Епископ Александр. Ангелы

Епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский)

Ангелы

Из “Катехизиса”

Сотворенный Богом невидимый мир, или “небо”, – это Ангелы. Они являются орудиями Божия Промысла и вестниками Божией воли. Священное Писание раскрывает их действие в решительные для человеческого спасения моменты истории. Ангелы – это могучие бестелесные духи, личности, или умы. Они сотворены иерархически; вместе они составляют единство, или Собор, а разделяются они на “воинства”. Ангелы называются также “вторыми светами”.

Предполагают, что каждое творение, и роды, и виды его, имеют своего Ангела, например, Церкви, народы, семьи, природные стихии. Ангел отдельного человека называется Ангелом-Хранителем. Он помогает человеку в деле его спасения и оберегает его.

Церковь знает целые службы Ангелам и отдельные к ним молитвы. Ангелы “с нами невидимо служат” во время Божественной литургии. Там, где неверующие видят счастливый случай, а верующие – проявление Промысла Божия, там легче всего опознается воздействие светлых сил. Это раскрывается, например, в книгах Товита и Деяний апостольских.

Ангелы света не могут творить зла; они всецело определены к добру и ему служат, но вполне свободно, сами избирая наилучшие пути к осуществлению воли Божией.

К невидимому миру принадлежат также падшие ангелы, или духи зла. В нашем грешном мире их воздействие постигается отчетливее; но более других их реальность сознают верующие люди.

Галина Баскова. – Огнеподобное тело

Галина Баскова

Огнеподобное тело

Современная научная мысль ведет поиски разумных существ в далёких галактиках, между тем как иной мир намного ближе к человеку.

Явления духовных существ в нашем материальном мире известны давно, но, как правило, далёкий от Церкви человек либо полностью отвергает возможность влияния духовного мира на нашу жизнь, либо представляет себе это влияние в искажённом виде.

Параллельно миру физическому существует духовный мир. Это не только наша духовная жизнь: любовь, ненависть, мысли, страсти, — но и духовные существа, обладающие независимой волей, разумом и возможностями, не сравнимыми с возможностями человека. В отличие от физического мира, духовный мир не нейтрален: если физический огонь можно использовать как в добрых целях, так и во зло, то существа духовного мира имеют свою добрую (Ангелы) или злую (бесы) волю.

Ангелы для многих людей уже давно перешли в мир мифов и фантазий. Сегодня изображения их с пухлыми детскими личиками и маленькими крылышками украшают витрины магазинов в рождественские праздники. В сознании людей сформировался не соответствующий действительности образ Ангела — “купидона”. Однако Ангелы — реальные небесные существа, играющие важную роль как в нашей жизни, так и в мировой истории.

Ещё до сотворения видимого мира и человека сотворил Бог неисчислимые Ангельские воинства. С точки зрения человеческого восприятия, Ангелы являются невидимыми, безтелесными существами, но на самом деле они имеют “огнеподобное” тело — более тонкое, чем известная нам материя. Они безсмертны, неизменны, имеют тот вид, в котором были изначально сотворены Богом (периода младенчества у них не было). Природа Ангелов духовна, они не имеют пола и не нуждаются в материальной пище и отдыхе. Они передвигаются с огромной скоростью, и, хотя не вездесущи, а ограничены пространством (находясь на небе, не могут одновременно находиться и на земле), их ограниченность не имеет никакого отношения к земным человеческим ограничениям: стены, двери, замки не могут им препятствовать. Способности и сила Ангелов очень велики и значительно превышают человеческие: они намного больше людей знают о Боге, Его воле, Его созданиях, духовном мире, самих людях и других земных тварях.

Отцы Церкви говорят об Ангелах как о соработниках людей. В истории и во многовековом опыте Святой Церкви явления их занимают очень важное место.

Людям Ангелы являлись в реальной жизни в образе людей, в снах и видениях воспринимались силой очищенного от страстей сознания в “созерцании истинном”.

Количество Ангелов неисчислимо, все они разделены на чины. Каждый чин несёт особенное служение и имеет своё название. Несмотря на то, что слово “Ангелы” (что значит “Вестники”) обозначает лишь один из чинов, оно присуще всем девяти Ангельским чинам, которые делятся на три иерархии, вмещающие в себя три чина.

Ближе всего предстоят Святой Троице Престолы, Херувимы и Серафимы, являющие огненную мудрость и ведение небесных тайн.

За ними — Власти, Господства и Силы: их предназначение — осуществление великих событий и чудес.

Затем Начальства, Архангелы и Ангелы — они призваны Божественному служению.

Всем Ангелам Бог дал имена. Наиболее известен людям чин Архангелов. В переводе с греческого “Архангел” значит “ангелоначальник”. Архангелы, согласно учению Православной Церкви: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил. Наиболее известны и почитаемы Архангел Михаил (“Архистратиг”) и архангел Гавриил (“муж Божий, крепость Божия”).

Архангелы Михаил и Гавриил. Иконы из деисусного чина. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Разные пути жизни возможны для человека на земле: есть путь иноческий, путь брачного состояния, другие виды служения. Что выбрать, на что решиться, на чём остановиться? Вот тут-то и являются на помощь человеку Архангелы — Бог им открывает волю Свою о каждом. Они знают, что ожидает человека на том или ином пути: какие невзгоды, соблазны, искушения. Поэтому от одного пути они нас отклоняют, а на другой направляют, учат искать верный путь. Кто колеблется в выборе пути, тот должен просить Архангелов о помощи.

У каждого христианина есть Ангел — Хранитель, с которым он соединяется во время Таинства Святого Крещения, — это наш самый верный друг, который любит нас так, как никто на земле нас любить не может. Ангел — Хранитель руководит человеком, охраняет его, направляет, чтобы он не отклонился от пути к спасению души; уставшего укрепляет, падающего поднимает. Он всегда рядом, за исключением тех моментов, когда мы сами недостойными поступками прогоняем его из нашей жизни. Ангелы повсюду нас окружают, видят все наши дела.

Икона святого Ангела Хранителя. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Можно ли почувствовать присутствие Ангела — Хранителя? Можно, по внутреннему настроению души: когда на душе светло и на сердце легко и мирно, значит, он рядом. Когда же в душе буря, а в сердце кипят страсти, значит, ты делаешь что-то не так, и твой Ангел — Хранитель отошёл от тебя.

Существуют также и Ангелы — Хранители народов: например, Ангелом — Хранителем иудеев раньше был Архангел Михаил, который после их рассеяния стал защитником Церкви Христовой. Есть также Ангелы — Хранители стран, городов, Поместных Церквей, монастырей. Ангелы помогают спасению людей. Они открывают праведникам и пророкам будущее, наказывают грешников для их вразумления, противостоят злым духам. Все христиане благоговейно почитают своих небесных защитников.

В Священном Писании показано множество случаев явления Ангелов в мир, начиная ещё с древнейших веков. Можно вспомнить спасение Ангелами благочестивого Лота в день разрушения Содома — города, погрязшего в грехах, спасение пророка Даниила, брошенного в ров со львами. Архангел Гавриил принёс благую весть престарелым Елисавете и Захарии о том, что родится у них Дочь – Пресвятая Богородица. И он же явился к Деве Марии с благой вестью о Рождестве Спасителя мира — Иисуса Христа.

Икона «Благовещение Пресвятой Богородицы»

Ныне также есть множество подтверждений скорой помощи Небесных защитников людям. Расскажем о некоторых из них.

В 50-х гг. XX века Герасим Менагий нёс свой монашеский подвиг на Святой Горе Афонской. Однажды духовник послал его по срочному делу в Лавру, которая находилась в четырёх часах пути от обители. Стояла суровая зима. На половине пути началась страшная вьюга, лесную дорогу занесло снегом, и монах понял, что сбился с пути. Уже замерзая, Герасим стал горячо молиться Господу и Пресвятой Богородице о спасении.

Вдруг явился перед ним десятилетний мальчик. “Благослови, старец!” — обратился он к молившемуся. “Господь благословит”, — ответил монах. “Куда ты собрался в такую погоду?” — спросил мальчик. Герасим поведал ему о поручении духовника. Тогда мальчик вывел монаха к дороге, ведущей к Лавре, и вдруг исчез. Герасим оглянулся, ища своего попутчика, но на дороге, по которой они шли вместе, увидел в снегу только свои следы, будто и не шёл с ним рядом мальчик. И тогда он понял, что это был Ангел Господень.

А другой случай произошёл в конце XX века. Мальчик Василий, играя, упал и серьёзно поранил голову. В больнице ему был поставлен неутешительный диагноз — слепота и полный паралич конечностей. Только срочная операция могла дать небольшой шанс на спасение ребенка, но врачи понимали, что надежда на успех составляет не более одного-двух процентов, о чём и предупредили родителей мальчика. Так как другого выхода спасти сына не было, те дали согласие на операцию.

Когда мальчика готовили к операции, как он сам позже рассказал, темнота, заволакивающая его глаза, рассеялась, и он увидел храм с высокими сводами и красным каменным фасадом. Из открытой двери храма исходило ослепительное сияние. Мальчик приблизился к церкви и увидел внутри неё прекрасного юношу, осенённого ярким светом, протягивающего к нему руки. Он говорил: “Иди сюда, Василий! Не бойся, ты выздоровеешь, я буду править рукой врача — операция пройдёт успешно”. Мальчик приблизился к юноше и, упав на колени, прислонил свою болевшую головку к его левой ноге. Юноша протянул руку и ласково погладил ребёнка. Перед тем, как видение исчезло, мальчик успел заметить в глубине храма тёмную икону с серебряными крыльями… Операция закончилась успешно: зрение и подвижность конечностей у мальчика восстановились. Успех операции врачи считали чудом. Это произошло восьмого ноября — в праздник Святых Небесных Сил безплотных.

Прошли годы. Все это время Василий искал того, кто возвратил ему здоровье. И однажды в одной из телевизионных передач узнал храм из своего видения. Оказалось, что эта церковь находится в городе Мандамадосе и носит имя святого Архистратига Михаила. Василий посетил этот храм, где принёс искреннюю благодарность за спасение своей жизни Архистратигу Михаилу.

На иконах Ангелов изображают в виде красивых юношей – в знак их духовной красоты — с волосами, связанными лентой, концы которой развеваются на ветру. Обычно у них есть крылья, которые символизируют то, что они быстро исполняют волю Божию.

Архангел. Фреска. Роспись Дмитриевского собора во Владимире. 1195 г. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Ангелы в правой руке держат скипетр, а в левой — шар или монограмму Иисуса Христа, как свидетельство того, что они являются носителями Божественной власти. Облачены Ангелы либо в белые одежды, символизирующие их чистоту и святость, либо в многоцветные — в зависимости от чина, к которому принадлежат. Серафимы изображаются шестикрылыми, а Херувимы и Престолы — как огненные колёса с множеством очей на ободьях.

Галина Павловна БАСКОВА

Источник: Русский Дом

Кто такие Ангелы? О добрых духах Серафимы Херувим Рассказы о явлениях ангелов, о которых говорят Библейские книги Святые отцы об Ангеле Хранителе Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово об Ангелах Архангел О том, что Ангелы помогают людям Мандамадоский Архистратиг Вмешательство Архангела Михаила во время операции Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Молитва ко святым Ангелам (из каноника)

Падшие ангелы. Епископ Александр Милеант

Оглавление

Падшие ангелы

Все ангелы были сотворены Богом добрыми. Однако они, как и люди, наделены были свободной волей и могли выбирать между послушанием и противлением Богу, между добром и злом. Злоупотребив своей свободой, часть ангелов во главе с Люцифером (Денницей) отпала от Бога и образовала свое царство — ад. Слова Спасителя: “Я видел сатану, спавшего с неба, как молния” можно отнести к тому далекому, доисторическому прошлому, когда в ангельском мире произошло восстание против Бога. Это событие описано в Апокалипсисе с такими подробностями: “и произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них. Но не устояли, и не нашлось им места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною,… и ангелы его низвержены с ним” (”дракон” — это Денница, Апок. 12:7-9). На основании начальных слов этого видения, где говорится, что дракон своим хвостом “увлек с неба третью часть звезд” (Апок. 12:4), некоторые высказывают мнение, что тогда Люцифер совратил третью часть ангельского мира. После отпадения от Бога Люцифера стали именовать “сатаною” (что значит “противник”) и “дьяволом” (что значит “клеветник”), а его ангелов — бесами или демонами.

Став злыми, падшие ангелы стараются увлечь людей на путь греха и этим их погубить. Небезынтересно обратить внимание на тот факт, что сами падшие ангелы страшатся своего темного царства, именуемого адом или бездною, потому что они умоляли Спасителя не посылать их туда (Лк. 8:31). Спаситель называет дьявола “человекоубийцей от начала”, имея в виду тот момент, когда он, приняв вид змия, обольстил наших прародителей Адама и Еву, нарушивших заповедь Божию, и этим лишил их бессмертия (Быт. 3:1-6). С тех пор, получив возможность влиять на мысли, чувства и поступки людей, дьявол и его бесы стремятся ввергнуть людей все глубже и глубже в рутину греха, в которой сами погрязли: “Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил”, “всякий, делающий грех, есть раб греха” (1 Иоан. 3:8, Иоан. 8:34). Присутствие злых духов среди людей представляет собой для нас постоянную опасность. Поэтому ап. Петр призывает нас: “трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить” (1 Пет. 5:8). Подобное предостережение высказывает и ап. Павел, говоря: “облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных” (Еф. 6:11-12). Из этих слов Св. Писания мы видим, что человеческая жизнь представляет собой постоянную напряженную войну за его душу. Хочет того человек или не хочет, но он с момента своего рождения вовлечен в войну между добром и злом, между Богом и демонами. Война эта началась еще до сотворения мира и будет продолжаться до дня “Страшного суда”. Фактически, на небе война кончена полным поражением зла. Но поле битвы перенеслось с неба в наш дольний мир и в сердце человека. В этой битве со злом нам, как увидим, деятельно помогают добрые ангелы.

[Назад] [Далее]

Источник: www.fatheralexander.org

Ангел Хранитель

Ангел Хранитель

Ангел Хранитель – Ангел, который, согласно Священному Преданию, приставлен к каждому человеку от рождения для помощи ему в добрых делах. Господь пользуется помощью А. X. не потому, что нуждается в ней, но по Своей благости, предоставляя им часть в исполнении Своего Промышления. Он поручает этим блаженным духам защищать праведных (Пс. 90, 11-13; Евр. 1, 14); расстраивать козни демонов (Тов. 8, 3); возносить молитвы людей к Богу (Тов. 12, 12); отводить душу в загробную жизнь (Лк. 16, 22); им же Он предоставляет дело отделения добрых от злых на Страшном Суде (Мф. 13, 49). Вера в А. X. была уже у первых христиан. Когда апостол Петр, чудесно освобожденный из темницы, явился к христианам, то они были удивлены и говорили друг с другом, что это его А. (Деян. 12, 15). Сам Спаситель подтвердил это верование, говоря, что А. “малых сих… на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного” (Мф. 18, 10). Каждый народ также имеет своего особого А. X. В книге Даниила (10, 13, 21) упоминается об А. греков и А. персов. Кроме того, по переводу Семидесяти толковников (Втор. 32, 8) Бог разделил землю на народы по числу Своих А. А. иудейского народа был Архангел Михаил (Дан. 10, 13, 21; 12, 1; Иуд. 9), который теперь является особым покровителем Церкви Вселенской (Откр. 12, 7), за которую он воинствует. Можно предположить, что каждая Поместная Церковь также имеет своего А. Х. – это мнение весьма распространено. Есть толкователи, которые полагают, что святой Иоанн Богослов обращается в начале Апокалипсиса к епископам семи Церквей Азии, называя их А. Верование в А. X. существовало до христианства, у древних персов, греков и других языческих народов. Первомученик Стефан (Деян. 7, 53) и апостол Павел (Евр. 2, 2; Гал. 3, 19) говорят, что Закон и Откровение даны были иудеям через А. Апостол Павел при этом подчеркивает превосходство христианского Откровения, которое было принесено в мир Самим Сыном Божиим (Евр. 1).

Источник: www.jmp.ru

Ангельский мир. – Архиепископ Владивостокский Вениамин

Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь)

Ангельский мир

Из “Священной Библейской истории Ветхого Завета”

Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин. Фото: www.vladivostok.eparhia.ru

Мир, рассматриваемый в его внешней красоте и внутренней гармонии, представляет собой дивное создание, изумляющее стройностью своих частей и чудесным разнообразием своих форм. Еще древнегреческий гений, созерцая разумное устройство в мироздании, дал ему имя космос (kosmos), что значит красота, порядок. Познавая посредством телескопов и радиотелескопов необъятные глубины космоса и в то же время проникая в удивительный мир элементарных частиц, современная наука усматривает на всем видимом печать невидимого Надмирного Разума.

Вот этот-то Надмировой или Божественный Разум, который открывается в мире и через мир человеку, по свидетельству Священной Библии, является не только устроителем этого мира, но и его Творцом.

Священная Библия на первых своих страницах сообщает нам тайну происхождения этого видимого мира.

“В начале сотворил Бог небо и землю”, — говорит бытописатель Моисей. В этих немногих словах выражена та необъятная по своей глубине истина, что все-все существующее на небе и на земле, а следовательно, и первобытное вещество, имеет свое начало. Словом “в начале” указывается, что мир не вечен, он призван из небытия к бытию Богом во времени, или вернее сказать — с самим временем. До появления мира не было времени, ибо время есть форма бытия материального мира.

Бог является единственной причиной происхождения Вселенной, и без Него ничего не могло произойти. Мир не мог произойти ни от случая, ни от самозарождения. Он произошел от свободного решения воли всемогущего Бога, благоволившего из небытия воззвать мир к временному бытию. Это решение вытекало единственно из любви и благости Творца с целью дать и твари возможность насладиться этими величайшими свойствами Его Существа. И вот … Он, — по словам боговдохновенного псалмопевца, — сказал — и сделалось, Он повелел — и явилось все (Пс. 32:9).

Бог творит мир посредством Своего Всемогущего Слова. По толкованию святых отцов Церкви, под творческим Словом Божиим надо понимать Вторую Ипостась Святой Троицы — Сына Божия, через Которого, по выражению евангелиста Иоанна Богослова, “все… начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть” (Ин. 1:3). Так как во втором стихе первой главы книги Бытия говорится и об участии в творении Духа Святого, то можно думать, что Бог действовал при создании мира как предвечная Троица.

Творение мира из ничего или из небытия есть одна из основных истин христианской веры. Хотя в Библии и не встречается слова “из ничего”, но оно подразумевается уже на первых ее страницах. Это слово впервые ввели в употребление святые отцы и учители Церкви в противовес господствовавшему тогда дуалистическому мировоззрению многих языческих мыслителей, которые признавали наряду с вечным Богом вечно существующую материю, из которой Бог затем создал разнообразные формы видимого мира. В свою очередь, языческие мудрецы возражали против монистического воззрения святых отцов и говорили, что из ничего нельзя создать что-либо. Св. Василий Великий в ответ на их возражение пояснил, что Бог создал мир не из ничего в буквальном смысле слова, но из “Своего Всемогущества”. Так что слово “из ничего” нам надо понимать в том смысле, в каком его употребляли святые отцы.

Поскольку в Боге нет никакого изменения, то можно думать, что образ мира вечно существовал в Его Уме. Иначе выражаясь, идея мира всегда существовала у Бога, но затем она, по всеблагой Его воле, получила свою реализацию во времени.

Ангельский мир

Бог создал два мира: мир небесный, или ангельский, и мир земной. О духовном мире Библия дает нам совсем мало сведений. Из контекста всей Библии можно составить следующее представление о духовном, или ангельском, мире.

Ангельский мир был создан Богом прежде мира материального. Об этом ясно говорит нам Сам Господь в книге Иова: “Когда [сотворены] были звезды, восклицали от радости все ангелы Мои” (Иов. 38:7).

Ангел. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Ангелы есть существа мыслящие, желающие, чувствующие, как и люди, но бестелесные. Число их очень велико. По своим совершенствам они не одинаковы и делятся на несколько степеней. Самый низший из ангелов по своей природе выше самого одаренного человека. Судьбы духовного мира от нас скрыты, но одно событие, известное нам из Священного Писания, немного приоткрывает тайну этого мира.

Все ангелы были созданы Богом добрыми. Они жили в непосредственном общении с Богом и находились в блаженном состоянии. И вот один из высших ангелов, по имени Денница, возгордившись своими совершенствами, вышел из послушания Богу, сделался злым диаволом (клеветником), сатаною (противником) и увлек за собой многих подвластных ему ангелов. Архангел Михаил — вождь Ангелов, оставшихся верными Богу, — низвергнул всех злых ангелов в ад, т. е. в место, где отсутствует спасительная благодать Божия.

Архангел Михаил. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Таким образом, необъятная гордость, которая не допускает и тени смирения и не дает места раскаянию, затворила навсегда для падших ангелов Царство Небесное и низринула их в адскую бездну, где в вечных узах духовного мрака они соблюдаются на день страшного суда.

После падения диавола зависть и жажда зла сделались свойствами его существа. Всякое благо, мир, порядок, невинность, послушание стали ненавистны для него, поэтому с первого же дня появления человека, диавол стремится расторгнуть благодатный союз человека с Богом и увлечь человека за собой в вечную погибель.

Источники: текст – holytrinitymission.org, фото: vladivostok.eparhia.ru

Патриарх Кирилл об ангелах Михаил архангел Ангелы О добрых духах Кто такие Ангелы? Архангел Ангельские чины Святые отцы об Ангеле Хранителе Мир духовный или ангельский Ангелология Как изобразить непостижимое? Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Aнгелы благовестники воли Божией. Епископ Александр (Милеант)

Оглавление

Два мира – физический и духовный

Мир был бы весьма беден содержанием, если бы в нем существовало только то, что человек постигает одними своими внешними чувствами. Само существование в таком мире, без прошлого и без будущего, где смерть бесцеремонно обрывает всякое творческое начинание, всякое живое стремление к добру и счастью, было бы трагическим противоречием.

Но человек способен своим разумом и духовными чувствами значительно расширить свое понятие о мире и увидеть, что, кроме физического, есть великий духовный мир. Материализм конца прошлого и начала нашего столетия высмеивал саму возможность иных форм жизни, кроме тех, которые существуют на земле. Однако благодаря быстрому прогрессу науки за последние пятьдесят лет кругозор современного человека значительно расширился. Теперь известно, что вселенная, в которой мы обитаем, хотя и велика, но не бесконечна. Само представление о мире значительно одухотворилось. Ученые поняли, что материя не представляет собой твердую, неизменную и вечную сущность, но является одним из проявлений энергии. Энергия же может принимать и другие формы, совершенно непохожие на знакомые нам атомы и молекулы. Поэтому за пределами видимого мира могут существовать другие миры, совершенно отличные от нашего. Эти открытия науки, а также межпланетные полеты, породили целое движение в современной литературе и киноиндустрии, в котором затрагивается тема встреч людей с существами из других галактик и миров. Это увлечение потусторонним и необычным, к сожалению, часто переплетается с нездоровой фантазией и носит полудемонический характер. Тем не менее, тяготение к расширению рамок земного существования в современном человеке — очевидно.

Взамен этой фантастики, а также бредней теософов и спиритистов, христианская религия дает современному человеку четкое и здравое учение о духовном мире. Христианская вера учит, что, кроме нашего физического, есть великий ангельский мир. Ангелы, подобно людям, обладают разумом, свободной волей и чувствами, но они — бестелесные духи. Фактически, человеческий мир есть только капля в море разумного бытия.

[Далее]

Источник: www.fatheralexander.org

Иерархия небесная и церковная

Иерархия небесная и церковная

Иерархия (греч. ιεραρχια – священноначалие), 1) небесная, мир ангельский; 2) церковная – общее название для всех трех степеней священства в христианской Церкви: епископа, пресвитера и диакона. Начальственная власть в Церкви принадлежит собственно лицам епископского сана, каждому в отдельности в его епархии и всем епископам в совокупности – во всей Церкви. […]

В приложении к христианским понятиям слово иерархия употребляется как термин в первый раз в сочинениях Дионисия Ареопагита (Περι της ουρανιας ιεραρχιας, Περι της εκκλησιαστικης ιεραρχιας [“О небесной Иерархии”, “О церковной Иерархии”]) и означает вообще весь тот порядок действий и отношений разумных существ, посредством которого достигается конечная цель религиозной жизни – уподобление Богу и единение с Ним. Характерным свойством этого порядка являются посредство и содействие высших и совершеннейших существ – в деле сообщения Божественного Откровения – низшим и менее совершенным. Прежде всего Дионисий прилагает понятие иерархия к миру духовному, или ангельскому. Все эти духовные существа представляются у него разделенными на девять чинов, или три триады, и каждый из этих разрядов, воспринимая сам божественное ведение и силу от высшего, в свою очередь передает их низшему, а все они вообще служат посредниками между Богом и миром человеческим. Продолжением “небесной иерархииявляется иерархия церковная”, или тот священный строй, в котором три степени тайносовершителей (высшая и совершительная – иерарх, средняя и световодственная – священнослужители, λειτουργοι, и низшая и очистительнаядиаконы) через троякую деятельность усовершающую, просвещающую и очищающую – в таинствах проводят Откровение в жизнь членов Церкви. Каждая из трех составных частей, входящих в содержание общего понятия иерархия, — тайносовершители, таинства и тайносовершаемые, в свою очередь называется иерархией и представляет также три степени.

Текст приводится по изданию: Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 576-577.

Природа ангелов, их иерархия и служение. Епископ Александр (Милеант)

Оглавление

Согласно Св. Писанию, ангелы, как и люди и все существующее, сотворены Богом. В словах: “Вначале сотворил Бог НЕБО и землю” (Быт. 1:1) можно видеть первое указание на сотворение Богом ангельского мира, который здесь, в противоположность “земле”, т. е. вещественному миру, называется “небом”. Ангелы уже существовали при создании звездного неба, что видно из слова Господа Бога, Который говорит праведному Иову: “Когда были созданы звезды, воспели Меня громко все ангелы Мои” (Иов 38:7, по Септуагинте).

О сотворении ангелов св. Григорий Богослов высказывает такие мысли:

“Так как для благости Божией не довольно было заниматься только созерцанием себя самой, а надлежало, чтобы благо разливалось все далее и далее, так, чтобы число облагодетельствованных было как можно больше (потому что это свойственно высочайшей благости), — то Бог измышляет прежде всего ангельские небесные силы: и мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершено Духом… И так как первые твари были угодны Ему, то измышляет другой мир, вещественный и видимый”.

Ангел значит “вестник”. Этим словом определяется, главным образом, их отношение к людям. Они, как наши старшие братья, возвещают нам волю Божию и помогают нам в деле спасения. Человечество со времени своего райского состояния знало о существовании ангелов. Этот факт нашел свое отражение во многих древних религиях.

Людям трудно постичь жизнь ангелов и мир, в котором они живут, потому, что он совершенно отличен от нашего. Известно, что ангелы служат Богу, исполняют Его промыслительную волю и прославляют Его. Принадлежа к духовному миру, они обычно невидимы нам. “Когда ангелы по воле Божией являются достойным людям, то являются не такими, каковы сами в себе, а в таком преображенном виде, в каком люди могут видеть их”, — объясняет преп. Иоанн Дамаскин. В известной книге Товита ангел, сопровождавший Товита и его сына, говорит о себе: “Все дни я был видим вами, но я не ел и не пил, а только взорам вашим представлялось это” (Товит. 12:19). “Впрочем, – высказывает мысль Иоанн Дамаскин, — ангелы называются бестелесными и невещественными только по сравнению с нами. Ибо в сравнении с Богом все оказывается грубым и вещественным. Одно Божество всецело невещественно и бестелесно”.

Ангелы превосходят человека духовными силами. Однако и они ограничены в своей силе и знании. Только Бог всемогущ и всеведущ. Будучи без плоти, Ангелы меньше, чем люди, зависимы от пространства и места и мгновенно появляются там, где им нужно действовать. Однако нельзя сказать, чтобы они существовали независимо от пространства и места. Св. Писание изображает ангелов то сходящими с неба на землю, то восходящими с земли на небо. Ангелы созданы бессмертными, как об этом свидетельствует Писание, они умереть не могут (Лук. 20:36). Однако, их бессмертие не есть бессмертие самобытное и безусловное, а зависит оно, как и бессмертие человеческих душ, всецело от воли и милости Божией.

Ангелы, как духи без плоти, в высшей степени способны к внутреннему развитию, и их ум возвышеннее человеческого ума. Могуществом и силою, по изъяснению ап. Петра, они превосходят все земные начальства и власти (2 Петр. 2:11). Однако и их высокие духовные качества имеют свои границы. Писание указывает, что они не знают глубины существа Божия, ведомой одному Духу Божию (1 Кор. 2:11); не знают будущего, ведомого тоже одному Богу (Марк. 13:32); а также не постигают вполне тайны искупления, в которую желают проникнуть (1 Петр. 1:12); и даже не знают всех помышлений человеческих (3 Цар. 8:39). Наконец, они не могут сами по себе, без воли Божией, творить чудеса.

Мир ангельский представляется в Священном Писании необычайно великим. Когда прор. Даниил видел Ветхого Днями (Бога Отца), его взору открылось, что “тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним” (Дан. 7:10). “Множество воинов небесных” восхвалили пришествие на землю Сына Божия (Лук. 2:13).

“Представь, — говорит св. Кирилл Иерусалимский, — как многочислен народ римский; представь, как многочисленны другие народы грубые, ныне существующие, и сколько их умерло за сто лет; представь, сколько погребено за тысячу лет; представь людей, начиная от Адама до настоящего дня: велико множество их. Но оно еще мало в сравнении с ангелами, которых более! Их — девяносто девять овец, а род человеческий есть одна только овца. По обширности места должно судить и о многочисленности обитателей. Населяемая нами земля есть как бы некоторая точка, находящаяся в средоточии неба, поэтому окружающее ее небо столь же большее имеет число обитателей, сколько больше пространство; небеса небес содержат их необъятное число. Если написано, что “тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним,” то это только потому, что большего числа пророк выразить не мог”.

При такой многочисленности ангелов естественно предполагать, что в мире ангелов, как и в мире вещественном, есть разные степени совершенств, а потому и разные ступени, или иерархические степени небесных сил. Так, слово Божие называет одних “ангелами” и других “архангелами” (1 Сол. 4:16; Иуды ст. 9).

Православная Церковь, руководствуясь взглядами древних церковных писателей и Отцов Церкви, разделяет мир ангельский на девять ликов или чинов, а эти девять — на три иерархии, по три чина в каждой иерархии. В первой иерархии состоят бесплотные духи, находящиеся ближе к Богу, именно: престолы, херувимы и серафимы. Во второй, средней иерархии — власти, господства и силы. В третьей, более близкой к нам — ангелы, архангелы и начала. Так, о бытии ангелов и архангелов свидетельствуют почти все страницы Священного Писания. О херувимах и серафимах упоминают пророческие книги. “Херувим” значит “разумение” или “ведение”; “серафим” значит “пламенный”, “огненный”. Имена других ангельских чинов упоминает св. апостол Павел в послании к Ефесянам, говоря, что Христос находится на небе “превыше всякого начальства и власти, и силы, и господства” (Еф. 1:21). Кроме этих ангельских чинов, ап. Павел в послании к Колоссянам учит, что Сыном Божиим сотворено все видимое и невидимое, “престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли” (Кол. 1:16). Итак, когда к тем четырем, о которых апостол говорит Ефесянам, т. е. к началам, властям, силам и господствам, присоединим престолы, получится пять чинов; а когда к ним присовокупить ангелов, архангелов, херувимов и серафимов, то получится девять ангельских чинов.

Впрочем, некоторые Отцы Церкви высказывают мнения, что разделение ангелов на девять ликов охватывает только те имена, которые открыты в слове Божием, но не объемлет других имен и ликов ангельских, которые нам еще не открыты. Так, например, ап. Иоанн Богослов в книге Откровения упоминает о таинственных “животных” и о семи “духах” у престола Божия: “Благодать вам и мир от Того, Который есть и был, и грядет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его” (Апок. 1:4). Перечисляя ангелов, ап. Павел пишет, что Христос пребывает на небе “превыше всякого начальства… и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем”, давая этим понять, что есть ангельские степени, название которых неизвестны людям (Еф. 1:21).

В Священном Писании некоторые ангелы называются по собственному имени. Об архангеле Михаиле упоминается у пророка Даниила, у апостола Иуды и в Апокалипсисе (Нав. 5:13-15; Дан. 10:13, 12:1; Иуды 9; Апок. 12:7-8). Имя “Михаил” на еврейском значит “Кто, как Бог?” В Писании он именуется “вождем воинства Господня” и изображается, как главный борец против дьявола и его слуг. Обычно его рисуют с огненным мечом в руке. Имя “Гавриил” значит “Сильный Божий”. О Гаврииле упоминают пророк Даниил и евангелист Лука (Дан. 8:16, 9:21 и Лук. 1:19, 26). В Писании он изображается, как вестник тайн Божиих. Его рисуют с райской ветвью в руке. В Писании упоминаются по имени еще трое ангелов: “Рафаил” — “Помощь Божия” (Тов. 3:16; 12:12-15), “Уриил” — “Огонь Божий” (3 Ездр. 4:1; 5:20), “Селафиил” — “Молитвенник Божий” (3 Ездр. 5:16).

Каково же назначение существ духовного мира? Очевидно, они предназначены Богом к тому, чтобы быть совершенными отображениями Его величия и славы, с нераздельным участием в Его блаженстве. Если о видимых небесах сказано: “небеса поведают славу Божию”, то тем более такова цель духовных небес. Пророк Исаия удостоился увидеть “Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали друг к другу и говорили: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!” (Ис. 6:1-4, Иез. 10 гл.).

[Назад] [Далее]

Источник: www.fatheralexander.org

О добрых духах. Прот. Родион Путятин

Протоиерей Родион Путятин

О добрых духах

Из “Поучений катехизических”

Когда мы, слушатели, видим красивое, умное дитя, мы говорим о нем: точно Ангел. Когда видим человека, который очень ко всем добр, ласков, или по жизни чист, свят, – мы говорим о нем: Ангел, а не человек. Когда слышим хорошо поющих, мы говорим: точно Ангелы поют.

Что же такое Ангелы?

Духи добрые, существа невидимые, дивные красотой, дивные светлым умом, святой волей, могучею силой, существа самые добрые, самые блаженные, непрестанно радующиеся и от радости непрестанно поющие.

Где они, эти Ангелы?

На Небеси, в небесном раю. Есть и не на Небе, не в раю ангелы, а в преисподней, в аду, но то ангелы злые. На Небе добрые Ангелы. Да, Ангелы двух свойств: одни добрые, другие злые.

Где то Небо, тот рай, в котором добрые Ангелы?

Небо, рай – это там, в невидимом, духовном мире, где во всем великолепии открывается Божий свет, Божия слава, Божия радость, где благословенное Царство Отца и Сына и Святого Духа.

О, помяни меня, Господи, помяни в том Своем Царстве! Почему они, эти добрые Ангелы, названы Ангелами? Слово “Ангел” значит “вестник”, значит и “посланник”. Так, Ангелы добрые – это Божии посланники и Божии вестники, Божии по преимуществу. Да, они по преимуществу Бога возвещают, возвещают, как Бог благ, как премудр, как всемогущ. Божьего всемогущества, Божией премудрости, Божией благости ни в ком из сотворенных существ так много не видно, как в них, Ангелах. Возвещая славу Божию, они преимущественно возвещают и волю Божию. Никем так свято не исполняется Божия воля, Божий закон, как Ангелами. Любя Бога самой пламенной любовью, они непрестанно предстоят Ему, выну видят, смотрят на Него, чтобы лететь по Его манию, исполнять то, что Он повелит, или быть там, куда Он пошлет.

Как Ангелы возвещают, как выражают свою радость о Боге, свою любовь к Нему?

Песнопениями неумолчными. Они непрестанно поют, радуясь, Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Так их, поющих, слышали и видели пророк Исаия, Иоанн Богослов, апостол Павел и другие святые Божии человеки.

Благоговея пред Богом, Ангелы преисполнены любви друг ко другу и к людям.

Чем Ангелы выражают свою любовь друг ко другу? Общими своими песнопениями. Их бесчисленное множество, тысячи тысяч, тьмы тем, и вообразить нельзя, как их много. По мнению некоторых святых отцов, в девяносто девять крат Ангелов больше, чем людей на свете. По природе своей они все равны и все совершенны, но по силе, по достоинству разнствуют – одни пониже, другие повыше, третьи еще выше и одни как бы начальствующие, другие как бы подчиненные. Их считается девять чинов, и эти чины разделяются на три лика: в первом лике – Серафимы, Херувимы, Престолы; во втором – Господства, Силы, Власти; в третьем – Начала, Архангелы и Ангелы. Так много Ангелы разнствуют между собой, и несмотря на то они всегда вместе, с любовью друг на друга взирая, друг другу кланяясь, как у нас священнослужители при служении, поют победную песнь,… поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: Свят, Свят, Свят!

Как Ангелы к нам, к людям, свою любовь выражают?

Пребывая на Небесах, Ангелы, по своей любви к людям и по Божию изволению, бывают и на земле. С нами они Бога славят, иногда слышно славят, поют, как, например, их поющих слышали пастыри вифлеемские. Особенно в церкви и преимущественно на Литургии они всегда невидимо с нами, они входят со священнослужителями в алтарь славить Бога, сопровождать Царя всех, грядущего к нам, входящего заклатися и датися в снедь верным. Да, слушатель благочестивый, чины ангельские невидимо провожают Иисуса Христа к тебе, когда ты причащаешься Тела и Крови Его.

По своей сущности Ангелы – то же, что наша человеческая душа, но ни тела человеческого и ничего видимого не имеют; они бесплотны, они чистые духи, только на время могут они принимать вид человека, чтобы тот, кому они, по изволению Божию, иногда являются, мог видеть, слышать их, невидимых; явятся, сделают, скажут что нужно – и тотчас отходят, делаются невидимыми. Итак, не имея ничего телесного, Ангелы быстро, как на крыльях, подобно мысли нашей, могут нисходить на землю и опять точно так же восходить на Небо. Мыслью или желанием и мы можем бывать везде, на Небе и на земле, но Ангелы могут быть везде всем своим существом, то есть и умом, и волей, и могуществом своим; только в одно и то же время везде они быть не могут, они могут быть везде там, куда пошлет их Бог, един вездесущий. Да, устрояя спасение людей, Господь Бог посылает Ангелов возвещать людям Свою волю; так, например, послан был Ангел возвестить Пресвятой Деве Марии, что Она родит Спасителя мира.

Желая всем спастись и в разум истины приити, Господь Бог посылает Ангелов служить спасающимся, хранить их от бед, от видимых и невидимых врагов, научить добру, истине, отводить от греха, от неправды. Да, Ангелы нам служат, нас вразумляют, наставляют нас, спасают, нам во всем помогают, помогают и молитвам нашим возноситься к Богу. Вообще, где люди бывают, где людям что нужно от Бога или к Богу, там всегда с ними Ангелы, туда Господь всегда посылает их, Своих посланников. Эти Ангелы, посылаемые Богом людям, называются Ангелами хранителями, наставниками. И такие Ангелы есть у всякого села, у всякого города, у всякой области, у всякого государства, у всякого монастыря, у всякой церкви христианской. Такие Ангелы хранители есть и у всякого человека.

Как только человек родится и будет окрещен, тотчас дается от Бога ему особый Ангел в хранители, в наставники. И с этого времени Ангел хранитель остается навсегда с человеком; с ним человек живет, с ним и умирает, с ним в тот свет вступает, с ним и на Страшный Суд является.

Как Ангелы хранители могут помогать нам, наставлять, хранить нас? Потому могут, что они выше нас по уму, крепче нас по силам; хотя они не всеведущи, не всемогущи, но умными своими очами дальше нашего видят, больше нашего знают и своим могуществом больше нашего могут.

Как именно Ангелы нам помогают?

Невидимо, неслышно. Видимо хранить, слышно наставлять Ангелы хранители могут только по особенному Божию повелению, в случаях чрезвычайных, когда Божие поручение иначе исполниться не может, как слышно, видимо. Например, слышно Иосифу во сне Ангел говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет. Видимо – женам-мироносицам при Воскресении Иисуса Христа Ангелы являлись и слышно говорили: воста… Видимо являлся и слышно говорил Ангел Пресвятой Деве Марии, что Она зачнет и родит Сына. Такие явления – явления чудесные, а чудеса творит один Бог.

Итак, обыкновенно всегда Ангелы своим невидимым с нами присутствием нам помогают. Да, Ангел хранитель всегда со мною; со мной он, что когда я ни делаю; со мной он, когда я размышляю, желаю, решаюсь; со мной он, когда я говорю, пою, читаю, пишу; со мной он, когда я служу, молюсь; со мной он, когда я учусь, узнаю, работаю, тружусь, пью, ем и прочее, когда что делаю в славу Божию, он все со мною; со мной он, когда храню себя от всего – от грехов, от бед, от всяких врагов, от всяких опасностей. Действуя таким образом все с Ангелом хранителем, я и вразумляюсь, освещаюсь его умом, который выше, светлее моего ума, и охраняюсь, укрепляюсь его могуществом, которое сильнее, могущественнее моих сил.

Если бы не Ангел мой хранитель был со мной, я бы не знал, не понимал так ясно истины и не желал, не делал так усердно добра, и не служил, не молился так пламенно Богу; если бы не Ангел мой хранитель был со мной, я бы так не сохранил себя от греха, от заблуждения и так легко не избавился бы от беды, от опасности, от всего мне враждебного, вредного, безрассудного. Да, Ангел наш хранитель тем именно и помогает нам, что он, хотя и невидимо, но с нами всегда, везде, во всякое время, во всяком месте.

Как он бывает с нами, когда мы согрешаем в чем?

Вдали он тогда бывает. Да, не бывает со мной моего Ангела хранителя, когда я худое делаю, замышляю, говорю, пою, читаю, пишу; удаляется от меня мой Ангел хранитель, когда я скучаю, ропщу, досадую, сержусь, бранюсь, лгу, обманываю, обижаю, осуждаю, завидую, поношу – словом, далеко от меня добрый Ангел мой хранитель, когда я недоброе, худое делаю. Да, если я себя не храню от греховного, вредного, враждебного мне, и Ангел хранитель не сохранит меня. Без моего желания себе спасения, избавления, без моего о себе старания, усилия, действования и Ангел хранитель ничего со мной для меня не делает, потому что он удаляется тогда от меня. Хранят Ангелы детей невинных без их участия, так сказать, без их ведома. И не детей, а всех людей невинных хранят Ангелы, и тоже без ведома, без участия их хранят; но потому невинных и хранят, что они так безгрешны, невинны, что по своей ангельской невинности и не ведают и не верят, чтобы им могла грозить когда беда какая.

Что же Ангел наш, нас грешных хранитель, что делает, когда мы согрешаем? Добрые знают, что делать, когда сами лично кому помочь не могут за отдаленностью, – они Богу молятся.

И мой хранитель, добрый Ангел, удаляясь от меня, молится обо мне, чтобы Господь меня вразумил, от греха удержал, остановил, чтобы я одумался, очувствовался, чтобы поскорее я раскаялся, и если хоть чуть начну я раскаиваться, он тотчас опять со мной, я заплачу, а он возрадуется. И о, как Ангел хранитель наш радуется, когда мы плачем о грехах, и не он один – за ним все Ангелы святые на Небе радуются, когда мы раскаиваемся, когда плачем! Оттого-то так и сладки нам слезы наши о грехах; слезы о грехах радостью ангельской отзываются.

Итак, Ангелы хранители хранят, наставляют нас своим светом, своим могуществом и своей молитвой о нас.

А что такое эти особые хранители областей, государств, городов, сел, монастырей, церквей и других обществ человеческих, когда у всякого человека есть свой Ангел хранитель? То Ангелы высшие, они светлее, могущественнее наших Ангелов хранителей, и тем светом люди в общих делах освещаются, вразумляются, их могуществом люди при общих бедах охраняются, укрепляются.

Итак, вот что такое Ангелы добрые.

Слушатель-христианин! Ты радуешься ли на Божиих Ангелов? Радуешься ли, слушая, что есть невидимые существа, обладающие самым светлым умом, самой могучей силой, существа самые добрые, любвеобильные, всегда готовые всем прийти на помощь, существа самые блаженные, непрестанно радующиеся и от радости поющие непрестанно, неумолчно поющие? Радуешься ли, что есть такие существа?

О, радуемся, Господи, радуемся на Твоих дивно-прекрасных, блаженных Ангелов, радуемся, потому что они Твои, что Ты их таких создал, потому что о Тебе они так радуются, Тебе они так поют, Тебе, Богу нашему: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея! И мы с ними Тебе поем, вопием, и если бы во веки веков нам с ними так петь! Аминь.

Источник: Православие и современность. Электронная библиотека

Ольга Богданова. Ангел ангелу рознь

Ольга Богданова

Ангел ангелу рознь

На полках магазинов стоят тысячи ангелочков – елочных игрушек, подсвечников, керамических статуэток. Розовощекие мальчики улыбаются и раскрывают пушистые крылья на открытках… «Мой ангел», – обращается мужчина к любимой женщине. «Настоящий херувимчик», – можно услышать о лежащем к кроватке младенце. Так ли представляет ангелов Церковь?

Для начала отметим, что ангел ангелу рознь. В том смысле, что существует определенная иерархия ангельских чинов. Книгу «О Небесной иерархии» составил ученик апостола Павла Дионисий Ареопагит. Считается, что во 2-м послании к Коринфянам описано, как Павел был восхищен до третьего неба и слышал «неизреченные глаголы, которые человеку нельзя пересказать». О том, какие существуют степени ангелов, он рассказал Дионисию.

В зависимости от близости к Пресвятой Троице есть три иерархии, каждая из которых содержит в себе три чина.

Серафим

Высшая иерархия

1. Серафимы. В переводе с древнееврейского «Серафим» значит «пламенеющий», потому что Серафимы пламенеют любовью к Богу и сами огнеобразны, подобно Господу, Который есть «огонь поядающий» (Евр. 12:29). У каждого Серафима шесть крыльев: двумя он закрывает свое лицо, двумя – ноги и с помощью двух летает. На храмовых росписях можно видеть изображения Серафима: человеческое лицо, которое обрамляют шесть крыл, а то и просто шесть крыльев, расположенных, как лепестки цветка.

2. Херувимы. Через Херувимов другим посылается премудрость для Богопознания. «Херувим» значит «многое разумение» или «излияние премудрости». И если уж употреблять это название, то уж никак не при оценке миловидной внешности человека.

3. Престолы. По словам св. Максима Исповедника, на них непостижимым образом почивает Бог, поэтому через них совершается правосудие Божие. Они же оказывают помощь во всяком земном суде.

Средняя иерархия

1. Господства, которые помогают земным властям управлять подданными и учат владеть своими страстями.

2. Силы, которые творят чудеса и укрепляют людей во время скорбей и напастей.

3. Власти, имеющие власть над диаволом и помогающие людям в борьбе с бесами.

Низшая иерархия

1. Начала, которые направляют низших ангелов, управляют вселенной и охраняют все народы.

2. Архангелы, благовествующие и открывающие пророчества.

3. Ангелы, возвещающие людям меньшие тайны и ограждающие их от всякого зла (Ангелы Хранители).

Греческое слово «ангел» значит «вестник». Кстати, ангелами в Древней Греции называли дипломатов-посланников.

Считается, что своего Ангела Хранителя имеет не только каждый человек, но и каждая семья, общество и государство. В греческом переводе Второзакония есть такие слова Моисея: «Когда Всевышний давал уделы народам и рассеял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу Ангелов Божиих» (32: 8). В других переводах – по числу сынов Израилевых.

Над всеми ангельскими чинами поставлен Архистратиг Михаил (его имя переводится как «подобный Богу»).

Архангел Михаил

В «Толковании на Четвероевангелие» Григорий Двоеслов рассказывает, что, когда сатана отступил от Бога и ниспал в бездну, Михаил собрал все чины ангельские и призвал их: «Станем добре перед Творцом и не будем думать о том, что противно Богу!»

В «Апокалипсисе» можно прочитать о войне, которую Михаил и ангелы вели против «дракона и ангелов его» и о том, что этот дракон был низвержен. Поэтому Архангела Михаила изображают с копьем и мечом в руке, а ногами он попирает дракона – духа зла (чем-то он напоминает св. Георгия).

Архистратиг Михаил в виде огненного столпа вел израильтян ночью во время Исхода из Египта. Он спорил с дьяволом о теле Моисея и скрыл могилу этого пророка, чтобы евреи, склонные к идолопоклонству, не могли поклоняться ему, как Богу.

Этот Архангел помогал Иисусу Навину при взятии Иерихона.

Ему молятся при входе в новый дом или при основании дома.

Имя Архангела Гавриила значит «муж Божий» или «сила Божия». Гавриил наставлял Моисея в пустыне. Он возвестил Захарии о рождении Иоанна Предтечи, Иоакиму и Анне – рождении Девы Марии, а Марии – о том, что у Нее родится Сын. Он же хранил Пресвятую Деву, когда Она жила в Иерусалимском Храме и принес Ей весть о Ее кончине, отдав в виде знака райскую ветвь.

Архангел Гавриил

Поэтому этого Архангела изображают с райской ветвью. Иногда он держит в руке фонарь, внутри которого горит свеча, – это символ того, что он открывает судьбы Божии.

Архангел Рафаил – «помощь», «исцеление Божие». Ему посвящена «Книга Товита», в которой описывается, как он сопутствовал праведному молодому человеку по имени Товия.

Архангел Уриил – «свет», или «огонь Божий». Он просвещает умы людей откровением истин, воспламеняет сердца любовью к Богу.

Архангел Селафиил – «молитвенник Божий». Когда Авраам изгнал Агарь, Селафиил явился ей в пустыне Вирсавии, спас ее и ее сына от жажды и возвестил, что от нее произойдет великий народ.

Изображается Селафиил с молитвенно сложенными на груди руками и склоненной вниз головой – в подобающей молитвеннику позе.

Архангел Иегудиил – «славящий Бога», покровитель подвизающихся и монашествующих. По некоторым толкованиям, он, а не Михаил был тем ангелом, который в виде огненного столпа указывал израильтянам путь ночью.

Архангел Варахиил – «благословение Божие». По верованию Церкви, он один из трех ангелов, которые явились Аврааму у Мамврийского дуба.

Евреи почитали ангелов с древности. Вместе с заповедями Моисей принял от Господа повеление поставить во Святая Святых золотые изображения Херувимов. В Силомской скинии два золотых херувима представляли собой единое целое с ковчегом. Фигуры херувимов были изображены на каждой из десяти завес, которые ограничивали пространство скинии, и на завесе, которая закрывала ковчег и золотых херувимов от посторонних глаз.

Еще больше херувимов было в храме, который построил Соломон. Два позолоченных херувима из оливкового дерева стояли над ковчегом. Высота каждого была около десяти локтей. Внутренними крыльями они соприкасались друг с другом, а внешними касались стен Святая Святых.

Изображения херувимов вперемежку с изображениями пальмовых деревьев покрывали стены и двери храма.

Херувимы, которые представляли собой человекоподобные фигуры, были единственным исключением из правила, запрещающего создавать вырезанные из дерева или созданные другим способом образы и, конечно, поклоняться им.

Уже во времена христианства некоторые люди стали поклоняться ангелам как творцам и правителям Мира. Эту ересь в начале IV в. осудил Поместный Лаодикийский Собор. Он же установил празднование Собора Архистратига Божия Михаила.

В те времена первым месяцем года был март, девятым – ноябрь. Он и был выбран для праздника в соответствии с числом девяти ангельских чинов. Восьмой (по ст. ст.) день месяца был определен для праздника, потому что будущий Собор всех Сил Небесных святые отцы называют «днем восьмым»: в сем веке дни идут седмицами, а когда придет Сын Человеческий, наступит новая эпоха – «восьмой день».

Источник текста и иллюстраций: Татьянин день. Интернет-издание домового храма св. мц. Татианы при МГУ (www.taday.ru)