IV век
6/19 сентября
Читать далее Память чуда, совершенного Святым Архистратигом Михаилом в Хонех
Собор Архистратига Гавриила, 26 марта (8 апреля н. с.)
Из “Настольной книги для священнослужителей. Неперемещаемые Праздники” Читать далее Собор Архистратига Гавриила. 26 марта/8 апреля. – С. В. Булгаков
На другой день после Благовещения Пречистой Девы Богородицы Церковь издавна постановила иерусалимским уставом и уставом великой обители святого Саввы праздновать собор святого архангела Гавриила особым днем и песнопением, почитая сего радостного благовестника. И поистине, особого чествования достоин тот, кто послужил таинству нашего спасения, принес Пренепорочной Деве весть о воплощении Бога-Слова в пречистой утробе Ее. Если заслуженный посол и земного царя, принесший в какой-нибудь город царское милостивое слово, принят бывает всеми гражданами того города с особенною честью, то тем более должно почитать особым празднованием пречестнейшего посла Небесного Царя, величайшего князя ангельского, пришедшего ко всему роду человеческому с премногомилостивейшим словом, возвещающим вечное наше спасение. И как велик сей посланник, который сам прежде открыл достоинство свое святому Захарии: “Я Гавриил, предстоящий перед Богом” (Лк. 1: 19), т. е. стоящий ближе других ангелов к престолу Божию. Как в земном царстве приближеннейший к царю сановник, более осведомленный о тайнах царских, несравненно выше других сановников, более удаленных от царя, – подобно сему и в царстве небесном святые ангелы, ближе предстоящие пред Богом, яснее созерцающие тайны Божии, сияют большею честью и славою, чем другие ангелы низших чинов.
Священное Писание повествует, что пред неприступною славою Божиею всегда предстоят семь ангелов высочайшего чина, начальствующих князей ангельских. В книге Товита пишется, что спутник юного Товии возвестил о себе, что он один из семи святых ангелов, предстоящих пред Богом. И святой Иоанн Богослов в книге Откровения своего воспоминает о сих семи начальствующих ангелах, говоря: “Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и идет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его” (Откр. 1: 4). В числе сих семи считается и Гавриил, вторым по числу, а после Михаила первым. Все они по именам исчисляются так: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил.
Если же кто спросит: почему Бог не послал к Пречистой Деве первейшего по чину из своих ангелов – Михаила, но второго за ним Гавриила, – тому да будет известно, что сии семь высших ангелов все равны по своему достоинству, и Михаил есть первый между ними только по числу. Каждый из них имеет свое особенное служение. Михаил – победитель супостатов; Гавриил – вестник Тайн Божьих; Рафаил – врач недугов человеческих; Уриил, будучи сиянием огня божественного, есть просветитель потемненных; Селафиил – молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и людей возбуждающий к молитве; Иегудиил – прославляет Бога: его служение в том, чтобы укреплять людей, трудящихся в чем-либо ради славы Божией и ходатайствовать о воздаянии за их подвиги; Варахиил – раздаятель благословений Божьих и ходатай, испрашивающий нам Божии благодеяния.
Итак, Михаил не был послан с благовестием к Пресвятой Деве потому, что его служение другого рода: держать всегда обнаженный меч, ополчаться против врагов и прогонять их. Послан же Гавриил, потому что то свойственно его служению – извещать таинства Божии. Он возвещал святому пророку Даниилу об освобождении людей Божиих из плена Вавилонского и о времени пришествия Мессии; он же возвестил святому Захарии о рождении Иоанна Предтечи от матери, неплодной. Он и святого пророка Моисея наставлял в пустыне при написании книги Бытия, передавая ему откровения Божий о первых родах и летах, начиная от создания мира. Благочестивое предание свидетельствует, что он благовестил святым праведным Иоакиму и Анне о зачатии Пречистой Богородицы и был Пренепорочной Отроковице ангелом-хранителем от самого зачатия и рождения Ее, и пищу Ей приносил во святое святых; он же посему благовестил Ей и о зачатии Сына Божия. Кроме сего, Гавриил был послан с благовестием и потому, что в самом его имени заключен предмет благовествования. Имя Гавриил значит “крепость Божия”, также “муж-Бог”. Итак, самым именем своим благовестник означает, что Бог крепкий, Владыка во утробе Девы соделывается совершенным человеком (мужем), т. е. является совершенным Богом и совершенным человеком, – совершенным не по возрасту телесному, а по крепости и разуму. Другие младенцы, зачатые в утробах матерей, ничего не разумеют, и нет в них никакой крепости, – напротив, Младенец, зачатый в девической утробе Преблагословенной Марии, с самого мгновения зачатия Своего обладал разумом неисповедным и крепостью непобедимою, и потому и в малом теле был мужем совершенным. Сие провидя, пророк говорит: “И приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз. Ибо, прежде нежели дитя будет уметь выговаривать: отец мой, мать моя, примет добычи Самарийские и богатства Дамаска” (Ис. 8: 3-4). Это значит, что Младенец, еще не могущий говорить, будет уже иметь великую силу и крепость побеждать врагов Своих. Прообразованием сего служило самое имя Гавриила, которое значит: Муж – Бог, Крепкий Бог. И сей Бог в самое время его благовещения, наитием Святого Духа, зачался в нетленной девственной утробе. Святой Прокл 2, патриарх Цареградский, так о сем рассуждает:
– Самое имя ангела чудесно по своему значению, ибо благовестивший Деве Марии называется Гавриилом. Этим именем он предвозвещал и преобразовал Богочеловека, имеющего прийти в Мир. Гавриил значит: Муж Крепкий, или Муж – Бог, происходит от слова Гавир, что значит: крепкий, или Бог, а в совокупности обоих речений это слово означает: Муж – Бог. Издревле еще предвозвестил сие Иеремия, говоря: “Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа” (Иер. 31: 22). Итак высок весьма сей посланник Божий и по значению своего имени, и по роду своего служения, а еще более по той тайне, от века сокровенной и ангелам недоведомой, которую ему первому открыл Бог и которую он принес Пречистой Деве. И чем величественнее была сия тайна вочеловечения Божия, чем выше она других тайн, чрез Гавриила же открытых прежде святым пророкам, тем большей чести с того времени, сподобился он в сонме самих ангелов почитаемый ими, как ближайший зритель внутреннейших и безвестнейших тайн Божиих.
