О проекте. Благодарности

«Кому когда из Ангелов сказал Бог: “седи одесную Меня, доколе
положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?” Не все ли они
суть служебные духи, посылаемые на служение для тех,
которые имеют наследовать спасение? Посему мы должны быть
особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть».

Послание к Евреям святого Апостола Павла (1, 13-14; 2, 1)

Добро пожаловать на сайт Angelologia. Православное учение об Ангелах.

О проекте

Наш сайт посвящен раскрытию различных сторон православного учения об ангелах (ангелологии). Приводятся работы ведущих православных богословов прошлого и настоящего, проповеди, случаи из житий святых, молитвы. Рассказывается о праздниках, посвященных ангелам, о том, как ангелы изображаются на иконах и др.

Собор Архангелов. Икона. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Все материалы на сайте сгруппированы по разделам в определенной последовательности: сначала — самые основные, общие сведения о мире ангельском, затем — о том, что говорится об ангелах в Библии, житиях святых, святоотеческих трудах и так далее.

Кроме текстов, расположенных на нашем сайте, в ряде разделов находятся также ссылки на материалы с других ресурсов интернета.

Скажем несколько слов о значении ангелологии как богословской дисциплины.

Библия дает нам ряд определенных сведений о некоторых свойствах ангельской природы, о падении ангелов и т. д. Но в центре внимания Писания и Предания — Бог и человек, поэтому в целом они говорят об ангельском мире немного. Кроме того, поскольку природа ангелов и характеристики ангельского мира до конца непостижимы земному человеческому разуму, то, как заметил свящ. Олег Давыденков, догматическое учение об ангелах в Православии носит по большей части отрицательный характер и имеет своей целью не столько сообщить положительное знание об ангелах, сколько рассеять ложные мнения относительно этого предмета.

Можно сказать, что учение об ангелах не занимает такого основополагающего места в православном богословии, как, например, триадология (учение о Троице), христология (учение о Христе), сотериология (учение о спасении). Однако знакомство с православной ангелологией важно по целому ряду причин.

Во-первых, православное учение об ангелах является неотъемлемой частью православной догматики вообще. То или иное неправославное учение об ангелах нередко проистекает из нецерковных представлений о Боге как Творце мира, о Христе и т. д.

Архангел Михаил. Фрагмент иконы из монастыря святой Екатерины на Синае. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Сегодня различные неправославные представления об ангелах, сформированные главным образом под влиянием оккультных идей, распространены довольно широко. Подобное уже бывало в истории Церкви. Так, уже апостолы (см., напр., Послание апостола Павла к колоссянам) полемизировали с нецерковными представлениями об ангелах. Особенно спекуляции на тему ангельского мира были распространены в среде так называемых гностиков (I-IV века), пытавшихся «объединить» античные оккультные и философские учения с некоторыми положениями христианства. Как тогда, так и теперь оккультные представления об ангелах проникали и в среду воцерковленных людей.

Как подчеркивает свящ. Олег Давыденков, «каждый православный христианин должен обладать догматически верным учением об ангелах, потому что это та область религиозного знания, где имеет место много ложных, не имеющих ничего общего с церковным учением мнений. Интерес к ангельскому миру в настоящее время достаточно велик, в различных странах имеются специальные общества по изучению ангелов, издается литература, регулярно выходят журналы, в которых печатаются подробности из жизни ангелов. При этом святоотеческие тексты стоят вперемешку с «откровениями» мистиков и теософов прошлого и настоящего…»

Во-вторых, знакомство с православной ангелологией важно также из соображений, так сказать, «духовной безопасности» человека.

Как отмечает С. Бушнель, начало 90-х годов XX века

Почти все писатели этих книг рекомендуют быть открытыми по отношению к ангелам и доверчиво принимать все, что они предлагают нам. Многие из этих авторов призывают вести «ангелоцентричную» жизнь (т.е. устремленную к общению ангелами) и полагаться на их доброе влияние. Авторы этих книг констатируют и тот факт, что являющиеся людям ангелы иногда ведут себя не по-ангельски или принимают не ангельский вид.

