Митрополит Платон. Православное учение, или Сокращенная христианская богословия

Митрополит Московский Платон (Левшин)

Кто создал мир, и как?

Из книги «Православное учение, или Сокращенная христианская богословия»

Оный великий Бог создал мир сей и все содержимыя в нем вещи (1). А создал из ничего, (2) не по нужде, но по единому своему хотению (3), дабы благости своея зделать его причастным (4).

(1) Чрез мир разумеется всех вообще тварей совокупление, в которых союзе и мы включаемся. Все твари обыкновенно разделяются на видимыя и невидимыя. Видимыя, которыя чувствам нашим подлежат: например, солнце, звезды, земля, воздух и прочая. Невидимыя напротив единым разумом постизаются. Как например наша душа, и Ангелы, которые для того и называются безплотные духи. О бытии духов и разум наш довольно постигает; хотя совершеннее в том нас уверяет с. писание к Колос. гл. 1. ст. 16. Тем создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая. Здесь примечать надобно 1) что Бог создав все вещи, связал их единым твердейшим союзом, дабы одна вещь другой служила, и все вообще сохраняли неразрывность всего мира: в чем наипаче сияет Божия премудрость. 2) Нет ни одной вещи, которая сама чрез себя худаб была, или употребление ея само по себе было бы скверно. Ибо пишется в бытии, что виде Бог вся; елика сотвори, и се добра зело. Галат. гл. 1. ст. 31. Подобно разсуждает и Апостол Рим. гл. 14. ст. 14. Вем и извещен есмь о Христе Иисусе, яко ничтоже скверно само собою, но точию помышляющему что скверно быти, оному скверно есть. Однако и добрая вещь может быть худою, ежели на зло употреблена будет. Наприм. когда мечь употребляет кто на убиение неповиннаго, или разум к изобретению хитростей.

(2) Некоторые думали, что создан мир из некотораго вещества, или материи. Но ежели сия материя произведена силою Божиею из ничего, то мнение такое не весьма противно нашему разсуждению: естьли же оная материя не произведена из ничего, следовательно вечна; таковое мудрствование весьма вредно и не основательно. Ибо какаяб вещь ни была, кроме Бога, не может быть неограниченна, следовательно безначальна. Впрочем как никакая вещь сама себя произвесть не может, и прежде произведения самой себя была ничто: следовательно все твари созданы из ничего. А отсюду явствует, что прежде мира не было ничего, кроме Бога.

(3) Бог никаким делом утружден быть не может: Ему все создать стоило единаго слова, то есть, единаго произволения. А что святыя книги говорят, что Бог создание тварей чрез шесть дней продолжал: то не для того, акиб не мог во едино мгновение вся произвести; но чрез сие показывается, что Бог не из нужды делает, и не по слепому какому устремлению, но употребляет свою силу, где ему угодно, и сколько угодно. А что именно во всякой день Бог благоволил создать, о том Божественнейший Моисей следующим повествует порядком. В первой, небо, землю и свет. Во второй, твердь, то есть, все оное пространство, какое видим от земли до последняго окружия мира. Притом разделение зделано между водами верьхними, (чрез которыя разуметь, кажется, надобно облака) и водами нижними, то есть, реками, озерами и морями. В 3 й зделалось отделение вод от земли, чрез что воды уступили во едино место, которых вод соединение называем мы Окианом, а земля лице свое открыла, и тотчас украшена была различными былиев и древ родами. В 4 й созданы светила небесныя, солнце, луна и звезды, вероятно, что из онаго светлаго существа в первый день созданнаго. В 5 й рыбы плавающия в водах, и птицы летающия по воздуху. В 6 й звери, скоты и гады. А в заключение всего человек в обоем поле. Бытия гл. 1.

(д) Бог будучи от самой вечности пресовершен, в тварях никакой для себя нужды иметь не мог: а создал для того, дабы благости своея зделать их причастными, то есть, сообщить совершенства, своих совершенств образ имеющия, сколько оне вместить могли. По чему создание мира может назваться прелиянием благости Божия.

Источник: http://stsl.ru

Сотворение неба – невидимого мира Свт. Филарет (Дроздов) об ангелах Ангелы — наши старшие братья Из Послания Патриархов Восточно-Кафолической Церкви О Православной Вере (1723 г.) О Промысле Божием по отношению к миру духовному Мир духовный или ангельский Что такое Ангелы? Митрополит Платон. Слова в день Архангела Михаила Душа как самостоятельная субстанция, отличная от тела. Бессмертие души. Душа и дух

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *