за совершенное чудо.

Перевод с новогреческого Дмитрия Гоцкалюка

[Назад]

Источник: Православие.Ru

Ангелы Архангелы Слова в день Архангела Михаила Слово в день святого Архистратига Михаила Слово в день Собора Архистратига Божия Михаила Явления и чудесная помощь Ангелов (примеры из Пролога и Патериков) Воспоминание чуда святого Архистратига Михаила в Хонех (Колоссах) Собор святого Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Молитва святому Архангелу Михаилу Молитва, тропарь и кондак Архистратигу Михаилу