М. С. Иванов. Архангел (Статья из III тома “Православной энциклопедии”)

М. С. Иванов

Архангел

Статья из III тома “Православной энциклопедии”

Архангел. Перевод греческого слова archaggelos – “начальник ангелов”. В небесной иерархии, описанной в “Ареопагитиках” (CH 9. 1), 8-й, предпоследний, ангельский чин (см. ст. “Ангелология”). Слово “архангел” в Священном Писании впервые появляется в 3-й Книге Ездры (4. 36), где с этим именем выступает ангел Иеремиил. Впоследствии это имя воспринимается новозаветными авторами (Иуд 1. 9; 1 Фес 4. 16) и христианской литературой. Кроме архангела Иеремиила древнее предание, восходящее к ветхозаветным представлениям, называет по именам еще несколько архангелов. Первое место среди них принадлежит архангелу Михаилу (евр. mihael – “кто как Бог”). В Библии он именуется “вождем воинства Господня” (слав.– “архистратиг силы Господни”) (Нав 5. 14–15), т. к. под его водительством ангельские силы выступили против диавола. “И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною…” (Откр 12. 7–9). В Книге пророка Даниила (12. 1) архангел Михаил изображен как “князь великий, стоящий за сынов” израильского народа, т. к. покровительство, оказываемое этому народу, составляло один из видов его служения людям. В новозаветные времена архистратиг Михаил признается покровителем и споборником “воинствующей Церкви”, т. е. всех верных Богу, ведущих брань с силами зла.

Еще одно имя архангела – Гавриил (gabriel – “муж Божий” или “сила Божия”) (Дан 8. 16; Лк 1. 19). Архангел с этим именем известен как служитель Божественных таин (Athanas. Alex. Vita Antonii. 36; Ioan. Chrysost. Contr. anom. III 5; Areop. CH 8. 2). Он возвещает первосвященнику Захарии о рождении св. Иоанна Предтечи (Лк 1. 19) и Деве Марии – о зачатии и рождении Иисуса Христа (Лк 1. 26–38).

Имена четырех Архангелов упоминаются в неканонических книгах Священного Писания: Рафаил (raphael – “исцеление Божие”) (Тов 3. 16), Уриил (uriel – “свет, или огонь Божий”) (3 Езд 4. 1), Салафиил (salaihiel – “молитва к Богу”) (3 Езд 5. 16, 31) и Иеремиил (ieemiel – “высота Божия”) (3 Езд 4. 36). Два архангельских имени – Иегудиил (iehudiel – “хвала Божия”) и Варахиил (barahiel – “благословение Божие”) – сохраняются в церковном Предании. Все эти архангелы совершают различные служения, особенности которых в основном отражены в их именах (Orig. De princip. I 8. 1; Ioan. Chrysost. In synaxim archangelorum [spuria] // PG. 59. Col. 755). Поскольку по роду своего служения эти архангелы приближены к Богу, а 8-й чин находится в небесной иерархии, представленной “Ареопагитиками”, на предпоследнем месте, по-видимому, они не входят в этот ангельский чин.

Наименование “архангел” используется некоторыми отцами Церкви (Сyr. Hieros. Catech. II 4) для обозначения предводителя злых сил (см. ст. “Сатана”) – ср.: Еф 6. 12.

Литература: Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 1. С. 387, 396–399, 414; Глаголев А. Ветхозаветное библейское учение об ангелах. К., 1900; Roques R. Introduction // Denys l Areopagite. La hierarchie celeste. P., 1958. P. I–XCV; idem. L Univers dionysien: Structure hierarchique du monde selon le Pseudo-Denys. P., 1983; Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Н.-Й., 1985. С. 291; Книга ангелов: Антология. СПб., 2001.

Источник: www.sedmitza.ru

Ангельские чины Архангел Гавриил Иеремиил Михаил архангел Рафаил Уриил Свт. Кирилл Иерусалимский об ангелах и демонах Дионисий Ареопагит. “О Небесной иерархии” Corpus Аreораgiticum Архистратиг Слово о Небесном ангельском воинстве Слово в день святого Архистратига Михаила Собор святого Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *