Архангел Гавриил

Архангел Гавриил

Гавриил (евр. – “сила Божия”) – один из Архангелов, то есть “Ангелоначальник”, представитель восьмого ангельского чина. Под именем Джабраи’л почитается как Ангел и мусульманами.

Если всякий Ангел есть “вестник” (по буквальному значению греческого слова), то Архангел Гавриил – вестник по преимуществу, его назначение – раскрывать смысл пророческих видений и ход событий, особенно в отношении к приходу Мессии – Христа. Так он выступает в ветхозаветных эпизодах видений пророка Даниила (Дан. 8, 16-26; 9, 21-27), где призван “научить разумению” пророка.

В Новом Завете Гавриил, явившись в храме у жертвенника Захарии, предсказывает рождение Иоанна Крестителя и его служение как Предтечи Иисуса Христа (Лк. 1, 9-20); явившись Деве Марии, он сообщает Ей благую весть о рождении у Нее от Духа Святого Богомладенца, “и сказал Ей Ангел: не бойся, Мария; ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца… Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя; посему рождаемое Святое наречется Сыном Божиим” (Лк. 1, 26-38, Мф. 1, 18-25).

Источник: www.jmp.ru

Ангельские чины Рассказы о явлениях ангелов, о которых говорят Библейские книги Житие преподобного Давида, бывшего разбойника Архангел Архангел Гавриил Слово за богослужением в день св. Архангела Гавриила на Антиохийском Подворье в Москве Слово на Собор святого Архангела Гавриила О явлениях Архангела Гавриила Чудотворная икона Божией Матери “Достойно есть” Собор святого архангела Гавриила Молитвы, тропарь и кондаки Архангелу Гавриилу

Архангел Иеремиил

Архимандрит Никифор (Баженов)

Из “Библейской энциклопедии”

Оглавление

Архангел Иеремиил. Фрагмент иконы Божией Матери «Честнейшая Херувим». 1836 г. (частное собрание, Германия)

Архангел Иеремиил. Фрагмент иконы Божией Матери «Честнейшая Херувим».
1836 г. (частное собрание, Германия).

Иеремиил

Иеремиил — один из архангелов. см. 3 Езд 4:36 и под словом Архангел.

Источники: текст – Православие и современность, икона – Православная Энциклопедия

Иеремиил Архангелы Ангелы — наши старшие братья Мир духовный или ангельский Архангел Собор святого архангела Гавриила Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила Тропарь, кондак и величание Небесным Силам Бесплотным

Ангел Церкви

Архимандрит Никифор (Баженов)

Из “Библейской энциклопедии”

Оглавление

Ангел Церкви

Ангел Церкви (От 2:1) – главный служитель, или представитель Иудейской синагоги, назывался ангелом церкви, потому что он обращался с молитвою и ходатайством к Богу за Иудеев, как их духовный молитвенник. По учению православной Церкви, каждая церковь, страна, область, город и частные лица имеют каждый своих хранителей, подобно тому, как, по слову Евангелия, имеют их и малые дети (Мф 18:10).

Источник: Православие и современность. Электронная библиотека

Ангелы Ангел Хранитель Ангелы Свт. Филарет об ангелах О добрых духах Ангел Ангелы — наши старшие братья Святые отцы об Ангеле Хранителе Ангел-хранитель О Промысле Божием по отношению к миру духовному “Ангела-Хранителя у Господа просим” Явления и чудесная помощь Ангелов Об ангелах-хранителях

Михаил архангел

Архимандрит Никифор (Баженов)

Из “Библейской энциклопедии”

Оглавление

Михаил архангел

Михаил (кто, как Бог) архангел, имя которого встречается три раза в кн. Даниила, однажды — в послании ап. Иуды и один раз в Откровении св. Иоанна. У Дан 10:13 он называется одним из первых князей, а в 12:1 великим князем, стоящим за сынов народа своего. Св. Иуда именует его Михаилом Архангелом (ст. 9). В От 12:7 описывается брань на небе, в которой Михаил и ангелы его воевали против дракона и дракон с ангелами воевали против него (12:7). Почитание св. архангела Михаила в Прав. Церкви восходит к самым древним временам. Память его совершается 8 ноября и 6 сентября.

Источник: Православие и современность. Электронная библиотека

Архангел Архангел Михаил Толкование на Послание святого апостола Иуды Архистратиг Об именах и ангелах. День Архистратига Михаила Слово в праздник Архистратига Михаила Мандамадоский Архистратиг Воспоминание чуда святого Архистратига Михаила в Хонех (Колоссах) Собор святого Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Молитва ко святому Архангелу Михаилу

Архангел Уриил

Архимандрит Никифор (Баженов)

Из “Библейской энциклопедии”

Оглавление

Архангел Уриил. Прорись. Источник: www.mgarsky-monastery.org Читать далее Архангел Уриил

Архангел Рафаил

Архимандрит Никифор (Баженов)

Из “Библейской энциклопедии”

Оглавление

Архангел Рафаил. Прорись. Источник: www.mgarsky-monastery.org

Архангел Рафаил.

Рафаил

Рафаил (помощь, исцеление Божие; Тов 3:16, 5:4 и др.) — спутник, под именем Азарии сопровождавший Товию во время путешествия его в Раги Мидийские для получения денег, отданных некогда ему Товитом на сохранение (Тов 4:1-20), и оказавший при этом ему много милостей. Это был Ангел, посланный к ним от Бога, но Товит и Товия не знали сего. По окончании путешествия Азария сказал Товиту: “Я — Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых, и восходят пред славу Святого” (Тов 12:15). Так-то Ангелы невидимо сопровождают и охраняют нас на всех путях жизни нашей, хотя мы сами часто и не сознаем этого! “Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих“, говорит Псалмопевец (Пс 90:11).

Источники: текст – Православие и современность, иллюстрация – Мгарскій колоколъ

Книга Товита Товит и Товия Товита книга Архангелы Рассказы о явлениях ангелов, о которых говорят Библейские книги Архангел Явления и чудесная помощь Ангелов Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила Собор святого Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных Молитва, тропарь и кондак Архангелу Рафаилу

Архангел Гавриил

Архимандрит Никифор (Баженов)

Из “Библейской энциклопедии”

Оглавление

Гавриил

Гавриил (Лк 1:19) — один из семи главных ангелов, возносящий молитвы людей к Богу. Он послан был Богом возвестить Захарии рождение Иоанна и Пресвятой Деве Марии рождение от Нее Спасителя (Лк 1:11-31). Прежде всего Бог повелел Архангелу Гавриилу объяснить пр. Даниилу видение овна и козла, также тайну семидесяти седмин (Дан 8:16, 9:21). Имя Гавриил означает — сила Божия. В Коране Магометовом ему воздается особенная честь и хвала.

Источник: Православие и современность. Электронная библиотека

Архангел Гавриил Житие преподобного Давида, бывшего разбойника Слово за богослужением в день св. Архангела Гавриила на Антиохийском Подворье в Москве Слово на Собор святого Архангела Гавриила О явлениях Архангела Гавриила Иконография архангела Гавриила Собор святого архангела Гавриила Молитвы, тропарь и кондаки Архангелу Гавриилу

Товит и Товия

Архимандрит Никифор (Баженов)

Из “Библейской энциклопедии”

Оглавление

Товит и Товия

Товит и Товия (угодный Иегове; Тов 1:1, 9:3, 17:6 и др.). Между Израильтянами, отведенными в плен, было семейство Товита. Живя в Ниневии, Товит приобрел торговлею большое богатство. Много благодеяний он оказывал своим единоплеменникам, раздавал хлеб и одежду бедным и погребал умерших. Сначала никто не мешал ему в этом, но скоро настало тяжелое время для Израильтян. Новый царь Ассирийский, Сеннахирим, начал их преследовать и убивать. Трупы убитых валялись по улицам города, Товит тайно погребал их, но за это был осужден на смерть. Он скрылся из Ниневии, а имущество его было разграблено. По смерти Сеннахирима ему позволено было возвратиться домой. В праздник Пятидесятницы Товит устроил у себя пир и послал сына своего Товию пригласить к себе на праздник какого-нибудь бедного Израильтянина. Товия возвратился с известием, что на площади лежит удавленный Израильтянин, Товит тотчас же встал из-за стола, принес труп убитого в свой дом и вечером похоронил его. По закону же Иудейскому прикоснувшийся к умершему считался на этот день нечистым и не мог войти в дом; потому Товит лег спать на дворе у стены. Ночью попала ему в глаза от сидевших на стене воробьев нечистота, и у него образовались бельма. Товит более не мог работать. Жена его Анна пропитывала семью своими трудами. Они очень обеднели, питались одним хлебом и не ели мяса. Однажды добрые люди подарили Анне козленка. Товит, услышав в своем доме блеянье его, удивился. Явилось у него подозрение, не краденный ли это козленок. Такое подозрение оскорбило Анну и она сказала: “Где же милостыни твои и праведные дела? вот как все они обнаружились на тебе!” Горько стало Товиту от упреков жены, и он просил у Бога смерти. Вспомнил он тогда о 10-ти талантах (на наши деньги 24,000 руб.), которые положил на хранение у Израильтянина Гаваила, жившего в Рагах Мидийских. Призвал Товит сына своего Товию, дал ему завещание на случай своей смерти, передал потом расписку Гаваила и приказал найти человека, который за условную плату согласился бы проводить его в Раги Мидийские. Товия скоро нашел молодого человека, который сказал ему, что он знает и дорогу в Раги и Гаваила, и взялся проводить его Товит снарядил сына в дорогу и, отпуская его с путником, сказал: “Бог да сделает счастливым путь ваш и ангел Его да сопутствует вам”. Вечером путники пришли к реке Тигру. Товия спустился с берега в воду, чтобы вымыться. В это время кинулась на него рыба, Он испугался, но спутник велел схватить ее и выбросить на берег. Рыбу эту они испекли, а сердце, печень и желчь ее взяли с собою. Спутник объяснил Товии, что желчь этой рыбы уничтожает бельма, а курение сердцем и печенью ее исцеляет от мучения демона. Пришли они в город Экбатаны и остановились у Израильтянина Рагуила. У Рагуила была дочь Сарра. Семь раз выдавали ее замуж и все мужья в первый же день умирали. Спутник дал совет Товии жениться на ней, обещая благословение Божие. Товия послушался. Родители Сарры благословили их. Пламенно молились Товия и Сарра, чтобы Господь благословил их брачный союз. Молитва новобрачных была услышана. Товия, по совету спутника, желчь и сердце пойманной рыбы положил в кадильницу и курил и тем изгнал демона, который умерщвлял мужей Сарры. После этого Товия остался в доме тестя на несколько дней, а спутник его взял расписку и сходил за деньгами к Гаваилу. На четырнадцатый день после свадьбы Товия собрался домой. На прощании отец сказал своей дочери: “почитай свекра и свекровь: они теперь твои родители. Желаю слышать о тебе добрый слух“. Мать, прощаясь с Товиею, говорила ему: “да даст мне Господь увидеть детей от Сарры, дочери моей. И вот отдаю тебе дочь мою на сохранение; не огорчай ее“. Между тем Товит с женою сильно скорбели о своем сыне. Не знали они, чем объяснить его замедление, и приходило им на мысль: не умер ли он? Анна каждый день выходила на дорогу и с тоской смотрела вдаль. Однажды она увидала путников, которых давно ожидала, и побежала к ним на встречу. В дверях дома Товию встретил отец. Товия помазал отцу глаза желчью рыбы и тем снял бельма с глаз его. Увидел он сына и заплакал от радости. Товия рассказал отцу и матери все что с ним случилось, и потом все вместе вышли на встречу Сарре. Пришло время расстаться с добрым путником. В благодарность отец и сын предложили ему половину имения, но он ответил: “Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих возвещать похвально. Делайте добро, и зло не постигнет вас. Лучше малое с справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото. Не скрою от вас ничего. Когда ты, Товит, и невестка твоя Сарра молились, я возносил ваши молитвы пред Святого; и когда ты погребал умерших, я был с тобою. И вот Господь послал меня исцелить тебя и невестку твою. Я Рафаил, один из семи ангелов, которые возносят к Богу молитвы святых“. Отец и сын в страхе пали на землю. Рафаил сказал: “не бойтесь, а вечно благословляйте Бога. По Его воле пришел я. Теперь восхожу к Пославшему меня. Напишите в книгу все, что случилось с вами“. Товит и Товия встали, но уже не видали Ангела хранителя. Все с ними случившееся они записали в книгу, которая называется “Книгою Товита”.

Источник: Православие и современность. Электронная библиотека

Книга Товита Рафаил Архангелы Рассказы о явлениях ангелов, о которых говорят Библейские книги Ангелы — наши старшие братья Небо и земля: Ангел и человек в Священном писании Явления и чудесная помощь Ангелов Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила Собор святого Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных Молитва, тропарь и кондак Архангелу Рафаилу

Херувим

Архимандрит Никифор (Баженов)

Из “Библейской энциклопедии”

Оглавление

Ангелы Господни. В центре -  Херувим

Ангелы Господни. В центре – Херувим.

