Ангелы служат человеку

Бог повелел, чтобы высшие силы служили пребывающему на земле (человеку) — по причине достоинства образа, которым облечен человек.Святитель Иоанн Златоуст (39, 908).

Читать далее Ангелы служат человеку

Житие преподобного Давида Ермопольского

Память преподобного Давида Ермопольского, бывшего разбойника празднуется Православной Церковью 6/19 сентября

Святой и преподобный Давид был прежде разбойником и, живя в пустыне Ермопольской [1], причинял много зла, многих убивал и был так злобен и жесток, как никто другой. Под своим начальством он имел человек более тридцати, разбойничавших вместе с ним. Однажды, сидя с ними на горе, раздумался он о своей жизни и вспомнив, сколько зол и бедствий причинил он людям, весьма убоялся Бога. Оставив всех бывших с ним разбойников, он пошел в монастырь.

Когда Давид постучался в ворота, вышел привратник и сказал ему:

– Чего ты хочешь?

Давид ответил:

– Хочу быть черноризцем.

Привратник пошел и поведал о нем игумену. Игумен вышел к нему, но видя, что он человек старый, сказал:

– Не можешь ты быть здесь, потому что братия много трудятся и живут великом воздержании; ты же иного нрава и заповедей монастырских не можешь исполнить.

Давид продолжал умолять принять его в монастырь.

– Всё, что прикажете мне, сделаю, – говорил он, – только примите меня.

Игумен отказывался, говоря:

– Не можешь ты жить с нами.

Тогда Давид сказал игумену:

– Знай, отче, что я – Давид, начальник разбойников; пришел же к вам для того, чтобы оплакивать грехи мои. Если же ты не захочешь принять меня, то клятвенно обещаю вам, что пойду обратно, приведу с собой своих разбойников и всех вас перебью и разорю монастырь ваш.

Услышав это, игумен принял Давида в монастырь и постриг его в иноческий чин. И начал Давид подвизаться в воздержании и обучать себя смирению. В скором времени он превзошел добродетелями прочих черноризцев в монастыре и служил всем на пользу своим житием и словом.

Однажды, когда Давид сидел в келлии, ему явился архангел Гавриил, говоря ему:

– Давид, Господь простил грехи твои, и будешь ты отныне творить чудеса.

Архангел Гавриил. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Давид отвечал ангелу:

– Не могу поверить, что так скоро простил мне Господь грехи мои, ибо они весьма тяжки и многочисленнее песка морского.

Архангел сказал ему:

– Я – Гавриил архангел, который не пощадил и Захарию [2], когда тот не поверил словам моим, но связал язык его в наказание, чтобы он уверовал сказанному мною. Тебя ли пощажу? Итак, отныне будешь нем!

Давид поклонился и сказал ангелу:

– Когда я был разбойником, творил беззаконные дела и много проливал крови, тогда ты мне не связывал языка, не возносившего славы Богу. А теперь, когда я восхотел служить Господу и приносить Ему хвалу, ты связываешь язык мой, чтобы не произносить мне слов!

Тогда ангел сказал:

– Говори, но только тогда, когда славишь Бога и молишься Ему во время правила, а всё остальное время да будешь безмолвен!

Так наказав его, Ангел отошел от него. Давид воздал благодарение Богу о прощении согрешений своих. После сего он благодатью Божиею сотворил много чудес: слепым возвращал зрение, восставлял хромых, исцелял бесноватых. Воспевал он песнопения Богу в церкви на молитве, но никаких других слов произнести не мог. Прожив таким образом много лет всем в назидание, он преставился ко Господу [3], и ныне, предстоя Ему, немолчно молится о нас.

Молитвами его да получим и мы милость Господа. Аминь.

Примечания

[1] Пустыня Ермопольская находилась в Египте и получила свое наименование от древнеегипетского города Ермополя.

[2] Здесь разумеется священник Захария, отец святого Иоанна Предтечи. См. Лк. 1:11-22.

[3] Жил и скончался в VI в.

Источник: Православная Церковь Средней Азии

Житие преподобного Архиппа Житие святого отца нашего Нифонта, епископа Кипрского Преподобный Исаак Сирин. Явление Ангелов подвижникам Гавриил Кто такие Ангелы? О явлениях Архангела Гавриила Явления и чудесная помощь Ангелов Служитель Таин Божиих Чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть» Иконография архангела Гавриила Акафист святому Архангелу Гавриилу

Преподобный Архипп Херотопский (в Хонех)

Память преподобного Архиппа Херотопского (в Хонех) празднуется Православной Церковью 6/19 сентября

Преподобный Архипп Херотопский (в Хонех). Фрагмент иконы «Чудо Архангела Михаила в Хонех». Синай. Вторая половина XII в. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Преподобный Архипп, сын благочестивых христиан из города Иераполя, в возрасте 10 лет пришел на поклонение в храм Святого Архистратига Михаила и остался при храме навсегда исполнять пономарское служение. Он вел суровый, аскетический образ жизни, пребывая постоянно в посте и молитвах; многих язычников, приходивших ко святому источнику, он убедил принять святое Крещение, оставить языческое нечестие, обратившись к Единому Истинному Богу и Спасителю Иисусу Христу. Упорные язычники во главе с идольскими жрецами неоднократно покушались убить святого Архиппа, но Господь каждый раз спасал его из их рук. Наконец, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить и Архиппа, затопив местность, где стоял храм и где истекал целебный источник. Видя приготовления к этому злодеянию, святой Архипп твердо решил не покидать святое место и усердно молился Богу и Архистратигу Михаилу о сохранении храма и источника. Господь услышал его молитву, и святой сделался свидетелем великого чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (IV).

Чудо Архангела Михаила в Хонех. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Чудесно избавленный от смерти, святой Архипп прожил неотлучно при храме до маститой старости и мирно скончался 70-ти лет от роду. Христиане похоронили святого в Хонех, на месте его подвигов.

Чудо в Хонех Воспоминание чуда Архангела Михаила в Хонех (6/19 сентября) Слово в день воспоминания чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) Литургическое учение об Ангелах Архангел Михаил Ангелы и бесы в духовной жизни по учению восточных отцов Явления и чудесная помощь Ангелов Мандамадоский Архистратиг Невероятное спасение Вмешательство Архангела Михаила во время операции Молитва, тропарь и кондак Архистратигу Михаилу

Преподобный Давид Ермопольский

Память преподобного Давида Ермопольского, бывшего разбойника празднуется Православной Церковью 6 /19 сентября

Преподобный Давид до поступления в монастырь был предводителем шайки разбойников в Египте, в Ермопольской пустыне. Он совершил много убийств и других злодеяний. Достигнув старости, он задумался над своей жизнью и ужаснулся своим делам. Оставив шайку разбойников, он ушел в монастырь и попросил игумена принять его в число братии для покаяния. Игумен отказывался, объясняя Давиду, что жизнь их очень сурова и ему будет не по силам. Давид настаивал и, наконец, открыл игумену, что он известный разбойник Давид. Он сказал, что если ему не будут открыты двери монастыря для покаяния, то он вернется к прежнему образу жизни, разорит монастырь и перебьет иноков. Тогда игумен допустил его в монастырь, и, ко всеобщему удивлению, Давид стал примерным монахом. Своими суровыми подвигами Давид превзошел всю братию.

Архангел Гавриил. Из Деисусного чина. Конец XV - начало XVI века. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Через некоторое время к Давиду был послан Господом Архангел Гавриил с извещением, что Господь его простил. Однако преподобный Давид, по своему смирению, не мог поверить, что такому великому грешнику, как он, Господь так скоро даровал прощение. Тогда Архангел сказал ему, что за свое маловерие Давид останется немым; Давид взмолился, чтобы способность говорить была ему оставлена для молитвы, чтения правил и участия в церковных службах. Это было ему даровано, а в остальное время он оставался немым. В конце жизни преподобный Давид получил от Бога дар чудотворений: он исцелил многих больных и изгонял из бесноватых злых духов. Прожив таким образом много лет, он преставился ко Господу (VI).

Источник: www.jmp.ru

Архангел Гавриил О явлениях Архангела Гавриила Явления и чудеса Святых Ангелов Служитель Таин Божиих Молитвы, тропарь и кондаки Архангелу Гавриилу Ангел ангелу рознь Житие Преподобного Архиппа Преподобный Петр Дамаскин. Слово 13. О ведении мысленного Ангелы и бесы в духовной жизни по учению восточных отцов

О двух братьях, о Тите-попе и о Евагрии-диаконе, враждовавших между собою. Слово 23 (из “Киево-Печерского Патерика”)

О двух братьях, о Тите-попе и о Евагрии-диаконе, враждовавших между собою. Слово 23

Из Киево-Печерского Патерика

Были два брата по духу, Евагрий-диакон и Тит-поп. И имели они друг к другу любовь великую и нелицемерную, так что все дивились единодушию их и безмерной любви. Ненавидящий же добро дьявол, который всегда рыкает, как лев, ища кого поглотить, посеял между ними вражду, и такую ненависть вложил он в них, что они и в лицо не хотели видеть друг друга. Много раз братья молили их примириться между собой, но они и слышать не хотели.

Когда Евагрий стоял в церкви, а Тит в это время шел с кадилом, то Евагрий отбегал от фимиама; если же Евагрий не отбегал, Тит проходил мимо него, не покадив. И так пробыли они много времени в мраке греховном. Приступали к Святым Тайнам,— Тит, не прося прощения, а Евагрий,— гневаясь. До того вооружил их враг.

Однажды этот Тит сильно разболелся и, лежа уже при смерти, стал горевать о своем прегрешении и послал со смирением к диакону, говоря: “Прости меня, брат, ради Бога, что я гневался на тебя”. Евагрий же отвечал жестокими словами и проклятиями. Старцы же те, видя, что Тит умирает, привели Евагрия насильно, чтобы помирился он с братом. Больной же, увидев брата, приподнялся немного, пав ниц ему в ноги, говоря со слезами: “Прости меня, отче, и благослови”. Он же, немилостивый и лютый, отказался перед всеми нами, сказав: “Никогда не хочу примириться с ним, ни в этой жизни, ни в будущей”, и, произнеся это, вырвался из рук старцев и вдруг упал. Хотели мы поднять его, но увидали, что он уже мертв, и не могли мы ему ни рук расправить, ни рта закрыть, как будто он уже давно умер. Больной же вскоре встал, как будто никогда и болен не был.

И ужаснулись мы внезапной смерти одного и скорому исцелению другого, и со многим плачем погребли мы Евагрия, рот и глаза у него так и остались открыты, а руки растянуты.

Тогда спросили мы Тита: “Что случилось?” Тит же рассказал нам так: “Видел я,—говорил он,—ангелов, отступивших от меня и плачущих о душе моей, и бесов, радующихся гневу моему, и тогда начал я молить брата, чтобы он простил меня. Когда же вы привели его ко мне, я увидел ангела немилостивого, держащего пламенное копье, и, когда Евагрий не простил меня, он ударил его, и тот пал мертвым, мне же он подал руку и поднял меня”. Мы же, услышавши это, убоялись Бога, сказавшего: “Прощайте — и прощены будете”. Ведь сказал Господь: “Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду”. Ефрем же говорит: “Если кому случится во вражде умереть, то неумолимый суд ждет таких”.

И если этот Евагрий, ради святых Антония и Феодосия, прощения не получит — горе лютое ему, побежденному такою страстью!

К Поликарпу. Берегись ее и ты, брат, и не дай места бесу гнева: кто подчинится ему, тот и порабощен им. Но скорее пойди и поклонись вражду имеющему на тебя, да не будешь предан ангелу немилостивому, пусть и тебя Господь сохранит от всякого гнева. Он ведь сказал: “Да не зайдет солнце во гневе вашем”. Слава Ему с Отцом и со Святым Духом ныне и присно!

Текст приводится по изданию: Киево-Печерский Патерик (отрывки) // Изборник: Повести Древней Руси. М., 1987. С. 119-120

Блаженный Иоанн Мосх. ‘Луг Духовный’

Из книги “Луг Духовный” блаженного Иоанна Мосха

4. Видение аввы Леонтия.

Авва Леонтий, настоятель киновии святого отца нашего Феодосия, разсказал нам: «после того как иноки из Новой лавры были изгнаны, я пришел в эту лавру и остался в ней. Однажды, в Воскресный день я пришел в церковь для приобщения святых Таин. Войдя в храм, я увидел ангела, стоящего по правую сторону престола. Пораженный ужасом, я удалился в свою келью. И был глас ко мне: «с тех пор как освящен этот престол, мне заповедано неотлучно находится при нем«.

10. Жизнь отшельника Варнавы.

В пещерах святого Иордана жил один отшельник по имени Варнава. Однажды он отправился утолить жажду из Иордана. В ногу его вонзилась спица, и он оставил ее в ноге, не допуская, чтобы врач осмотрел его. Нога начала гноиться, и он принужден был отправиться в лавру «Башен» и взять себе келлию. Между тем нарыв в ноге увеличивался со дня на день, а старец говорил всем, навещавшим его: «чем более страждет внешний человек, тем более возрастает в силе внутренний».

Прошло несколько времени с той поры, как авва отшельник Варнава ушел из своей пещеры к «Башням». В оставленную пещеру пришел какой-то другой отшельник и, войдя внутрь, увидал ангела Божия, стоявшего пред престолом, который воздвиг и освятил старец.

— Что ты здесь делаешь? —спросил отшельник ангела.

— Я—ангел Господь,—отвечал он,—и этот престол вверен моему смотрению от Бога с той поры, как был освящен.

25. Об одном из братии монастыря Хузива и о силе слов святого возношения.

Авва Григорий, из схолариев (один из императорских телохранителей), разсказал нам следующее: в монастыре Хузив был один брат, хорошо знавший чин святого возношения. Однажды он был послан за хлебами для литургии. На обратном пути в монастырь он совершал над ними молитвы возношения по чиноположению. А затем диаконы эти самые хлебы на дискосе возложили на святой престол. Святое возношение должен был совершать авва Иоанн, по прозванию Хозевит, бывший тогда пресвитером, а потом — епископом Кесарии Палестинской. И вот он не замечает, чтобы Дух Святый освятил их, как замечал это прежде. Сильно опечалился старец при мысли, не оскорбил ли он каким-либо грехом Святаго Духа, Который и отступил от него. Придя в диаконикон, он залился слезами и пал на лице свое. И явился ему ангел Господень, возвещая, что с той поры, как брат, принесший эти хлебы, на пути произнес над ними слова святого возношения, они уже освящены и вполне уготованы. И с того времени старец установил правило, чтобы никто из нерукоположенных не заучивал слов святого возношения, — тем более не произносил их, как случится, не разбирая времени и вне освященного места.

108. Девственная жизнь пресвитера и жены его.

По прибытии на остров Самос, мы пришли в монастырь, называемый «Хариксенский», к игумену авве Исидору. Это был муж добродетельный, исполненный любви ко всем и украшенный простотою и безконечным смирением. Немного спустя он был епископом в тамошнем городе Савии. Вот что мы узнали от него.

«За восемь миль от города есть селение и в нем храм. Там служит досточудный священник, которого родители против воли заставили вступить в брак. Однако, он не только сам чуждался плотских вожделений, хотя был молод и состоял в законном супружестве, но убедил и свою супругу проводить свою жизнь с ним в целомудрии и чистоте. Они выучили псалтирь и вместе вдвоем занимались псалмопением в храме, сохранив девство до старости. Однажды на этого священника взвели клевету пред епископом. Не зная его образа жизни, епископ послал за ним. Когда его привели из селения, он был заключен под стражу, куда обыкновенно заключаемы были провинившиеся клирики.

Во время пребывания его в темнице настал воскресный день. Ночью является ему юноша, благолепного вида, и говорит ему:

— Возстань, священник, и ступай в свой храм для совершения святой литургии.

— Я не могу, так как я содержусь в заключении,— отвечает священник.

— Я отверзу тебе двери темницы, — сказал явившийся.—Пойдем—иди за мною!

И отворив двери темницы, вышел пред ним и сопровождал его до самого селения на разстоянии мили. С наступлением дня его хватились. Сторож, не найдя его, явился к епископу и сказал:

— Бежал у меня священник… Ключ был при мне.

Епископ, решивши в самом деле, что он бежал, посылает одного из слуг епископского дома, наказавши ему: «ступай и посмотри, нет ли священника в его селе, и пока ничего не говори ему». Слуга отправился, нашел священника совершающим в храме святую литургию и, возвратившись, сказал епископу: «он—там, и я застал его за божественной службой». Епископ, еще более разгневавшись, поклялся, что на утро он вернет его с большим безчестием.

На следующую ночь снова предстает священнику явившийся ему прежде и говорит: «пойдем в город под стражу, куда заключил тебя епископ». Взяв священника, юноша привел его обратно в темницу, так что заведующий ею и не знал об этом. На утро епископ узнает от сторожа, что священник неведомо как оказался под стражею. Епископ призвал священника и стал его разспрашивать, каким образом он мог выйти из темницы и обратно вернуться без ведома сторожа. Тот отвечал, что прекрасный юноша, в светлой одежде, из епископского дома, по словам его, отворил дверь и безпрепятственно довел его, священника, до селения на разстоянии одной мили. В эту ночь обратно привел сюда.—Тогда епископ позвал всех слуг епископского дома, но священник не признал ни одного из них. Тогда епископ понял, что это совершил ангел Божий, чтобы не осталась скрытою добродетельная жизнь священника, но дабы все узнали об ней и воздали хвалу Богу, прославляющему рабов Своих. Получив от жизни священника назидание, епископ отпустил его с миром и сильно порицал клеветников».

143. Жизнь Давида атамана разбойников, ставшего потом иноком.

По прибытии в Фиваиду, мы пришли в город Антиноэ к софисту Фивамону, ради пользы душевной. Он разсказал нам: «в области города Гермополиса был один разбойник, по имени Давид. Он многих ограбил, совершил много убийств—словом сказать: сделал столько зла, как никто. Однажды, занимаясь разбоем, он находился на горе вместе с своей шайкой человек в тридцать. Тут он пришел в себя и стал сокрушаться о совершенных им злодеяниях. Бросив свою шайку, он пришел в монастырь и постучался в ворота. Вышел привратник.

— Что тебе нужно?—спросил он его.

— Хочу сделаться иноком,—отвечал атаман. Привратник пошел и доложил авве. Авва вышел и увидал, что пред ним—старик.

— Как ты будешь жить здесь?—спросил авва. Здесь братия пребывают в великом труде, в великом подвиге. А ты всю жизнь прожил не так. Где ж тебе выдержать монастырское правило?

— Нет, я все буду исполнять, упрашивал тот, только прими меня.

Но старец оставался непреклонен. «Не можешь исполнить!» — говорил.

— Ну, так знай! — воскликнул атаман, что я—Давид, атаман разбойников, и пришел сюда ради того, чтобы оплакать свои прежние грехи. Если ты не примешь меня, клянусь Живущим на небесах, что я вернусь к старому промыслу, приведу сюда мою шайку, всех вас перебью и сотру с лица земли монастырь ваш!!.

Услышав это, старец ввел его в монастырь, постриг и облек в иноческую одежду. И, начав подвизаться, он превзошел всех воздержанием, послушанием и смиренномудрием, а в монастыре было около семидесяти иноков. Он всех назидал своею жизнию, всем служил примером.

Однажды он сидел в своей келлии, и ему предстал ангел Господень.

— Давид, Давид, Господь Бог простил тебе грехи твои—и отселе ты будешь совершать знамения.

— Не могу поверить,—отвечал он ангелу, — что в столь короткое время я заслужил прощение моих грехов, которые многочисленнее песка морского.

— Если я не пощадил Захарии, неповерившего мне, когда я возвестил ему о рождении сына, но связал язык его, в наказание за неверие словам моим,— пощажу ли тебя?—сказал ангел. Отныне ты лишен будешь дара слова….

— Как!? когда я был в мире и совершал безбожные дела и кровопролитие, — вскричал Давид, бросившись к ногам ангела,—я мог говорить, а теперь, желая служить Богу и возносить Ему хвалу, теперь ли свяжешь мой язык!?…

Ты не будешь лишен дара слова во время Божественной службы, а во все остальное время будешь молчать навсегда!

Так и было. И много знамений явил Бог чрез него. Он пел псалмы, но других речей—ни длинных, ни кратких—никто не слыхал от него.

Тот, кто разсказал нам это, прибавил, что ему часто приходилось видеть его. И за это он прославлял Бога.

178. Жизнь старца препростого.

Авва Георгий, пресвитер киновии Схолариевой, поведал нам, что в келлиях жил старец—великий подвижник, он был прост в вере и без разбору причащался, где придется. Однажды явился ему ангел Божий.

— Скажи мне, старец: если ты умрешь, как желаешь ты быть погребенным? Так ли, как погребают египетских иноков или—как иерусалимских?

— Не знаю,—отвечал старец.

— Смотри,—сказал ангел, — я приду к тебе чрез три недели — и ты дашь мне ответ.

Старец отправился к другому старцу и разсказал ему то, что слышал от ангела. Старец выслушал и изумился. И долго и пристально посмотрев на него, как бы по вдохновению свыше, спросил старца:

— Где ты причащаешься святых Таин?

— Где придется…

— Смотри—не причащайся нигде вне святой кафолической и апостольской Церкви, в которой прославляются четыре Святых Собора: Никейский из 318 отцев, Константинопольский из 150, Первый Ефесский из 200 и Халкидонский из 630. И вот—когда придет ангел, скажи ему: «желаю быть погребенным по иерусалимскому обычаю».

По прошествии трех недель пришел ангел и спросил старца:

— Ну, что же, старец? Надумался ли?

— Желаю быть погребенным по-иерусалимски,— отвечал старец.

— Хорошо, хорошо!—сказал ангел.

И старец тотчас предал душу Богу. Все это произошло, чтобы старец не потерял своих подвигов и не был осужден с еретиками.

199. Разсказ о простом старце, вразумленном людьми, а не ангелами, которых он видел.

Один из отцев разсказывал: был старец— святой и чистый по жизни. Когда он совершал святую литургию, то видел ангелов, стоявших по правой и по левой стороне. Усвоив у еретиков чин службы, и будучи сам не сведущ в божественных догматах, он, по простоте и незлонамеренно, во время службы говорил не то, что должно, не сознавая своей ошибки.

По Промыслу Божию, к нему пришел один брат, сведущий в догматах. Старцу пришлось при нем совершать литургию. И сказал ему брат — он был в сане диакона: «отче, то, что ты сказал во время священнодействия, не согласно с православной верой, но заимствовано у еретиков». Старец, при виде ангелов, предстоящих священнодействию, не обратил никакого внимания на слова брата. Но диакон не переставал утверждать: «ошибаешься, старче! Не принимает этого Церковь…» При этих укоризнах и обличениях, которым он подвергался от диакона, старец, увидав по обычаю ангелов, спросил их:

— Вот что говорит мне диакон. Правда ли это?

— Послушайся его: он правильно говорит,—сказали ему ангелы.

— Почему же вы не сказали мне этого?

— Бог так устроил, чтобы люди были исправляемы людьми же,—отвечали ангелы.

С тех пор старец исправился в службе и воздал благодарность Богу и брату.

207. Девица, окрещенная ангелами.

Авва Феона и авва Феодор разсказали нам: «при патриархе Павле в Александрии осталась сиротою после смерти родителей, очень богатых людей, одна девица. Она была не крещена. Однажды вышла в сад, оставленный ей родителями. При домах знатных даже среди города есть сады. В глубине сада она увидала неизвестного человека, собравшегося удавиться. Быстро подбежав к нему, она спросила:

— Что ты делаешь, добрый человек?

— А тебе какое дело? Уйди! Я в большом горе…

— Скажи мне всю правду. Я, может быть, помогу тебе.

— Я много должен. Мои заимодавцы сильно теснят меня, и я предпочел скорее умереть, чем вести такую горькую жизнь.

— Прошу тебя… вот возьми все, что у меня есть, и отдай… только не губи себя.

Тот согласился на это и уплатил долги.

Между тем девица оказалась в стесненном положении. И не мудрено: осталась без родителей, позаботиться об ней было некому. Придя в крайнюю бедность, она начала распутную жизнь.

А те, которые знавали ее родителей, говорили: «кто знает суды Божии, как и для чего попускается душе падать!»

Молодой организм не вынес такой жизни: она заболела и—опомнилась. В сокрушении духа она просила соседей: «ради Господа, сжальтесь над душой моей и поговорите с папою, чтобы мне стать христианкой». Но все отвернулись от нее с презрением.

«Кто пожелает быть восприемником такой распутной женщины?» — говорили об ней.

И была она в большой скорби.

Когда она совсем пала духом при таких обстоятельствах, явился ей ангел Господень в виде того человека, которому некогда оказала она милость.

— Что с тобою?—спросил ее ангел.

— Я желаю сделаться христианкой и, увы, никто не хочет сказать обо мне.

— В правду ли ты желаешь?

— Да, и прошу и тебя об этом.

— Не падай духом! я приведу кого-нибудь, и тебя примут в лоно Церкви.

Ангел приводит еще двух ангелов, и они относят ее в церковь. Потом, приняв вид известных сановников при особе наместника, приглашают клириков, на обязанности которых было крестить новообращенных. Клирики спрашивают сановников:

— Ручается ли ваша любовь за нее?

— Да!—отвечают они.

Клирики совершили все, что следует по чину над готовящимися ко крещению, и окрестили ее во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Потом облекли ее в одежды новокрещенных. Ангелы перенесли ее в дом, куда она вернулась в белых одеждах. И положив ее, стали невидимы.

Соседи, увидав ее в белых одеждах, спрашивали:

— Кто окрестил тебя?

— Кто-то пришел,—отвечала она,—отнесли меня в Церковь, сказали клирикам, и они окрестили меня.

— Да кто же именно? Какие клирики?

Об этом она ничего не могла сказать. Доложили папе. Папа призвал клириков, приставленных к крещению.

-Вы ли окрестили ту женщину?—спросил папа. Те не отреклись, подтвердили и сказали, что были приглашены для того таким-то и таким-то из сановников при правителе. Епископ посылает за указанными лицами и спрашивает у них; точно ли они поручились за девицу?

— Ничего мы не знаем, — отвечали те. Не знаем и тех, кто сделал это.

Тогда епископ понял, что это—дело Божие. И пригласив новокрещенную, спросил:

— Скажи мне, дщерь моя, что сделала ты доброго?

— Я блудница и бедная… Что же доброго могла я сделать?

— Так-таки и не знаешь за собою ни одного доброго поступка?

— Нет… вот разве это… однажды я увидала неизвестного мне человека, собиравшегося удавиться. Его сильно теснили заимодавцы. И, отдав ему все мое состояние, я избавила его от беды…

И, сказав это, она почила в Господе, получив отпущение своих вольных и невольных прегрешений.

Епископ прославил Господа: «праведен еси, Господи, и правы суды Твои!» (Пс. 118, 137).

Источник: www.utoli-pechali.ru

Житие преподобного Арефы Печерского

Житие преподобного Арефы Печерского

Память преподобного Арефы празднуется Православной Церковью 24 октября/6 ноября

По истине достойно и праведно – всегда благодарить Бога не только за ниспосылаемые блага, но и за злоключения; ибо последние не для одних лишь праведников умножают благодать, как это было с Иовом[1], но и великого грешника преобразуют в совершенного святого. Примером сего является преподобный Арефа, о коем самовидец преподобного, блаженный епископ Симон[2], так свидетельствует.

Был в Печерском монастыре некий инок, по имени Арефа, родом из города Полоцка[3]. В своей келлии он хранил тайно большие богатства, но настолько был одержим скупостью, что никогда не подавал в милостыню нищему ни одной монеты, и даже на собственные нужды ничего не тратил. Однажды ночью пришли воры и украли все его богатства. Тогда он от большой скорби и печали едва не лишился жизни. Во время поисков украденного он стал нападать на неповинных и многих притеснял несправедливо. Вся братия молила его – прекратить такие розыски и утешала словами:

– Брат, «возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» (Пс.54:23).

Но он не послушал их и резкими словами досаждал всем.

Спустя несколько дней впал он в тяжкую болезнь; но и тогда не прекратил, ропот и хулу. Человеколюбивый Господь «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4), явил на нем чудную милость Свою. Раз, лежа в постели, как мертвый Арефа после многих дней молчания неожиданно для всех начал громко восклицать:

– Господи, помилуй! Господи, прости! Господи, я согрешил Все – Твое, – и я не жалею о потерянном.

Затем, тотчас вставши с одра болезни, он объяснил братии причину своих восклицаний и рассказал о таком явлении

– Я видел, – говорил он, – что пришли ко мне ангелы, а равно и сонмище бесовское, и начали состязаться по поводу украденного у меня богатства. Бесы говорили: «он не прославил Бога за это, но хулил: поэтому – он наш и нам должен быть предан». Ангелы же сказали мне: «о, несчастный человек, если бы ты благодарил Бога за похищенное у тебя имущество, сие вменилось бы тебе в милостыню, как Иову, – ибо, кто творит милостыню, тот великую заслугу имеет пред Богом, так как творит по своему доброму произволению. Если же кто переносит насильственное похищение с благодарением, заменяющим благое произволение, тот имеет искушение от диавола. Ибо диавол причиняет человеку лишение, желая возбудить в нем хулу. Но человек благодарный все предаст на волю Божию, и потеря в таком случае – равносильна милостыни. Когда ангелы сказали мне сие, я возопил: «Господи, прости! Господи, я согрешил! Все – Твое, – и я не жалею о похищенном». Тогда бесы неожиданно исчезли. Ангелы же возрадовались и, вменивши мне пропавшее серебро в милостыню, отошли.

Услышав это, братия прославили Бога, наставляющего грешников на путь покаяния и возвестившего им о великой силе благодарения. Блаженный же Арефа, вразумленный Богом, с этого времени совершенно изменился к лучшему, как умом, так и нравом, так что все дивились и говорили о нем словами Апостола: «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать« (Рим.5:20).

Кого прежде никто не мог отвратить от хулы, тот потом сам не переставал хвалить, во все дни прославляя и благодаря Бога словами Иова «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов.1:21). Также и в прочих прегрешениях своих он усердно каялся, обнаруживая ревность в нелицемерной нищете, в послушании – не пред очами только людскими, в чистоте внешней и внутренней. Он подвизался в постоянной молитве, в строгом посте и во многих других добродетелях, телесных и душевных, к которым побудила его добродетель благодарения. Богатея добродетелями и преданностью Богу более, нежели прежде золотом и серебром, он после многих трудов преставился в вечный покой[4]. Он положен с почетом в пещере, и чудотворным нетлением своих мощей свидетельствует о своем блаженстве, равном блаженству милостивых, которые, по слову Господа, помилованы (Мф.5:7). По его святым молитвам да будем помилованы и мы, живущие с благодарением, и да удостоимся вместе с ним в царстве небесном благодарить Бога во Святой Троице, в бесконечные веки. Аминь.

Примечания:

[1] (Иов.1-2,42). Память праведного Иова празднуется 6 мая.

[2] Симон был сначала иноком Киево-Печерского монастыря, основанного преподобным Феодосием в половине XI века, затем игуменом во Владимирском Рождественском монастыре. С 1215 года он занимал епископскую кафедру – Владимирскую и Суздальскую, скончался в 1226 году. В последние годы жизни он написал киевопечерскому иноку Поликарпу послание о жизни святых иноков монастыря Киево-Печерского. Описанием их подвигов епископ Симон желал вразумить Поликарпа, который, из гордости и строптивости, выходил из послушания игумену и несколько раз покидал Киево-Печерский монастырь. Послание епископа Симона благотворно повлияло на Поликарпа, и он в 1220-х годах написал послание игумену Печерскому Акиндину о Киево-Печерских святых, подвиги коих ему и самому были известны, частью же были ему рассказаны епископом Симоном. Послания Симеона к Поликарпу и Поликарпа к Акиндину дали начало собранию сказаний о святых, называемому Патериком Печерским, который в 1661 году был напечатан в Киеве. Память прп. Симона – 10 мая.

[3] Полоцк – ныне уездный город Витебской губернии, был стольным городом Полоцкого княжества.

[4] Святой Арефа скончался не позднее 1190 года.

Источник: www.pravoslavie.uz

Ангелы охраняют людей от разных опасностей, грозящих их жизни. Из книги “Ангелы и демоны”

Из книги “Ангелы и демоны”

М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Издательство “Отчий дом”, 1996

а) Ангелы охраняют людей от разных опасностей, грозящих их жизни.

Когда преподобный Кирилл строил Белозерский монастырь, все соседние жители, удивляясь успеху постройки, считали Кирилла великим богачом. При такой молве один корыстолюбивый помещик собрал всех своих слуг и отправился в ночь ограбить Кирилла и монастырь. Подойдя к ограде, злоумышленники видят, что около монастыря ходит несметное множество воинов с обнаженными саблями. Разбойники до самого утра ждали, что воины эти уснут, но не дождались; так и отправились домой. На вторую ночь злоумышленники заметили еще более воинов, — опять без успеха возвратились. Когда наступило утро, помещик послал слугу в монастырь узнать, какой полк стоит в монастыре, и долго ли пробудет он здесь. Посланный, возвратясь, донес, что больше недели ни одного и богомольца не было в монастыре, не только войска. Тогда помещик понял, что монастырь охраняют ангелы Божии и раскаялся в своем намерении.

Благочестивый подвижник, авва Исидор, возвел однажды на высокое место другого подвижника, изнемогавшего в борьбе с помыслами — авву Моисея, и говорит ему: «Смотри на запад». Моисей взглянул и увидел там бесчисленное множество драконов; они были в смятении и с шумом стремились на брань. Авва Исидор опять говорит ему: «Посмотри и на восток”. Авва Моисей взглянул и увидел бесчисленное множество святых ангелов, облеченных славою. Затем сказал ему авва Исидор: «Вот те, которых посылает Господь на помощь святым; а те, которые на западе, воздвигают брань противу нас. Но помощников наших гораздо более». Видение ободрило и успокоило боримого помыслами старца.

Блаженный Феодор, епископ едесский, спросил одного прозорливого столпника, каким образом он узнает и различает праведных и грешных. Столпник отвечал: «Если мимо столпа моего проходит муж праведный и боящийся Бога, то я вижу благодать Божию, и светлые ангелы шествуют с ним по обе стороны, а бесы идут издалека, не смея приблизиться к нему; если же проходит человек грешный, то вижу вокруг него полчище торжествующих бесов, а ангел-хранитель следует за ним в отдалении, сетуя и сокрушаясь о погибели грешника. Но когда бесы хотят окончательно погубить этого человека, тогда является ангел с огненным оружием и прогоняет их». Так святые ангелы хранят нас от поглощения вражеского.

Они наблюдают за людьми не только в бодрственном состоянии их, но и во время сна. К преподобному Паисию пришел некоторый инок, имея нужду побеседовать с ним. Нашедши его спящим, он увидел стоящего пред ним святого ангела-хранителя в образе прекрасного юноши, и с удивлением сказал: «Поистине, Бог хранит любящих Его”. Он не осмелился приступить к спящему старцу ради присутствия ангельского и, воздав благодарение Богу, удалился. Подобным образом видимы были ангелы Божии, с веерами в руках, над почившим Петром, епископом севастийским, братом Василия Великого.

Эти посланники небесные имеют попечение не только о душевном спасении, но и о телесном здравии людей. Так, в Патерике упоминается, что один пустынник, страдавший от сильной боли в желудке, исцелен был ангелом. Пришедши к больному и узнавши причину его страдания, ангел-хранитель перстом своим, как бы ножом, разрезал болезненное место, очистил накопившийся там гной, потом рукою загладил рану и этим действием исцелил пустынника и возвратил ему телесное здравие. Но самый разительный пример, несомненно доказывающий попечительность святых ангелов о людях, вверенных хранению их, представляется в истории юного Товии, составляющей главное содержание священной книги Товита.

Несколько лет был омрачен ересию Феодотиона один муж, прежде проводивший благочестивую жизнь. Однажды, во время самого глубокого сна его, вдруг является ангел и ударами напоминает о том, что он неправо изменил первоначальной вере. Пробужденный таким чудным явлением, а больше всего болью ударов, старец послал за Собором епископов и, рассказав им сонное видение, смиренно просил принять его в число православных христиан, истинных сынов Церкви.

Когда преподобный Онуфрий Великий (живший в IV в.), возлюбив пустынническую жизнь, оставил монастырь в Фиваиде и отправился в пустыню, при входе в нее ему показался луч света, и Онуфрий испугался, так что хотел было бежать снова в монастырь. Но луч света приблизился к нему, и послышался голос: «Не бойся, потому что я ангел твой, с самого дня рождения твоего я поставлен от Бога хранить тебя, — постоянно хожу с тобою, а ныне, по повелению Господа, веду тебя в эту пустыню. Будь совершен и смирен сердцем пред Господом, служи Ему с радостию, и я не отступлю от тебя».

б) Ангелы являлись святым мученикам при страданиях их и укрепляли их в этом подвиге.

Ангелы, явившись святому мученику Акакию, омыли раны его теплою водою и уврачевали их. Когда святой мученик заключен был в темницу и обложен железными узами, ангелы снова явились ему и разрешили его от уз.

Святым мученикам Евстафию и Анатолию, заключенным в темницу и осужденным на голодную смерть, явился ангел, разрешил их от уз, соделал их здравыми и, подав им манну в пищу, сказал: «Во всех страданиях ваших буду с вами, ибо послан от Христа Господа хранить вас».

Когда Феодор Тирон в темнице, крепко затворенной и запечатанной, молился, то к молитве его присоединились ангелы. Караулившие сперва услышали громкое пение, а потом чрез окно увидели множество с Феодором юношей, которые были одеты в белую одежду и вместе с ним пели; сам правитель пришел к темнице и услышал многие поющие голоса, между тем как великомученик был заключен один.

в) Ангелы принимают особенное участие в спасении души человека.

Святой Давид долгое время был разбойником, но после покаялся и, поступивши в монастырь, начал вести строгую подвижническую жизнь. Архангел Гавриил явился ему в келье и сказал: «Давиде! Господь простил тебе грехи, и отныне ты будешь творить чудеса».

Архангел Михаил, явившись святой Евдокии, говорил: «Я князь ангелов Божиих; мне дано служение принимать грешников кающихся и вводить их в блаженную жизнь. Многая бывает радость на небеси небесным ликам, если грешник приносит покаяние; ибо Бог, Отец всех, не хочет погибели души человека, созданной по образу Его. Все ангелы радуются, когда видят душу человеческую, украшенною правдою; они приветствуют ее, как сестру свою».

Ангел, явившийся святому Григорию Двоеслову, говорил: «Господь послал меня к тебе, чтобы я был с тобою в продолжение твоей жизни и возносил твои молитвы к Богу, чтобы все, о чем ты просишь с верою, получил».

Преподобный Нифонт видел однажды при вратах дома одной блудницы в образе юноши ангела плачущим и спросил его о причине плача. Ангел отвечал: «В этом доме с блудницею пребывает человек, на хранение которого я дан от Бога. Не могу видеть того беззакония, которое он творит. Как мне не плакать, когда образ Божий пал в такую тьму?»

Святой Павел Препростый имел тот же дар прозрения в мир духовный. Однажды за вечерним пением он наблюдал, кто с каким расположением входил в церковь. Тот, у кого душа была чиста, имел светлое лицо, и ангел хранитель с радостию входил с ним в церковь; но один грешный брат входил в церковь, окружаемый бесами, и ангел-хранитель издали следовал за ним и плакал.

г) Ангелы соблюдают уповающих на Господа невредимыми от зла, когда оно или только ожидает их, или уже постигло их.

Как ангелы поступают в первом случае? Псалом отвечает: на руках возмут тя, да не преткнеши о камень ногу твою, т.е. как мать, когда дитя учится ходить, наблюдает за каждым его шагом, и если видит, что оно может споткнуться обо что-нибудь, тотчас берет его на руки: подобно этому поступают ангелы с людьми, которые, имея детскую преданность воле Божией, вверены их надзору. Ангелы с материнскою заботливостию охраняют их от преткновения о камень, т.е. не допускают их до искушения и соблазна греховного. Иосиф, обручник Пресвятой Девы, впадши в сомнение о Ее девственной чистоте, возымел намерение тайно прекратить условие обручения с Нею, но удержан был от этой несправедливости ангелом и, таким образом, не преткнулся о камень соблазна. Охраняя чистоту душ наших, ангелы оберегают и телесную нашу безопасность от врагов видимых и невидимых, от опасностей явных и тайных. Некогда многочисленный отряд войска, посланный царем сирийским схватить пророка Елисея, обступил город, где находил убежище пророк. При виде угрожавшей опасности ученик его приведен был в великий страх, но был успокоен пророком, по молитве которого отверзлись очи ученику его, и он увидел сонмы ангелов, ополчившихся вокруг пророка для защиты его (4 Цар. 6, 17).

Подобную защиту от искушений греховных и бед получают от ангелов и все. В этой утешительной истине может удостоверить каждого из нас собственный опыт. Нередко и нам случается избегать опасностей, о которых узнаем уже по миновании их. Кто, как не ангелы, отвращают эти опасности, для нас незримые, а для их прозорливости очевидные? Чьи, как не их, тайные внушения удаляют с дороги, на которой мы непременно преткнулись бы о пагубный для нас камень?

д) Ангелы принимают участие в человеке в час смерти его.

Не оставляют нас святые ангелы-хранители и при нашем переходе из жизни временной в вечную. «Всегда содержи в уме своем мысль о смерти, — говорит святой Феодор Студит, — размышляй о самом разлучении души от тела — разлучении, которое будет под начальственным смотрением твоего ангела. Потому и Святая Церковь заповедует нам обращаться к ангелу-хранителю с такою молитвою: «Прежде онаго (страшного) суда не забуди раба твоего, руководителю мой… покрый мя исходяща от тела, еже не видети мерзкия лица демонския” (Кан. анг.-хран.). Мы веруем, что присутствие ангела-хранителя и его светлый радостный взор облегчает тяжелые минуты разлучения души с телом и успокоит доброго христианина, не лишившего себя этой последней на земле небесной помощи.

Верует Святая Церковь и в то, что ангел-хранитель бывает покровителем христианской души и по разлучении ее от тела, во время прохождения ею мытарств. Потому и молится всякий из нас, христиан, ангелу-хранителю: “Буди ми защититель и поборник непоборим, — егда прехожду мытарства лютаго миродержца” (Кан. анг.-хран.).

То же свидетельствуют и святые отцы Церкви. Например, святой Кирилл Александрийский в слове на исход души говорит: «Душа поддерживается святыми ангелами в шествии по воздуху и, возвышаясь, встречает мытарства, которые стерегут восход, удерживают и останавливают души восходящие”. В чем именно и как может выражаться заступничество ангела-хранителя во время мытарств, наглядные свидетельства тому мы находим в житии преподобного Нифонта, епископа Кипрского. Молясь некогда в церкви и возведши очи на небо, преп. Нифонт увидел отверстые небеса и множество ангелов, из которых одни на землю нисходили, а другие на небо восходили, вознося туда человеческие души. Два ангела несли в высоту какую-то душу. Когда они приблизились к блудному мытарству, оттуда вышли бесы, с гневом говоря: “Это наша душа; как вы дерзаете нести ее мимо, когда она наша?” Ангелы отвечали: «Какое знамение на ней имеете, называя ее своею?» Бесы отвечали: «Она до смерти грешила, осквернила себя, осуждая ближнего и, что еще хуже, умерла без покаяния, а вы что скажете на это?” Ангелы отвечали: «Поистине, ни вам, ни отцу вашему, диаволу, не верим, пока не расспросим ангела души сей хранителя». Ангел-хранитель сказал: «Правда, много согрешила душа эта, но с того часа, с какого разболелась, она стала плакать и грехи свои исповедовать Богу. Если Бог ее простил, то Он знает почему; Он имеет власть. Того праведному суду слава”. Тогда ангелы, посмеявшись бесам, вошли с душою в небесные врата.

Верующая христианская душа ждет от своего ангела-хранителя утешения и помощи и в тот страшный “день, егда поставятся престоли, книги разгнутся, и Ветхий денми сядет, и судятся человецы, и ангелы предстанут, и земля восколеблется, и вся ужаснутся и вострепещут; тогда, — молит христианин, — твое человеколюбие на мне покажи, и избави геенны, Христа умоляяй… Егда трубный страшный глас мя от земли воскресит на суд, близ меня стани тогда тих и радостен, надеждою спасения отъемляй мой страх» (Кан. анг.-хран.).

Но, конечно, ангел-хранитель «тих и радостен» станет близ того только человека, который в здешней жизни, по слову апостола, подвигом добрым подвизался и веру соблюл. Напротив, далек он будет от такой души, которая здесь, на земле, затворила для себя врата Царствия Небесного. Преподобный Нифонт видел и такую душу, влекомую бесами во ад. Это была душа некоторого раба, которого господин морил голодом и ранами. Он же, не терпя мучения, будучи научен бесами, взял вервь и удавился. Ангел этой души, идя издали, горько плакал, а бесы веселились. Так тяжек грех самоубийства!

Слово Божие учит, что не только каждый верующий, но и каждое человеческое общество, каждый народ, каждое государство, каждая церковь имеют своих ангелов-хранителей.

Так, евангелист Матфей передает нам,… что Иисус Христос, убеждая уважать каждого верующего, сколько бы ни казался он малым и слабым, сказал апостолам: Смотри´те, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного (Мф. 18, 10). Апостол Павел говорил: Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Евр. 1, 14). В обоих местах, очевидно, утверждается бытие ангелов-хранителей. В книгах Ветхого Завета передается много таких событий, в которых нельзя не видеть действий, свойственных ангелам-хранителям. Таковы, например, следующие события: ангел был видимым спутником Товии в город Раги, избавил его от опасности при реке Тигре, давал благотворные советы, располагал все ко благу и, что всего более послужило к счастию благочестивого семейства, устроил исцеление Товита (Тов. 5; б; 9; 11). В книгах Царств говорится, что пророк Илия в своем дивном служении неоднократно получал и пособие, и наставления, и руководство от ангела (3 Цар. 19, 2-19). Авраам, посылая раба своего для снискания жены сыну своему, говорил ему между прочим: Господь Бог… пошлет ангела Своего пред тобою, и возьмешь жену сыну моему оттуда (Быт, 24, 7). Есть места в Ветхом Завете, которые, по единогласному пониманию отцов Церкви, заключают учение об ангелах-хранителях. Таковы, главным образом, следующие места: ангел Господень ополчается (с подлинника еврейского: ополчатся ангелы Господни) вокруг боящихся Его и избавляет их (Пс, 33, 8), и другое следующее место: не приидет к тебе зло и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелам Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих (Пс. 90, 10-11). Достаточно ясные указания представляет Священное Писание и в пользу той мысли, что и каждое человеческое общество, каждый народ и каждая церковь имеют своих особых ангелов-хранителей. Так, пророк Даниил говорит о молитвенном предстательстве пред Богом двух ангелов-народоблюстителей, ангела-народоблюстителя, или князя персидского царства и ангела-народоблюстителя народа израильского. Первый ангел молил Бога об удержании народа израильского под владычеством персидского царства, другой, напротив, молил об освобождении этого народа от ига персидского. Даниил говорит также, что вместе с этими двумя ангелами обращался с молитвою к Богу ангел-князь еллинского царства (Дан, 10, 20). Если же не только народ израильский, но также и народы персидский и еллинский имели своих особых ангелов-покровителей, то отсюда можно с правом заключить, что и каждый другой народ имеет своего ангела-хранителя.— Евангелист Иоанн в первой главе Апокалипсиса передает слово Господа о семи ангелах семи Церквей малоазийских (20 ст.). Правда, под именем ангелов здесь должно разуметь епископов этих церквей, но в то же время, по учению отцов Церкви, здесь должно видеть и выражение той истины, что каждая церковь имеет своего ангела-хранителя. «Я уверен, — говорит, например, Григорий Богослов, — что особенный ангел покровительствует каждой церкви, как научает меня Иоанн в Откровении».

Эта истина всегда ясно признавалась Православною Церковью. Святой Василий Великий писал пресвитерам никопольским: «Вас печалит, что извергнуты вы из ограды стен: но вы водворяетесь в крове Бога Небесного и с вами ангел-хранитель церкви”. Григорий Богослов, прощаясь с кафедрою Константинопольскою, восклицал: «Простите ангелы, назиратели сея церкви».

Зная, что ангелы-хранители постоянно пребывают с нами, и что они ближайшие и всегдашние свидетели нашей жизни, мы должны соблюдать осторожность, чтобы не только в действиях, но и в словах и в мыслях не оскорбить их и чрез то не удалить их от себя. В случае же грехопадения поспешим скорым и искренним покаянием привлечь к себе небесных хранителей наших и помощников, чтобы обрадовать не только их, но и всех прочих ангелов на небеси, радующихся о едином грешнике кающемся (Лк.15, 10).

Житие и страдание святого мученика Конона Исаврийского

Житие и страдание святого мученика Конона Исаврийского

Память святого мученика Конона Исаврийского совершается Православной Церковью 5 (18) марта

Святой Апостол языков [1] Павел во время одного из своих благовестнических путешествий [2] просветил жителей города Исаврии [3] светом истинной веры в Господа нашего Иисуса Христа. В это же время в селении Вифании, находившемся в 18 стадиях [4] от города Исаврии, жил один человек по имени Нестор с женою Надою. У них родился сын Кóнон. Когда отрок вырос, родители задумали его женить и обручили его с красивою девицей Анной. Но еще раньше того Конону явился в виде светлого мужа святой Архистратиг Михаил. Научив Конона истинной вере, Архистратиг повел Конона на реку, крестил его во имя Пресвятой Троицы, причастил Божественных Таин, а затем, осенив его крестным знамением, стал невидим. С того времени отрок исполнился Святого Духа, а Архистратиг Михаил невидимо всегда пребывал с ним. В день брака жених с невестой при общем веселии были отведены в брачный чертог. Здесь Конон покрыл сосудом зажженную свечу и спросил девицу:

— Что лучше: тьма или свет?

Девица отвечала:

— Свет, конечно, лучше тьмы.

Тогда святой Конон открыл свои исполненные Божественной благодати уста и стал убеждать невесту сохранить свое девство и чистоту жизни и веровать во Христа, Истинного Бога.

— Это и есть, — говорил он, — свет немерцающий, а плотская жизнь и языческая нечестивая вера — тьма.

Девица имела доброе сердце, так что семена слова Божия пали на хорошую почву, и невеста скоро согласилась во всем со своим женихом. Она уверовала во Христа и дала обет сохранить навсегда свое девство. Так эта святая чета жила в девственной чистоте, как брат с сестрой, или, лучше сказать, как два Ангела Божии, подобно серафимам горя любовью к Богу и Ему Единому угождая. Прошло еще немного времени, и блаженному Конону удалось убедить и родителей своих оставить идолопоклонство и обратиться ко Христу. Конон крестил отца своего, мать и невесту, и все они, наставляемые и поучаемые святым Кононом, угождали Богу. Отец Конона, блаженный Нестор, сподобился и мученического венца, быв умерщвлен идолопоклонниками за обличение их заблуждений. Спустя немного времени и мать святого, блаженная Нада с миром отошла ко Господу, а за нею и святая дева Анна, обрученница Конона, переселилась в нетленный чертог небесного Жениха Христа. Всех их святой Конон предал честному погребению в одном месте.

Оставшись одиноким, Конон продолжал жить для Бога, упражняясь в Богомыслии, умерщвляя свое тело постом, трудами и всенощными молитвами. За свои подвиги он удостоился благодати Святого Духа, которая, как некое сокровище, долго таилась в нем и обнаружилась уже во время старости святого Конона. Это было так.

В той стране, в пустынном месте, в непроходимых горах была пещера, страшная и темная. В пещере было идольское капище, где стоял громадный каменный идол нечестивого бога Аполлона [5], которого особенно почитали в исаврийской стране. У исаврян был обычай каждогодно собираться там в день празднования Аполлону для жертвоприношения и совершения богомерзкого праздника. Когда наступил день этого праздника и все жители города собрались идти в капище, находившееся в пещере, святой Конон, подвигнутый Духом Божиим, пришел в город. Увидав множество вооруженного народа, на конях и пеших, как бы приготовившихся на сражение, он громким голосом закричал им:

— Мужи исаврийские, подождите немного, я хочу вам сказать слово. Зачем вы вооружены? разве на вашу страну напало внезапно неприятельское войско и вызывает вас на битву?

Народ отвечал Конону:

— Нет, но мы идем принести жертву богу Аполлону и совершить ему празднование.

Святой Конон вновь спросил их:

— Я хочу узнать от вас, кто этот Аполлон и какова его власть?

Люди отвечали:

— Он наш промыслитель, дарует нам все блага; он укреплял и наших отцов, от которых мы и приняли обычай праздновать ему.

Тогда святой, смеясь над ними, предложил им такой вопрос:

— Слышали ли вы когда-нибудь голос или какое-нибудь слово своего бога?

Они отвечали:

— Нет! Но наши отцы заповедали нам веровать в него.

Святой Конон на это сказал им:

— Ваши отцы, как бессловесные животные, сами находились в прельщении, не ведая Истинного Бога; ибо если бы они знали Его, то не оказывали бы такого почитания глухому, немому и скверному идолу. Дайте мне власть над вашим богом, и я покажу вам, кого вы почитаете, кто сей ваш бог. Если я вымажу его краскою, сможет ли он вымыться? если разобью его железным молотом, сможет ли он снова оказаться в целости? если дам ему есть, протянет ли он руку, чтобы взять пищу и начать есть?! Доколе вы будете безумствовать. Послушайтесь меня, ибо я из вашего же города, но чужд ваших дел; оставьте идолопоклонство, и я научу вас, как надобно почитать Истинного Бога и поклоняться Седящему в вышних. Сей есть Бог невидимый, но всевидящий, Творец неба и земли и моря, и всего, что в них, Царь крепкий и всемогущий, спасающий рабов Своих и погубляющий Своих врагов, тех, кто покланяется идолам и приносит жертвы бесам. Сей Бог не требует кровавых жертвоприношений, но хочет, дабы приходящие к Нему познавали Его без злобы и лукавства и веровали, что Он есть Истинный Бог, Отец Единородного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, не разлучающегося от Отца, Который чрез Него сотворил веки; с Ними царствует и вечный Дух Святый, от Отца исходящий. Сие три лица по существу Един Бог, попаляющий огнем ненавидящих Его идолослужителей, но любящий любящих Его; милосердию Его нет предела, ибо Он милостив ко всем возлагающим надежду на Него и с верою призывающим Его.

Народ пришел в волнение от этих речей святого, и среди него произошел большой шум: одни бросились на святого, чтобы его убить, другие их удерживали, не давая поднять на него рук, ибо желали услыхать от него еще что-нибудь. Когда народное волнение несколько утихло, некоторые из народа спросили святого:

— Чем ты можешь убедить нас, что есть Бог выше нашего бога Аполлона, которого мы почитаем более всех других богов; покажи нам какое-нибудь знамение от твоего Бога, дабы мы уверовали в Него.

Святой Конон, услыхав, что просят знамения, возложил свое упование на Бога и сказал народу:

— Вот, многие из вас на конях, и немало пеших людей, молодых и сильных юношей. Пойдемте же все к пещере Аполлона, на место вашего собрания, вы впереди, а я, как старик, буду следовать за вами, и дадим друг другу слово, что кто из нас придет раньше, того Бог велик и истинен, и Ему и подобает веровать. Если одни из вас на конях, другие, сильные и молодые, пешком опередите меня старого и слабого телом и достигнете прежде меня Аполлонова капища, то ваш бог поистине Бог. Если же я, старик, пешком скорее вас приду туда, то мой Бог больше вашего бога и вы должны будете уверовать в Него.

Все одобрили его речь и согласились и на предложенное им условие, говоря между собой:

— Этот старик в четыре дня не сможет дойти туда: путь далек и неудобен, так как тянется среди высоких гор и глубоких долин, покрытых густым кустарником.

После того все поспешили к пещере, одни — надеясь на своих коней, другие — на свои ноги, а святой Конон пошел за ними, двигаясь с трудом. Дорогою он горячо помолился Богу, и тотчас пред ним предстал святой Архистратиг Михаил, взял его и в одно мгновение перенес на то место, куда все стремились. Людей же, спешащих на конях и пешком, Архангел невидимою силою привел в смятение, и они блуждали по горам и дебрям, и люди и кони падали с горных высот и разбивались, и весь день и всю ночь они не могли добраться до Аполлоновой пещеры и даже не были уверены, по тому ли пути они идут. Утром неожиданно для них вышел им навстречу святой Конон. Увидав его, народ пришел в великое изумление. Святой же, смеясь над ними, спросил:

— Отчего вы не могли придти скорее? я долго ждал вас и решил идти к вам навстречу.

Люди, сильно измученные, рассказали святому всё, что с ними случилось, и умоляли его показать им дорогу к Аполлонову капищу. Тогда святой Конон пошел впереди их и, приведя их к пещере, сказал им:

— Вот, я исполнил свое условие и пришел сюда прежде вас. Теперь вы должны признать, что мой Бог велик, и уверовать в Него, а вашего бога предайте в мои руки, и я воздам ему за то, что он до сих пор прельщал вас.

Но они кричали святому:

— Нет, не возлагай вины на нашего бога и не мсти ему: мы сами виноваты, что замедлили придти: мы заблудились в пути и потому не могли исполнить условленного.

Такой ответ сильно разгневал святого, и он сказал им:

— Если вы и теперь не уверовали в моего Бога, а продолжаете верить своему идолу, то исполните ли то, что он сам вам возвестит?

Они все отвечали:

— Если воистину мы услышим голос бога нашего, то немедленно исполним его слово, ибо без сомнения веруем в него.

И снова заключили со святым уговор и дали слово тверже первого, что поверят всему, что скажет их бог. Тогда святой, ставши пред пещерой, где находилось капище Аполлона, громким голосом воззвал к идолу:

— Идол! тебе говорю: так повелевает Господь мой Иисус Христос, выйди из капища и приди сюда ко мне.

И тотчас бездушный истукан, как живой, закачался, упал с своего места и, катясь по земле, прикатился ко святому и, поднявшись с земли, стал пред ним. Все множество народа пришло в сильный ужас и с громкими криками устремилось в бегство. Святой Конон махал им рукою, уговаривал их не бояться и едва остановил их. Успокоив их, он снова обратился к идолу, и все стали внимательно смотреть, что еще произойдет. А святой стал спрашивать идола:

— Скажи нам, бездушный истукан, кто Истинный Бог, ты ли, или проповедуемый мною Господь мой Иисус Христос?

Тотчас каменный идол с трепетом простер свои руки к небу и громко человеческим голосом произнес:

— Един Истинный Бог, проповедуемый тобою Христос.

Сказавши так, идол упал и рассыпался. Видя это чудо, весь народ воскликнул:

— Един Истинный Бог, Бог Конона: Он победил.

И множество народа уверовало во Христа и, разбивши идолов, приняло святое крещение. Иные же ожесточенные остались в прежнем неверии и сильно скорбели о гибели Аполлонова идола. Но впоследствии, видя много различных чудес, совершаемых святым Кононом, уверовали во Христа и остальные язычники той земли.

В той же исаврийской стране, в другой пещере, находившейся также в пустынном месте, обитал страшный бес. Он, как воин или разбойник, нападал на проходивших мимо людей и животных и умерщвлял их. Исавряне приносили ему множество жертв, умоляя его не делать им вреда и не умерщвлять их, но их мольбы не приносили им пользы, а служили еще к большей погибели. Тогда собралось множество людей, верующих и язычников, и они все вошли к святому Конону и усердно молили его, чтобы он прогнал беса из их страны. Верующие молили, нисколько не сомневаясь в силе Христовой, содействующей святому Конону; язычники же коварно искушали святого Конона, ибо сами думали, что он не сможет изгнать свирепого беса, а напротив бес умертвит его. Снисходя к мольбам исаврян, святой Конон отправился, сопровождаемый множеством народа. Он подошел к самой пещере, где обитал бес, народ же с трепетом стал в отдалении. Обратясь лицом к пещере, святой именем Христовым повелел нечистому духу выйти из пещеры, в виду всего народа. Бес извнутри воззвал к святому, прося его, дабы он разрешил ему выйти невидимо, чтобы люди не видали его мерзкого образа. Но святой с угрозой повелел ему явиться пред всеми. Тогда бес на глазах у всего народа вышел из пещеры, в виде страшной трясущейся женщины. Святой, запретив бесу причинять кому-либо вред, отослал его в геенну [6]. Тотчас бес сделался невидим, а весь народ воскликнул:

— Велик Бог Конона!

Множество язычников уверовало во Христа. А святой Конон, довольно поучив народ вере в Истинного Бога, возвратился в город. Народ сопровождал его с радостным пением; святой сам начинал пение, а народ подпевал, прославляя Христа — Истинного Бога. Возвратясь, святой Конон поселился в своем селе, в доме отца, совершая чудеса, исцеляя всякие болезни с верою приходящих к нему и изгоняя бесов, над которыми дана была ему от Бога власть.

Один из знатнейших жителей Исаврии был обокраден ворами, которые унесли у него множество золота. Многие были оклеветаны в этом воровстве и преданы мучениям: невинных держали в оковах и в темницах, но золото не находилось. Тогда к святому Конону пришел тот, у кого украли, и родственники невинно оклеветанных и томившихся в заключении, и, припадая к ногам святого, молили, чтобы он просил Бога помочь найти украденное золото. Святой, сожалея об оклеветанных и страдающих невинно, согласился исполнить просьбу граждан. Он отправился в город. Здесь, ставши на площади, он поднял к небу свои руки и усердно молился Богу, до тех пор пока Бог не открыл ему, где спрятано украденное золото. Взявши многих из народа, святой Конон пошел с ними за город и, пройдя довольно большое расстояние по пустыне, подошел к одному камню. Под камнем оказалось скрытое ворами золото; святой Конон велел пришедшим с ним взять золото и отнести его в город. Весь исаврийский народ сильно дивился и прославлял Бога. Когда же тот, у кого было украдено золото, пожелал узнать, кто были воры и вопросил о сем Конона, то святой ответил ему:

— Возьми свое золото, и будь доволен тем, что оно возвращено тебе без ущерба, томящихся же в заключении освободи.

Тот так и поступил. Слух о сем чуде прошел по всей стране, многие обратились к Богу, и день от дня росла и умножалась Христова Церковь.

Спустя несколько времени святой Конон, пребывая в своем доме в безмолвии, увидал множество бесов, ополчившихся на него. Все бесы, жившие на острове и изгнанные из людей и из идольских капищ, вооружились против святого. Увидав бесов, святой именем Иисусовым связал их, так что они не могли двигаться. Тогда бесы стали молить Конона, что бы он не посылал их в бездну, но пусть повелит им сделать, что ему угодно. Святой, запретив им делать вред людям, послал их на различные работы: одним велел копать в огородах землю и вырывать худые травы, терновники, крапиву, другим вспахивать нивы и сеять на них, иным стеречь плоды, кому пасти стада и охранять их от зверей, кому колоть дрова и носить воду, и исполнять всякую домашнюю работу. Бесы, как рабы и пленники, служили блаженному Конону до тех пор, пока ему было угодно, исполняя с усердием всякое указанное им дело, ибо, связанные непобедимою силою Божией, они были порабощены Божию угоднику.

Случилось, что ночью на дом святого напали разбойники, надеясь найти у него богатую добычу, ибо он был славен по всей той стране.

Связав святого, разбойники хотели пытками заставить его указать место, где спрятано у него золото. Они уже начали его мучить, как вдруг, по повелению Божию, явились служащие святому бесы, схватили разбойников и немилосердно били их; потом развели огонь в печи и стали опалять их тела, а святого освободили из уз. Святой, смилостивившись над разбойниками, запретил бесам, и те прекратили истязания над разбойниками, которые были едва живы. По молитве святого разбойники пришли в себя, и блаженный отпустил их с миром, дав им заповедь оставить свои разбои. Бесы не только освободили святого Конона от разбойников, но по Божиему произволению даже оберегали честь его имени. Ибо если кто-либо из неверующих исаврян дерзал хулить Конона, тотчас на таковых невидимо нападали бесы и били, так что имя Конона для всех стало предметом почитания и страха. Однажды двое идолопоклонников вспомнили о Кононе и стали поносить его дурными словами. Тотчас же на них напали бесы, били их, протащили по дороге за волосы и повергли хулителей к ногам святого. После того у всех неверующих страх пред Кононом такбыл силен, что они не дерзали даже помыслить что-нибудь худое про святого Конона. Однажды какой-то человек проник в сад Конона с намерением украсть яблоки. Но невидимые стражи схватили его, избили и вместе с ослом и мешком, наполненным плодами, привели к святому. Святой дал ему наставление и, заповедав более не красть, отпустил с миром.

Одна бедная вдова во время жатвы пришла на поле и ходила за жнецами, подбирая оставшиеся колосья. На руках у ней был малолетний единственный ее сын. Вдруг выбежал из леса волк, выхватил ребенка из рук матери и унес его в пустыню. Народ погнался за ним, но догнать волка и освободить дитя из его пасти не мог. Огорченная женщина пришла к святому чудотворцу Конону, плакала и, припадая к ногам его, поведала ему свое горе. Он тотчас дал повеление своим невидимым рабам, и те в одно мгновение схватили волка, державшего ребенка в зубах, и поставили пред святым. Святой возвратил матери ее сына живым и невредимым, а волку велел уйти в свое место.

Не все бесы были, однако, связаны словом святого; и вот некоторые из них начали наводить на жителей той страны различные болезни, а всего больше оспу. Святой, уразумев козни бесовские, помолился Богу и тотчас получил власть и над этими бесами. Собрав их всех, он запретил им, и одних прогнал в пустыню, других отослал в бездну, а иных связал и заключил в тридцати залитых оловом глиняных горшках, и, запечатлев их крестным знамением, зарыл в землю под своим домом.

