Григорий Палама

ГРИГОРИЙ ПАЛАМА (1296-1359 гг.) — святитель, один из отцов церкви, выдающийся представитель поздневизантийской культуры. Митрополит Фессалоникийский с 1350 г.

Создатель богословского обоснования исихазма — особой молитвенной практики, «умного делания» распространенной в основном, в монашеской среде.

Разработал учение о сообщаемости нетварных Божественных энергий — главным образом, на примере нетварного Фаворского света. Через «умное делание», в котором участвуют равным образом душа и тело, человек может видеть Бога, воспринимать Его анергию (божественный свет), т.е. стать обоженным по благодати. Залогом такого молитвенного воссоединения с Богом является единство Божественной и человеческой природ в Христе — Бог непознаваем, но откровение Его в Христе есть полное откровение, устанавливающее единство Бога и человека.

По учению Паламы, Божественные энергии сообщаемы не только в мистическом опыте, но и в Крещении и в Евхаристии. После Константинопольского собора 1351 года учение Паламы считается официальной доктриной православной Церкви. Память 14 (27) ноября.

Один комментарий к “Григорий Палама”

  1. Палама написал (в период 1338 — 1341 ) девять слов против Варлаама, разделив их на три триады. Варлаам ответил своему литературному противнику сочинением «???? ? ???????????» («Против мессалиан»). В спор вмешались и другие лица: Палама нашёл себе сочувствие у Вселенского Патриарха Филофея Коккина, царицы Анны и её сына Иоанна Палеолога, у царедворца, а позднее императора, Иоанна Кантакузина и, конечно, в среде византийских, особенно афонских безмолвников, а после победы над Варлаамом против Паламы выступили богослов и философ Григорий Акиндин и историк Никифора Григоры. Таким образом, составились две партии — паламитов и их противников, которых мы теперь называем варлаамитами — и спор разгорелся с большой силой. Партия варлаамитов не была монолитной; ни Акиндин, ни Григора не были против исихазма

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *