Изображения херувимов в Ветхом Завете. Архиепископ Сергий (Спасский)

Архиепископ Сергий (Спасский)

Священные изображения и иконы в Ветхом Завете. Изображения херувимов

Из книги “Православное учение о почитании икон”

Нарушают ли христиане вторую заповедь Закона Божия, данного евреям, почитая святые иконы? Нет! В православной церкви св. иконы двоякого рода: на одних из икон и на большей части их мы видим лики св. ангелов и св. Божиих человеков, т.е., существ, созданных и ограниченных местом и временем, а на других изображается Триединый Бог или одно из лиц Пресвятыя Троицы: Отец, или Сын, или Дух Святый.

Будем говорить сперва об иконах св. ангелов и св. Божиих человеков. Были ли запрещены Богом в Ветхом Завете изображения св. ангелов? Нет, а напротив изображения херувимов, по Божию повелению, сделаны были и поставлены самим Моисеем в скинии, т.е., в походном или переносном храме, созданном Моисеем по указанию Божественному, и сам Господь Бог открывался Моисею среди двух изображений херувимов, поставленных на ковчеге.

Главной святыней в скинии был окованный золотом ковчег завета, в котором хранились две скрижали, т.е., две каменные доски с начертанными Богом десятью заповедями. Крышка или верхняя доска, покрывавшая ковчег, была из чистого золота и называлась очистилищем (по причине очищения или прощения грехов людей Богом, являвшимся над нею Моисею). Длина ее была два с половиною

Самое переднее место храма, в котором находился ковчег завета, называлось Святое Святых, – это было тоже, что алтарь в христианских храмах. От другой части храма, которая называлась святилищем или святым, Святое Святых отделено было завесою, сделанною из разноцветной шерсти и крученого виссона; на этой завесе искусною работою также сделаны были херувимы (Исход. 26, 31). Эта завеса с херувимами соответствовала нашему иконостасу. Скиния, вместо крыши и стен, имела по четыре покрывала, лежавшие одий на другом на столпах ее, самый внутренний был висонный, затем шерстяной и два кожаных наверху; на виссонном

В храме Соломоновом, созданном за тысячу лет до Рождества Христова, изображения херувимов были еще в большем количестве. Соломон сделал и поставил в средине Святого Святых (в алтаре) двух херувимов из масличного дерева вышиною в десять локтей; оба крыла херувима имели каждое по пяти локтей и были распростерты так, что крыло одного херувима касалось одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены, другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом. И обложил Соломон херувимов золотом и стояли они на ногах своих лицами к завесе, отделявшей Святое Святых от храма или святилища; на этой завесе, также как и в скинии Моисеевой, изображены были херувимы (2 Парал. 3, 13-14). Во время освящения храма Соломонова священники внесли ковчег завета Господня во Святое Святых и поставили его под крылья

В притворе храма на 10 подставах, на которых стояли десять медных умывальниц для омовения жертв, на стенках между наугольниками изображены были львы, волы и херувимы, как знамения силы и могущества (Исх. 7, 29. 36).

Источник: www.wco.ru/biblio/

Книга Товита Серафимы Херувим Рассказы о явлениях ангелов, о которых говорят Библейские книги Об Ангелах в Священном Писании Ветхозаветное учение об ангелах Толкование на шестую главу книги пророка Исаии Мы и Херувимы Догмат об иконопочитании VII Вселенского Собора Как изобразить непостижимое? Почему ангел изображается иногда в облачении диакона?

Чудо в Хонех. – Ольга Богданова

Ольга Богданова

Чудо в Хонех

На иконе Архангел Михаил попирает копьем странное существо. То ли это уползающая от него змея, то ли просто свитая веревка. На самом деле это река. Но почему Архистратиг борется с рекой?

Чудо Архангела Михаила в Хонех. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Давным-давно, когда апостолы еще переходили из города в город и передавали людям те знания, которым их научил Иисус Христос, Иоанн Богослов очутился в местности возле города Иерополя. Войдя в Иеропольскую пустыню, апостол предсказал, что это место часто будет посещать Архангел Михаил и здесь по воле Бога будут происходить чудеса.

Источник исцелений

Прошло время, и в пустыне открылся источник. Через воду Архангел Михаил невидимо исцелял людей: и тех, кто веровал во Христа, и язычников. Выздоровев, многие принимали крещение в этом самом источнике. А один грек в благодарность за то, что его немая дочь, выпив целебной воды, стала говорить, построил у источника храм, который освятили в честь Архангела Михаила.

За храмом должен был кто-то присматривать, и при нем мужчина по имени Архипп решил поселиться. Вера Архиппа была настолько сильна, что земная жизнь его практически не интересовала. Он ожидал Царствия Божия и уже при жизни стремился максимально отгородиться от мирских соблазнов, удовольствий и малейших удобств. Спал на камнях и имел всего две смены одежды. На одной спал, другую носил в течение года. Потом менял одежды местами.

Чудо Архангела Михаила в Хонех. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Жить таким образом можно было только очень сильно веря, точнее, будучи совершенно уверенным в том, что главное – это не то, что здесь, на земле, а то, что Там, на Небе. Возможно, всецело отдавшись молитве и ожиданию будущей жизни, Архипп и вовсе перестал замечать невыносимость (с нашей точки зрения) условий жизни.

Развилка: соперничество или сотрудничество?

Архиппа знали местные христиане и те, кто приходил за целебной водой из источника. Они почитали его святым. Но об этом храмовом стороже были наслышаны и те, кто по-прежнему поклонялся языческим богам. И они не могли остаться равнодушными к тому факту, что многие местные жители перестали почитать богов их предков и крестились.

Когда кто-то делает нечто лучше, чем ты, или привлекает больше людей, невольно возникают вопросы: почему так и что сделать, чтобы изменить ситуацию в свою пользу? И тут есть два пути: либо стать лучше, либо помешать этому кому-то.

К сожалению, сегодня очень многое завязано на соперничестве. Везде, начинаю от учебных заведений с рейтинговой системой оценок и оканчивая всевозможными конкурсами проектов на работе, предлагается образ другого человека как конкурента, по сути – врага. На определенном этапе это очень концентрирует: «Ага! Сейчас я им покажу. Насколько я лучше!». И получаются высокие результаты. Но все время находиться в состоянии «мирной войны» непросто. И так не хватает ощущения совместной деятельности, со-трудничества!

Язычники выбрали путь соперничества. В Предании прямо говорится, что они завидовали Архиппу, а потому решили храм разрушить, а смотрителя убить. Казалось, им благоволила сама природа.

Когда земля разверзается

Храм находился внизу горы, а сверху стекали две реки. И вот завистники решили объединить русла двух рек и направить мощный водный поток вниз, в сторону храма. Их план вот-вот должен был осуществиться, воды двух рек стремительно неслись к храму, в котором смиренно молился Господу сторож Архипп. Он знал о том, что затевали греки, но отказался покинуть вверенный ему людьми храм, как капитан, который не покидает тонущий корабль. Архипп верил в Бога и знал, что если Ему будет угодно, храм будет спасен.

Чудо Архангела Михаила в Хонех. Источник: прислано посетителем нашего сайта

И вот перед храмом предстал Архангел Михаил. Он ударил копьем в землю, и образовалась расщелина, в которую и устремился бурный поток воды. Храм был спасен. Архипп остался жив, а местность получила название Хоны – от греческого слова, которое значит «воронка» или «расщелина».

Источник: Татьянин день

Архистратиг Михаил архангел Архангел Михаил Житие Преподобного Архиппа Архангел Слово в день воспоминания чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) Вмешательство Архангела Михаила во время операции Воспоминание чуда святого Архистратига Михаила в Хонех (Колоссах) Акафист святому Архангелу Михаилу Молитва, тропарь и кондак Архистратигу Михаилу

В. Кутковой. “Слово Твое – светильник ноге моей…”

Виктор Кутковой

“Слово Твое – светильник ноге моей…”

Апостол Петр. Икона из деисисного чина. Новгород. Начало XVI века

Некоторые русские иконы последней четверти XV – нач. XVI вв. таят в себе прием, до сих пор, кажется, никем не истолкованный: гиматий на ноге соответственно у св. Иоанна Предтечи, у апостолов Петра и Павла, реже у Архангела Михаила, предстоящих в Деисисе (иногда и в других сюжетах), написан цветом более ярким, чем сам гиматий. Подобный акцент отсутствует в предыдущие столетия. Методичность его применения многими изографами свидетельствует о не случайности, а, наоборот, о продуманности этого приема.

Апостол Павел. Икона из деисисного чина. Новгород. Начало XVI века

Стало быть, он на что-то указывал, что-то означал.

Что?

Прежде всего, следует обратить внимание на духовные проблемы, волновавшие русского человека в последние 25 лет XV века. Здесь первой – каждый назовет новгородско-московскую ересь, приверженцы которой получили название “жидовствующие”.

За неимением места входить в подробности описания ереси, скажем: она носила антитринитарный, иконоборческий и противоиерархический характер. “Ересь жидовствующих была прежде всего брожением умов. “Явися шатание в людях и в неудобнех словесех о Божестве”, читаем в Никоновской летописи. “Ныне и в домех, и на путех, и на торжищех, иноци и мирстии вси сонмятся, вси о вере пытают”, писал преп. Иосиф” [1].

И как ересь, возникнув в Новгороде, перекинулась на Москву, так и названный прием сначала появляется у новгородских иконников, потом подхватывается москвичами.

Область распространения его довольно заметна.

Но коль еретики отвергали иконы, то, понятно, что прием надо рассматривать не в качестве поддержки “жидовствующих”, а как довод, направленный против них. Иконописцы, являясь членами Церкви и частью общества, просто не могли оставаться равнодушными, когда “вси о вере пытали”. Они должны были сказать свое слово, и они его сказали.

Почему этот прием ограничивается кругом, как правило, из трех-четырех изображаемых святых? Ведь в деисисном чине помещаются и другие апостолы, а кроме Архангела Михаила, предстоит и Архангел Гавриил, на гиматии которого нет никаких акцентов. И наоборот, св. Иоанну Предтече Дионисий в Ферапонтовском иконостасе распространяет яркое пятно на весь бок – от ноги до руки, тем самым, следовательно, выделяя Крестителя Господня даже из апостолов и Архангелов.

Дионисий. «Св. Иоанн Креститель». 1502 год. Ферапонтово

Не трудно догадаться, что иконописцы тут поднимают иерархический вопрос, намекая на слова Спасителя из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11: 11). У остальных – яркое пятно на гиматии выделяет лишь ногу. Петр и Павел включены в этот круг, конечно же, потому, что они апостолы первоверховные; Архангел Михаил – потому, что предводитель небесного воинства, главный их всех Архангелов.

Таким образом иконописцы отреагировали на противо-иерархическую составляющую ереси.

Логично, однако, спросить о причине заострения внимания именно на ноге. Зачем оно? И только в области гиматия, не ниже. Здесь тоже должна быть своя закономерность. И она, безусловно, есть.

По первым известиям Геннадия Новгородского о ереси можно понять, что брожение и сомнение началось с чтения книг. Среди обнаруженного святителем пестрого списка еретической литературы заметен “Корпус Ареопагитикум”. Но Дионисий Ареопагит считается одним из отцов Церкви, и приносить в жертву еретикам его почитание означало бы отказ от столпа Церкви, чего позволить себе архиепископ Геннадий не мог. Лучшим выходом было на языке Ареопагита и отреагировать. От новгородского владыки, по всей видимости, и исходит инициатива иконического ответа “жидовствующим”. Но возможны и другие вдохновители. В подобной ситуации любое другое духовное лицо (и необязательно архиепископ) предприняло бы совершенно аналогичные шаги.

Поскольку в трактате “О небесной иерархии” Ареопагит “из множества наших телесных частей” пытается найти “подходящий образ небесных сил”, то ноги, по его мнению, указывают “на подвижность, быстроту и пригодность к вечному стремительному движению к божественному <...>, нагота же и необутость – на свободу и неудержимость, очищающую от привнесенного извне, и уподобление, насколько возможно, божественной простоте” [2].

Апостолы Петр и Павел

Здесь может возникнуть справедливый вопрос: “Это применимо к образу Архангела Михаила, но причем здесь Иоанн Предтеча, Петр и Павел? – у Ареопагита ведь речь о небесных силах”.

А разве Иоанна Предтечу Церковь не называет “Ангелом пустыни”? А разве первоверховные апостолы, по тому же Ареопагиту, не считаются, наравне с епископами, “Ангелами Церкви”?

Более чем…

Оттого круг и ограничен тремя человеческими личностями, стоящими в церковной иерархии выше других людей.

Упреждая вопрос о Божией Матери, следует отметить, что она не входит в указанный круг, ибо Она выше небесных сил: “честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим”. А потому к Ней данный прием и не применялся.

Идея живописного акцента на ноге могла возникнуть не только из “Небесной иерархии” Ареопагита, а, к примеру, хотя бы из тропаря: “Пророче и Предтече приШЕСТВИЯ Христова”, из евангельского ХОЖДЕНИЯ по водам Петра, из молитвы ап. Павлу, где ему присваивается эпитет “землю ОБШЕДЫЙ”. Не забудем, что нога по-древнерусски называется “ходило”.

Редко, но иногда, в отличие от Иоанна Предтечи и Петра, ап. Павла писали в Деисисе и без этого акцента, отдавая, вероятно, апостольскую “пальму первенства” Петру как камню, на котором Господь создал свою Церковь. Впрочем, иконописец “Молящихся новгородцев” предпочел больше выделить Павла.

Спрашивается, почему изографы избегали цветом вычленять телесную часть ноги – стопу, а считали за лучшее делать упор на гиматии?

Лишь по одной причине: тогда прием работал бы прямо в противоположном направлении, т.е. уничижительно или антиисторично. У все того же Дионисия на житийной иконе “Митрополит Алексий” из Успенского собора Московского Кремля в завершающем клейме “Исцеление” чернец Наум представлен с усохшей ногой, которая отличается по цвету от здоровой. В то время употреблялся глагол “целоноговати”, означавший – ходить прямо здоровыми ногами.

У свв. Иоанна Предтечи, Петра и Павла ноги, как мы знаем, были здоровы.

Употребление приема чаще всего в Деисисе имело под собой основание. Поскольку “жидовствующие” не признавали “прообразовательный смысл в свидетельствах Ветхого Завета”, постольку они считали пророчества еще не сбывшимися, а лишь подлежащими исполнению. Из чего следует, что еретики не считали Христа Мессией и Сыном Божиим – Второй Ипостасью (Св. Троица ими отвергалась). А Деисис – прежде всего изображение Страшного Суда. Потому здесь изографы и пытаются напомнить христоборцам о Судном Дне, когда они предстанут пред Тем, Кого отвергали.

Увязка этого концептуального полемического приема с противодействием новгородско-московской ереси позволяет в спорных случаях точней атрибутировать некоторые памятники, где такой прием употреблен. А споров хватает… Но мы не знаем ни одной подобной иконы, чтобы было доподлинно известно о написании ее раньше последней четверти XV века. Датировки всегда колеблются. Эти примечательные 25 лет непременно кем-нибудь из исследователей называются; к сожалению, без ссылки на прием.

Достаточно, по крайней мере, двух характерных примеров.

Молящиеся новгородцы. Последняя четверть XV века

Пример первый. Так, о времени написания упомянутых “Молящихся новгородцев” до сих пор идут споры. Поскольку на иконе хоть и проставлен год создания, но “авторская” надпись сохранилась плохо, прочитать ее с абсолютной точностью невозможно. Почему Н. П. Кондаков определил икону как памятник последней четверти XV века. Подобная осторожность вполне оправдана. Г. Д. Филимонов, а за ним В. Н. Лазарев рискованно назвали тут 1467 год. Новгородский архимандрит Макарий (Миролюбов), предполагавший дату 1487 г., кажется, более точен, ибо ересиарх Схария приезжает в Новгород в 1471 г. Необходимо было время на “инкубационный период” ереси, на подготовку ответа православными… Вот и выходит только последняя четверть XV века.

Следует обратить внимание на дату архимандрита Макария. Как раз в 1487 году архиепископ Геннадий начинает борьбу с еретиками. Впрочем, это не означает, что прием родился именно в названный год. Монашеская среда Юрьевского монастыря могла осмыслить и ввести его собственными силами, до назначения на епископскую кафедру Геннадия. Приезд в Новгород Схарии и назначение Геннадия – разделяет 13 лет, а до обнаружения последним ереси жидовствующих и того больше – 17. Видя кощунственные бесчинства тер-оганьянов конца XV века [3], какие монахи сидели бы, сложа руки? Они, безусловно, реагировали.

Другой пример. Иконы деисисного чина из Успенского собора во Владимире, приписываемые преп. Андрею Рублеву, Н. К. Голейзовский определил как Дионисиевские.

Не станем вмешиваться в спор, возникший после этого среди искусствоведов. Мы хотим сказать только одно: фигуру св. Иоанна Предтечи Андрей Рублев писать не мог – в его время такого приема, о котором идет речь, еще не существовало, ибо не было новгородско-московской ереси, не с кем было полемизировать. Ересь стригольников же, во-первых, имела меньший размах по сравнению с “жидовствующими”, во-вторых, теряла свою актуальность, в-третьих, имела новгородско-псковскую прописку, но не московскую. А вот Дионисий и его современники такой прием применяли с совершенной аналогичностью и многократно. Рублев – единолично и единственный раз? Неправдоподобно.

В качестве отправной точки при рождении на берегах Волхова этого приема могла служить икона XII века “Устюжское Благовещение” из Георгиевского собора Юрьева монастыря (вот дополнительное указание на генезис приема). В конце XV столетия она находилась еще на своем месте (в 1561 г. по приказанию Ивана Грозного будет вывезена в Москву). Здесь гиматий на ноге Архангела Гавриила и на боковых своих плоскостях высветлен из живописно-пространственных соображений, но не концептуально. Тем не менее, вдохновиться данным образом иконописцы очень даже могли.

Благовещение Устюжское. XII век

Л. А. Успенский явно поспешил с выводом: “Как и ересь стригольников, ересь жидовствующих не имела прямого отражения в искусстве. Она вызвала в качестве противодействия лишь распространение той или иной тематики, утверждавшей православное вероучение” [4].

Почему же не имела?

А смена цитат на развернутом Евангелии в руке Пантократора! А утверждение Церкви и изгнание Ангелом Синагоги в иконе Дионисия “Распятие”! [5] А появление в арсенале выразительных средств у самых ортодоксальных изографов обсуждаемого нами приема! КАК ересь не могла иметь реакции со стороны иконописцев, когда, повторяем, “и в домех, и на путех, и на торжищех <...> вси о вере пытали”? Возникал подчас даже перехлест, признаваемый и глубокопочитаемым Леонидом Александровичем: потеря в полемическом задоре трезвения при изображении неизобразимого, результатом чего являлось возникновение икон, подобных “Отечеству”. Это были “кривые”, но отражения же! Ограничение противодействия лишь одним подбором тем, пусть даже самых необходимых, означало бы определенное окостенение церковного организма, неспособность ответить на вызовы еретиков. Церковь, однако, всегда отвечала: на ересь Ария – появлением у образа Иисуса Христа нимба, сопровожденного соответственно с одной и другой стороны альфа и омега; на ересь Нестория – появлением нимба у образа Божией Матери, надписи и извода типа Кипрской…

Отчего же Церковь ограничилась распространением исключительно “той или иной тематики, утверждавшей православие” в ответ на смертельную для Руси ересь “жидовствующих”?

Она достойно ответила: и письменной полемикой, и мудростью иконописцев…

Имели место быть, на наш взгляд, и другие случаи применения приема. Последняя четверть XV века – время не только ереси, но и “хождений за три моря”, причем не одних русских. Это эпоха великих географических открытий. По-особенному начинают переживаться в изобразительном искусстве и мистические, наполненные глубоким религиозным смыслом перемещения: обратим внимание на такие сюжеты среди новгородских таблеток, как “Благовещение”, “Сретение”, “Вход в Иерусалим”, где мы находим употребление приема. В первом случае подчеркивается приход к Богородице Архангела Гавриила, во втором – принесение жертвы Иосифом Обручником, в третьем – вхождение в Иерусалим вместе с Христом и Его учеников. Здесь иконописец вскрывал богословский пласт евангельских событий, а не арифметически перечислял сюжетные “хождения”. Прием позволял также отобразить патрональное имя ктитора, заказчика или поминаемого. И тогда в Деисисе выделялся только один из перечисленного круга лиц, а иногда – Архангел Гавриил. Таким образом отмечен в “Молящихся новгородцах” явнее других – апостол Павел [6]. Но это уже отдельные примеры “индивидуального” мышления, которое отражалось необычностью даже на самой композиции.

Во второй половине XVI века – ко времени преодоления ереси – прием выходит из употребления за ненадобностью. А если позже где-нибудь в глубокой провинции к нему еще и прибегали, то отнюдь не в силу надобности, но в силу сложившейся традиции, без осмысления внутреннего содержания. Такое его применение можно наблюдать и по сей день.

Знаменательно, что, объявившись в Новгороде, ересь нашла себе могильщика – в лице игумена Новгородской епархии (до 1507 г.) – преп. Иосифа Волоцкого. И первыми из русских иконников высказались против нее – тоже новгородцы (вот показатель жизнеспособности церковного организма!).

Изографы не внесли ничего радикального в стиль иконописи – такой стиль был давно найден. В том и состояла сложность их задачи, что надлежало ответить еретикам, оставаясь в рамках канона, на незамутненном языке православной иконы.

И эту задачу они успешно решили.

Примечания:

[1] Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 14.

[2] Восточные отцы и учители Церкви V века. М., 2000. С. 350.

[3] “Сознавая губительность промедления в борьбе с ересью новгородский владыка писал в январе 1488 г. Суздальскому епископу Нифонту (1484-1508) о еретических надруганиях: “Ино познают: еретикам ослаба пришла, уже ныне наругаютца христьянству – вяжут кресты на вороны и на вороны. Многие ведели: ворон деи летает, а кресть на нем вязан деревян, а ворона деи летает, а на ней крест медян. Ино таково наругание: ворон и ворона садятца на стерве и на калу, а крестом по тому волочат! А зде се обретох икону у Спаса на Ильине улици – Преображение з деянием, ино в празницех Обрезание написано – стоит Василией Кесарийский, да у Спаса руку да ногу отрезал, а на подписи написано: Обрезание Господа нашего Иисуса Христа <...> И ныне таково есть бесчинство чинитца над Церковъю Божиею и над кресты и над иконам и над христианьством”. См.: Архимандрит Макарий (Веретенников). Новгородский святитель Геннадий и его просветительские труды // “Исторический вестник”, № 6, 2000. Цит. по: http://www.sedmitza.ru/index.html?did=1740

[4] Успенский Л. А. Богословие иконы православной Церкви. Париж, 1989. С. 214.

[5] Византийцы эти аллегоричные фигуры писали в предыдущие столетия, но на Руси сочли нужным их изобразить лишь в последней четверти XV века, что, конечно же, имело причину.

[6] Предполагаемый заказчик Антипа Кузьмин гипотетично обозначен черной надписью, первоначальная же красная – фактически оказалась утраченной ко времени поновления; кстати, из известного новгородского рода бояр Кузьминых-Караваевых до XVI века нет никого с именем “Антипа” (см. генеалогические таблицы и списки новгородской знати, составленные В. Л. Яниным в его кн.: Новгородская феодальная вотчина. Историко-генеалогическое исследование. М.: Наука, 1981). Вывод акад. В. Л. Янина, относящийся к “Молящимся новгородцам”, остается актуальным: “сумма надписей на иконе кажется сборником загадок, до сегодняшнего дня не решенных”. Более вероятным заказчиком представляется нам тысяцкий Павел Лукинич Телятев – участник встречи вел. кн. Ивана III в 1475 г. Телятев умер до 1478 г., значит, заказывать икону он мог. Впрочем, если данный памятник принадлежит более позднему времени, то, возможно, боярин Павел тут особо поминался; для чего не обязательно было его личной персоной помещать в нижний регистр, где уже находились изображения поминавшихся: это неординарный случай для Руси; традиционно человека поминали образом его небесного покровителя. Поскольку наша икона – своеобразный синодик, постольку здесь могли сойтись вместе оба способа поминовений.

Источник текста и иллюстраций: Православие.Ru

В. С. Кутковой. Ангел Хранитель как личность и проблемы его изображения в православной иконописи Ангел ангелу рознь Священномученик Дионисий Ареопагит. О Небесной иерархии Corpus Аreораgiticum Святой Дионисий Ареопагит и святой Максим Исповедник Образ и подобие Божие (Человек и Ангелы) Догмат об иконопочитании VII Вселенского Собора Преп. Феодор Студит. XV. К Феодулу, столпнику Деисусный чин. Архангелы Михаил и Гавриил Почему ангел изображается иногда в облачении диакона?

Преподобный Феодор Студит. Письмо XV. К Феодулу, столпнику

Преподобные Афанасий Афонский, Симеон Мироточивый, Феодор Студит, Онуфрий Великий, Макарий Великий, Иоанн Рыльский, Кассиан Римлянин

С давнего времени и до настоящего я имею желание прибыть к тебе, святейший отец мой, и испросить святых молитв твоих, но до сих пор, конечно, за грехи мои, не открывался мне путь, равно как и теперь. Посему я вынужден послать брата нашего Калогира, который восполнит отсутствие нашего смирения, а после и мы при помощи Божьей придем преклониться перед честными стопами твоими. Прости мне, отец, то, о чем я хочу сказать; ибо скажу в простоте, от искренней любви и по желанию моему, без укоризны тебе.

Некоторые, зная, что я – твой искренний и единодушный друг и сын и сами будучи хорошими друзьями, сказывали, что твоя святость поступает не так, как должно. Когда я негодовал и стал возражать и говорить о величайших подвигах твоей высокой жизни, то они согласились со мной в этом, но в некоторых словах и делах обвиняли тебя, а именно скажу об одном: они говорили, будто ты выставил на окнах Ангелов, и притом распятых, подобно Христу, и Самого Христа и Ангелов изобразил престарелыми.

Много мы беседовали об этом, но я не мог возразить им: ибо они утверждали, что это – дело странное и чуждое церковному Преданию и, конечно, произошло не от Бога, но от врага, так как в течение столь многих лет и у столь многих Богоносных и Святых Отцов не видано такого примера. Ибо от нынешних нововведений, хотя бы и от Ангела, апостол предостерегает нас, говоря в одном месте: но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать, – прибавлю: и передавать, – не то, что мы благовествовали, да будет анафема (Гал.1:8).

Что сказать на это, святой отец мой, я не знаю, и, находясь в недоумении, вынужден писать к тебе, дабы не скорбеть от тех, кто осуждает основательно и как бы от всей Церкви. Ради Бога, прими меня, как советующего сына твоего, заботящегося о тебе, считающего твою славу своей славой и не желающего слышать какой-нибудь укоризны на тебя, проводящего жизнь поистине безукоризненную. Просвети, наставь, послушай, внемли, будь милостив, избавь от всякого недоумения взирающих на высокую жизнь твою.

Текст приводится по изданию: Преподобный Феодор Студит. Послания. Книга 1. М.: Издательство имени святителя Игнатия Ставропольского, Приход храма Святаго Духа сошествия, 2003. С.51-52.

Ангелы в Житиях святых, Патериках Творения святых отцов Об Ангелах в Священном Писании Ангелы — наши старшие братья Ангелы и бесы в духовной жизни по учению восточных отцов Иерархичность духовного мира и место в нем монашества Догмат об иконопочитании Седьмого Вселенского Собора Как изобразить непостижимое? Иконография ангелов Почему ангел изображается иногда в облачении диакона? Ангел Хранитель как личность и проблемы его изображения в православной иконописи

Дмитрий Марченко. Дьявольская иконография

Если провести опрос среди населения на тему: «Как выглядят бесы», то большая часть опрошенных наверняка назовёт такие популярные детали дьявольского образа, как рога, копыта, длинный хвост, свиное рыло, клыки, когти и так далее. Что же до «аксессуаров», то здесь, по-видимому, будут названы среди прочих вилы (трезубец), кочерга и прочее. Этот образ так прочно въелся в обывательское сознание, что воспринимается как должное. Читать далее Дмитрий Марченко. Дьявольская иконография

Т. С. Еремина. Деисусный чин. Архангелы Михаил и Гавриил

Т. С. Еремина

Деисусный чин

<…>

Архангелы Михаил и Гавриил

В деисусном чине архангелы располагаются вторыми от главного образа Спаса Вседержителя следом за Богоматерью и Иоанном Предтечей. Михаил — справа от Христа, Гавриил — слева. Архангелы Михаил и Гавриил входят в число семи <...> высших ангельских духов, хотя архангелами называются также бесплотные духи низшей иерархии.

Архангелы Михаил и Гавриил. Иконы из деисусного чина. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Иерархия небесных сил, по Дионисию Ареопагиту, такова: высшая — серафимы, херувимы, престолы; средняя — господства, силы, власти; низшая — начала, архангелы, ангелы.

Михаил — небесный архистратиг, предводитель небесного воинства. Гавриил — вестник Божией воли, благовестник Деве Марии и непрестанный Ее спутник и покровитель. Изображаются с ангельскими жезлами и зерцалами (часто с надписью “И. Х.”) в руках.

Архангел Михаил. Фрагмент иконы из монастыря святой Екатерины на Синае. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Архангел Гавриил.  Источник: прислано посетителем нашего сайта

Образы архангелов Михаила и Гавриила имеются в деисусных чинах иконостасов Благовещенского собора Московского Кремля, Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.

В ГТГ находится изображение архангела Михаила из так называемого Звенигородского чина, принадлежащего кисти Андрея Рублева.

Архангел Михаил. Из Звенигородского чина. Икона преподобного Андрея Рублева. Около 1400 года. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Там же — архангел Михаил из деисусного чина иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, принадлежащий мастерской Дионисия. Икона архангела Гавриила из этого же чина находится в ГРМ.

Вместе архангелы Михаил и Гавриил изображаются на иконах “СОБОР АРХАНГЕЛОВ МИХАИЛА И ГАВРИИЛА”. Здесь они, стоящие прямо в полный рост, держат круглую “славу” (медальон, сферу) с поясным изображением Спаса Еммануила. Сюжет установился в IX веке, когда после периода иконоборчества снова утвердилось православие. Образ Спаса Еммануила, который держат архангелы,— символ восстановления почитания икон.

Cобор Архангелов. Новгород. XV век. Источник: прислано посетителем нашего сайта.

Бывают отдельные иконы “Собор архангела Михаила” и Собор архангела Гавриила”. Они изображаются одинаково и различаются только надписями. Медальон со Спасом Еммануилом помещается на груди архангела.

Cобор Святого Архистратига Михаила. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Архангел Гавриил как посланец Бога возвестил Захарии о рождении Иоанна Крестителя, а Деве Марии — о рождении Иисуса Христа. Иконы с сюжетом Благовещения были очень распространены на Руси.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Архангел Михаил часто изображается в образе воина с крыльями, с мечом в одной руке и хартией в другой как на иконах, так и у входа в церковь или выхода из нее. На хартии, согласно правилам, следует писать слова: “С нечистым сердцем притекающим в сей чистый Дом Божий немилосердно меч мой простираю”. Слова могут быть и другими: “Божий воевода есмь. Меч ношу. На высоту возношу. Божиим страхом устрашаю. Презрителей наказую”. Есть и третий вариант: “Во всеоружии стою, и на благих взираю кротко, а злых посекаю мечем сим”.

Икона «Архангел Михаил с деяниями». Источник: прислано посетителем нашего сайта

Напротив архангела Михаила изображается архангел Гавриил, и на его хартии пишутся слова: “Скорописца трость в руке держа, помышления входящих записую, добрых храню, а злых наказую строго”.

Наиболее чтимая икона архангела Михаила с деяниями находится в Архангельском соборе Московского Кремля, она относится к началу XV века.

Архангел Михаил. Центральная часть иконы в Архангельском соборе Московского Кремля. 1-я половина XV в.

Архангел Михаил изображается также на иконах “ЧУДО В ХОНЕХ”. Предание говорит о том, что в селении Хони в Малой Азии был целебный источник с церковью, посвященной архангелу Михаилу. Язычники в своей борьбе с христианством решили затопить церковь и уничтожить источник. Они выкопали ров, где соединились течения двух рек, и направили воду на церковь. Пономарь Архипп в горячей мольбе обратился к архангелу Михаилу, и тот ударом жезла о камень остановил поток, а вода ушла в скалы. Название местечка Хони происходит от греческого слова, означающего “воронка”.

Чудо Архангела Михаила в Хонех. Синай. Вторая половина XII в. Источник: прислано посетителем нашего сайта.

Чудо Архангела Михаила в Хонех

На иконах архангел Михаил жезлом ударяет о камень, и в отверстие устремляется поток воды. Здесь же Архипп в монашеской одежде. На заднем плане — храм, около него язычники, иногда с заступами и лопатами. Вдали поток сливается из двух рек.

В собрании ГТГ имеется икона “Богоматерь Грузинская, на обороте которой — сюжет “Чудо в Хонех, она датируется XV веком и принадлежит к новгородской школе.

Архангел Михаил изображается также на иконах “ЧУДО О ФЛОРЕ И ЛАВРЕ”. Он помещается в центре верхней половины композиции, в анфас, обычно — с крыльями, держит за длинные уздечки двух коней, черного и белого, и вручает их стоящим рядом с ним святым Флору и Лавру — покровителям коней. Другое название сюжета — “Архангел Михаил вручает коней Флору и Лавру”.

Икона «Чудо о Флоре и Лавре» («Архангел Михаил вручает коней Флору и Лавру»). Источник: прислано посетителем нашего сайта

Икона XV века новгородской школы с этим сюжетом есть в коллекции ГТГ.

Текст приводится по изданию: Т. С. Еремина. Мир русских икон: История, предания. М., 2002. С. 269-271

Об ангелах Иерархия Гавриил Михаил архангел Рассказы о явлениях ангелов, о которых говорят Библейские книги Дионисий Ареопагит. “О Небесной иерархии” Corpus Аreораgiticum Ангелология Чудотворная икона Божией Матери “Достойно есть” Как изобразить непостижимое? Иконография ангелов Иконография архангела Гавриила Почему ангел изображается иногда в облачении диакона? Чудо в Хонех Собор архангелов Ангел Хранитель как личность и проблемы его изображения в православной иконописи

Дмитрий Марченко. – Икона, которую я не стал бы писать. Об иконе «сатана и архангел Михаил взвешивают души умерших»

Дмитрий Марченко

Икона, которую я не стал бы писать

Автор этой статьи – многим известен как bizantinum, киевский иконописец, ведущий в ЖЖ «Журнал неполиткорректного изографа». В своих записях Дмитрий много времени уделяет иконографии, особенно современной: кто и как пишет иконы, какие существуют тенденции, направления, и какие в этой сфере порой встречаются неожиданности.

Любое направление в искусстве отражает, прежде всего, духовное состояние эпохи и людей, в эту эпоху живущих. Несет отпечаток наших нравов и современная иконография. Какой это отпечаток и о чем он говорит, мы предложили автору поразмышлять на страницах «Православия в Украине».

Первая публикация в этой серии – об иконе «сатана и архангел Михаил взвешивают души умерших».

***

Всего пару десятилетий назад приобрести икону, тем более, рукописную, было довольно затруднительно. Времена изменились, и теперь в иконах нет недостатка. Сейчас иная проблема. Их стало слишком много, и далеко не все соответствуют канонам православия.

Вот, например, наткнулся в сети на такое произведение: «сатана (надпись на иконе с большой буквы!) и архангел Михаил взвешивают души умерших».

Казалось бы, классический пример Страшного суда, но это только на первый взгляд. Рассмотрим пристальнее.

Первое. Сюжет вырван из контекста. Церковь верит, что судить умерших будет Сам Господь Иисус Христос. Но места для Христа здесь не осталось.

Второе. На Страшном суде, как следует из учения Церкви, будут судимы не души, не тела, но сам воскресший человек. «Взвешиваться» будут дела человеческие, но никак не души, как представлено в надписании к этому изображению.

Но, предположим на секунду, что мы согласились с версией художника. Тогда возникает ещё одно недоумение: если взвешиваются души, то почему на одной чаше весов душа, а на другой – бес?

Третье. Совершенно нарушен иерархический строй иконы. Стоит напомнить, что в иконе не бывает произвольной расстановки фигур – она подчинена определённым принципам. И вот именно в этом изображении всё перевёрнуто. На более почётном месте (справа от иконы, а на иконе право и лево определяется не с точки зрения зрителя, а со стороны самой иконы) мы видим сатану. И это притом, что изображение подразумевает Страшный суд! Но ведь на Страшном суде очень чётко разделено: кто стоит одесную (справа), а кто – ошую (слева) от Судии-Христа. Можно было бы подумать, что это просто ошибка или небрежность, но взглянем на надпись: «сатана и Архангел Михаил взвешивают души умерших» (безграмотность самой надписи я оставлю в стороне). Таким образом, и в надписании сатана оказывается главным персонажем.

Отдельно стоит отметить совершенно нетрадиционное для православной иконографии изображение сатаны: в данном случае он облачён в нечто, похожее на рясу, а на голове имеет нечто вроде иудейской кипы.

Напомню, что изначально, в византийской иконографии бесы не имели ни рогов, ни копыт. Их образы полностью соответствовали образу падших ангелов: бесы были человекообразны и крылаты (как и ангелы). Но с тем исключением, что, в отличие от ангелов, их писали тёмными (как лишенных Света), голыми (обнаженных всякого блага) и маленькими (бессильными). Со временем образы бесов обрастали различными фольклорными подробностями, которые, как правило, заимствовались из западной традиции. Крылья бесов, ранее пернатые, стали перепончатыми. Появились рога, клыки, хвосты, копыта, трезубцы и масса прочих атрибутов, порождённых народным воображением.

Во времена поздней готики и эпохи Возрождения бесы перестали быть скучными, они оставались отвратительными, но становились «всё интереснее». Этот нездоровый интерес со временем, в эпоху романтизма и модерна, перерос в любование бесовщиной (характерным примером является демонический цикл Врубеля). Однако это уже другая тема.

Таким образом, приходится констатировать, что иконой такое изображение не может являться. Ведь функция иконы — в первую очередь молитвенная (а молиться на такое невозможно) или учительная. Но если целью написания было напоминание о Страшном суде, то, учитывая всё сказанное нами ранее, цель себя не оправдала, поскольку изображение не просвещает, но напротив, вводит в заблуждение. Скорее всего, перед нами иллюстрация некоего апокрифа.

***

Резюмируя, скажу – не всякое изображение есть икона. Даже если на нём есть нимбы и псевдославянские надписи.

15 февраля 2011

Источник: Православіє в Україні

 

Автор этой статьи – многим известен как bizantinum, киевский иконописец, ведущий в ЖЖ «Журнал неполиткорректного изографа». В своих записях Дмитрий много времени уделяет иконографии, особенно современной: кто и как пишет иконы, какие существуют тенденции, направления, и какие в этой сфере порой встречаются неожиданности.

Любое направление в искусстве отражает, прежде всего, духовное состояние эпохи и людей, в эту эпоху живущих. Несет отпечаток наших нравов и современная иконография. Какой это отпечаток и о чем он говорит, мы предложили автору поразмышлять на страницах «Православия в Украине».

Первая публикация в этой серии – об иконе «сатана и архангел Михаил взвешивают души умерших».

***

Всего пару десятилетий назад приобрести икону, тем более, рукописную, было довольно затруднительно. Времена изменились, и теперь в иконах нет недостатка. Сейчас иная проблема. Их стало слишком много, и далеко не все соответствуют канонам православия.

Вот, например, наткнулся в сети на такое произведение: «сатана (надпись на иконе с большой буквы!) и архангел Михаил взвешивают души умерших».

Казалось бы, классический пример Страшного суда, но это только на первый взгляд. Рассмотрим пристальнее.

Первое. Сюжет вырван из контекста. Церковь верит, что судить умерших будет Сам Господь Иисус Христос. Но места для Христа здесь не осталось.

Второе. На Страшном суде, как следует из учения Церкви, будут судимы не души, не тела, но сам воскресший человек. «Взвешиваться» будут дела человеческие, но никак не души, как представлено в надписании к этому изображению.

Но, предположим на секунду, что мы согласились с версией художника. Тогда возникает ещё одно недоумение: если взвешиваются души, то почему на одной чаше весов душа, а на другой – бес?

Третье. Совершенно нарушен иерархический строй иконы. Стоит напомнить, что в иконе не бывает произвольной расстановки фигур – она подчинена определённым принципам. И вот именно в этом изображении всё перевёрнуто. На более почётном месте (справа от иконы, а на иконе право и лево определяется не с точки зрения зрителя, а со стороны самой иконы) мы видим сатану. И это притом, что изображение подразумевает Страшный суд! Но ведь на Страшном суде очень чётко разделено: кто стоит одесную (справа), а кто – ошую (слева) от Судии-Христа. Можно было бы подумать, что это просто ошибка или небрежность, но взглянем на надпись: «сатана и Архангел Михаил взвешивают души умерших» (безграмотность самой надписи я оставлю в стороне). Таким образом, и в надписании сатана оказывается главным персонажем.

Отдельно стоит отметить совершенно нетрадиционное для православной иконографии изображение сатаны: в данном случае он облачён в нечто, похожее на рясу, а на голове имеет нечто вроде иудейской кипы.

Напомню, что изначально, в византийской иконографии бесы не имели ни рогов, ни копыт. Их образы полностью соответствовали образу падших ангелов: бесы были человекообразны и крылаты (как и ангелы). Но с тем исключением, что, в отличие от ангелов, их писали тёмными (как лишенных Света), голыми (обнаженных всякого блага) и маленькими (бессильными). Со временем образы бесов обрастали различными фольклорными подробностями, которые, как правило, заимствовались из западной традиции. Крылья бесов, ранее пернатые, стали перепончатыми. Появились рога, клыки, хвосты, копыта, трезубцы и масса прочих атрибутов, порождённых народным воображением.

Во времена поздней готики и эпохи Возрождения бесы перестали быть скучными, они оставались отвратительными, но становились «всё интереснее». Этот нездоровый интерес со временем, в эпоху романтизма и модерна, перерос в любование бесовщиной (характерным примером является демонический цикл Врубеля). Однако это уже другая тема.

Таким образом, приходится констатировать, что иконой такое изображение не может являться. Ведь функция иконы — в первую очередь молитвенная (а молиться на такое невозможно) или учительная. Но если целью написания было напоминание о Страшном суде, то, учитывая всё сказанное нами ранее, цель себя не оправдала, поскольку изображение не просвещает, но напротив, вводит в заблуждение. Скорее всего, перед нами иллюстрация некоего апокрифа.

***

Резюмируя, скажу – не всякое изображение есть икона. Даже если на нём есть нимбы и псевдославянские надписи.

15 февраля 2011

Источник: Православіє в Україні

АрхангелАрхистратиг Собор Архистратига Михаила. О бесплотных Силах Всенощное бдение под Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотныхКак изобразить непостижимое? Иконография ангелов и архангеловДеисусный чин. Архангелы Михаил и ГавриилМир духовный или ангельскийАнгелологияРога и копыта. Кто такие бесы, и нужно ли их бояться

Иконография ангелов и архангелов

Иконография ангелов и архангелов

Из статьи “Ангелология” (II том “Православной энциклопедии”)

Э. П. И.

Иконография

Иконография. В раннехристианском искусстве известно несколько типов иконографии ангелов, восходящих к античным образам крылатых гениев, эротов, Ники. Одно из самых ранних изображений ангела представлено в сцене Благовещения в катакомбах Присциллы в Риме, сер. III в. – юноша в белой тунике и паллиуме, бескрылый. В IV в. подобный тип ангела, изображаемого без крыльев, довольно устойчив и встречается в росписях катакомб на библейские сюжеты: «Явление трех Ангелов Аврааму», «Явление Ангела Валааму» и «Видение лествицы Иакову» в катакомбах на Виа Латина в Риме, сер. IV в.; «Товия и Ангел» в катакомбах на Виньо Массимо, сер. IV в.; также в сцене небесной Трапезы в гробнице Винсента и Вибии на Виа Аппия в Риме, нач. IV в. и на саркофаге в церкви Сан-Себастьяно в Риме, IV в. (на последнем ангел – средовек с бородой).