Херувим

Херувим. Слово херувим встречается в первый раз в кн. Бытия в следующих словах: “И поставил (Бог) на востоке сада Едемского херувима с пламенным мечем, по изгнании Адама и Евы из Рая, чтобы охранять путь к древу жизни” (3:24). Затем говорится о херувимах при устроении Скинии во времена пророка Моисея (Исх 25:18-22) и при создании храма Соломонова (3Цар 6:27, 8:6-7, 2Пар 3:10-13). Изображение их в образе человеческом, но с крыльями, и поставление этих изображений во Святом Святых над Ковчегом Завета и очистилищем, с преклоненными к нему лицами, дает нам видеть, что они, как высшие духовные существа, удостоены особенной близости к Богу, предстоят престолу Его, благоговейно служат Ему, всегда готовы исполнить волю Его, проникая в тайны нашего спасения (Исх 25:18-22, 1Пет 1:12). В Псалмах Давида (17:11, 79:2), у Ис 37:15 и у других свящ. писателей (1Цар 4:4, 2Цар 6:2, 22:11, 4Цар 19:15, 1Пар 13:6-8) Господь представляется восседящим на херувимах, чем дается также видеть их особенную близость к Богу. Пророки Моисей и Иезекииль и еванг. Иоанн говорят о них как о действительных существах, и они поставляются вместе с ангелами и в числе ангелов (Пс 103:3-4, 17:11, От 4:6-9, 5:11). Херувимы составляют особенный высший чин в небесной иерархии, отличный от ангелов (От 5:11-14, 7:11). Они представляются самыми приближенными к Богу умными силами, одаренными от Бога особенными совершенствами и имеющими свое особенное служение. Херувим охраняет таинственное древо жизни в саду Едемском. Херувимы осеняют Ковчег Завета и чистилище, проникая в тайны спасения (Евр 9:5). Херувимы окружают престол Вседержителя и Агнца на небесах, и неумолчно день и ночь прославляют бесконечные совершенства Его не только в великом деле творения, но и нашего искупления. В них полнота высшей жизни и высшее отражение славы Божией (От 4:6-8, Иез 28:14). В небесной иерархии Дионисия Ареопагита они поставляются подле серафимов в первом лике, занимая таким образом второе место в ряду девяти чинов ангельских..

Источник: Православие и современность. Электронная библиотека

Ангел ангелу рознь Ангельские чины Небо и земля: Ангел и человек в Священном писании Ветхозаветное учение об ангелах Дионисий Ареопагит. О Небесной иерархии Corpus Аreораgiticum Мир духовный или ангельский Мы и Херувимы Херувимская и Серафимская песни Священные изображения в Ветхом Завете. Изображения херувимов Как изобразить непостижимое? Собор святого архангела Гавриила Собор святого Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных

Архиепископ Сергий (Спасский). Ветхозаветное учение об ангелах

Архиепископ Сергий (Спасский)

Ветхозаветное учение об ангелах

Из книги “Православное учение о почитании икон”

Итак, не подлежит сомнению, что в скинии свидения Моисеевой и в храме Соломоновом были изображения херувимов. Как же смотрят на них враги святых икон? Смотрят как на украшения храма наравне с пальмами и цветами. Это совершенно несправедливо. Как смотрели евреи на херувимов? Как на высшие, ближайшие к Богу, небесные ангельские силы. Ими, как на колеснице, носится Господь Саваоф. Царь Давид говорит о Господе Боге: и воссел на херувимов, и полетел, и понесся на крыльях ветра (Пс. 17, 11; см. Дан. 3, 54). Особенно подробно изображена колесница херувимская святым пророком Иезекиилем по бывшим ему видениям (Иезек. гл. 1 и 10). На херувимах почивала слава Божия, с них сходила, по видению пророка, и опять на них возвращалась (Иезек 10, 4. 18). Посему и Апостол Павел херувимов, осенявших ковчег завета, называет херувимами славы (Евр. 9, 5). Евреи, следуя откровению Божественному, смотрели на ангелов, как на высшие существа, посредствующие между людьми и Богом (Быт. 28, 12-13), через которых Бог охраняет или наказывает людей (Быт. 24, 7; Пс. 33, 8; 90, 11; Дан. 6, 22.; 2 Цар. 24, 16; Ис. 37, 36), которые молятся Богу за вверенных им людей (Дан. 10) и умилостивляют Бога, наставляя их на правый путь (Иов. 33, 23-24). Высшие из них составляют судилище перед лицем Божиим и судят людей (Дан. 7, 10. 26); так, по их приговору, Навуходоносор наказан отлучением от людей, как зверь (Дан. 4, 14). Самый закон на Синае дан был евреям через ангелов, как свидетельствуют св. архидиакон Стефан и апостол Павел (Деян. 7, 53; Гал. 3, 19; Евр. 2, 2). И, конечно, это было древнее верование евреев.

Во время завоевания евреями Палестины перед взятием города Иерихона предводитель еврейского народа Иисус Навин, находясь близ Иерихона, взглянул и вот видит, стоит перед ним человек и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты или из неприятелей наших? Он сказал: нет, я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал (Иис. Нав. 5, 13-15). Затем ему сказано было, как взять Иерихон.

Итак, Иисус Навин воздал благоговейное почтение Архангелу Михаилу и сей назвал место, на котором он стоял, святым и потребовал еще, чтобы Иисус Навин снял сапоги с ног своих. Это было почти за полторы тысячи лет до Рождества Христова.

За 530 лет до Р. X. пророку Даниилу ангел Господень явился в виде мужа в такой славе, что тот в оцепенении пал на лицо свое и замерло в нем дыхание и не стало в нем силы (Дан. 10). Посему нельзя представлять, чтобы евреи, благоговейно чтившие святых ангелов Божиих, считали изображения херувимов в скинии только за украшения ее. Что они благоговейно чтили эти изображения херувимов, это видно и из того, что эти изображения находились только в скинии и потом в храме Соломоновом. Не было их, как украшений, во дворце Соломона (2 Пар. 9, 17,19) и в других местах.

В самой скинии свидения между херувимами не было изображений пальм и цветов, но разноцветное (пестрое) поле ткани. Соломон разноцветность ткани, составлявшей стены скинии, заменил пальмами и цветами, вырезанными по дереву на стенах храма. Правда, Соломон сделал изображения херувимов и на умывальницах для жертв; но и ныне нередко делаются изображения их на лампадах, подсвечниках, блюдах и других священных предметах в христианских храмах, однако это не унижает достоинства изображений. Равно и в настоящее время в христианских храмах встречаются изображения деревьев, цветов и животных; но кто же будет считать изображения святых за такие же, как изображения деревьев, цветов и животных?

Итак, в еврейском храме были изображения херувимов, и они считались священными, и евреи, поклоняясь в благоговении храму, поклонялись и изображениям херувимов, как существ ближайших к Богу, носителей Его славы. Херувимы и поставлены были там, куда более направлялось поклонение: на вратах храма, на завесе, отделяющей Святое Святых, и на самом ковчеге завета. Поклонялись ли евреи херувимам отдельно, лобызали ли их, об этом не сказано в Писании; но несомненно, что к изображениям их они имели благоговейное чувство (2 Цар. 6, 2; 1 Цар. 4, 4; Даниил. 3, 53-54).

Что касается до святых Божиих человеков, то у евреев не могло быть нарочитого церковного почитания их и изображений их, потому что души праведников ветхозаветных еще не были прославлены, но сходили во ад и возведены на небеса в сожительство святых ангелов только Иисусом Христом после крестной смерти Его и схождения во ад для проповеди заключенным в нем (1 Петр. 3, 19).

Как евреи чтили херувимов и другие небесные силы не в том смысле, как чтили самого Бога, но как существа высшие из созданных Богом, наиболее близкие к Нему; так и христиане чтут сожителей ангелов и близких к Богу святых человеков, как своих руководителей, молитвенников и помощников в деле спасения. Из всего вышесказанного ясно видно, что изображения херувимов, а следовательно и святых Божиих людей, второю заповедию не запрещаются, запрещены же были изображения Самого Бога и притом для евреев ветхозаветных.

Итак, те, которые называют христиан идолопоклонниками за почитание изображений или икон ангелов и святых Божиих человеков, износят хулу на Самого Бога, Который повелел Моисею сделать и поставить в скинии изображения херувимов.

Источник: www.wco.ru/biblio/

Сотворение неба – невидимого мира 6 глава книги пророка Исаии Серафимы Херувим Поединок в Пенуэле. О явлении ангелов Мир духовный или ангельский Ангельская песнь Херувимская и Серафимская песни Архиепископ Сергий (Спасский). Священные изображения в Ветхом Завете. Изображения херувимов Архиепископ Сергий (Спасский). Как понимать вторую заповедь закона Моисеева в отношении к иконам Божества. Об иконах ангелов и святых Как изобразить непостижимое?