Из “Достопамятных сказаний о подвижничестве святых и блаженных отцов”
Об авве Антонии
Святой авва Антоний, пребывая некогда в пустыне, впал в уныние и в глубокую тьму помыслов и взывал к Богу: Господи! я хочу спастися, а помыслы не дают мне. Что мне делать в своей скорби? как спастися? И вскоре потом Антоний, встав, вышел из кельи; и вот видит кого-то похожего на себя, который сидел и работал, потом встал из-за работы и молился; после опять сел и вил веревку; далее опять встал на молитву. Это был Ангел Господень, посланный для наставления и подкрепления Антония. И Ангел сказал вслух ему: и ты делай так – и спасешься. Услышав сие, Антоний весьма обрадовался и ободрился. Стал так делать – и спасался.
<…>
Об авве Агафоне
<…>
Однажды авва Агафон шел в город для продажи небольших сосудов и находит на дороге прокаженного. Прокаженный спрашивает его: куда идешь? Авва Агафон отвечает ему: в город продавать сосуды. Прокаженный сказал ему: сделай милость, снеси и меня туда! Старец поднял его и принес в город. Больной сказал: положи меня там, где ты будешь продавать сосуды. Старец сделал так. Когда он продал один сосуд, прокаженный спросил его: за сколько продал ты? – За столько-то, отвечал старец. Больной сказал: купи мне пирог. Старец купил. Потом продал другой сосуд. Больной опять спросил: этот за сколько? – За столько-то, отвечал Агафон. Больной сказал: купи мне такой же пирог. Авва Агафон купил. Наконец, когда старец продал все сосуды и хотел идти назад, прокаженный спросил его: ты идешь? – Да, отвечал старец. Больной сказал ему: сделай милость, отнеси меня опять туда, где взял! Старец взял его и отнес на прежнее место его. И говорит ему тогда прокаженный: благословен ты, Агафон, от Господа на небе и на земле! Агафон посмотрел, – но уже никого не видел, ибо это был Ангел Господень, пришедший испытать его.
<…>
О святом Ефреме
<…>
… Один из святых имел такое видение. Сонм Ангелов, по повелению Божию, сходит с неба, и в руках у них свиток, то есть книга, написанная изнутри и снаружи. И говорили Ангелы между собою: кто должен получить сии книги? Одни говорили: тот, а другие
<…>
Об авве Зеноне
<…>
Рассказывали об авве Зеноне, что он, живя в Скиту, пошел однажды ночью из своей кельи, к озеру; но, заблудившись, ходил три дня и три ночи. Усталый и изнемогший, он пал как бы умирающий. Но вот стал пред ним отрок, держа в руках хлеб и сосуд с водою, и сказал ему: встань, ешь
<…>
Об авве Исааке Фивейском
Однажды авва Исаак Фивейский, при посещении Киновии, увидел там брата, впадшего в грех, и осудил его. Когда возвратился он в пустыню, пришел Ангел Господень, стал пред дверьми его кельи
<…>
Об авве Иоанне Колове
<…>
Один старец пришел в келью аввы Иоанна и застал его спящим, а Ангел стоял около него и веял над ним. Увидев это, старец ушел. Когда же авва встал, то спрашивает ученика своего: не приходил ли кто сюда во время сна моего? Ученик отвечает: да, приходил какой-то старец. Авва Иоанн узнал, что старец сей равен был ему и видел Ангела.
<…>
Об авве Моисее
Авва Моисей однажды был искушаем от блудного помысла. Не имея сил сидеть в келье, он пошел и рассказал об искушении своем авве Исидору. Старец убеждал его возвратиться в свою келью. Но Моисей не соглашался и говорил: не могу. Авва Исидор взял его с собою, возвел на крышу и говорит ему: смотри на запад. Моисей взглянул и увидел там бесчисленное множество демонов: они были в смятении и с шумом стремились на брань. Авва Исидор опять говорит ему: посмотри и на восток. Авва Моисей взглянул и увидел бесчисленное множество святых Ангелов, облеченных славою. Затем сказал ему авва Исидор: вот те, которых посылает Господь на помощь святым; а те, которые на западе, воздвигают брань против нас. Но помощников наших гораздо более.
<…>
Об авве Пафнутии
Авва Пафнутий рассказывал о себе: однажды, путешествуя, сбился я с дороги, ибо был туман, и очутился близ одного селения. Там увидел я некоторых бесстыдно разговаривавших между собою. Остановившись, начал я молиться о грехах своих. И вот явился мне Ангел с мечом и говорит: Пафнутий! все осуждающие братий своих погибнут от меча сего! Но ты не осудил, а смирился пред Богом, как бы виновный во грехе. Посему имя твое вписано в книгу живых.
<…>
Об авве Павле Прόстом
Блаженный авва Павел Прόстый, ученик святого Антония, рассказывал отцам о следующем событии: однажды пришел он в монастырь для посещения и ради пользы братий; после обыкновенных взаимных приветствий они пошли во святую Божию церковь для совершения обычной службы. Блаженный Павел внимательно смотрел на каждого, входящего в церковь, с каким кто расположением души приходил к службе. Ибо он имел такую благодать, данную ему от Господа, что в каждом видел, какова душа его, как мы друг у друга видим лица. Все входили с светлым взором и веселым лицом; с каждым шел Ангел, радуясь о нем. Но увидел он одного брата мрачным; все тело у него было черно; с обеих сторон держали его демоны и влекли к себе, надевая намордник на лицо его; а святой Ангел его шел поодаль с печальным и поникшим взором. Павел прослезился и, сидя у церкви, ударял себе в грудь и горько оплакивал того, кого он видел в таком состоянии. Братия, увидев такую необычайную и внезапную перемену старца, его скорбь и слезы, убеждали его сказать, отчего он плачет. Думали они, не плачет ли он, заметив в них какой-нибудь общий порок. Упрашивали его идти с ними к службе, но Павел, отвергнув их, молча сидел вне церкви и горько плакал о том, кого он видел в таком жалком состоянии. Спустя немного, когда кончилось служение и все выходили, Павел опять смотрел внимательно на каждого, желая узнать, в каком состоянии выходят из церкви; и вот видит — выходит из церкви и брат, который прежде был мрачен и имел все тело черное; теперь лицо его светло, тело бело, демоны идут за ним издали, а святой Ангел идет рядом с ним и светло радуется о нем. Павел воспрянул от радости и, благословляя Бога, взывал: о, неизреченное Божие человеколюбие и благость! — Он побежал, стал на высокой лестнице и громким голосом восклицал: “приидите и видите дела Божия” (Пс. 45, 9), как они страшны и дивны! Приидите и видите Того, “Иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити” (1 Тим. 2, 4)! “Приидите поклонимся и припадем” (Пс. 94, 6) Ему и скажем: Ты один можешь отпускать грехи! Братия с поспешностию сбежались, желая слышать, что говорит Павел. И когда собрались все, Павел рассказал, что открыто было ему при входе в церковь, и что после того. Он просил брата открыть причину, почему Бог внезапно благоволил сделать с ним такую перемену. Изобличенный Павлом, брат откровенно пред всеми исповедал дела свои. — Я, говорил он, человек грешный, с давнего времени и доселе предавался блудодеянию. Вошедши ныне в святую Божию церковь, услышал я слова святого Пророка Исаии, или, лучше, Самого Бога, говорящего чрез Пророка: “измыйтеся, и чисти будите; отымите лукавства от душ ваших пред очима Моима… научитеся добро творити… И аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю… И аще хощете, и послушаете Мене, благая земли снесте” (Ис. 1, 16—19). Я, блудник, продолжал он, пораженный до глубины души словами Пророка, сокрушаясь в сердце своем, сказал Богу: о Боже, “пришедый в мир грешники спасти” (ср.: 1 Тим. 1, 15)! Исполни и на мне, грешном и недостойном, то, что Ты обещал ныне чрез Пророка Твоего! Вот отныне даю Тебе слово и, от всего сердца исповедуясь пред Тобою, даю обет, что впредь не буду делать греха сего; отвергая всякое беззаконие, буду отныне служить Тебе с чистою совестию! Ныне, Владыко, от сего часа приими меня кающегося, и припадающего к Тебе, и обещающеюся удаляться от всякого греха! — С такими обетами, говорил брат, вышел я из церкви, положив в душе своей не делать более ничего худого пред Богом. Все слышавшие это в один голос воскликнули к Богу: “яко возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси!” (Пс. 103, 24) — Итак, христиане, зная из Божественного Писания и из святых откровений, сколь великую благость являет Бог к тем, которые искренно обращаются к Нему и покаянием очищаются от прежних грехов своих, зная, что Господь возвращает им обещанные блага, не наказывая их за прежние грехи,— зная сие, не будем отчаиваться в своем спасении! Бог обещал чрез пророка Исаию омыть погрязших во грехах, убелить их как волну и снег и удостоить благ Небесного Иерусалима (Ис. 1, 18, 19). Также и чрез святого пророка Иезекииля Бог с клятвою уверяет нас, что Он не хочет погибели грешника: “живу Аз, глаголет Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратитися… и живу быти ему” (Иез. 33, 11).
<…>
Об авве Сисое
<…>
Один отец рассказывал об авве Сисое Каламонском: однажды он, желая победить сон, привесил себя к утесу в Петре. Ангел пришел, снял его и запретил ему повторять это, дабы не подать примера другим.
<…>