При этом почти все авторы почему-то умалчивают очень важную и существенную сторону данной темы: а именно, что, кроме добрых ангелов, существуют дьявол с легионами падших ангелов (демонов), которые стараются причинить зло людям и погубить их души, и что эти падшие ангелы умеют ловко маскироваться под ангелов света.

Со времен написания апостолом Павлом послания к Коринфянам (2 Кор. 11: 4) и почти до наших дней, в писаниях Церкви приводятся случаи, когда падшие ангелы действительно принимали на себя разные облики — и не только ангелов света, но также и святых, Девы Марии и даже Самого Иисуса Христа…»

Традиция Православия имеет все основания предупреждать о том, что доверчивость человека к собственным духовным (или кажущимся таковыми) ощущениям, стремление к экспериментам в духовной жизни, желание развить в себе «паранормальные способности» и проникнуть в тайны духовного мира (а ко всему этому активно призывает людей нередко даже и телевидение) чревато большими опасностями для духовного и психического здоровья.

Приведем здесь отрывок из книги И. М. Концевича «Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси»:

Прелесть

Главная опасность при прохождении аскетического подвига заключается в возможности подвергнуться самообольщению (прельщенности) или прелести.

«Все виды прелести, — говорит еп. Игнатий [Брянчанинов], — которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено ПОКАЯНИЕ, что покаяние не сделалось душою и ЦЕЛЬЮ МОЛИТВЫ. Всякий усиливающийся взойти на брак Сына Божия не в чистых и светлых брачных одеждах, устраиваемых покаянием, а прямо в рубище, в состоянии самообольщения и греховности, извергается вон, во тьму кромешную: в бесовскую прелесть».

Смирение всегда сопутствует святости. Святость немыслима без него. Проф. арх. Киприан [Керн] говорит: «Смирение, с которым преп. Симеон Новый Богослов сознает свое несовершенство, сокрушенно кается в своих прошлых грехах и падениях, служит ручательством того, что его мистический опыт совершенно свободен от элемента прелести и духовной гордости. В аскетической литературе безчисленны предостережения новоначальным инокам не поддаться ложным видениям, не прельститься, не принять ангела тьмы за Ангела Света. Также находим у преп. Симеона предупреждение не верить всевозможным стукам, голосам, страхованиям, видениям чувственного света, благовонным запахам и т. д., посещающим подвижника на молитве… Наряду со смирением, мистик ограждается от опасности отпадения в какую бы то ни было лжемистику таинственной связью с Церковью».

Все разновидности самообольщения или прелести разделяются на два вида и происходят, во-первых, от неправильного действия ума и, во-вторых, от неправильного действия сердца (чувства). «Исполнены безрассудной гордости желание и стремление видеть духовные видения умом неочищенным от страстей, необновленным и невоссозданным десницею Св. Духа, исполнены такой же гордости и безрассудства желание и стремление сердца насладиться святыми и божественными ощущениями, когда оно для них еще вовсе неспособно».

