Митрополит Иларион (Алфеев)
Ангелы
Из книги “Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие”
“В начале сотворил Бог небо и землю” (Быт. 1:1). В этих первых строках Библии указывается на сотворение Богом мира невидимого, духовного, умопостигаемого и мира видимого, материального. Как мы говорили, в библейском языке нет абстрактных понятий, и духовная реальность часто выражается словом “небо”. Христос говорит о Царстве Небесном, и в молитве, которую Он дал, мы читаем: “Отче наш, Иже еси на небесех… Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли” (Мф. 6:9-10). Речь здесь не идет о видимом материальном небе. Царство Божие – это духовное, а не материальное Царство, в котором Бог живет, будучи по природе Духом. И когда говорится “сотворил небо”, речь идет о духовном мире со всеми населяющими его существами, то есть ангелами.
Бог сотворил ангельский мир прежде видимой Вселенной. Ангелы – служебные духи, бесплотные, обладающие умом и свободной волей. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит о легкости, пламенности, пылкости, весьма большой проницательности и стремительности, с которой ангелы желают Бога и служат Ему, об их подвижности, постоянной устремленности вверх и свободе от всякой материальности. Он также называет ангелов “вторыми светами, имеющими свет от первого безначального Света” [1]. Находясь в непосредственной близости к Богу, они питаются Его светом и передают его нам.
В Библии многократно упоминаются ангелы, однако отсутствуют подробные описания ангельского мира, нет рассказа о его сотворении (кроме упоминания о “небе”). К моменту сотворения видимого мира ангелы уже существовали: “Когда сотворены были звезды, восхвалили Меня громким голосом все ангелы Мои” (Иов. 38:7, по переводу LXX). Сами же ангелы сотворены, как указывает преподобный Исаак Сирин, “в молчании” [2], потому что первое слово Бога – “да будет свет” относится к видимому миру. В молчании – то есть в тайне, прежде слов и прежде времени.
Главным делом ангелов является непрестанное восхваление Бога. Пророк Исаия описывает видение Господа, вокруг Которого стояли серафимы и восклицали: “Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!” (Ис. 6:1-3). Но ангелы являются также вестниками, посылаемыми от Бога людям (греч. aggelos означает “вестник”): они принимают живое и деятельное участие в жизни человека. Так, например, архангел возвестил Марии о рождении от Нее Иисуса (Лк. 1:26-38), ангел объявил пастухам о рождении Мессии (Лк. 2:8-20), ангелы служили Иисусу в пустыне (Мф. 4:11), ангел укреплял Иисуса в Гефсиманском саду (Лк. 22:43), ангел возвестил женам-мироносицам о воскресении Иисуса (Мф. 28:2-7). У каждого человека есть свой ангел-хранитель, который является его спутником, помощником и покровителем (см. Мф. 18:10).
Не все ангелы равны по своему достоинству и по своей близости к Богу: между ними существуют различные иерархии, находящиеся во взаимном соподчинении. В трактате “О небесной иерархии”, приписываемом Дионисию Ареопагиту, его автор насчитывает три ангельских иерархии, каждая из которых делится на три чина. К первой и высшей иерархии относятся серафимы, херувимы и престолы, ко второй – господства, силы и власти, к третьей – начала, архангелы и ангелы [3]. Все названия девяти ангельских чинов заимствованы из Священного Писания и имеют, по святому Исааку Сирину, следующие значения: “Серафимы – согревающие и сожигающие (букв. “огненные”), херувимы – обильные знанием и мудростью, престолы – Божья опора и Божий покой… именуются также господства как имеющие власть над всяким царством, начала – как устрояющие эфир (воздух), власти – как властвующие над народами и над каждым человеком, силы – как крепкие силою и страшные видением своим… архангелы – как бодрые стражи, ангелы – как посылаемые”[4]. О херувимах, кроме того, говорится, что они имеют много очей, а о серафимах – что у них шесть крыльев (вспомним Пушкина: “и шестикрылый серафим на перепутье мне явился”) [5]. Крылья и очи, однако, нужно понимать в духовном смысле (как и “глаза”, “лицо”, “руки” у Бога), поскольку ангелы не имеют материальной плоти.
В небесной иерархии высшие чины получают озарение Божественным светом и приобщение к тайнам Божества непосредственно от Самого Творца, а низшие – через посредство высших: “Каждый чин принимает (тайну) от другого чина с соблюдением строгого порядка и различения в сообщении от первого чина ко второму, пока тайна перейдет таким образом ко всем чинам. Но многие из тайн останавливаются на первом чине и не простираются на другие чины, потому что, кроме этого первого чина, все прочие не могут вместить в себя величие тайны. А некоторые из тайн, исходя от первого чина, открываются только второму чину, который сохраняет их в молчании… и некоторые тайны доходят до третьего и четвертого чина” (Исаак Сирин) [6].
Ангельская иерархия, по Дионисию, переходит в земную церковную иерархию (епископы, священники, диаконы), которая приобщается к Божественной тайне через посредство небесной иерархии. О количестве ангелов говорится обобщенно – их “тысячи тысяч” и “мириады мириад” (Дан. 7:10). Их во всяком случае больше, чем людей: святитель Григорий Нисский в образе заблудшей овцы видит все человечество, а под девяносто девятью незаблудившимися (ср. Мф. 18:12) понимает ангельский мир [7].
Примечания:
[1] Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры 2, 3.
[2] Слово 67 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 268].
[3] Louth. Denys the Areopagite. Wilton, CT (USA), 1989. Р. 35-37.
[4] Слово 67 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 268].
[5] А. Пушкин. Полное собрание сочинений в 6 томах. М. -Л., 1936. Т. 1. С. 464.
[6] Слово 84 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 325-326].
[7] См. В. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви; Догматическое богословие. С. 234.
Источник: www.bogoslovy.ru
Митрополит Иларион (Алфеев). Ангелы Ангельские чины 6 глава книги пророка Исаии Серафимы Херувим Преп. Исаак Сирин. Чин сущностей Ангелов, демонов и человека Поединок в Пенуэле. О явлении ангелов Corpus Аreораgiticum Литургическое учение об Ангелах Образ и подобие Божие (Человек и Ангелы) Архангел А. С. Пушкин. Пророк (“Духовной жаждою томим…”)