Крылатый ангел (символ евангелиста Матфея) впервые был изображен на мозаике конхи апсиды в базилике Санта-Пуденциана в Риме, кон. IV в.

Оба типа ангелов, крылатые и без крыльев, представлены в церкви Санта-Мария Маджоре в Риме, 432–440 гг. (в композиции на триумфальной арке – крылатые, в нефе в сцене «Гостеприимство Авраама» – бескрылые) и церковь Сан-Витале в Равенне, ок. 547 г. (на триумфальной арке ангелы, несущие в медальоне крест – крылатые, в пресвитерии в сцене «Гостеприимство Авраама» – бескрылые).

С V в. ангелы изображаются, как правило, крылатыми, с нимбами, в белых туниках с клавами и белых паллиумах, в легких римских сандалиях. Они представлены по сторонам Богоматери с Младенцем (мозаика церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, до 526), поддерживающими мандорлу (Евангелие Раббулы, 586 (Laurent. Plut. 1. Сod. 56)) или медальон с изображением Иисуса Христа (имп. диптих (Барберини), кон. V–нач. VI в. (Лувр. Париж)), креста (диптих св. Лупицина, VI в. (Нац. б-ка. Париж), агнца (мозаика свода купола церкви Сан-Витале в Равенне), медальон с монограммой имени Иисуса Христа (саркофаг, ок. 400 г. (Археологический музей. Стамбул)).

Вознесение Господне. Миниатюра из Евангелия Рабулы. 586 год

Ангелы поддерживают медальон с изображением агнца -  символа Иисуса Христа. Мозаика свода купола церкви Сан-Витале в Равенне

Как архистратиги небесного воинства ангелы могут изображаться в воинских одеждах – в хитоне и плаще с тавлионом (мозаика триумфальной арки церкви Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI в.). С VII в. известны изображения ангелов в лоратных одениях (в далматике и лоре), в расшитых золотом и камнями сапожках, с лабарумом в руке (церковь Успения Богородицы в Никее, VII в.). Такой тип изображения, где ангелы, облаченные в одежды придворных византийского императорского двора, предстают как стражи Царя Небесного, получает широкое распространение в послеиконоборческую эпоху. Начиная с XI в. в композициях литургического характера ангелы представлены как диаконы, сослужащие Иисусу Христу (роспись апсиды церкви Св. Софии в Охриде (Македония), 40-е XI в.), так, в сценах Евхаристия, Служба святых отцов, Небесная литургия, Великий Вход ангелы облачены в диаконские одежды, в руках держат чаши, рипиды, кадила, свечи, покровцы. В XIII–XIV вв. получает распространение изображение ангелов в воинских доспехах (в латах) (икона «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину», XIII в. (ГММК)). Тогда же появляется изображение ангела в монашеских одеяниях, основанное на эпизоде из Жития прп. Пахомия Великого. Впоследствии ангел в образе монаха включается в композиции «Страшный Суд» (икона «Страшный Суд», XVI в. (ГТГ)) и «Сотворение ангелов» (икона «Троица в бытии», XVI в. (СИХМ)). В виде ангела изображается София Премудрость Божия и Христос – Ангел Великого Совета. В позднесредневековый период была широко распространена иконография «Собор ангельских сил», представляющая единение ангелов под предводительством архангелов Михаила и Гавриила для защиты Божиего Престола. В иконах типа «Достойно есть» сонмы ангелов в различных одеяниях символизируют Силы Небесные. В кон. XVII в. в русском искусстве получает распространение образ ангела-хранителя.

Явление архангела Михаила Иисусу Навину. Икона из Успенского собора Московского Кремля. XII-XIII вв. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Преподобный Пахомий Великий, принимающий Устав монастыря от Ангела Господня. Ангел изображен в монашеском одеянии

Икона Софии Премудрости Божией

Cобор Архангелов. Новгород. XV век. Источник: прислано посетителем нашего сайта.

Ангел - Хранитель. Икона. Сызрань. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Ангелы изображаются в ветхозаветных сценах, в теофанических видениях, включаются в композиции протоевангельского цикла, двунадесятых праздников. Как правило, изображения ангелов сопровождаются надписью «Ангел Господень» или «Ангелы Господни».

Рождество Христово. Икона

Символическое значение имеют одежды ангелов. Согласно «Ареопагитикам», «светлая и огнеподобная» одежда означает «Богоподобие и силу освещать сообразно с их состоянием на небе» (CH XV 4). Клавы и тавлионы подчеркивают значительность чина, занимаемого ангелами в небесной иерархии. Свободно развевающиеся концы головных повязок-тороков (слухов) свидетельствуют о предназначении ангелов слышать волю Божию. В качестве атрибутов, сопровождающих ангельские образы, приняты лабарумы с написанными на них словами Трисвятой песни, и зерцала – прозрачные шары-сферы, посредством которых ангелы, не смея взирать на Бога, созерцают Его отражение. На зерцалах обычно пишется имя Бога (IC XC), изображается Предвечный Младенец Еммануил или голгофский крест. Жезлы означают «царское и владычественное достоинство и прямое всего исполнение» (CH XV 5). Посохи – знак того, что ангелы являются посланниками Бога. В руках они могут также держать мерила, свитки, венцы, факелы, орудия страстей, медальон с изображением Христа Еммануила (в композиции «Собор Небесных Сил бесплотных»).

Архангел Гавриил. Карелия. XVII век. Источник: прислано посетителем нашего сайта. Архангел Гавриил держит зерцало

Литература: Anges // DAСL. P., 1908. T. 1, 2; Van Drival E. L iconographie des anges // Revue de l art chretiene. P.; Lille. T. 9. P. 337–352; T. 10. P. 425–436.

Э. П. И.

Источник: www.sedmitza.ru

Об ангелах Иерархия Дионисий Ареопагит. “О Небесной иерархии” Corpus Аreораgiticum Ангелы Архангел Чудотворная икона Божией Матери “Достойно есть” Как изобразить непостижимое? Иконография архангела Гавриила Деисусный чин. Архангелы Михаил и Гавриил Почему ангел изображается иногда в облачении диакона? Чудо в Хонех Собор архангелов Ангел Хранитель как личность и проблемы его изображения в православной иконописи Трисвятое