В то время настало гонение на христиан, и в Исаврию прибыл с царским указом воевода по имени Магдон. Воевода прежде всего замучил до смерти святого Онисия в селе Усорове. Потом был взят и святой Конон. Его подвергли многим и жестоким мучениям, принуждая принести жертву идолам. Исавряне, услыхав, что воевода предал мукам святого Конона, собрались во множестве с оружием и отправились к селению Усорову, чтобы умертвить воеводу. Узнав о их намерении, воевода с своими слугами сел на коней и бежал из пределов той страны. Исавряне гнались за ним, но не могли догнать его. Найдя святого мученика Конона связанным и покрытого ранами по всему телу и окровавленного, они развязали его и плакали о нем. Отирая его кровь, они мазали ею свои тела, желая получить освящение от крови святого, и с умилением лобызали язвы, принятые им за Христа. Святой мученик сильно скорбел и болел душою, что ему не дали пострадать до конца, ибо он желал умереть в мучениях за своего Христа. После сего верующие отвели святого в его отеческий дом, в селе Вифании, и приложили все заботы, чтобы излечить его раны. Через два года после страданий святой Конон преставился к Богу. Жители всей исаврийской страны собрались и плакали о святом. Его погребли вместе с блаженными родителями и со святою его невестою, до конца жизни сохранившею непорочное свое девство. После погребения святого Конона исавряне задумали обратить дом мученика в церковь. Когда начали рыть землю для фундамента, то нашли в земле тридцать глиняных сосудов, в коих святой Конон заключил бесов. Не зная, что находится в тех сосудах, но предполагая скрытое в них золото или серебро, нашедшие обрадовались и разбили один сосуд. Тотчас вышли из него бесы в виде густого и смрадного дыма и, помрачив воздух, произвели страшный вихрь. Все люди пришли в ужас, — некоторые попадали от страха, а некоторые бежали оттуда. Бесы же летали по воздуху и, производя большой шум, призывали друг друга по именам. Все в том селении пришли в сильный ужас, так что никто не осмеливался после солнечного заката выходить из своего дома, ибо ночью являлись многие бесовские страшилища и пугали людей и животных, — что на время было допущено Богом в наказание сребролюбивым людям, ожидавшим найти в сосудах сокровище. По молитвам святого Конона были прогнаны бесовские привидения. Прочие двадцать девять сосудов, заключавшие в себе бесов, были зарыты под церковью святого Конона. Его святыми молитвами да пребудем и мы всегда невредимы от бесов, прославляя Отца и Сына и Святого Духа, Единого Бога в Троице, во веки. Аминь.

Кондак, глас 3:

Чистотою яко ангел на земли пожив, отонудуже собеседник ангелом быти сподобился еси, и родители ко Христову познанию привел еси: и единаго Бога в Троице исповедав, пострадал еси до крове, мучениче Кононе, моли Его непрестанно о всех нас.

[1] Святому Апостолу Павлу усвоено название «Апостола языков» за его великие проповеднические труды, во время которых он пронес Евангелие от глубины Азии до Рима и даже, по преданию, до Испании и Британии.

[2] После своего обращения из гонителя христиан в самоотверженного последователя Христова, святой Апостол Павел всю жизнь свою провел в миссионерских трудах. Свое первое путешествие с проповедью Евангелия Апостол начал из Антиохии, где он вместе с Варнавою был вызван на великое дело благовестия Святым Духом (Деян. 13:1-3): взяв с собою Иоанна Марка, Апостолы, посетив Кипр, пришли в Малую Азию, и здесь, в Антиохии Писидийской, в Иконии и ликаонских городах Листре и Дервии многих просветили учением Христовым, подвергаясь непрестанным гонениям со стороны иудеев (Деян. 13:4:52; гл. 14). Второе путешествие святой Ап. Павел предпринял вместе с Силою после апостольского собора (51 г.) в Иерусалиме (Деян. гл. 15): посетив основанные ранее церкви, Ап. Павел с успехом проповедывал в Македонии и Греции, основав знаменитые церкви в Филиппах, Солуне, Берии, Афинах и Коринфе; в последнем он пробыл полтора года (Деян. 15:36-41; гл. 16, 17 и 18). Третье путешествие Ап. опять начал из Антиохии: снова посетив устроенные им церкви, Ап. прибыл в Ефес, где проповедывал более 2 лет; затем он опять прошел Македонию и Грецию и возвратился в Иерусалим. Здесь был схвачен и после двухлетнего томления под стражей в Кесарии отправлен был в Рим, где жил два года, невозбранно проповедуя Царствие Божие (Деян. гл. 18-22). Предание говорит, что Ап., оправдавшись пред судом Кесаря, снова отправился в четвертое путешествие с проповедью Евангелия, дойдя до границ Запада (Евсевий и Климент Римский) и, по вторичных узах в Риме, мученически скончался в царствование Нерона.

[3] Исаврия — небольшая скрытая в горах местность древней Малой Азии, граничившая на восток с Ликаонией, на север — с частью Фригии, на запад — с Писидиею и на юг с гористой Киликиею.

[4] Стадия — древняя мера расстояния около 80 или немного более сажени.

[5] Аполлон — бог древних греков и римлян, почитался богом света, в особенности солнечного, также умственного просвещения, поэзии, музыки, — богом прорицателем, врачевателем болезней и хранителем гражданского порядка.

[6] Геенна — есть греческое воспроизведение еврейского слова, означающего: долина Еннома или «сынов Еннома»; под этой долиной разумеется глубокая, узкая горловина, где иудеи некогда приносили своих детей в жертву Молоху (4 Цар. 24:10; Иерем. 7:11). В позднейшие времена она служила местом свалки для всякого рода нечистот, причем для уничтожения последних здесь постоянно поддерживался огонь: поэтому долина Еннома сделалась символом места вечных мучений. В этом именно смысле, в смысле ада, и употребляется слово геенна в Новом Завете (Мф. 5:24-40; 10:28; 18:9; 23:15; Лк. 9:43, 45; Лк. 12:5; Иак. 3:6).

Источник: Православие и современность. Электронная библиотека

Календарные заметки на 18 марта: память святого мученика Конона Исаврийского Ангелы Архистратиг О том, что Ангелы помогают людям Явления и чудесная помощь Ангелов Архангел Михаил – покровитель острова Сими Чудо Архангела Божия Михаила Икона Божией Матери «Достойно есть» («Милующая») Об Ангелах и демонах Слово о чувственном и о духовном видении духов Рога и копыта. Кто такие бесы, и нужно ли их бояться Ангелы и бесы в духовной жизни по учению восточных отцов Можно ли спастись вне Церкви? Воздушная блокада, или где живут демоны Отчитка бесноватых?

Протоиерей Григорий Дьяченко. Хранение и служение святых ангелов спасению человеческому, по жизнеописаниям святых

Из «Практической симфонии»

1. Святой Иоанн Лествичник о себе свидетельствует: «Когда я жаждал большаго успеха, то в сем случае просвещал меня являвшийся мне ангел» (Лествица, степень 27).

2. Святой Феодор, епископ Едесский, спросил одного прозорливого столпника: каким образом он узнает и различает праведных и грешных? Столпник отвечал: «Если мимо столпа моего проходит муж праведный и боящийся Бога, то я вижу благодать Божию, и светлые ангелы шествуют с ним по обе стороны, а бесы идут издалека, не смея приблизиться к нему; если же проходит человек грешный, то вижу вокруг него полчище торжествующих бесов, а ангел-хранитель следует за ним в отдалении, сетуя и сокрушаясь о погибели грешника. Но когда бесы хотят окончательно погубить этого человека, тогда является ангел с огненным оружием и прогоняет их».

3. Святой Онуфрий, при входе в одну пустыню, увидел пред собою сияющий луч света, весьма убоялся и, остановившись, хотел возвратиться. Луч же, приблизившись к нему, сказал: «Не бойся; я ангел, ходящий с тобою от рождения твоего; я приставлен от Бога хранить тебя, и было мне повелено вести тебя в пустыню» (Четьи-Минеи, 12 июня).

4. К преподобному Паисию Великому пришел однажды инок и увидел его спящим, а у главы его стоящим ангела-хранителя, видом прекраснаго.

5. Преподобный же Паисий однажды был в отлучке; возвращаясь, увидел он свет большой, ударяющий в лице его. Он взглянул и увидел всю пустыню, наполненную ангелами. Ангел-хранитель сказал ему: «Этим тебе показывает Бог, что и в отсутствие твое Он чрез ангелов хранил твоих иноков» (Четьи-Минеи, 14 июня).

6. В житии святого Нифонта, епископа Кипрского (23 декабря), говорится, что один ангел при виде самоубийцы плакал. Бог повелел ему идти в Рим и там охранять одного новорожденного и уже крещеного младенца.

7. В житии священномученика Севастиана (18 декабря) рассказывается, что когда один начальник разрушал идолов, то явился к нему ангел в виде юноши и сказал: «Господь Иисус Христос, в Которого ты уверовал, посылает тебе чрез меня совершенное здоровье». Он вскочил и хотел броситься к ногам ангела и облобызать его, но тот сказал: «Не дерзай коснуться меня, ибо ты святым крещением не омыт еще от идольского смрада». Из этого видим, что святые ангелы служат спасению только крещеных людей.

8. Во время мученичества святой Гликерии вдруг стал пред нею ангел Господень и устрашил мучителя ее, и они сделались, как мертвые. Потом в темницу ангелы Божии приносили этой мученице пищу неведомую и питие несказанное, и укрепляли ее. В полночь ангел Господень облистал темницу и разрешил святую от уз, и содранную кожу на теле ее опять уврачевал, и язвы ее исцелил, и она стала бодра и лицем прекрасна и светла (Четьи-Минеи, 13 мая).

9. В Патерике упоминается, что один пустынник, страдавший от сильной боли в желудке, исцелен был ангелом. Пришедши к больному и узнавши причину его страдания, ангел-хранитель перстом своим, как бы ножом, разрезал болезненное место, очистил накопившийся там гной, потом рукой загладил рану, и этим действием исцелил пустынника и возвратил ему телесное здравие.

Источник: www.orthedu.ru