Иеромонах Матфей Властарь
Об ангелитах
Из “Алфавитной Синтагмы”
35-е правило Лаодикийского Собора говорит: оставляющий Церковь Божию, именующий ангелов и призывающий, устрояющий в честь их собрания и упражняющийся в таковом тайном идолослужении “да будет анафема”, не потому, чтобы почитание ангелов было идолослужение, но потому, что это была тогда хитрость лукавого, который внушал – обращаться к одним только ангелам и не призывать Христа, дабы мало помалу и незаметно ввергнуть поддавшихся ему в бездну идолослужения (ибо лукавый обыкновенно любит похищать из десных); ибо посвященные в тайны этого заблуждения говорили, что не должно призывать Христа в помощь, или для приведения к Богу, но ангелов, потому, будто бы, что призывание в этих случаях Христа – выше нас. Об этой ереси (ибо она была древняя) упоминает и божественный Апостол в послании к Колоссаем, когда говорит: никтоже вас да прельщает смиренномудрием и службою Ангелов, яже не уведе уча (2:18), т.е., никто не должен искушать вас, превозмогающих к непорочной вере и жизни, и не должен лишать награды, увлекая вас в странные предания, – то есть от правой веры в служение ангелам, по причине смиренномудрия, как будто бы выше нас было – призывать Господа и иметь Его приводящим к Отцу Его. А слово καταβραβτυειν значит – давать награду не победителю, а другому, с обидою для победителя [Так объясняет значение сего слова святой Иоанн Златоуст. “Слово καταβραβτυειν, – говорит он в беседе 7-й на послание святого Ап. Павла к Колоссянам, – употребляется в том случае, когда один одержит победу, а другой получит награду, – когда победитель бывает обманут”. См. в рус. пер. СПб., 1859, с.104.]. Как повествует святый Епифаний в книге Παναριον, была другая так называемая ересь ангеликов, которые так называли себя или потому, что считали себя жившими по-ангельски, или думали, что от ангелов они научились божественному.
Источник: starover.boom.ru