“Пастырь” Ерма. К. Е. Скурат

К. Е. Скурат

“Пастырь” Ерма

Из книги “Святые отцы и церковные писатели доникейского периода (I-III вв.)”

“Пастырь” Ерма, книга откровений, данных автору, имела большой авторитет в древней Церкви. Она содержится в числе канонических книг в Синайском кодексе. Ее цитируют святой Ириней Лионский, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген. Святой Афанасий Великий относит ее, как и “Дидахи”, к неканоническим книгам.

Написана на греческом языке, но имеется ранний перевод ее на латинский.

Сведения об авторе можно извлечь из содержания книги: жил он в Риме, был вольноотпущенником, имел семью, занимался торговлей, потерял почти все имущество во время одного из гонений, когда его предали родные дети. В последовавший период спокойствия получил откровения, содержащие призыв к покаянию, и повеление передать их Церкви.

Автором этой книги долгое время считали Ерма, упомянутого святым Апостолом Павлом в Послании к Римлянам (16, 14). Это признавали святой Ириней, Климент Александрийский, Ориген и др. Но в XVIII веке была открыта рукопись, называемая Мураториев фрагмент, содержащая список книг Нового Завета, где о книге “Пастырь” было замечено следующее: “Книгу “Пастырь” очень недавно, в наши дни, составил в Риме Ерм в то время, когда кафедру Римской Церкви занимал его брат Пий” (приблизительно между 140-м и 150-м гг.).

Таким образом, на основании этого свидетельства происхождение “Пастыря” следует отнести к первой половине II века. Этому соответствует ряд данных, имеющихся в самом тексте.

Содержание книги разделяется на три части: Видения (Visiones), Заповеди (Mandata) и Подобия (Similia).

Откровения даются Ерму Церковью, являющейся в образе старицы, и Ангелом, являющемся в образе пастыря, откуда происходит название книги.

В книге описано состояние Римской Церкви, современной автору, показаны нравственные недостатки ее членов: гордость пресвитеров и диаконов своим служением, корыстолюбие (в чем был повинен и сам Ерм), отречение некоторых членов Церкви от Христа во время бывшего гонения, и другие. Автор, угрожая близким пришествием Христовым, призывает всех к покаянию, пока еще есть время — “пока еще строится башня” (Подоб. IX, 32).

Нравственное и догматическое учение Ерма

Содержание “Пастыря” носит преимущественно этический характер. Автор преследует цели религиозно-нравственного обновления христиан, освобождения их от того духовного одряхления, в которое они впали по причине слабости веры в близость пришествия Господня. В противоположность этому нравственному одряхлению и омертвению Ерм выставляет строгие нравственные требования и сильно вооружается против богатства и привязанности к мирским благам, причем опирается на полученные им откровения от Бога, возвещающие близость пришествия Господа.

Нравственная идея Ерма отличается строго аскетическим характером. Особенно выставляются требования чистоты плоти — запрещаются всякие похотливые влечения. Христианин ни в коем случае не должен осквернять плоти своей, ибо, осквернив плоть, он оскверняет тем живущего в ней Духа Святого, а вместе с тем лишает себя подаваемой Им вечной жизни. Сам Ерм должен по получении откровения жить с женой своей, как с сестрой.

Высокое значение Ерм придает посту и молитве, рассматривая их как дела, заслуживающие особенной награды. Наряду с воздержанием, постом, отречением от мира общей чертой, отличающей поведение христианина в мире, является простота и невинность; кто обладает ими, тот подобен плодородной горе и стоит даже выше мучеников. Но, проповедуя строгий аскетизм, Ерм все-таки чужд того ригоризма, который был свойственен монтанистам. Строгий поборник чистоты плоти, Ерм допускает второй брак и не отвергает его как грех. Пост, по учению Ерма, следует понимать не столько в телесном, сколько в духовном смысле – как удаление от зла; притом телесный пост (совершенное воздержание от пищи) должен быть совершаем в целях милостыни, на которую должны идти все сбережения, полученные путем поста. Отречение от мира не доходит у Ерма до признания греховности богатства самого по себе. При всем нерасположении к богатству, мешающему вступлению в Церковь Христову (“круглые камни”), на богатство он смотрит, как на средство благотворения. Уважение к мученичеству и исповедничеству у Ерма велико: он исповедников ставит выше пророков, в полном согласии с тем значением, которое в то время стал приобретать этот институт. Но Ерм не считает, как монтанисты, мученичество подвигом, к которому должны стремиться христиане, и невинность, простоту сердца ставит даже выше его.

Заслуживает большого внимания учение Ерма о жизни Церкви, показанное ему в 3–м видении в образе строения башни. Он видел, что “на водах” строилась башня из блестящих квадратных камней шестью юношами (Ангелами). Им помогали тысячи мужей (низшие Ангелы), доставляя камни для постройки из воды или земли. Камни, доставаемые из воды, так хорошо приходились один к другому, что башня казалась построенной как бы из одного камня. Из камней, доставаемых из земли, одни употреблялись для постройки, другие складывались около башни, а некоторые далеко отбрасывались в сторону.

Ерму было объяснено, что башня — это Церковь, которая строится на водах Крещения. Камни квадратные и белые – Апостолы, епископы, учители и диаконы, достойно проходящие свое служение. Камни, доставаемые из воды, — мученики. Камни, доставаемые из земли, — новообращенные верные. Камни, оставляемые около башни, — грешники, готовые покаяться, а отбрасываемые в стороны, — грешники, не желающие раскаяться. Камни с недостатками (шероховатые, с трещинами и др.) означают членов Церкви, имеющих нравственные недостатки. Круглые камни, которые прежде употребления в постройку следует обтесать, означают христиан, имеющих богатство, и т. д.

Книга заканчивается призывом: “Не медлите, чтобы не окончилось строение башни, ибо ради вас приостановлено дело ее строения. Если не поспешите исправиться, окончится башня, — и вы не попадете в нее” (Подоб. X, 4).

Вопросы вероучения в книге непосредственно не излагаются. Но в ней встречаются глубокие мысли и выражения, прежде всего о Боге. “Един есть Бог, все сотворивший и совершивший, приведший все из ничего в бытие. Он все объемлет, Сам будучи необъятен, и не может быть ни словом определен, ни умом постигнут” (Запов. I).

Бог всемогущей силой Своей создал Свою Святую Церковь и все сотворил из ничего ради Святой Церкви Своей (Виден. II, 4).

Учение о Святой Троице выражено недостаточно ясно: Ерм Иисуса Христа всегда называет Сыном Божиим, Господом, но имя Сына прилагает и Святому Духу.

Эта неясность объясняется в основном тем, что подобные замечания высказывались попутно, не составляя главной цели книги.

Заслуживает внимания и указание на значение Крещения для вхождения в Церковь, а также ясное понимание особого служения пресвитеров и диаконов. Наименования “епископ” в книге нет, но следует предположить, что епископа (одного для Римской Церкви) автор имел в виду, когда указал, что ему было предложено отдать эту книгу Клименту, которому “предоставлено” сноситься с другими Церквами, — отослать книгу “во внешние города” (Виден. II, 4).

Большие разногласия породило учение Ерма о покаянии. И это потому, что в 4-й “заповеди” (§ 3) упоминается о мнении “некоторых учителей”, утверждавших, “что нет иного покаяния, кроме того, когда сходим в воду (для Крещения. – К. С.) и получаем отпущения прежних грехов наших”. Хотя пастырь и согласился с этим мнением, но добавил: “…милосердный Господь сжалился над Своим созданием и положил покаяние” после Крещения. Однако нельзя злоупотреблять милосердием Божиим: “Если же часто будет грешить и творить покаяние, — не послужит это в пользу человеку, так делающему, ибо с трудом он будет жить по Боге”. Значит, автор не отрицал возможности покаяния после Крещения, но увещал христиан жить в чистоте. Если же кто согрешит, — должен немедленно покаяться, прежде чем завершится “строение башни”. В результате покаяния в человеке должен совершиться нравственный переворот и должна проявиться готовность очищать себя молитвой и постом.

Текст приводится по изданию: К. Е. Скурат. Святые отцы и церковные писатели доникейского периода (I-III вв.). Учебное пособие по патрологии. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия, 2005

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *