Об ангелах

Об ангелах

Из книги “Акафисты на каждый день седмицы» (М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003)

Понедельник посвящен Святой Церковью призыванию и прославлению святых Ангелов, которые, как первосозданные в Церкви первородных (Евр. 12, 23) и ближайшие к престолу Всевышнего (Апок. 8, 3—4), занимают первое место в лике святых, после Божией Матери, честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим.

Имя Ангел означает вестник. Архангел, следовательно, есть вестник главный. Так называются Ангелы потому, что они в отношении к людям — провозвестники воли Божией.

По природе своей Ангелы — существа духовные, разумно-свободные, бесплотные и потому невидимые; будучи одарены высокой степенью силы и могущества, они наслаждаются бытием самым блаженным.

Много ли Ангелов? Число их известно одному Богу. Из слова Божия видно только, что оно чрезвычайно велико. Пророк Даниил (Дан. 8,10) и святой Апостол Иоанн (Апок. 5, 11) видели вокруг престола Божия Ангелов тысячи тысяч и тьмы тем.

Есть ли между Ангелами какое-либо первенство и подчиненность? Есть, ибо в Священном Писании упоминаются не только Ангелы, но и Архангелы. Некоторые из Ангелов называются также Властями, без сомнения, по их власти над другими. Святой Дионисий Ареопагит, муж апостольский, на основании слова Божия исчисляет в своей книге “О Небесной Иерархии” девять чинов в мире ангельском: Херувимы, Серафимы, Престолы, Господства, Начала, Власти, Силы, Архангелы и Ангелы. Желающий может прочитать в этой книге, чем один чин ангельский отличается от другого.

Когда сотворены Ангелы? Прежде человека, потому что, как говорит Господь у Иова: егда сотворены быша звезды (в четвертый день), восхвалиша Мя гласом велиим вси Ангели Мои (Иов 38, 7), — прежде мира видимого, потому что Моисей, говоря о творении мира в первые три дня, об Ангелах не упоминает.

Где обитают Ангелы? Везде, но преимущественно на Небе, окрест престола Божия, то есть там, где наиболее Бог открывает для них славу Свою, а чрез них — волю Свою.

Велико ли ведение Ангелов? Весьма велико в сравнении с человеческим. И сами по себе, по своему существу и положению, они знают многое, чего не можем знать мы. Но они, кроме того, участвуют в тайнах Божиих и приемлют непосредственное озарение от Пресвятой Троицы. Впрочем, Ангелы не всеведущи: это совершенство принадлежит одному Богу.

Как же Ангелы могут знать молитвы и прошения наши, если они невсеведущи? Через Бога всевидящего. Ангелы, по слову Спасителя, всегда видят лице Отца Моего Небеснаго (Мф. 18, 10), а в сем лице, как в зеркале, отражается все.

Велико ли могущество Ангелов? Несказанно выше человеческого. Посему они могут творить такие дела, кои превышают силы природы и для нас чудесны. Так, например, Ангел в одну ночь поразил сто восемьдесят пять тысяч ассириян за оскорбление Имени Божия (4 Цар. 19, 35).

В чем состоит деятельность Ангелов? В прославлении совершенств Божиих и в исполнении воли Творца, особенно касательно спасения человеческого.

Могут ли Ангелы грешить? Как существа свободные, они вначале, подобно людям, могли злоупотреблять своей свободой и впасть в грех, как и впали некоторые. Но те, которые остались верными Творцу своему, в продолжение времени настолько утвердились в добре, что теперь грех для них сделался невозможным не потому, чтобы они не могли преступить воли Божией, но потому, что не захотят сделать сего.

Все ли Ангелы остались верными своему долгу и удержали свое достоинство? Нет, не все. Сатана с подвластным ему ликом ангельским, предавшись гордости, отпал от Бога и за сие ниспал навсегда из мира ангельского в преисподнюю.

В каком отношении Ангелы к людям? В самом благотворном для людей: все они, по уверению слова Божия, — служебные духи, посылаемые на служение нам для получения спасения (Евр. 1, 14).

Не унижается ли достоинство Ангелов служением их людям? Нисколько, потому что служение их по любви и по примеру Самого Господа, Который приходил на землю, чтобы послужить и отдать душу Свою за избавление всех нас. Ангелы служат людям, как старшие малолетним, здравые недужным, свободные пленным, зрящие слепым.

Известны ли какие-либо опыты служения ангельского спасению человеческому? Ими исполнена вся Священная история. Ангелы были руководителями патриархов; чрез них дан на Синае закон Израилю; Ангелами возвещено зачатие, воспето Рождение, оглашено Воскресение и проповедано Вознесение Спасителя; Ангелы споспешествовали Апостолам в распространении веры христианской; Ангелы, как видно из Апокалипсиса, посылаются Господом для совершения суда над царствами и народами; Ангелы же в конце мира соберут всех людей на Суд Всемирный.

Нет ли у Ангелов еще особого какого-либо союза с людьми? Есть. Это союз Ангела-хранителя с человеком, им хранимым. Дух, душа и тело наши; ум, воля и совесть наши; весь человек являются заботой охранения Ангела-хранителя от всего дурного, злого и направления ко всему доброму.

Можно ли в надежде на Ангела-хранителя предаваться опасностям? Никак. Не искушай Господа Бога твоего — надо всегда отвечать на подобные мысли, по примеру Спасителя (Мф. 4, 6—7). На одно мы твердо и всегда можем и должны решаться в надежде на помощь Ангела-хранителя или (что то же самое) на помощь Божию — это сражение с нашей природой греховной; тут победа всегда возможна, потому что всегда необходима.

Можно ли убедиться на собственном опыте, что у каждого из нас есть Ангел-хранитель? Не только можно, но и должно. Можно, ибо охранение нас Ангелом-хранителем, как действие постоянное, могущественное и разнообразное, не может не быть весьма ощутительным и заметным для всякого внимательного. Должно, ибо не ощущение ангельского охранения над собой предполагает в нас невнимание к нему и слабость союза нашего с Ангелом-хранителем.

Можно ли потерять Ангела-хранителя? Можно — через провождение греховной жизни и нераскаянность. Тогда Ангел отступает от человека и открывается ближайший доступ к человеку-грешнику ангела тьмы.

Может ли грешник возвратить себе своего Ангела-хранителя? Самый великий грешник может сделать это и примириться со своим Ангелом-хранителем посредством искреннего раскаяния во грехах и оставления их навсегда. В таком случае великая радость бывает для Ангела-хранителя на земле и для всех прочих Ангелов на Небе.

Увидит ли когда-либо каждый из нас своего Ангела-хранителя? Увидит в час смерти своей, ибо Ангел-хранитель остается единым спутником души по разлучении ее с телом. Тогда-то узнает каждая душа, кто хранил ее от всякого зла. Но это свидание с Ангелом-хранителем не одинаково для всех. Для душ добрых оно — источник взаимной радости и благодарения, а для душ нераскаянных грешников — источник стыда, печали и вечных угрызений совести.

Должно ли почитать Ангелов? Должно, ибо как не оказывать им почтения, высшим нас существам, помощникам нашим и хранителям!

Можно ли поклоняться Ангелам, как поклоняемся Богу и Спасителю нашему? Нет, такого поклонения не приемлют Ангелы, потому что оно, как подобающее только одному Богу, противно их ревности к Славе Божией. Когда тайновидец поклонился Ангелу, приняв его за Спасителя, то Ангел сказал: “Не делай сего; ибо я сослужитель тебе… Богу поклонись” (Апок. 22. 9).

Какое же поклонение прилично Ангелам? То, которое состоит в признании и прославлении их совершенств, поскольку в них отражается Слава Творца; в призывании их на помощь с изъявлением пред ними знаков любви; в подражании их ангельским нравам и деяниям.

Обратимся же с молитвой к Ангелам о помощи на совершение благих дел, на подвиги самоотвержения, смирения и любви христианской, на побеждение соблазнов, на искоренение в себе худых навыков и страстей. Усердно молящегося вразумят сами Ангелы.

Власти

Власти

Власти (греч. — «ексуди’э») — ангельские существа, упоминаемые в Новом Завете как особого рода духи, причем как благие, послушные Богу (1 Пет. 3, 22: Христу «…покорились Ангелы и Власти, и Силы»), так и злые (Еф. 6, 12). В иерархии девяти чинов ангельских святой Дионисий Ареопагит отводит В. место последнего чина средней триады после Господств в Сил, особую близость В. к которым подчеркивает. Как и они, благие В. являют принцип непогрешимой и невозмутимой иерархической стройности, повелевания в послушании, без всякой возможности «тиранического употребления во зло» авторитета.

Источник: www.jmp.ru

Святитель Филарет (Дроздов) об ангелах

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский

Из “Пространного Катехизиса”

О первом члене Символа веры.

97. ПОЧЕМУ БОГА МЫ ИМЕНУЕМ ТВОРЦОМ?

Слова Символа веры: Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым говорят о том, что всё сотворено Богом и ничто не может быть без Бога.

98. Эти слова взяты из Св. Писания. Книга Бытия начинается словами: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт 1:1). Ап. Павел об Иисусе Христе, Сыне Божием, говорит: Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано (Кол 1:16).

99. КОГО МЫ ПОДРАЗУМЕВАЕМ ПОД НАЗВАНИЕМ “НЕВИДИМЫХ”?

В Символе веры под наименованием невидимых следует понимать невидимый, или духовный мир, к которому принадлежат ангелы.

100. КТО ТАКИЕ АНГЕЛЫ?

Ангелы — духи бесплотные, одарённые умом, волей и могуществом.

101. Имя Ангел значит вестник.

102. Они так названы потому, что Бог посылает их возвещать Свою волю. Так, например, Архангел Гавриил был послан предвозвестить Пресвятой Деве Марии зачатие Спасителя.

103. КТО СОТВОРЕН РАНЬШЕ: ЛЮДИ ИЛИ АНГЕЛЫ?

Невидимое сотворено прежде видимого, и Ангелы — прежде людей (Православное исповедание, ч. 1, вопрос 18).

104. Свидетельство об этом можно найти в св. Писании. В книге Иова Сам Бог о сотворении земли говорит так: На чем утверждены основания ея, или кто положил краеугольный камень ея, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? (Иов 38:6,7).

105. КТО ТАКИЕ АНГЕЛЫ ХРАНИТЕЛИ?

Название Ангела хранителя взято из следующих слов Св. Писания: Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих (Пс. 90:11).

106. Для каждого из нас есть ангелы хранители. В этом удостоверяют нас следующие слова Господа Иисуса Христа: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного (Мф 18:10).

107. КТО ТАКИЕ ДЕМОНЫ?

Не все ангелы добры и благодетельны. Есть злые ангелы, которых иначе называют диаволами или бесами.

108. Они сотворены добрыми. Но стали злыми потому, что нарушили долг совершенного повиновения Богу и таким образом отпали от Него, и впали в самолюбие, гордость и злобу. По изречению ап. Иуды, это ангелы, не сохранившие своего достоинства, но оставившие свое жилище (Иуд 1:6).

109. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО “ДИАВОЛ”?

Слово диавол значит клеветник или обольститель.

110. ПОЧЕМУ ЗЛЫЕ АНГЕЛЫ НАЗЫВАЮТСЯ ДИАВОЛАМИ?

Злые ангелы называются диаволами потому, что будучи коварными в отношении людей, обольщая их, внушают им ложные мысли и злые желания. Об этом Иисус Христос неверующим иудеям говорит: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала, и не устоял в истине; ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи (Ин. 8:44).

Источник: www.sedmitza.ru

Патриарх Кирилл об ангелах Святитель Филарет (Дроздов). Слово в день Собора Святаго Архистратига Михаила (1821 год) Святитель Филарет (Дроздов). Слово в день Собора Святаго Архистратига Михаила (1823 год) Святитель Филарет (Дроздов). Слово в день собора св. Архистратига Михаила (1842 год)

Ангельские чины

Ангельские чины

Ангельские чины разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и низшую.

Высшая иерархия:

Серафимы (огненные) — пламенеют любовью к Богу и горят ею.

Херувимы — излияние премудрости, просвещения. Через них посылается истинное Богопознание.

Престолы — носящие Бога, служат правосудию Божию.

Средняя иерархия:

Господства — наставляют властителей мудрому управлению, учат господствовать над своей волей.

Силы — исполняют волю Божию. Творят чудеса, ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости святым.

Власти — укрощают силу диавола, ограждают людей от бесовских искушений.

Низшая иерархия:

Начала — начальствуют над ангелами, направляя их к исполнению Божьей воли. Им поручено управление вселенной, охрана стран, народов, племен.

Архангелы — благовестники, открывают тайны, укрепляют веру.

Ангелы — особенно близки к людям, охраняют верующих, удерживают от падений.

Епископ Александр (Милеант). Aнгелы благовестники воли Божией

Епископ Александр (Милеант)

Aнгелы благовестники воли Божией

Оглавление

Святой Архистратиг Михаил

Источник: www.fatheralexander.org

Кто такие ангелы? Каковы их цели и задачи? — Священник Владислав Мишин

Простые вопросы:
Кто такие ангелы? Каковы их цели и задачи?

Отвечает священник Владислав Мишин, клирик храма преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве, Москва:

— Слово «ангел» в переводе с греческого означает «вестник» и указывает на исполняемое этими бестелесными духами служение: возвещать людям волю Божию.

Об ангелах мы, прежде всего, узнаем из Священного Писания. Например, в книге Бытия говорится о Херувиме с огненным мечом, поставленном у врат рая, о видении патриархом Иаковом лестницы, по которой спускались и поднимались ангелы Божии. Пророк Исайя имел видение Серафимов в храме. В книге Псалмов пророка Давида неоднократно говорится об ангелах, например: «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе» (из псалма 90).

В Новом Завете мы встречаем многочисленные упоминания об ангелах: Ангел Гавриил возвестил Деве Марии благую весть, во время искушений в пустыне Господь наш Иисус Христос был с ангелами, Воскресение, Вознесение и другие события из жизни Спасителя отмечены присутствием ангельских сил.

Икона «Рождество Христово»

Икона «Рождество Христово»

Если мы откроем книгу Деяний Святых Апостолов, то и в ней найдем истории из жизни первых христиан с упоминанием ангелов. Например, ангел вывел апостола Петра из темницы. Об ангелах, как исполнителях воли Божией, многократно говорится в книге Откровения.

Из учения Церкви о духовном мире мы знаем, что ангельский мир разделился, и часть ангелов, сотворенных добрыми, нарушили долг совершенного повиновения Богу и отпали от Него. По мнению Святых отцов, сатана первоначально был самым совершенным из всех духов, одним из высших Ангелов, но со времени своего падения стал бесплотным существом, враждующим с Богом.

Мы, взрослые, существа грубые, а вот дети иногда видят своих ангелов хранителей и описывают взрослым именно так, как они изображаются на иконах.

Ангел Хранитель. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Ангел Хранитель. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Чтобы понять, как Ангел-Хранитель участвует в жизни человека, можно внимательно прочитать канон, обращенный к Ангелу-Хранителю, который есть почти в каждом молитвослове. В нем мы обращаемся к ангелу хранителю как к «заступнику и хранителю жизни моей». Просим, чтобы он «освободил от всяких бед», «очистил нас от всего скверного». В этом каноне, который читаем каждый раз, готовясь к Причастию, мы приобщаемся к опытному знанию Церкви о том духовном мире, о котором нам известно очень и очень немногое.

Источник: Фома.ру

 

 

Ангелы в Священном ПисанииПатриарх Кирилл. Об ангелахАнгелыСвятитель Василий Великий. Толкование на шестую главу книги пророка ИсаииАрхангел ГавриилСуществует ли зло?Мир духовный или ангельскийСвятитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. Слово в день Собора Святаго Архистратига Михаила (1821) Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Слово в день святого Архистратига МихаилаАнгел-хранитель

 

— Слово «ангел» в переводе с греческого означает «вестник» и указывает на исполняемое этими бестелесными духами служение: возвещать людям волю Божию.

Об ангелах мы, прежде всего, узнаем из Священного Писания. Например, в книге Бытия говорится о Херувиме с огненным мечом, поставленном у врат рая, о видении патриархом Иаковом лестницы, по которой спускались и поднимались ангелы Божии. Пророк Исайя имел видение Серафимов в храме. В книге Псалмов пророка Давида неоднократно говорится об ангелах, например: «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе» (из псалма 90).

В Новом Завете мы встречаем многочисленные упоминания об ангелах: Ангел Гавриил возвестил Деве Марии благую весть, во время искушений в пустыне Господь наш Иисус Христос был с ангелами, Воскресение, Вознесение и другие события из жизни Спасителя отмечены присутствием ангельских сил.

Икона «Рождество Христово»

Икона «Рождество Христово»

Если мы откроем книгу Деяний Святых Апостолов, то и в ней найдем истории из жизни первых христиан с упоминанием ангелов. Например, ангел вывел апостола Петра из темницы. Об ангелах, как исполнителях воли Божией, многократно говорится в книге Откровения.

Из учения Церкви о духовном мире мы знаем, что ангельский мир разделился, и часть ангелов, сотворенных добрыми, нарушили долг совершенного повиновения Богу и отпали от Него. По мнению Святых отцов, сатана первоначально был самым совершенным из всех духов, одним из высших Ангелов, но со времени своего падения стал бесплотным существом, враждующим с Богом.

Мы, взрослые, существа грубые, а вот дети иногда видят своих ангелов хранителей и описывают взрослым именно так, как они изображаются на иконах.

Ангел Хранитель. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Ангел Хранитель. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Чтобы понять, как Ангел-Хранитель участвует в жизни человека, можно внимательно прочитать канон, обращенный к Ангелу-Хранителю, который есть почти в каждом молитвослове. В нем мы обращаемся к ангелу хранителю как к «заступнику и хранителю жизни моей». Просим, чтобы он «освободил от всяких бед», «очистил нас от всего скверного». В этом каноне, который читаем каждый раз, готовясь к Причастию, мы приобщаемся к опытному знанию Церкви о том духовном мире, о котором нам известно очень и очень немногое.

Источник: Фома.ру

 

 

Если мы откроем книгу Деяний Святых Апостолов, то и в ней найдем истории из жизни первых христиан с упоминанием ангелов. Например, ангел вывел апостола Петра из темницы. Об ангелах, как исполнителях воли Божией, многократно говорится в книге Откровения.

Из учения Церкви о духовном мире мы знаем, что ангельский мир разделился, и часть ангелов, сотворенных добрыми, нарушили долг совершенного повиновения Богу и отпали от Него. По мнению Святых отцов, сатана первоначально был самым совершенным из всех духов, одним из высших Ангелов, но со времени своего падения стал бесплотным существом, враждующим с Богом.

Мы, взрослые, существа грубые, а вот дети иногда видят своих ангелов хранителей и описывают взрослым именно так, как они изображаются на иконах.

Ангел Хранитель. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Ангел Хранитель. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Чтобы понять, как Ангел-Хранитель участвует в жизни человека, можно внимательно прочитать канон, обращенный к Ангелу-Хранителю, который есть почти в каждом молитвослове. В нем мы обращаемся к ангелу хранителю как к «заступнику и хранителю жизни моей». Просим, чтобы он «освободил от всяких бед», «очистил нас от всего скверного». В этом каноне, который читаем каждый раз, готовясь к Причастию, мы приобщаемся к опытному знанию Церкви о том духовном мире, о котором нам известно очень и очень немногое.

Источник: Фома.ру

 

Чтобы понять, как Ангел-Хранитель участвует в жизни человека, можно внимательно прочитать канон, обращенный к Ангелу-Хранителю, который есть почти в каждом молитвослове. В нем мы обращаемся к ангелу хранителю как к «заступнику и хранителю жизни моей». Просим, чтобы он «освободил от всяких бед», «очистил нас от всего скверного». В этом каноне, который читаем каждый раз, готовясь к Причастию, мы приобщаемся к опытному знанию Церкви о том духовном мире, о котором нам известно очень и очень немногое.

Источник: Фома.ру

Ангелы в Священном ПисанииПатриарх Кирилл. Об ангелахАнгелыСвятитель Василий Великий. Толкование на шестую главу книги пророка ИсаииАрхангел ГавриилСуществует ли зло?Мир духовный или ангельскийСвятитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. Слово в день Собора Святаго Архистратига Михаила (1821) Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Слово в день святого Архистратига МихаилаАнгел-хранитель

Протоиерей Родион Путятин. — О злых духах

Протоиерей Родион Путятин

О злых духах

Из «Поучений катехизических»

Духи нечистые, нечистая сила, лукавый дух, демон темный, бесы нечистые, сатана, диавол, ангелы его… Кто это такие? По природе своей они такие же, как и добрые Ангелы, то есть и они – существа невидимые, бесплотные, одарены умом, волей и могуществом, только по своим свойствам злые. Да, это те духи или ангелы злые, которые не на Небе, а в аде, в преисподней. Их, этих злых ангелов, хотя меньше, чем добрых, но все же очень много, без числа много, целые легионы, и из них есть низшие, высшие, сильные, сильнейшие, злые, злейшие, и сатана, диавол – это главный, самый злой и сильный.

Место, где находятся злые духи, называется преисподнею, то есть местом самым низшим, отдаленнейшим от Неба и совершенно противоположным Небу, называется адом, то есть местом самым мрачным, темным, и просто называется тьмою кромешною, называется также геенною огненною, то есть местом, исполненным огня неугасимого, мучительного, и просто называется огнем вечным, мукою вечною. Что это значит? То это значит, что там, где злые духи, нет Божьего света, а всегда там мрак, вечно мрак страшный, ужасный мрак. Нет там и никогда не бывает никакой радости Божией, а всегда там печаль, воздыхание, мучения и страдания – мучения, как от огня, страдания до скрежета зубов.

Отчего же это место такое мрачное, страшное, отчего там такие страдания, мучения? Не место само по себе там такое, а злые духи, ангелы делают его таким. Что такое злые ангелы? Существа, которые Бога не любят, Бога не славят, о Боге не радуются, которые злы на Бога, злы, что Он благ, что Он людей любит, и которые, ненавидя Бога и все доброе и святое, делают только злое, пагубное, гибельное, то есть делают именно только то, что заставляет их самих мучиться, страдать, стенать, воздыхать. Так вот от них-то, от этих злых духов, не любящих славить Бога и радоваться о Боге, и нет света Божия, нет радости Божией там, где они; их-то и слышны там мучения, страдания, стоны, вопли. Злые ангелы до того злы, что хотят лучше мучиться, страдать, стенать, воздыхать, только бы Бога не славить, о Боге не радоваться, только бы, кроме зла, ничего не делать.

Отчего злы они? Всеблагий Бог ничего злого, вредного, пагубного не создал и никого из существ на зло, на муки, на страдания не сотворил. Всякое создание Божие служит всем во благо, в пользу, в радование, в веселье, и всякое творение сотворено Богом для наслаждения жизнью, для покоя, для радостей, для блаженства. Такими и для того были сотворены Богом и злые ангелы, то есть добрыми. Но они сами сделались злыми, сами не захотели быть тем, чем и для чего Бог сотворил их, не захотели быть спокойными, довольными, то есть не захотели радоваться, блаженствовать, хваля и благословляя Бога, сотворившего их.

Как злые духи дошли до такого состояния, что, зная, чувствуя, как гибельно, мучительно быть злым, однако же остаются злыми, не хотят не злиться, не хотят не мучиться, не страдать? Гордость довела их до того. Один из них, самый главный, денница, сиявший, подобно утренней заре, Божиим светом и красотой, преисполненный Божией радости и веселия, обладавший особым Божиим могуществом и крепостью, рассматривая свои совершенства, засмотрелся на себя и, забыв своего Творца, забыв, что все у него Божии дары, умолк, перестал петь Богу, возмечтал о себе и задумался: «Я могу, могу… с такими силами чего я не могу? О, я сам могу сделаться всеблаженным, вседовольным, Всевышнему подобным…»

Такое его мечтание о себе и молчание о Боге заметили под его влиянием и начальством находящиеся ангелы и тоже обратили внимание на свои достоинства, и тоже стали умолкать, забыв петь Того, Чьи они создания. И вот молчание о Боге на Небе стало распространяться, вот стала было затихать хвала Всевышнему; искушение было для всех Ангелов, все могли увлечься денницей. В это время Архангел Михаил вдруг громким голосом возгласил: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу; за ним миллионы торжественно воспели: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. И денница, не захотев присоединиться к поющим, пением их, как громом, пораженный, пал молнией с неба, а за ним и все ему подчиненные, единомысленные. Об этом-то падении денницы говорил Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, когда сказал: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк. 10, 18).

«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, и ангелы его низвержены с ним» (Откровение. 12, 7–9). Иллюстрация к Библии Гюстава Доре

«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, и ангелы его низвержены с ним» (Откровение. 12, 7–9). Иллюстрация к Библии Гюстава Доре

 

Духи нечистые, нечистая сила, лукавый дух, демон темный, бесы нечистые, сатана, диавол, ангелы его… Кто это такие? По природе своей они такие же, как и добрые Ангелы, то есть и они – существа невидимые, бесплотные, одарены умом, волей и могуществом, только по своим свойствам злые. Да, это те духи или ангелы злые, которые не на Небе, а в аде, в преисподней. Их, этих злых ангелов, хотя меньше, чем добрых, но все же очень много, без числа много, целые легионы, и из них есть низшие, высшие, сильные, сильнейшие, злые, злейшие, и сатана, диавол – это главный, самый злой и сильный.

Место, где находятся злые духи, называется преисподнею, то есть местом самым низшим, отдаленнейшим от Неба и совершенно противоположным Небу, называется адом, то есть местом самым мрачным, темным, и просто называется тьмою кромешною, называется также геенною огненною, то есть местом, исполненным огня неугасимого, мучительного, и просто называется огнем вечным, мукою вечною. Что это значит? То это значит, что там, где злые духи, нет Божьего света, а всегда там мрак, вечно мрак страшный, ужасный мрак. Нет там и никогда не бывает никакой радости Божией, а всегда там печаль, воздыхание, мучения и страдания – мучения, как от огня, страдания до скрежета зубов.

Отчего же это место такое мрачное, страшное, отчего там такие страдания, мучения? Не место само по себе там такое, а злые духи, ангелы делают его таким. Что такое злые ангелы? Существа, которые Бога не любят, Бога не славят, о Боге не радуются, которые злы на Бога, злы, что Он благ, что Он людей любит, и которые, ненавидя Бога и все доброе и святое, делают только злое, пагубное, гибельное, то есть делают именно только то, что заставляет их самих мучиться, страдать, стенать, воздыхать. Так вот от них-то, от этих злых духов, не любящих славить Бога и радоваться о Боге, и нет света Божия, нет радости Божией там, где они; их-то и слышны там мучения, страдания, стоны, вопли. Злые ангелы до того злы, что хотят лучше мучиться, страдать, стенать, воздыхать, только бы Бога не славить, о Боге не радоваться, только бы, кроме зла, ничего не делать.

Отчего злы они? Всеблагий Бог ничего злого, вредного, пагубного не создал и никого из существ на зло, на муки, на страдания не сотворил. Всякое создание Божие служит всем во благо, в пользу, в радование, в веселье, и всякое творение сотворено Богом для наслаждения жизнью, для покоя, для радостей, для блаженства. Такими и для того были сотворены Богом и злые ангелы, то есть добрыми. Но они сами сделались злыми, сами не захотели быть тем, чем и для чего Бог сотворил их, не захотели быть спокойными, довольными, то есть не захотели радоваться, блаженствовать, хваля и благословляя Бога, сотворившего их.

Как злые духи дошли до такого состояния, что, зная, чувствуя, как гибельно, мучительно быть злым, однако же остаются злыми, не хотят не злиться, не хотят не мучиться, не страдать? Гордость довела их до того. Один из них, самый главный, денница, сиявший, подобно утренней заре, Божиим светом и красотой, преисполненный Божией радости и веселия, обладавший особым Божиим могуществом и крепостью, рассматривая свои совершенства, засмотрелся на себя и, забыв своего Творца, забыв, что все у него Божии дары, умолк, перестал петь Богу, возмечтал о себе и задумался: «Я могу, могу… с такими силами чего я не могу? О, я сам могу сделаться всеблаженным, вседовольным, Всевышнему подобным…»

Такое его мечтание о себе и молчание о Боге заметили под его влиянием и начальством находящиеся ангелы и тоже обратили внимание на свои достоинства, и тоже стали умолкать, забыв петь Того, Чьи они создания. И вот молчание о Боге на Небе стало распространяться, вот стала было затихать хвала Всевышнему; искушение было для всех Ангелов, все могли увлечься денницей. В это время Архангел Михаил вдруг громким голосом возгласил: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу; за ним миллионы торжественно воспели: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. И денница, не захотев присоединиться к поющим, пением их, как громом, пораженный, пал молнией с неба, а за ним и все ему подчиненные, единомысленные. Об этом-то падении денницы говорил Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, когда сказал: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк. 10, 18).

«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, и ангелы его низвержены с ним» (Откровение. 12, 7–9). Иллюстрация к Библии Гюстава Доре

«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, и ангелы его низвержены с ним» (Откровение. 12, 7–9). Иллюстрация к Библии Гюстава Доре

С падением злых духов добрые Ангелы еще тверже стали в добре, еще ближе стали к Богу, еще пламеннее возлюбили Его, так что невозможно, чтобы они, непрестанно видя пред собой Господа Сил, могли перестать когда-нибудь Ему петь, о Нем радоваться. А падшие духи, не сделавшись спокойными, блаженными сами собой, подобными Всевышнему, навсегда остались злыми, навсегда отпали от Бога, так что невозможно, чтобы они когда-нибудь обратились к Богу, сделались добрыми. Вечно злясь, будут вечно мучиться, страдать, но не захотят от гордости блаженствовать по Божией милости.

Какое отношение злые ангелы имеют к людям?

Сами, без согласия людей, особенно без попущения Божия злые ангелы никакого не могут иметь влияния на людей и ни малейшего не могут делать нам зла. Но Бог, не желая стеснять ничьей свободы, попускает злым ангелам до времени делать для людей злое на земле, а люди по своей слабости склонны бывают слушаться их, соглашаться с ними на злое себе. Да, не стесняя свободы злых ангелов, Бог попускает им действовать на людей, но однако так, чтобы и они не употребляли насилия ни над одним человеком, чтобы тоже не стесняли ни в чем никогда свободы людей.

Как могут злые ангелы делать людям зло? Они, как и добрые Ангелы, и по уму выше, и по силам крепче людей. Главный из них по силе и влиянию на людей называется князем мира сего и князем власти воздушныя. Оттого-то на земле бывают такие ужасающие, бесчеловечные дела, каких люди, без участия злых ангелов так придумать не могли бы и без их содействия так исполнить были бы не в силах. И потому нет зла на земле, в котором бы злые ангелы не принимали участия, и нет погибшего, который бы погиб без их содействия.

Какое именно злые ангелы делают зло людям?

Бог желает всем людям добра, спасения, покоя, блаженства; злые ангелы этому противятся – главный из них оттого и называется сатаной, то есть противником Божиим, – противятся они воле Божией о людях и хотят, на зло Богу, чтобы все люди, подобно им, погибали, чтобы все были злы, мучились, страдали. И вот они стараются всячески, чтобы люди не знали Бога, чтобы не веровали в Него; вся забота их об этом, потому что злыми, погибшими, развратными, злодеями люди делаются, бывают именно от этого, от незнания Бога, от неверия в Него.

Что злые ангелы делают для того, чтобы люди Бога не знали, в Него не веровали? Прибегают к клевете, ко лжи, к обману, к обольщениям; потому-то главный из них и называется отцем лжи и диаволом, то есть клеветником и обольстителем. Да, злые духи лгут, клевещут, что и нет Бога, и заповеди Его вовсе не нужны, что и без Бога и без Его заповедей можно жить спокойно, весело, даже спокойнее будешь, если станешь жить и действовать по своей воле, по своему разумению. Вообще, что только можно придумать, сказать, написать против Бога, против Его бытия и свойств, против Его дел и учения, – все это злые духи в людях поддерживают, усиливают. А чем Бог на земле прославляется, что к познанию Его служит, что для славы Его делается, от чего воля Его исполняется, что во спасение людей устрояется, – все это злые духи стараются, ослаблять, уничтожать, затмевать, истреблять.

Так, они идолопоклонство поддерживают, чтобы люди ложным богам поклонялись, не знали истинного Бога; они сеют и поддерживают ереси, расколы – чтобы люди, живя по вере, ими самими выдуманной, не веровали в истинного Бога; они поддерживают клевету всякую на Святую Церковь, на ее учение и уставы, на ее учителей и пастырей, чтобы неверующие в Святую Церковь, внимая этим клеветам, не уверовали в нее, в которой одной поклоняются Отцу и Сыну и Святому Духу; они возбуждают, поддерживают везде притеснения, гонения на Церковь нашу Православную, чтобы в нас, верующих, ослаблять, колебать веру в Бога истинного. Они же, злые духи, мутят мир, поддерживая и усиливая раздоры, несогласия, мутят воду и воздух, возбуждая и распространяя пагубные волны, тлетворные ветры, чтобы люди, страшась, страдая, мучаясь, погибали, забывая Бога. Да, мир, то есть злые люди, силы противления – это жительство, достояние злых духов, где они действуют полновластно на погибель людей. Особенно злобу свою злые духи проявляют к душам умерших, усиливаясь удержать их в своей области, препятствуя им восходить на Небо, в Царство Божие.

Итак, вот чего хотят, чего всеми мерами домогаются злые ангелы: чтобы Царства Божия не было, то есть чтобы Бога никто не знал, чтобы никто в Него не веровал.

Есть ли у человека особый злой ангел, как есть Ангел хранитель? До крещения человек находится под властью злых ангелов; потому Святая Церковь при крещении отгоняет от оглашенных всякого лукавого, нечистого духа. Таким образом, при тебе, слушатель-христианин, нет особого злого духа, зато всякий из них всегда готов тебе делать зло, они ждут только на то знака твоего согласия.

Чем же мы даем знак злому духу, что мы согласны внимать ему, слушаться его? Мыслями, желаниями нашими злыми, неправыми, греховными. Да, когда я начинаю мыслить злое, неправое, греховное, желать злого, неправого, греховного, то этим даю знать злому духу, что я согласен слушать его, и он тотчас же начинает на меня действовать. И вот, по обычаю, клевеща мне на Бога, возобновляя в моей памяти со своими пояснениями все, что только я когда думал, слышал, читал, говорил против Бога и Его заповедей, обольщая меня, внушая, объясняя, доказывая, почему я могу, почему я должен, имею право, основание, нужду думать, мыслить, делать, говорить то, что хочу, чего желаю, что думаю. Так обольщаемый злым духом, я наконец, как злым вином упоенный, забываюсь, забываю, что Бог есть, и зло, неправда мной овладевают, и грех во мне царствует, и я… погиб!.. Все мы, слушатели, погибли бы, если бы Сын Бога Живого не пришел в мир грешных спасти.

Действуя на душу человека, злые духи могут действовать и на тело его, тревожа, смущая его дух и таким образом поддерживая его телесные болезни, усиливая их так, чтобы больной забыл о Боге или чтобы роптал на Него. Так злой дух делал с праведным Иовом Многострадальным, хотя и не довел его до того, до чего хотел. Злые духи могут даже вселяться в человека и мучить его тело, мучить страшными муками. Так они действовали и действуют в тех людях, которые называются бесноватыми.

«Привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить» (Евангелие от Матфея. 9, 32-33). Иллюстрация к Библии Гюстава Доре

«Привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить» (Евангелие от Матфея. 9, 32-33). Иллюстрация к Библии Гюстава Доре

Являются ли злые ангелы видимо человеку? Как добрые Ангелы по особому Божию повелению видимо являются, так и ангелы злые тоже только по особому Божию дозволению могут иногда видимо являться. Так, они в разных чужих видах являлись святым и подвижникам благочестия. Без особого же Божия дозволения и попущения, сами собой, самовольно злые духи видимо людям являться не могут; это невозможно для них, потому что они духи, не имеют плоти, никакого видимого для нас вида. Да и нам видеть злых духов очами телесными невозможно, и для них самовольно являться видимо нам тоже невозможно. Действуют иногда они, по-видимому, самовольно на нашу душу, когда поддерживают и усиливают в нас против нашего желания, нам на муку мысли нечистые, скверные, хульные против Бога и всего святого, божественного. Но то только нам так кажется, что самовольно, а в самом деле – и это часто бывает – и не без попущения Божия, и не без повода с нашей стороны, и притом не без пользы для нас – именно то бывает для смирения нас, для убеждения, что без Божией помощи мы и помыслить доброго не можем.

Итак, вот какое отношение имеют злые ангелы ко всем людям и к каждому из нас. Они враги нам, враги нашего спасения, враги нашего покоя, враги нашего блаженства. Да, они враги злые, сильные, но у нас против них – Бог всемогущий и Иисус Христос, ада победитель. При одной моей мысли, что есть Бог, при одном моем слове: Господи Иисусе, при одном на мне знамении крестном злые духи убегают от меня, расточаются, исчезают. Мучительные мысли, против нашего желания влагаемые в нашу душу злыми духами, те нечистые, скверные, хульные мысли, которые приходят иногда нам при самых святых занятиях, и эти мучительные мысли, стоит только спокойно дунуть и плюнуть на них, тотчас пропадают, исчезают.

Что ожидает в будущем злых духов?

Устами мучимых ими людей, так называемых бесноватых, говорили они Иисусу Христу, когда Он хотел их изгнать: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф. 8, 29). Итак, злых духов ждет мука, или, лучше сказать, они ждут муки, которая настанет после Второго пришествия Христова на землю и которая будет вечной. Да, мука существ злых, которые от гордости хотят лучше вечно мучиться, чем с мольбой обратиться к милостивому Богу, будет мукой вечной; огонь, ими себе уготованный, не угаснет вовеки.

Слушатели-христиане! Слышали вы о злых ангелах? Что они говорят нам? Конечно, то же, что все существующее говорит: есть Бог. Да, ангелы злые своим бытием, своей злостью и злобой, своими делами и страданиями говорят, что есть Бог; есть всемогущая, вечная благость, которая жизнь дает всему, что только может жить, существовать; есть всемогущая, вечная правда, которая по делам воздает всем, кто только может делать, действовать; есть всемогущая, вечная премудрость, которая одна все может объяснить и в свое время объяснит, что, почему так, а не иначе есть, бывает, будет.

Так, есть невидимая сила, нечистая, недобрая, есть духи злые, невообразимо злые, как люди есть злые, до невероятности злые. Но я не боюсь их, Господи, не боюсь, ибо Ты со мной, ибо верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. Аминь.

Источник: Православие и современность. Электронная библиотека

Ангелы Святитель Филарет (Дроздов) об ангелах Протоиерей Родион Путятин. О мире невидимом. «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым…» Протоиерей Родион Путятин. О добрых духах Чин сущностей Ангелов, демонов и человека Ангелы и бесы в духовной жизни по учению восточных отцов Мир духовный или ангельский Митрополит Сурожский Антоний (Блум). Об ангелах Слово в день воспоминания чуда Архистратига Михаила в Хонех Ложные Ангелы Почему допущено зло? Страшный Суд. Ад Можно ли спастись вне Церкви? Воздушная блокада, или где живут демоны О чудесах мнимых и истинных

О мире невидимом. Прот. Родион Путятин

Протоиерей Родион Путятин

О мире невидимом. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым…

Из «Поучений катехизических»

О мире невидимом. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым…

Кроме этого видимого мира, в котором мы живем, есть еще другой мир – невидимый, в котором тоже живут существа разумные. Потому-то Бог и называется Творцом всего видимого и невидимого. Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое… (Кол. 1, 16). Невидимое – это и есть невидимый мир, о котором будем беседовать.

Невидимого мира нам видеть нельзя; почему же мы знаем, что действительно есть этот невидимый мир? Потому знаем, что Бог открыл нам о нем и бывали различные явления из него. В Священном Писании и в писаниях святых отцов много тому примеров. И самый разум не отвергает бытия мира невидимого. Так, есть невидимый, духовный мир. Ведь потому только нельзя отвергать бытия мира невидимого, что мы его не видим. Невидимый мир только для нас невидим, а те, кто там живет, видят все в нем ясно, точно так, как мы теперь видим друг друга, и даже гораздо яснее.

Кто живет в этом невидимом мире? В нем живут Ангелы. Ангелы – это духи бесплотные, существа невидимые, духовные. Они по своей сущности то же, что наши души, имеют и разум, и волю, только они совершеннее и сильнее, чем мы, человеки. Да, Ангелы выше нас по уму, крепче нас по силам, дальше нашего умными очами видят, лучше нашего все знают, больше нашего все могут. Человек немного ниже Ангелов, но все же ниже (см.: Пс. 8, 6). Такими Ангелы были сотворены вначале.

Когда сотворены они, об этом в Священном Писании прямо нигде не говорится, только в книге Иова в одном месте говорится, что Ангелы восхваляли Бога велиим гласом, когда сотворены были звезды. Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси Ангели Мои (Иов. 38, 7). Значит, Ангелы сотворены до четвертого дня. В который же именно день? Некоторые святые отцы полагают, что Ангелы сотворены в первый день, когда сотворено Небо, под которым и разумеют они невидимый мир, это невидимое жилище бесплотных духов. Впрочем, нам довольно знать, что невидимое сотворено прежде видимого и Ангелы прежде человеков.

Все Ангелы сотворены добрыми и чистыми, но не все из них сохранили себя такими – некоторые из них возгордились, возмечтали о себе, не стали повиноваться Богу и таким образом отпали от Бога. Гордость всегда всех губит, людей и Ангелов, и неповиновение никого никогда к добру не ведет. Те Ангелы, которые остались Богу покорны, послушны, стали еще добрее, еще святее, еще тверже в добре, так что при помощи Божией благодати уже не могут и сделаться худыми, злыми. А те, которые отпали от Бога, стали теперь так злы, что им уже невозможно сделаться добрыми. Итак, Ангелы двух свойств: одни – добрые, чистые; другие – злые, нечистые. Как велико их число? Их так много, что в слове Божием о них говорится, что из них целые легионы злых, нечистых и тысячи тысяч, тьмы тем добрых, святых, поющих, взывающих и глаголющих: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея.

Да, и земля и небо полны славы Твоея, Господи! Аминь.

Источник: Православие и современность. Электронная библиотека

Об ангелах

Об ангелах

Из книги “Ангелы и демоны” (М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Издательство “Отчий дом”, 1996)

Кроме мира видимого, вещественного, есть мир невидимый, мир бесплотных духов, мир ангельский.

Что же такое ангелы? Ангел — слово не русское, а греческое; по-русски ангел значит вестник. А вестниками они называются потому, что Бог посылает их возвещать волю Свою.

Когда же сотворены ангелы? В библейской книге Иова сказано: Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси ангели Мои (Иов. 38, 7). Из этого видно, что ангелы сотворены прежде всех тварей видимых.

Что же за существа ангелы по своей природе? По своей природе ангелы — суть бесплотные духи, одаренные разумом и волею гораздо совершеннейшими, нежели какие имеет человек. Их ум гораздо светлее, их познания совершеннее, обширнее и яснее, чем наши; но и от них многое скрыто. Один только Бог всеведущ. Ангелы бесплотны и бессмертны, а потому не имеют нужды ни в пище, ни в одежде. Ангелы в одно мгновение могут сходить с неба на землю, однако же не могут в одно и то же время быть там и здесь. Они могут проходить сквозь затворенные двери. По причине этой величайшей их быстроты, ангелов обыкновенно и изображают с крыльями, в которых они, как духи, на самом деле не имеют никакой нужды.

Для чего же сотворены ангелы? Для того же, для чего сотворен и человек, т.е. чтобы прославлять Бога, любить Его и исполнять Его волю. Так, Бог посылал архангела Гавриила предвозвестить Пресвятой Деве Марии зачатие Спасителя. Ангела же послал удержать руку Авраама, который уже поднял нож, чтобы из послушания Богу заколоть своего сына Исаака. Посылаются ангелы и ныне в служение всем благочестивым и ищущим спасения людям для путеводительства их к Царству Небесному.

Но между этими святыми ангелами есть такие, которые очень близки к нам, которые от колыбели до гроба пребывают с нами неразлучно и берегут человека. Эти ангелы называются ангелами-хранителями. Но у каждого ли из нас есть такой ангел-хранитель? Есть, непременно есть, и сомневаться в этом никак нельзя. Ибо об этом говорит Сам Господь Иисус Христос: «Смотрите, не презирайте не одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 10), т. е. берегитесь делать зло малым детям, ибо у них есть ангелы-хранители, которые на небесах всегда предстоят Отцу Моему Небесному. Они Ему пожалуются, буде что худого вы делаете детям. Что сказано о детях, то разумей, православный христианин, и о всех людях без различия. Ибо всякий христианин равно Богу любезен, — младенец ли он или старец, муж или жена, богатый или бедный: все сотворены Богом, все почтены образом и подобием Божиим, все предназначены Богом к вечному блаженству, хотя не все живут так, чтобы удостоиться этого Царствия Божия. Господь всех нас одинаково любит и всем равно хощет спастися. И Святая Церковь наша каждый день испрашивает у Господа Бога всем чадам своим ангела-хранителя. «Подай, Господи, — вопиет, — ангела мирна, хранителя душ и телес наших». Сама молится и нам заповедует молиться ангелу-хранителю каждый вечер, когда ложимся спать, и каждое утро, когда встанем, чтобы он, хранитель и покровитель нашей души, простил нам все, чем мы его оскорбили во все дни жизни нашей.

Но все ли ангелы, т. е. бесплотные духи, заботятся о нашем спасении, все ли они добры и святы? Нет, не все. Есть и злые ангелы. Есть диавол и его ангелы. И они сотворены были Богом добрыми, но потом сделались злыми. Диавол хотел быть равным Богу. Вместе с другими ангелами, которых он успел заразить этою безумною мыслию, восстал против Бога и не захотел повиноваться Ему. За то изгнан из жилища светлых духов. Но, не имея возможности вредить Творцу, диавол всеми силами старается вредить человеку. Впрочем, надобно заметить, что он ничего не может сделать человеку, если Сам Бог не попустит. Без воли Божией он даже и в стадо свиней гергесинских не мог войти. Он «ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить” (1 Пет. 5, 8). Берегись же, православный христианин, берегись, чтобы не попасть к этому страшному врагу. Совершенно от тебя зависит быть в сонме ангелов Божиих или в скопище духов отверженных.