Первый род прелести, благодаря разгоряченности ума и воображения, часто заканчивается сумасшествием и самоубийством; второй, называемый «мнением», хотя и реже заканчивается так трагично, потому что мнение, хотя и приводит ум в ужаснейшее заблуждение, но не ввергает его в исступление, как в первом случае, но тем не менее оно так же пагубно: подвижник, стремящийся возбудить в сердце любовь к Богу, пренебрегши покаянием, усиливается ощутить наслаждение, восторг и в результате достигает как раз обратного: «вступает в общение с сатаною и заражается ненавистью к Св. Духу». «Мнение» в разных степенях весьма распространено всюду: «Всякий не имеющий сокрушенного духа, признающий за собой какие бы то ни было достоинства и заслуги, всякий, не держащийся неуклонно учения Православной Церкви, но о каком-либо предании размышляющий произвольно по своему усмотрению, или учению инославному, находится в этой прелести. Степенью уклонения и упорства в уклонении определяется степень прелести»… В состоянии падения из всех ощущений одно только «может быть употреблено в невидимом Богослужении: печаль о грехах, о греховности, о падении, о гибели своей, называемая плачем, покаянием, сокрушением духа»… «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19). Приведем характерный случай прелести от разгорячения ума и воображения, со слов еп. Игнатия (Брянчанинова). Его посетил афонский монах, говоря ему: «Отец, помолись обо мне, я много сплю, много ем». Когда он говорил это, еп. Игнатий ощутил от него исходящий жар. Для того, чтобы выяснить духовное состояние афонца, еп. Игнатий попросил монаха научить его молитве. «О, ужас!» Этот монах начал ему преподавать «способ восторженной, мечтательной молитвы». В дальнейшем выяснилось, что афонец вовсе незнаком с учением Св. Отцов о молитве. «В течение беседы говорю ему, — рассказывает далее еп. Игнатий: — Смотри, старец, будешь жить в Петербурге, никак не квартируй в верхнем этаже, квартируй непременно в нижнем». «Отчего так?» — возразил афонец. «Оттого, — отвечал я, — что если вздумается ангелам, внезапно восхитив тебя, перенести из Петербурга на Афон, и они понесут из верхнего этажа, да уронят, то убьешься до смерти, если ж понесут из нижнего и уронят, то только ушибешься». «Представь себе, — отвечал афонец, — сколько раз, когда я стоял на молитве, приходила мне живая мысль, что ангелы восхитят меня, и поставят на Афон». Оказалось, что иеросхимонах носит вериги, почти не спит, мало вкушает пищи, и чувствует в теле такой жар, что зимой не нуждается в теплой одежде. К концу беседы пришло мне на ум поступить следующим образом: я стал просить афонца, чтобы он, как постник и подвижник, испытал над собою способ, преподанный Святыми Отцами, заключающийся в том, чтоб ум во время молитвы был чужд всякого мечтания, погружался весь во внимание словам молитвы, заключался и вмещался, по выражению святого Иоанна Лествичника (Слово 28, гл. 17) в словах молитвы, причем сердце обыкновенно сочувствует уму душеспасительным чувством печали о грехах, как сказал преп. Марк Подвижник: «Ум неразвлеченно молящийся утесняет сердце: «Сердце же сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Гл. 34. Доброт. Ч. I-ая). «Когда же ты испытаешь над собою, — сказал я афонцу, — то и мне сообщи о плоде опыта, потому что самому мне предпринять такой опыт неудобно по развлеченной жизни, мною проводимой». Афонец согласился. Через несколько дней приходит он ко мне и говорит: «Что ты со мной сделал!» — «А что?» — «Да как я попробовал помолиться со вниманием, заключая ум в слова молитвы, то все мои видения пропали, и я уж не могу возвратиться к ним». Далее в беседе с афонцем я не увидел той дерзости и самонадеянности, которые были заметны в нем при первом свидании и которые обыкновенно замечаются в людях, находящихся в самообольщении, мнящих о себе, что они святы или находятся в духовном преуспеянии. Афонец изъявил желание услышать мой убогий совет. Когда я посоветовал ему не отличаться наружностью от других, потому что это ведет к высокоумию, то он снял с себя вериги и отдал их мне. Чрез месяц он был у меня и сказал, что жар в теле его прекратился, что он уже нуждается в теплой одежде, и гораздо больше спит. При этом он сказал, что на Афонской горе многие и из пользующихся славою святости употребляют тот способ молитвы, который был употреблен им, научают ему и других»».

Итак, «никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» (Кол. 2: 18-19).

В заключение скажем следующее. Православная Церковь почитает ангелов, как и святых, и молится им. Но в центре жизни Церкви всегда ее Глава — Христос. Почитание ангелов не должно заслонять от нашего взора Творца ангелов.

Благодарности

Возникновение и развитие нашего проекта было бы невозможно без бескорыстной помощи многих людей, в частности, способствующих его наполнению информацией (например, приславших нам иконы ангелов и молитвы). Благодарим р. Б. Алексия за ценные советы по улучшению дизайна сайта и усовершенствование наших баннеров. Благодарим также Николая Комарова. Выражаем признательность Евгении Красновой, разрешившей разместить у нас свои стихотворения.

Да хранит Господь всех, помогающих нам!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *