Херувимская и Серафимская песни. – Ольга Богданова

Ольга Богданова

Херувимская и Серафимская песни

Поклонение Кресту. Икона XII-начала XIII вв.

“Как скоро иерей… начинает совершать святую проскомидию, внезапно блаженные силы, во множестве сошедши с неба, облаченные в пресветлые некие ризы, с босыми ногами, с внимательным взором, в великом безмолвии и молча, окружая жертвенник, предстоят до совершения страшного Таинства”.

Так преподобный Нил Синайский передавал в письме епископу Анастасию рассказы Иоанна Златоуста о том, что ангелы незримо присутствуют на Богослужении вместе с людьми. “Потом, разошедшись по досточтимому храму, каждый из них здесь и там содействует, помогает и подает силы находящимся в храме епископам, пресвитерам и диаконам всем, раздающим Тело и Честную Кровь”.

Ангелы в храме

В Житиях Спиридона Тримифунтского, Сергия Радонежского, Дионисия Ареопагита находим свидетельства людей, видевших, как совместно с этими святыми служили ангелы. Однажды преподобный Сергий служил Литургию вместе со своим братом Стефаном и его сыном Феодором. В церкви стоял и молился один из самых строгих подвижников Сергиева монастыря, Исаакий-молчальник. И вот, за добродетели его, Бог дал увидеть Исаакию чудное видение: он увидел в алтаре в светлом облаке четвёртого священнослужителя – чудного обликом мужа, удивительного и таинственного, сияющего необычайным светом, в блистающих ризах, на которых, казалось, проступал какой-то вытканный золотом узор; от него исходило такое яркое сияние, что Исаакий не мог видеть его лица. Исаакий спросил стоявшего рядом с ним отца Макария:

– Что это за чудное видение, отче? Кто этот чудный муж, которого мы видим?

– Не знаю, чадо, – ответил Макарий, также удостоенный видения. – Это таинственно и необъяснимо. Разве что какой-то священнослужитель приехал с князем? (А в обители гостил тогда князь Владимир Серпуховской.) Но когда иноки спросили слуг князя, те ответили, что никаких священнослужителей с князем не приезжало, – и иноки уразумели, что святому Сергию сослужил ангел Божий.

Когда литургия окончилась, Исаакий и Макарий, выбрав подходящее время, спросили преподобного Сергия с глазу на глаз о том, что они видели.

– Что это вы видели, чада? – сказал преподобный. – Божественную литургию служили Стефан, мой брат, его сын Феодор и я, недостойный, а четвёртого священника с нами не было.

Так он хотел скрыть правду, но ученики не отпускали его и просили открыть бывшее. Тогда он сказал:

– О мои любимые дети! Если Сам Господь Бог открыл вам – могу ли я утаить? Тот, кого вы видели – ангел Господень; не только сегодня, но и всегда, когда я совершаю Божественную литургию, мне, недостойному, бывает такое явление и ангел Господень служит вместе со мной. Но вы никому не рассказывайте того, что видели, пока я жив.

На современном языке

Один из самых трогательных, сокровенных, впечатляющих моментов Литургии верных – когда поют Херувимскую песнь. Даже для того, кто не понимает умом смысл песнопения это совершенно особенное время. Удивительная тишина и спокойствие царит в церкви, пока льется неторопливый распев. В середине его совершается Великий Вход, и окончание величественного песнопения звучит быстрее и бодрее.

Что же это за песнь и почему ее называют Херувимской?

“Песнь “Иже херувимы”, которая поется во время Великого входа, имеет целью внушить, в каком расположении надобно быть нам… отложить в это время всякое житейское попечение, в сообразность воспоминаемому тогда великому событию смерти Господней и наступающему совершению Евхаристии”, – читаем в Письмах о богослужении Муравьева.

Из-за длительности распева кажется, что Херувимская песнь – достаточно объемный текст. На самом же деле он короток:

“Иже херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе”.

Ангелы Господни. В центре -  Херувим

Согласно Письмам о богослужении Муравьева, на современный русский язык эти слова можно перевести следующим образом:

“Мы, которые таинственно изобразуем херувимов (“мы, изобразуя таинственно херувимов) и, воспевая трисвятую песнь Троице, отложим ныне всякое житейское попечение для того, чтобы достойно поднять Царя славы, невидимо сопровождаемого ангельскими чинами, – аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя! (“хвалите Господа!”)”.

Изобразуя херувимов

Как сказано в “Объяснении Литургии” Арсения, митрополита Киевского, мы, люди, присутствуя при совершении Литургии, имеем такое же божественное занятие, какое на небесах имеют небесные силы: предстоим в храме перед Престолом, на котором Бог присутствует невидимо, подобно тому, как ангелы предстоят перед Престолом Господа на небесах; мы славословим Господа в храме, подобно тому, как Ангелы славословят его на небесах.

“Наше священноначалие, сравненное с ангельским, – писал святой Дионисий Ареопагит, – есть только подобное ему, и требует чувственных образов для возведения нас от них к божественному возвышению”. В соответствии с этим представлением о церковной иерархии предстоящие во время Литургии люди таинственно изобразуют собой торжествующие лики херувимов.

Тот же смысл имеет другое песнопение – Серафимская песнь: “Свят, свят, свят Господь Саваоф (Господь сил), исполнь небо и земля славы Твоея”.

Серафим. Фрагмент фрески Феофана Грека. 1378. Церковь Спаса Преображения на Ильине (Новгород)

Она названа так потому, что певчие повторяют слова парящих вокруг престола Вседержителя Серафимов. К их славословию Церковь присоединяет человеческое приветствие, которое еврейские дети радостно провозглашали торжественно вступавшему в Иерусалим Иисусу Христу: “Благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних!”.

Потому-то песнопение и напоминает нам : “всякое ныне житейское отложим попечение”. Иначе как будет возможно, стоя на земле, уподобиться небесным ангелам, пребывать в храме, будто в самых высших небесных селениях, всем существом созерцая Божественное величие?

Пожалуй, не очень понятно выражение “дориносима”. Это слово, составленное из греческого “дори” (копье) и русского “ношу”, значит: “сопровождать кого-либо с копьями”. В древности, когда провозглашали новоизбранного императора, римские воины торжественно поднимали его и несли на щите посреди окружавших его копий легиона. В Церкви же диакон, как бы представитель невидимого легиона ангелов, подъемлет Царя всех над головой, на дискосе как бы на щите. Подъемлет Его в смиренном виде Агнца, среди молитв предстоящих христиан, истинного духовного оружия Церкви.

Историческая справка

По свидетельству Георгия Кедрина, Херувимская песнь была введена в чин Литургии во время царствования византийского императора Юстиниана II (565-578 гг.), точнее около 573 г. Значение Херувимской – во время перенесения Святых Даров с жертвенника на престол внушить людям самые благоговейные чувства и соответствующее внутреннее состояние. “Когда поется Херувимская песнь, – рассуждал патриарх Герман, – с того времени все возбуждаются к прилежнейшему вниманию, даже до конца священнодействия, отложив долу всякое житейское попечение, яко Царя великого имущие восприять в себя, через тайну Причащения”.

Источник: Татьянин день. Интернет-издание домового храма св. мц. Татианы при МГУ (www.taday.ru)

Серафимы Херувим Ангелы в Житиях святых, Патериках “О Небесной иерархии” Corpus Аreораgiticum Литургическое учение об Ангелах “Достойно есть…” Ангельская песнь Трисвятое Мы и Херувимы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *