Мандамадоский Архистратиг

Явления и чудеса Святых Ангелов

Оглавление

Мандамадоский Архистратиг

В конце X – начале XI века, когда Византийская империя переживала вершину своего расцвета, слава сарацинских пиратов также пребывала в своем апогее. Не страшась ничего, пираты причаливали к островам Эгейского моря, грабили селения, сжигали дома и захватывали в плен людей, которых затем продавали в рабство.

Остров Лесбос, [1] богатый и изобильный, стал излюбленным местом набегов безжалостных пиратов. В районе Лесвадос, недалеко от селения Мандамадос, некогда возвышался величественный монастырь Святых Небесных Сил Бесплотных, основание которого теряется в глубине веков. О его истории можно узнать из живого местного предания, сохранившегося до наших дней. Внешне эта обитель походила на замок и была укреплена крепостной стеной и сторожевой башней. Пиратам никак не удавалось преодолеть его крепость, и с давних времен заветным желанием многих из них стало увидеть обитель разрушенной.

Однажды весной предводитель пиратов Шерхан, жестокий темнокожий гигант с топором и кривым мечом за поясом, призвал своих вассалов и сказал:

– В этот раз мы войдем в монастырь, чего бы нам это ни стоило! Все, что вы там найдете, – отдаю вам. Для себя же хочу лишь золотую чашу из их церкви. Я буду пить из нее вино.

Сам Шерхан принимать участие в набеге не намеревался. Слишком мелкая это была для него работа. Пираты взяли курс на Лесбос. К полуночи они достигли монастырских стен и спрятались среди деревьев. Монахи же, пребывая в беспечности после зимней тишины, не охраняли монастырь должным образом и даже не подозревали о надвигающейся опасности. В какой-то момент ударило било, созывавшее аскетов на утреннюю службу. Шаги спускавшихся в церковь черноризцев ритмично раздавались по деревянному балкону. Вскоре все утихло, и вожак разбойников дал знак. Один из пиратов бросил крюк с привязанной к нему веревкой, вскарабкался на стену и через минуту открыл монастырские ворота. С душераздирающими воплями пираты ворвались в церковь. Прежде чем монахи успели осознать происшедшее, почти все из них перешли от жизни к смерти. Послушник Гавриил, единственный, кого не коснулся пиратский нож, находился в алтаре. Видя безвыходность положения, подвижный юноша в мгновение ока взобрался на крышу храма. Кровожадные убийцы начали его преследовать. Но вдруг сверху раздался ужасный рев, и крыша чудотворным образом превратилась в бушующее море! На пенящихся волнах показался громадный свирепый воин с изводившим пламя мечом и бросился на пиратов. На нечестивцев нашел нечеловеческий страх и, побросав оружие и награбленное, они в панике бросились бежать из храма.

Гавриил, пораженный совершенным Архангелом чудом, спустился и припал к иконостасу. Придя в себя от волнения, послушник возвел на икону глаза. Но что за лицо смотрело на него! Преисполненное жизни, оно излучало божественную сладость. Послушник воспылал желанием отобразить этот лик.

– Архангеле, – взмолился он, – помолись, попроси Господа упокоить души моих братьев, а меня сподоби изобразить твой дивный образ!

Гавриил, вдохновляемый святым Архангелом, взял губку, благоговейно собрал кровь пострадавших черноризцев в таз, смешал ее с белой глиной и стал лепить образ небесного заступника. С самого начала Гавриил ощутил присутствие и помощь небесного Архистратига. Руки послушника, которыми владела невидимая сила, быстро изобразили лик Архангела Михаила. Это было лицо, которое Гавриил увидел на крыше храма – грозное, но благодатное.

Когда в монастыре Архистратига Михаила разыгрывалась эта драма, жизнь в близлежащих деревнях продолжала течь своим чередом. Лишь один пастушок, оглядывая в лучах восходящего солнца море, увидел с вершины горы пришвартованные к берегу пиратские корабли. Юноша тут же вскочил на лошадь и поскакал в монастырь, спеша предупредить монахов. От развернувшегося перед его глазами зрелища пастух потерял сознание.

Придя в себя, он побежал и известил о происшедшем Алексея, старосту прилегавшей к монастырю деревни Стенака. Староста взял с собой пятьдесят всадников и направился в обитель. Войдя в храм, люди растерялись. Пол был устлан телами мертвых и залитых кровью монахов. Перед святым престолом лежало тело мертвого игумена. Стиснув зубы, Алексей вышел из храма и призвал односельчан отомстить убийцам. Вскочив на лошадей, воины Алексея поскакали по следам бежавших пиратов. Следы вывели их на равнину. Всадники резко остановились. Открывшееся перед ними зрелище заставило их вздрогнуть: пираты все до одного были мертвы, а их тела разбросаны по всей местности. Каждое тело было рассечено мечом – от макушки до живота. Никто из всадников не спросил: “Кто это сделал?” Все догадались, кто воздал нечестивцам наказание.

– Велика благодать и сила твоя, Архангеле! – прошептали всадники и осенили себя крестным знамением.

Между тем пираты, ожидавшие на берегу моря своих товарищей, стали волноваться. Не зная, что делать, разбойники решили отправиться к монастырю. Взобравшись по склону горы, они вышли на равнину, где их ожидала ужасная картина. Головорезы возвратились на корабль и рассказали об увиденном ожидавшему их с нетерпением предводителю. Выслушав их, нечестивец ударил кулаком по столу и поклялся отомстить.

На следующий год кровожадный вожак осуществил план захвата селения Стенака. Под покровом ночи пираты бесшумно сошли на морской берег и спрятались в засаде, чтобы на рассвете напасть на ничего не подозревавшее и мирно спавшее селение. Но в этот критический момент снова вмешался небесный Архистратиг, явившись Стефану, сыну старосты Алексея. В сверкающем золотом военном облачении Архангел выглядел величественно. Светлые волосы ниспадали на плечи и придавали белоснежным крыльям золотой оттенок. В правой руке Архистратиг держал огненный меч, а левая рука была поднята с вытянутым вверх указательным пальцем. Ангел улыбнулся юноше и сладким голосом произнес:

– Вставай, Стефан! Буди отца и готовьтесь к обороне деревни. На вас собираются напасть сарацины. Но ничего не бойтесь, рядом с вами непрестанно буду я и твой заступник Святой. Мы будем охранять вас и направлять. Пираты высадились в бухте, немного ниже вашего селения. Несколько из них взберутся на стены и, избив охраняющих часовых, отворят врата. Пираты нападут на вас в час, когда ночь борется с днем. Будьте внимательны на вратах!

События развивались так, как предвестил Архангел Михаил. Когда пираты напали, защитники были наготове и укрепились на бойнице. Отряд под предводительством Стефана бесшумно спустился к берегу моря и поджег пиратские корабли. Увидев восходящее с моря огненное зарево, пираты растерялись. Последовавшую за этим панику не описать. Бежавших к морю разбойников преследовали жители Стенака и убивали на ходу. Лишь небольшой группе пиратов, в которой был и кровожадный предводитель, удалось скрыться и спрятаться в лесу. Однако там разбойники натолкнулись на сжегший корабли отряд Стефана и были окружены им. К концу дня все пираты до одного были истреблены.

Прошли века. Из-за непрекращающихся набегов басурман обитель опустела. В XVIII веке на месте старой церквушки был возведен новый, большой и просторный храм. Чудотворная, вылепленная из крови и глины икона Архангела Михаила сохранилась до наших дней в том виде, в котором она была создана послушником Гавриилом. Икона сохранила первоначальный вид и совершенно не пострадала ни от времени, ни от ежегодно прикладывающихся к ней тысячами паломников. Ко лбу и к щекам образа люди прикладывают монеты, оставляющие на лице Архангела следы. Но каждый раз они исчезают сами по себе. Иногда глаза Архангела наполняются слезами, и христиане бережно их утирают. То же самое они делают, когда на лице Архистратига появляются капельки пота. Потрясающие чудеса творит благодать Архангела с теми, кто прибегает к его образу с пламенной верой.

Строительство нового храма началось и закончилось также среди множества непрекращающихся чудес. Комиссия, созданная для строительства храма, решила возвести новую церковь за пределами монастыря. Рабочие начали копать фундамент, но на следующие утро они нашли его засыпанным землей, а свои инструменты – во дворе старого храма, что находился в монастыре святого Архангела. Рабочие снова принялись за работу на указанном им месте. Когда же стемнело, люди специально оставили свои инструменты на виду, а несколько человек спрятались в кустах, чтобы посмотреть, что же произойдет. В полночь произошло нечто невероятное! Из старого храма вышел яркий свет, совершил круг и остановился над вырытой ямой. Постояв над ней немного, свет возвратился в храм и рассеялся. Прятавшиеся в засаде пришли в изумление. Всюду стоял запах свежевскопанной земли. Приблизившись к фундаменту, рабочие нашли его засыпанным землей, а инструменты исчезли. Потрясенные и недоумевающие они направились к старому храму. Начало светать, и ударил монастырский колокол. Затихнув ненадолго, колокол снова начал бить тихо и ритмично. Как все узнали позже, в колокол била не человеческая рука. Когда рабочие вошли во двор монастыря, то увидели, что их инструменты лежали сложенными у стены на том же месте, где они нашли их прошлым днем. Все поняли, что Архангел желал, чтобы новый храм возвели на месте старого.

Строительство началось. В строительных работах принимали участие все, даже турки мусульмане. Они боялись и чтили Архангела с давних времен. Бывало, что некоторые из них осмеливались осквернить храм, например, въехать в монастырский двор верхом на лошади, но каждый раз Архангел наказывал их. Когда пришло время перенести в новый храм вылепленную из глины и монашеской крови икону, Архистратиг пресекал каждую попытку. Он хотел, чтобы его икона оставалась на том месте, где ее поместил ее создатель – послушник Гавриил.

Строительные работы продвигались довольно быстро. Однако когда постройка храма была почти завершена, казна истощилась. Оставшихся денег не хватало даже на оплату однодневного заработка рабочим. Комиссия по строительству храма собралась в доме казначея. До позднего вечера она пыталась найти какой-либо выход, но все разошлись, не придя ни к какому решению.

Время было за полночь. Удрученный и задумавшийся казначей одиноко сидел в кресле, как вдруг входная дверь неожиданно отворилась. В дом вошел неизвестный и поднялся по ступенькам в комнату, где хранился сундук с немногими предназначавшимися для строительства деньгами. Казначей попытался встать, но не мог двинуть и пальцем. Тело не слушалось, словно кто-то пригвоздил его к креслу. Крышка сундука дважды скрипнула, и неизвестный вышел. Это был юноша с темными волосами и сверкающим, словно молния, взглядом. Его походка была тяжелой и медлительной. На незнакомце был розового цвета пиджак и высокие черные сапоги, доходившие ему до бедер. Улыбнувшись хозяину, он сказал:

– Деньги на завершение строительства храма находятся в сундуке.

Помахав на прощание рукой, юноша вышел и растворился в темноте. Казначей бросился к сундуку, но тот был заперт. Отворив замок, он замер от изумления: еще недавно почти пустой сундук был наполнен выложенными в три ряда золотыми дукатами, серебряными монетами и лирами. Чтобы убедиться, что это не сон, казначей зачерпнул деньги горстью и со звоном бросил их в сундук. Данных Архангелом Михаилом денег оказалось ровно столько, сколько было необходимо для завершения храма.

Примечания:

[1] Лесбос (Митилина) – третий по величине остров в Греции, находящийся в северо-восточной части Эгейского моря.

Перевод с новогреческого Дмитрия Гоцкалюка

[Назад] [Далее]

Источник: Православие.Ru

Архангелы Михаил архангел Об именах и ангелах Слово в день Собора Архистратига Божия Михаила Воспоминание чуда святого Архистратига Михаила в Хонех (Колоссах) Собор святого Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Акафист святому Архангелу Михаилу Молитва святому Архангелу Михаилу Молитва, тропарь и кондак Архистратигу Михаилу

Трисвятое

Трисвятое

Ангел. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Трисвятое – молитва “Святый Боже…”, представляющая собой распространение песни Серафимов в видении пророка Исаии. По преданию, рассказываемому в приводимых Зонарою (XII в.) посланиях патриарха Константинопольского Акакия (471-479 гг.) и других современных ему епископов к халкидонскому пресвитеру Петру Фуллону (хотевшему внести в эту молитву прибавку “распныйся за ны”), она была услышана от Ангелов мальчиком, поднятым на воздух во время покаянного молебствия по случаю землетрясения в Константинополе (438439 гг.), за 20 дней до Пасхи, около 3 часа дня, и указом тогда же введена в богослужебное употребление. Сделанная упомянутым Фуллоном монофизитская прибавка “распныйся за ны”, несмотря на обширную полемику против нее, была принята одно время и в Константинополе, за что город, по преданию, терпел много бед (так, например, во время литии с пением такого Трисвятого на город выпал пепельный дождь). Эта прибавка принята в Армянской и Коптской Церквах, при этом поясняется, что всю песнь можно относить к одному Сыну Божию. Греческий текст молитвы “Агиос о Феос, Агиос Исхирос, Агиос Афанатос, елеисон имас”; допускает и такой, более близкий к подлиннику перевод: “Свят Бог, свят Крепкий, свят Бессмертный, помилуй нас”, ибо в подлиннике не звательный, а именительный падеж; тогда молитвословие состояло бы из хвалы и молитвы, что отвечает и той подробности предания, что отрок слышал от Ангелов только первую часть песни, а народ прибавил: “Помилуй нас”.

Источник: www.jmp.ru

Серафимы Херувим Рассказы о явлениях ангелов, о которых говорят библейские книги Толкование на шестую главу книги пророка Исаии “Достойно есть…” Ангельская песнь Ангельская песнь Пресвятой Троице, или “Трисвятое” Трисвятое великое Мы и Херувимы Херувимская и Серафимская песни

Ангельская жизнь Паисия Великого

Явления и чудеса Святых Ангелов

Оглавление

Паисий Великий, египетский аскет и строгий постник, родился примерно в 300 году в семье благочестивых родителей и был седьмым, последним, ребенком в семье. Его мать рано осталась вдовой. От трудов и забот о детях у несчастной женщины часто опускались руки. Читать далее Ангельская жизнь Паисия Великого

Молитва “Иже Херувимы”. – Митрополит Антоний (Храповицкий)

Митрополит Антоний (Храповицкий)

Молитва “Иже Херувимы”

Рипида (медь, золочение) с темперным изображением Херувима. Невьянская школа. Кон. XVIII - нач. XIX в.

Недавно мы объясняли, как надо понимать литургию оглашенных и получили благодарность за это объяснение. Но также мало кто понимает “Иже Херувимы”.

Есть картина, изображающая смысл этого песнопения. На ней изображены Ангелы и они, перебирая пальцами цветы, тайно вяжут букеты. Эта картина и эти букеты – есть изображение полного невежества. Однако такое понимание не далеко от понимания и настроения тех, кто во время пения “иже Херувимы” становятся на колени, подкатывают глаза и надеются, что им Херувимы сейчас что-то тайно сделают.

На самом деле “иже Херувимы” – это есть беседа между стоящими во храме: они говорят друг другу “отложим всякое житейское попечение, потому что мы сейчас тайно образуем херувимов”. “Дориносима” – обычно под этим понимают ношения повелителя на щите, но этого мало сказать: здесь надо иметь в виду еще и то, что впереди и сзади и по бокам от него рядами идут преданные ему люди. И вот мы, тайно образуя херувимов, входим в их сонм, окружающий Господа.

Понимающие службу Божию в это время читают 50-тый псалом и покаянием подготовляют себя к торжественному и радостному шествию.

Для участия в нем должно быть радостное настроение благодарности, что мы дожили до такого торжественного момента. Священник читает благодарственную молитву и затем читает молитву за всех, особо чтимых и любимых, а мы, освободившись от житейских попечений, несовместных с чувством восторженного благодарения, также вспоминаем с любовью наших близких и особо любимых, молитвенно соединяясь с ними в сем торжественном шествии в сонме Херувимов.

После столь высоких мыслей и все святых с любовью помянувши, мы снова молимся: “Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью”.

Источники: текст – Мысли Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого), высказанные им в проповедях, иллюстрация – nesusvet.narod.ru

От редакции сайта www.angelologia.ru:

Приводим текст Херувимской песни с переводом и комментариями Н. Нахимова (по кн.: Молитвы и песнопения Православного Молитвослова (для мирян), с переводом на русский язык, объяснениями и примечаниями Николая Нахимова. М.: Донской монастырь, 1994. Репринт с изд. СПб, 1912. С. 59, 283-284):

Херувимская песнь:

Иже херувимы тайно образующе и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех [1] подымем [2], ангельскими невидимо дориносима [3] чинми. Аллилуиа.

Перевод:

Мы, таинственно изображающие Херувимов и поющие Животворящей Троице трисвятую песнь, оставим теперь всю житейскую заботу, чтобы принять Царя всего мира, невидимо сопровождаемого воинством Ангельских чинов. Аллилуиа.

Примечания:

[1] Царя всех, των ολων, т. е. всего мира.

[2] Да подымем, υποδεξομενοι, что зн. принимать, особ. гостей

[3] Дориносима, δορυφορουμενον. Δορυφορειν – сопровождать в качестве (вооруженного) телохранителя, защищать. Как Византийские императоры шествовали сопровождаемые (δορυφορουμενοι) отрядами (ταξεσι) конных (των ιππεων) или пеших (των οπλιτων) телохранителей, так, по нашему представлению, шествует Царь всего мира в сопровождении воинства ангельских чинов (собств. отрядов, полков).

Святитель Филарет (Дроздов) об ангелах Ангелы Херувим Мир духовный или ангельский Иерархичность духовного мира и место в нем монашества Ангельская песнь Трисвятое Мы и Херувимы Херувимская и Серафимская песни Кто такие Ангелы? Почему ангел изображается иногда в облачении диакона?

Поучение об ангелах-хранителях

“Вера, надежда, любовь”. Катехизические поучения

Поучение 17. Об ангелах-хранителях

Святой Ангел Хранитель. Икона. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Вы знаете, братия, что есть на небесах бесплотные духи – святые ангелы Божии. Между сими святыми ангелами есть такие, которые особенно близки к нам и называются ангелами-хранителями. О них будет настоящее слово.

а) Какие же ангелы Божии называются ангелами-хранителями?

Хранителями нашими называются те святые ангелы, которые по воле Божией, невидимо, с самого начала святого крещения, пребывают с нами неразлучно во всю нашу жизнь, и, подобно друзьям искренним, разделяют с нами и горе и печаль, и веселие и радость. Они учат нас добру – в уме возбуждают помышления благие, в сердце – желания богоугодные и хотения праведные. Они помогают нам во всех делах, если дела эти угодны Господу Богу, и отвращаются от того, что Господу неприятно и Божию закону противно – от лености и праздности, от пустословия и сквернословия, от пьянства и от прочих пороков. Они, как глаз, берегут человека от всяких бед и напастей, и защищают его от всех врагов видимых, особенно же от невидимых – от злых духов. Они, наконец, непрестанно молятся вместе с нами и за нас грешных, да Господь милосердый простит нам все грехи и беззакония наши. Кратко сказать, ангелы-хранители – наши невидимые наставники, помощники, защитники и молитвенники в сей жизни. Но и после сей жизни святые ангелы-хранители нас не оставляют. Святой отец Церкви, Макарий Александрийский учит, что когда у человека разлучается душа с телом, тогда ангел-хранитель приемлет ее и относит в другой мир; потом сопутствует ей, когда она ходит по мытарствам воздушным, и старается защитить ее от злых духов, истязающих ее за худые дела, и наконец приводит душу к Господу Богу пред страшный престол Его. Вот что делают для нас святые ангелы-хранители!

б) При каждом ли из нас есть ангел-хранитель?

Есть, непременно есть, и сомневаться в этом никак не должно. Ибо о сем говорит Сам Господь наш Иисус Христос и Святая Церковь. Блюдите, да не презрите единаго от малых сих, – говорит Господь, – глаголю бо вам, яко ангелы их выну видят лице Отца Моего Небеснаго, то есть: берегитесь, говорит Иисус Христос, делать зло малым детям; ибо говорю вам истинно, у них есть ангелы-хранители, которые на небесах всегда предстоят Отцу Моему Небесному. Что сказано о детях, то разумей и о всех людях без различия. Ибо каждый христианин равно любезен Богу, младенец ли он, или слабый и немощный старец, муж или жена, богатый или бедный, вельможа или знатный, или простой земледелец; все сотворены Богом, все искуплены пречистою кровию Христа Сына Божия. Господь милосердый, Отец наш Небесный, всех нас без изъятия любит, всем равно хощет спастися и всем подает все, что кому нужно.

Ангел Хранитель. Икона. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Утверждаясь на словах Господа Иисуса Христа, Святая Церковь, наученная и научаемая Духом Божиим, сама верит и нам повелевает веровать и исповедывать, что “каждому верующему сопутствует ангел Божий, который его охраняет”. И она – мать наша – каждый день испрашивает у Господа Бога всем чадам своим ангела-хранителя. “Подай, Господи, – вопием, – ангела мирна, хранителя душ и телес наших“. Сама молится и заповедует нам молиться ангелу-хранителю каждый вечер, когда ложимся спать, и каждое утро, когда восстаем от сна, чтобы он, хранитель и покровитель окаянной души нашей и тела, простил нам все, чем мы его оскорбили во все дни живота нашего, и сохранил от всех искушений вражеских.

Представим здесь несколько примеров охранения людей ангелами.

Ангел-хранитель избавляет человека от различных бедствий, от болезней, иногда даже от смерти (Четьи-Минеи, 23 апреля). Так, ангел-хранитель избавил от смерти святого Поликарпа, епископа Смирнского. Однажды, опоздавши на пути, святой Поликарп вошел на ночлег в гостиницу, вместе со своим диаконом. В полночь ангел Господень толкнул его под бок и сказал: “Поликарпе, востани и изыди скоро из гостиницы сея, ибо она падет абие”. Это явление и предостережение ангела повторилось трижды. Едва только потом святой Поликарп вышел, после третьего явления и предостережения ангела, из той гостиницы, как она тотчас обрушилась, – и были побиты все, в ней находившиеся (Четьи-Минеи, 23 февраля).

Ангел-хранитель внушает оберегаемому им христианину хорошие мысли и наставляет его на добрые дела. И если человек слушается своего ангела-хранителя и живет по-христиански, тогда ангел-хранитель соблюдает его от различных опасностей и ходатайствует за него пред Богом. Если же человек не слушает своего ангела-хранителя, тогда этот последний удаляется от такого человека и вместо того окружают того человека злые демоны. Эти демоны при кончине жизни его берут душу в ад, и ангел-хранитель уже не заступается за него, но из ангела мирна делается грозным обличителем беззаконных его дел пред судом Божиим. Святой Андрей юродивый видел однажды около умирающего беззаконника такого грозного ангела, вид которого был подобен пламени (Четьи Минеи, 2 октября).

Итак, несомненно веруйте и исповедуйте, братия, что Господь Бог заповедует ангелам Своим сохранять на всех путях жизни не только детей, но и всех христиан.

в) Но если при каждом из нас есть ангел-хранитель, то отчего никто никогда не видел его?

Возлюбленный! хотя ты никогда не видал своего ангела-хранителя, но не заключай из сего, что при тебе его нет. Многие из вас не видели Царя, никто не видел души своей; пока живем на земле, не увидим Господа Бога; и однако есть в русском царстве Государь православный, есть у нас душа, был есть и будет всегда Господь Бог наш. Мы не видим ангелов-хранителей, во-первых, потому, что ангелы суть духи бестелесные, а мы сами обложены плотью и глаза у нас такие, что могут видеть только плотяное и вещественное. Во-вторых, мы не видим ангелов Божиих потому, что того недостойны. Мы грешны, а они чисты и святы. Если хочешь видеть ангелов Божиих, будь, как они, безгрешен и праведен. Таким людям они действительно являлись, например, Аврааму, Иакову, Моисею, святым апостолам и другим. Будь таким, как сии угодники Божии, тогда ангелы и тебе видимо будут являться. Впрочем, хочешь ли знать, как и не видя своего ангела-хранителя, увериться, что он с тобою? Слушай, что говорит святый отец Иоанн Лествичник: “Когда при каком ни есть молитвы своея изречении почувствуешь внутреннее услаждение, либо умиление, то остановись на оном. Ибо тогда ангел-хранитель вкупе с нами молится”. Так, и не видя ангелов-хранителей, мы можем в сердце своем чувствовать их спасительное действие.

г) С какого времени дается нам ангел-хранитель? Ангел-хранитель посылается с неба, когда человек делается христианином, т.е. со времени святого крещения. Ибо до святого крещения все люди бывают нечистыми грешниками, а потому и недостойны того, чтобы при них находился ангел Господень. Но когда совершается над человеком святое крещение, тогда Церковь молится Господу Богу, да приставит Он к нему ангела светла. Посему-то и нам заповедуется молиться ангелу-хранителю так: “Ангеле Христов, хранителю мой святый, преданный мне от святаго крещения”…

д) Не отступает ли от человека когда либо ангел-хранитель?

Святые ангелы-хранители сами по себе никогда нас не оставляют. Но если мы их отгоняем от себя, то и они удаляются от нас. Когда же это бывает? Когда мы, наперекор их внушениям, грешим и не каемся. “Как дым отгоняет пчел, – говорит святый Василий Великий, – так ангела-хранителя нашего отгоняет от нас грех”. Итак, ты отгоняешь от себя ангела-хранителя, когда говоришь пустые и скверные слова, когда осуждаешь, поносишь, клевещешь. Тебе не сопутствует ангел-хранитель, если ты идешь в собрание беспутных людей, когда добрые люди спешат в Божий храм помолиться, предаешься лености, пьянству, распутству, особливо когда надолго закосневаешь в таких грехах без раскаяния.

О, братия! убоимся греха, как губительной язвы, он удаляет от нас великих благодетелей наших, ангелов-хранителей, и не удаляет только, но причиняет им скорбь и печаль. Когда мы грешим, ангел-хранитель скорбит, печалится и плачет. “Что ты здесь стоишь?” – говорил некогда святитель Христов Нифонт юноше, который стоял при вратах одного дома и плакал. “Я, – отвечал юноша, – ангел, посланный Господом на сохранение человека, который пребывает уже несколько дней в сем непотребном доме, стою здесь потому, что не могу приблизиться к грешнику, плачу от того, что теряю надежду привести его на путь покаяния”.

Так, братия, любят нас святые ангелы-хранители, такое участие принимают в спасении нашем и так заботятся о человеке даже тогда, когда он их оскорбляет и от них удаляется. Воздадим, возлюбленные, хранителям нашим любовию за любовь, благодарностию за их спасительные попечения. И бессловесные твари любят того, кто им добро делает, а у нас есть сердце, есть разум!.. А чтоб показать любовь нашу к святым ангелам-хранителям, будем ходить путем закона Господня, т.е. всегда жить праведно и благочестиво. Чтобы высказать им благоговение наше и почитание, будем ходить в церковь Божию в те дни, когда она отправляет службы в честь ангелов Божиих, будем и дома призывать их в молитвах своих каждый день – и утром и вечером, и при начале всякого дела. Аминь.

Составлено с дополнениями по книге “Беседы сельского священника к прихожанам” издательства редакции журнала “Воскресное чтение”, 1900.

Источник: www.orthedu.ru

Ангел-хранитель О святых ангелах Ангел Хранитель Святые отцы об Ангеле Хранителе Ангел-хранитель “Ангела-Хранителя у Господа просим” Явления и чудесная помощь Ангелов Молитва Ангелу-Хранителю Молитва Ангелу Хранителю (из канона)

И. М. Концевич. Иерархичность духовного мира и место в нем монашества

И. М. Концевич

Иерархичность духовного мира и место в нем монашества

Из книги “Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси”

“Монах есть ангел, а дело его есть милость, мир и жертва хваления”.

Преп. Нил Росанский,

Христианство рождалось в гонениях и страданиях. В любой момент верующий должен был быть готовым к мученическому подвигу. От него требовалось высшее напряжение всех духовных сил и отречение от мира. Буквально исполнялась заповедь Христа: “отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною” (Мф. 16, 24). Такое состояние безстрастия и святости могло быть уделом только элиты – немногих избранных.

Три века гонений заканчиваются блестящей победой христианства над язычеством. Героический период сменяется “временами благоденствия и мирного жития”. Религия становится уже достоянием масс, но вместе с этим неизбежно и фатально снижается высокий уровень первого христианства.

Новая эпоха потребовала и нового способа “стяжания небесных венцов”.

Чтобы отречься от мира, надо теперь уйти от него, чтобы достигнуть безстрастия – необходимо пройти долгий путь “внутреннего делания”. Мученический подвиг сменяется добровольным мученичеством: самоотречением и аскезой, жизнью в пустыне среди труда и лишений.

Начинается великий исход в пустыню. Зарождается эпоха монашества, которое не напрасно именуется “ангельским образом”. – “Свет монахов суть ангелы, а свет для всех человеков – монашеское житие”. В этих кратких словах Иоанна Лествичника (

Архангел. Из Деисуса. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Учение об ангелах, как о вторых светах вообще распространено во всей Восточной патристике. Сущность этого учения передает нам проф. арх. Киприан:

“Святая Троица есть Первоначальный, Вечный, Несозданный Свет и хотя сущность Божества непостижима, но Бог по любви к миру и человечеству изливает свой божественный свет непрерывным потоком на тварный мир, и только в этом излиянии света, этой Божественной энергии, умном Фаворском свете, несозданном и вечном, Бог доступен ангельскому и человеческому восприятию. Дионисий Ареопагит называет это “выступлениями Бога”, Григорий Палама, вслед за Иоанном Дамаскиным, пользуется термином “устремление Бога”. Этот процесс Божественной мировой жизни протекает постепенно в рамках строгой иерархичности. Богоначального первичного света приобщаются прежде всего высшие ангельские чиноначалия и сообщают его по иерархической нисходящей постепенности нижестоящим ангельским чинам. Они являются как бы зеркалами, отражающими этот Свет. Это – “вторичные светы”.

После ангелов этого светолития удостаиваются наиболее духовно-чуткие, одаренные люди. Таким образом, составляется “золотая цепь”, которая, как говорит Симеон Новый Богослов, “утверждается в Боге, будучи неудоборазрываемой”. По словам святого Максима Исповедника, “твари причащаются Божественного блаженства соответственно своей восприимчивости”, больше или меньше согласно с достоинством воспринимающих. Таким образом, ангельский мир есть посредствующий между Богом и человечеством.

На земле иночество продолжает “золотую цепь”, соединяющую с миром ангельским на небесах и изливает миру земному, тленному и падшему, это сияние святости, любви и мудрости. Иночество должно быть преисполнено этим светом и преломлять его в делах чистоты, милосердия и боговедения, продолжать на земле и довершать ангельское служение, стать “служебными духами” для тех, которые имеют наследовать спасение, для томящегося во грехах и неверии человечества.

Уподобляться ангелам-духам монашество может только духом, а не телом, только “частицей Божества” в себе, по слову Григория Богослова, т. е. своим ипостасным началом. Оно должно, как и все разумное, духовно-одаренное человечество, раскрывать в себе заложенную в нем потенциально божественную стихию, развивать свое духовное дарование, совершенствоваться и приближаться к Божественному Первоисточнику жизни.

Служение миру может проходить в непосредственном контакте с этим миром, или же быть пустынническим, анахоретским. От мира географически отдаленное, но зато еще более связанное метафизически, духовно, молитвенно, такое иночество уходило от жизни мирской к жизни мировой, к молитвенному служению всему миру, к его духовному охранению.

Преподобный Серафим Саровский. Икона

Монашество по своему замыслу не эгоизм и не имеет права быть им в действительности. Это было бы разрывом “золотой цепи”, нарушением соборного единства всех членов тела Церкви и выпадением из общего плана Божия промышления о мире и людях. Также аскеза сама по себе не может быть целью – она только служит как средство, причем негативное, главным образом, как воздержание и недопускание низших психофизических потребностей. Иноческие обеты нестяжания и девства – того же негативного характера. Цель иночества, как нравственной силы, спасение не только самих себя, но спасение всего мира и освящение твари. Это не только спасение от мира, но именно спасение мира. Поэтому без гнушения его болезнями и не брезгуя его нечистотой, иночество служит миру: охраняет его, отмаливает его, окормляет его, исповедует его и за него предстательствует. К этому сводилось служение многочисленного сонма преподобных отцов, как в пустынях подвизавшихся, так и открывавшихся этому миру. Вознесение себя на столп (Симеон, Алипий, Никита, Даниил Столпники), или на камень (преп. Серафим Саровский), уход в затвор, в пустынные пещеры, лесные скиты, – все это подвиг молитвенного заступничества за мир. Но и этот подвиг за мир, отмаливание его перед престолом Господним, видоизменяется подчас открытым служением человечеству. Особенно созревшие духом подвижники предают себя подвигу исключительной сострадательной любви к миру, обращаются к нему с исцелительной молитвой и советом. Они раскаленным углем Имени Божия касаются язв души. То “милующее сердце” [2], о котором так глубоко и трогательно говорит авва Исаак Сирианин, содрогающееся печалью и состраданием о всякой душе и всякой твари, и даже о врагах истины, т. е. демонах, обращается к миру в подвиге духовничества и старчества. От древних подвижников Востока эта линия тянется к Паисию Величковскому и нашим знаменитым Оптинским Старцам. “Оптина – один из прекраснейших цветков иноческого вертограда, один из лучезарных светочей православного мира и его ангелоподобного собора монашествующих. Исповедь, руководство жизнью, совет самого, казалось бы, прозаического повседневного содержания приближают иноков к их назначению быть ангелами хранителями мира” [3].

Примечания:

[1] Лествица. Св. Тр.-Сергиева Лавра, 1898, стр. 181

[2] Слова подвижнические. Москва, 1858, стр. 299

[3] Архимандрит Киприан. Ангелы, Иночество, Человечество. Париж, 1942, стр. 7

Деятельность ангелов по отношению к людям Иерархия Ангелы — наши старшие братья Ангел и человек в Священном писании “О Небесной иерархии” Явление Ангелов подвижникам Corpus Аreораgiticum Святой Дионисий Ареопагит и святой Максим Исповедник Образ и подобие Божие (Человек и Ангелы) Природа и назначение ангельского мира

“Достойно есть…”

Явления и чудеса Святых Ангелов

Оглавление

“Достойно есть…”

На Святой Афонской Горе вблизи Кареи [1], в небольшой келии в честь Успения Пресвятой Богородицы, в 982 году подвизались старец со своим послушником.

Икона Божией Матери «Достойно есть»

Одним субботним вечером, 10 июня, старец отправился на всенощное бдение в храм Протату, дав послушнику благословение не отлучаться из келии и самому вычитать всенощную. Едва стемнело, как в дверь кто-то постучал. Юный подвижник открыл и увидел незнакомого монаха. Посетитель остался на всю ночь, и они вместе стали на молитву. Перед девятой песней канона несший послушание монах пропел известный в те времена гимн святого Косьмы “Честнейшую Херувим…”. Едва он закончил, как гость сладко запел неизвестную до тех пор молитву: “Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего”. Услышав это, первый с восхищением сказал:

– Мы только “Честнейшую…” поем. “Достойно есть” я слышу в первый раз. Прошу тебя, напиши мне эту молитву, и я тоже буду воспевать ею Пресвятую Деву.

– Дай мне чернила и бумагу.

– У меня, к сожалению, нет ни чернил, ни бумаги.

– Тогда дай мне доску.

Монах принес кусок доски, и гость пальцем начертал на ней гимн Богоматери. Буквы на твердой доске запечатлелись так глубоко, словно она была из мягкой глины.

– Отныне и на веки пойте эту песнь и вы! – сказал ночной посетитель и исчез.

Это был Ангел Господень, ниспосланный Богом с небес, чтобы явить людям ангельский гимн. Возвратившись со всенощной и узнав о происшедшем, старец прославил Триединого Бога и возблагодарил Пресвятую Богородицу за Ее дивную милость. Затем он поведал о случившемся проту [2] Святой Горы, а тот в свою очередь послал запечатленную ангельским перстом доску в Царь-град патриарху, приложив к ней описание чуда. С тех пор этот архангельский гимн внесен в божественное богослужение и до сих пор поется на святых православных службах. Икона Богоматери, перед которой произошло чудо, была перенесена в храм Протата и, как и келия, в которой впервые прозвучал архангельский гимн, была названа “Достойно есть” (“Милующая”), а близлежащая местность – Адин (“Воспевание”). Согласно Синаксарию, Ангелом, преподавшим монаху дивный гимн, был ни кто иной, как Архангел Гавриил.

Примечания

[1] Ныне административный центр Святой Горы (прим. переводчика)

[2] Буквально “первый”. Так именуется представитель всех обителей на Святой Горе Афонской (прим. переводчика)

Перевод с новогреческого Дмитрия Гоцкалюка

[Далее]

Источник текста и иллюстрации: Православие.Ru

Гавриил Архангел Гавриил О явлениях Архангела Гавриила Явления и чудесная помощь Ангелов Ангельская песнь Пресвятой Троице, или “Трисвятое” Мы и Херувимы Херувимская и Серафимская песни Икона Божией Матери “Достойно есть” (“Милующая”) Чудотворная икона Божией Матери “Достойно есть”

Херувимская и Серафимская песни. – Ольга Богданова

Ольга Богданова

Херувимская и Серафимская песни

Поклонение Кресту. Икона XII-начала XIII вв.

“Как скоро иерей… начинает совершать святую проскомидию, внезапно блаженные силы, во множестве сошедши с неба, облаченные в пресветлые некие ризы, с босыми ногами, с внимательным взором, в великом безмолвии и молча, окружая жертвенник, предстоят до совершения страшного Таинства”.

Так преподобный Нил Синайский передавал в письме епископу Анастасию рассказы Иоанна Златоуста о том, что ангелы незримо присутствуют на Богослужении вместе с людьми. “Потом, разошедшись по досточтимому храму, каждый из них здесь и там содействует, помогает и подает силы находящимся в храме епископам, пресвитерам и диаконам всем, раздающим Тело и Честную Кровь”.

Ангелы в храме

В Житиях Спиридона Тримифунтского, Сергия Радонежского, Дионисия Ареопагита находим свидетельства людей, видевших, как совместно с этими святыми служили ангелы. Однажды преподобный Сергий служил Литургию вместе со своим братом Стефаном и его сыном Феодором. В церкви стоял и молился один из самых строгих подвижников Сергиева монастыря, Исаакий-молчальник. И вот, за добродетели его, Бог дал увидеть Исаакию чудное видение: он увидел в алтаре в светлом облаке четвёртого священнослужителя – чудного обликом мужа, удивительного и таинственного, сияющего необычайным светом, в блистающих ризах, на которых, казалось, проступал какой-то вытканный золотом узор; от него исходило такое яркое сияние, что Исаакий не мог видеть его лица. Исаакий спросил стоявшего рядом с ним отца Макария:

– Что это за чудное видение, отче? Кто этот чудный муж, которого мы видим?

– Не знаю, чадо, – ответил Макарий, также удостоенный видения. – Это таинственно и необъяснимо. Разве что какой-то священнослужитель приехал с князем? (А в обители гостил тогда князь Владимир Серпуховской.) Но когда иноки спросили слуг князя, те ответили, что никаких священнослужителей с князем не приезжало, – и иноки уразумели, что святому Сергию сослужил ангел Божий.

Когда литургия окончилась, Исаакий и Макарий, выбрав подходящее время, спросили преподобного Сергия с глазу на глаз о том, что они видели.

– Что это вы видели, чада? – сказал преподобный. – Божественную литургию служили Стефан, мой брат, его сын Феодор и я, недостойный, а четвёртого священника с нами не было.

Так он хотел скрыть правду, но ученики не отпускали его и просили открыть бывшее. Тогда он сказал:

– О мои любимые дети! Если Сам Господь Бог открыл вам – могу ли я утаить? Тот, кого вы видели – ангел Господень; не только сегодня, но и всегда, когда я совершаю Божественную литургию, мне, недостойному, бывает такое явление и ангел Господень служит вместе со мной. Но вы никому не рассказывайте того, что видели, пока я жив.

На современном языке

Один из самых трогательных, сокровенных, впечатляющих моментов Литургии верных – когда поют Херувимскую песнь. Даже для того, кто не понимает умом смысл песнопения это совершенно особенное время. Удивительная тишина и спокойствие царит в церкви, пока льется неторопливый распев. В середине его совершается Великий Вход, и окончание величественного песнопения звучит быстрее и бодрее.

Что же это за песнь и почему ее называют Херувимской?

“Песнь “Иже херувимы”, которая поется во время Великого входа, имеет целью внушить, в каком расположении надобно быть нам… отложить в это время всякое житейское попечение, в сообразность воспоминаемому тогда великому событию смерти Господней и наступающему совершению Евхаристии”, – читаем в Письмах о богослужении Муравьева.

Из-за длительности распева кажется, что Херувимская песнь – достаточно объемный текст. На самом же деле он короток:

“Иже херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе”.

Ангелы Господни. В центре -  Херувим

Согласно Письмам о богослужении Муравьева, на современный русский язык эти слова можно перевести следующим образом:

“Мы, которые таинственно изобразуем херувимов (“мы, изобразуя таинственно херувимов) и, воспевая трисвятую песнь Троице, отложим ныне всякое житейское попечение для того, чтобы достойно поднять Царя славы, невидимо сопровождаемого ангельскими чинами, – аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя! (“хвалите Господа!”)”.

Изобразуя херувимов

Как сказано в “Объяснении Литургии” Арсения, митрополита Киевского, мы, люди, присутствуя при совершении Литургии, имеем такое же божественное занятие, какое на небесах имеют небесные силы: предстоим в храме перед Престолом, на котором Бог присутствует невидимо, подобно тому, как ангелы предстоят перед Престолом Господа на небесах; мы славословим Господа в храме, подобно тому, как Ангелы славословят его на небесах.

“Наше священноначалие, сравненное с ангельским, – писал святой Дионисий Ареопагит, – есть только подобное ему, и требует чувственных образов для возведения нас от них к божественному возвышению”. В соответствии с этим представлением о церковной иерархии предстоящие во время Литургии люди таинственно изобразуют собой торжествующие лики херувимов.

Тот же смысл имеет другое песнопение – Серафимская песнь: “Свят, свят, свят Господь Саваоф (Господь сил), исполнь небо и земля славы Твоея”.

Серафим. Фрагмент фрески Феофана Грека. 1378. Церковь Спаса Преображения на Ильине (Новгород)

Она названа так потому, что певчие повторяют слова парящих вокруг престола Вседержителя Серафимов. К их славословию Церковь присоединяет человеческое приветствие, которое еврейские дети радостно провозглашали торжественно вступавшему в Иерусалим Иисусу Христу: “Благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних!”.

Потому-то песнопение и напоминает нам : “всякое ныне житейское отложим попечение”. Иначе как будет возможно, стоя на земле, уподобиться небесным ангелам, пребывать в храме, будто в самых высших небесных селениях, всем существом созерцая Божественное величие?

Пожалуй, не очень понятно выражение “дориносима”. Это слово, составленное из греческого “дори” (копье) и русского “ношу”, значит: “сопровождать кого-либо с копьями”. В древности, когда провозглашали новоизбранного императора, римские воины торжественно поднимали его и несли на щите посреди окружавших его копий легиона. В Церкви же диакон, как бы представитель невидимого легиона ангелов, подъемлет Царя всех над головой, на дискосе как бы на щите. Подъемлет Его в смиренном виде Агнца, среди молитв предстоящих христиан, истинного духовного оружия Церкви.

Историческая справка

По свидетельству Георгия Кедрина, Херувимская песнь была введена в чин Литургии во время царствования византийского императора Юстиниана II (565-578 гг.), точнее около 573 г. Значение Херувимской – во время перенесения Святых Даров с жертвенника на престол внушить людям самые благоговейные чувства и соответствующее внутреннее состояние. “Когда поется Херувимская песнь, – рассуждал патриарх Герман, – с того времени все возбуждаются к прилежнейшему вниманию, даже до конца священнодействия, отложив долу всякое житейское попечение, яко Царя великого имущие восприять в себя, через тайну Причащения”.

Источник: Татьянин день. Интернет-издание домового храма св. мц. Татианы при МГУ (www.taday.ru)

Серафимы Херувим Ангелы в Житиях святых, Патериках “О Небесной иерархии” Corpus Аreораgiticum Литургическое учение об Ангелах “Достойно есть…” Ангельская песнь Трисвятое Мы и Херувимы

Василий Писаревский. На благословенных островах Додеканеса. Часть 2. Архангел Михаил – покровитель острова Сими

Василий Писаревский

На благословенных островах Додеканеса. Часть 2

Архангел Михаил – покровитель острова Сими

Сими, небольшой остров севернее Родоса, также изобилует церквями и монастырями: здесь находятся 13 больших храмов и множество часовен.

Несмотря на то, что остров вовсе не велик, его жители и правители принимали участие в главных исторических событиях всей Греции. Так, согласно преданию, три корабля с острова Сими участвовали в Троянской войне, причем это были одни из самых быстроходных, мощных и маневренных кораблей античной Греции. Здесь же было построено судно для аргонавтов, отправившихся за золотым руном.

Примечательно, что во времена турецкого владычества завоеватели разрешали местному населению исповедовать Православие и оставили греческий язык как основной язык общения. Дело в том, что жители острова, будучи состоятельными людьми, попросту подкупили турков.

Храм Благовещения на острове Сими

Храм Благовещения на острове Сими.

Во все времена на Сими активно развивались морские промыслы и ремесла. Одни из основных – добыча морской губки и постройка небольших рыбацких шхун. На острове сохранена также древняя традиция отливания колоколов. Мне рассказали, что и сейчас здесь действует литейный цех, где мастера отливают удивительной красоты колокола со «сладчайшим» звоном.

Древние традиции

Уже с моря можно видеть церковь Великой Богородицы, стоящую на самом высоком месте города Ялоса – столицы острова Сими. В рыцарскую эпоху здесь находилась крепость святого Иоанна, так что храм стоял внутри крепости. При храме до 1923 года действовала православная школа, где ежегодно занимались 120 мальчиков и девочек. Сегодня путешественники видят восстановленный облик храма, поскольку древняя церковь была взорвана немецкими захватчиками перед тем, как те покинули Сими в 1944 году.

Храм Великой Богородицы

Храм Великой Богородицы.

Интересны традиции храма Великой Богородицы, связанные с празднованием Пасхи. В пасхальную ночь прихожане храма палили из пушки, подавая сигнал всем остальным церквям Ялоса к началу пасхального трезвона. А молодежь прихода мастерила специальный блок с тросом, который соединял церковь Великой Богородицы с часовней святого Афанасия, расположенной на противоположном конце холма. На блок ставился макет корабля, имевший по бокам петарды, которые зажигались в пасхальную ночь. Корабль передвигался по воздуху с одного конца бухты на другой, являя собой неповторимое зрелище.

У каждого храма – своя история. Так, церкви святого Иоанна и пророка Илии известны тем, что в древности являлись храмами, посвященными Афродите и Аполлону.

Одна из старинных церквей Сими – храм Благовещения Пресвятой Богородицы, расположенный на вершине холма недалеко от бухты. И хотя службы в тот день не совершалось, храм был открыт, и меня встретили с настоящим греческим гостеприимством: полили руки душистыми благовониями, подарили небольшую икону Благовещения в византийском иконописном стиле, разрешили фотосъемку.

Храмовая икона Благовещения

Храмовая икона Благовещения.

Икона Благовещения в изящном резном кивоте украшена белыми лилиями, увешена золотыми цепочками, кольцами, драгоценностями. По всему храму расположены изящные греческие паникадила, одно из них – серебряное с изображениями двенадцати апостолов. Привлекает взор уникальной резьбы деревянная кафедра. Солнечные лучи играют в гранях разноцветных стекол храма.

Небесным покровителем острова считается архангел Михаил. И в его честь в различных местах Сими возведено девять церквей, а также два монастыря: Рукуньотис, где находятся изумительные фрески XIV века, и Панормитис, который мне довелось посетить.

Час на пароме от Ялоса на северо-западный берег острова – и ты уже здесь, в одном из самых больших монастырей архипелага Додеканес, который стоит буквально в двух шагах от морского побережья и утопает в цветах и зелени.

В стенах монастыря Панормитис

Монастырь, расположенный в бухте Панормитис (отсюда и его название), знают не только жители Сими или Родоса, но и всей Греции. Он был сооружен в XV веке, что подтверждали летописи, которые, однако, были утеряны в 1862 году. В 1783 году Панормитис был отреставрирован под руководством греческого архитектора Анастасиса Карнаваса.

Общий вид на монастырь Панормитис

Общий вид на монастырь Панормитис.

Престольный праздник монастыря – Собор архистратига Михаила и всех Небесных сил бесплотных – отмечается здесь 8 ноября по новому стилю. Рассказывают, что за несколько дней до этого сюда съезжается множество паломников со всей Греции и из-за рубежа. Далеко не всех удается разместить в кельях, которые круглогодично принимают гостей, поэтому многие располагаются прямо во дворе и галереях монастыря. Еще один престольный праздник монастыря Панормитис – день Святой Троицы.

Главная святыня монастыря – размещенная в соборе двухметровая икона архангела Михаила, выполненная греческими мастерами, в серебряно-золотом окладе. Перед иконой архистратига каждый молится о своих нуждах; к ней тянется постоянный ручеек людей, идущих сюда по зову сердца. Вокруг иконы видны многочисленные приношения архангелу Михаилу; лампады, развешенные по всей церкви, – благодарность людей за исцеления и чудодейственную помощь. В церковных книгах, которые хранятся в монастыре, зафиксированы тысячи случаев исцеления от разных болезней и недугов.

В музее монастыря Панормитис: бутылки с просьбами к архангелу Михаилу

В музее монастыря Панормитис: бутылки с просьбами к архангелу Михаилу.

Существует предание, что любой путешественник, в каком бы море или океане он ни находился, если он с верой напишет свою просьбу, запечатает свое послание в бутылке и бросит ее в воду, то рано или поздно та прибудет в бухту Панормитис. В музее монастыря есть целая витрина, в которой выставлены эти бутылки с просьбами на самых разных языках.

Сегодня монашеской жизни в Панормитисе нет, но в главном соборе монастыря регулярно совершаются службы. Кроме трудящихся здесь на благо монастыря людей, в его помещениях размещаются паломники. Особенно много гостей, как правило, в летние месяцы. Прибывает и много русских паломников. Встретившаяся мне Светлана из Калининграда сообщила, что приезжает уже третий год, сейчас ждет сюда свою взрослую дочь. Светлана помогает в уборке жилых помещений монастыря и, услышав, что я из России, вызвалась показать мне огромную трапезную для паломников на 300 человек с писанными во всю стену иконами.

На втором этаже мы заглянули в небольшую трапезную, где в былые времена пили кофе-чай игумены монастыря, а также приезжавшие сюда епископы. Стены этой комнаты увешены портретами настоятелей монастыря в разные исторические эпохи; в центре – большое фото местного епископа, который сейчас управляет четырьмя островами.

Поднимаясь по внутренним лестницам на верхний ярус, мы достигли уровня, откуда видны вся праздничная узорчатая колокольня, выложенный мелкими камешками в мозаичном стиле двор монастыря, а также открывается великолепный вид на бухту. Колокольня была построена в 1905 году в стиле барокко; считается, что в качестве образца была взята колокольня святой Фотинии в Смирне.

Очутившись снова на монастырском дворе, мы прошли через боковой проход к мастерским, где трудятся мастера, поддерживающие территорию и все здания в идеальном порядке. За мастерскими открывается строй окруженных садами белых домиков, где, как пояснила Светлана, отдыхают дети из малоимущих семей, которым помогает монастырь.

В Панормитисе находится также музей, где представлены дары монастырю практически за всю его историю. Среди экспонатов – старинные облачения митрополита, изделия из слоновой кости, панагии, греческие книги XVII века, наперсные священнические кресты, кресты-мощевики, иконы из перламутра, кадила.

«Русский уголок»: крест, рипиды и икона

«Русский уголок»: крест, рипиды и икона.

Отдельный стенд посвящен дарам русских паломников: тут иконы XVIII века, серебряные рипиды для архиерейского богослужения, подсвечники, металлические хоругви с иконами Богородицы и святителя Николая… Поражает огромных размеров плащаница Спасителя, художественно расшитая золотыми нитями, которая была передана в дар монастырю генеральным консулом России в Стамбуле в 1852 году, когда игуменом монастыря был Иерофей.

Есть и необычные экспонаты: среди множества моделей кораблей и бутылок, о которых уже упоминалось, можно увидеть даже… чучела крокодилов.

Выйдя из церковного музея, мы спустились в хранилище предметов быта, которые использовались в монастыре. Тут и огромные глиняные кувшины, где хранилось оливковое масло, и уставленные в ряд бочки для вина, и расписная керамическая посуда, которая использовалась в более позднее время. В монастыре есть также большая библиотека, богатая рукописями в основном послевизантийского периода. Хранящиеся здесь рукописи не только церковного содержания.

В этом удивительном монастыре не покидает ощущение заступничества архангела Михаила.

07 / 07 / 2010

Источник: Православие.Ru

О добрых духах Архангел Михаил 21 ноября Православная Церковь празднует Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Собор Архистратига Михаила Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила Православное учение об ангелах Природа и назначение ангельского мира Икона святого Архангела Божия Михаила (Владивосток) Явления и чудесная помощь Ангелов Явления и чудеса Святых Ангелов Чудо Архангела Божия Михаила Воспоминание чуда Архангела Михаила в Хонех Молитва, тропарь и кондак Архистратигу Михаилу

Явления и чудеса Святых Ангелов

Явления и чудеса Святых Ангелов

Из книги “Явления и чудеса Святых Ангелов” (издательство Сретенского монастыря)

Богоматерь с ангелами и святыми Феодором и Георгием. Икона из монастыря св. Екатерины на Синае. VI век. Фрагмент

Оглавление

Перевод с новогреческого Дмитрия Гоцкалюка

Источник: Православие.Ru