Церковные учители, особенно Дионисий Ареопагит 3, согласно говорят о тех семи высших ангелах, что они всегда неотступно предстоят Богу. Другие ангелы посылаются на различные служения, а сии, как приближеннейшие к Богу, всегда пребывают у престола Божия. Для возвещения высочайших тайн Божиих и для явления большей силы Божией, и они также посылаются, как говорит святой апостол Павел: “Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение?” (Евр. 1: 14). Но какое же явление силы Божией больше и какая тайна выше, как не тайна воплощения Христова, недоведомого, непостижимого, несказанного. Итак, для возвещения такой великой тайны подобало быть посланным и ангелу великому, неотступному предстоятелю престола Божья, ближайшему зрителю тайн Божиих, каковым и был святой Гавриил.
Достойно внимания и то, к какому из девяти чинов ангельских в трех иерархиях принадлежит святой Гавриил. Некоторые думают, что он находится в третьей, низшей иерархии, и есть чиноначальник среднего чина между началами и ангелами, т. е. архангельского, определенного на возвещение великих дел Божиих. Так думают частью потому, что он называется архангелом, частью потому, что, как говорит святой Дионисий, посылаются на служение не высшие ангелы, предстоящие близ престола Божия, но только низшие ангелы, на то приставленные. Но достовернее то мнение, что святой Гавриил принадлежит к самому высочайшему чину серафимскому и не посылается в менее важных действиях воли Божией, но посылается для возвещения только величайших тайн Божиих, какова была тайна воплощения Божия, и архангелом он называется от того радостного благовестия, которое принес Пречистой Деве, и коим он исполнил радости не только Ее, но и всякое создание, не только дольнее (земное), но и горнее (небесное), как о сем воспевает святой Дамаскин 4: едино бо торжество обоим возсия, егда безплотный радость Тебе принесе 5. А что святой Гавриил должен быть причтен к серафимскому чину, – узнаем из того, что никакой другой чин не восходит ближе серафимов к престолу неприступной славы Божией, по неложному свидетельству святого Дионисия. По особому Божию распоряжению всякий чин ангельский имеет свое место: иные чины ближе, другие далее, а серафимский чин всех ближе к Богу, как говорит о сем Исаия: “Видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, вокруг него стояли серафимы, у каждого из них по шести крыл” (Ис. 6: 1-2).
А как святой Гавриил есть один из семи ближайших ангелов, предстоящих Богу, то он и должен быть чина серафимского, второй между серафимами. Согласно с этим святой Андрей Критский называет его одним из числа первейших ангелов, говоря: “Одному из первейших ангелов Бог повелевает возвестить таинство. Если же он был из первейших, то, конечно, из семи духов, всегда предстоящих Богу; и если из семи духов, то из серафимов. Ибо кто из ангелов выше серафимов? Кто ближе их к престолу Божию? Итак Гавриил есть серафим, высший в сем чине”.
Открывается сие еще и из того, что для великого дела Божия надлежало и послать великого ангела. А так как воплощение Слова было величайшим из дел Божиих, то и послан был для возвещения его высший из ангелов, святой Гавриил, как пишет о сем святой Григорий Двоеслов 6: “Для исполнения сего великого служения надлежало явиться и высочайшему из ангелов, ибо он возвещает несравненно высшее всех. Если некогда для прельщения Евы пришел главный князь тьмы, то надлежало также и к Пречистой Деве явиться для благовещения верховному князю небесного света, к пламенеющей серафимскою любовью к Богу Марии надлежало и быть посланным серафиму”.
Итак, будем усердно чтить Гавриила, как начальнейшего князя в ликах ангельских, как одного из ближайших к Богу семи серафимов, как всемирного архангела, возвестившего всему миру спасение; будем чтить его благоговейным поклонением и молитвенным пением, радостно совершая его память и воздавая ему благодарение за столь великие благодеяния его роду человеческому, какие он прежде и ныне оказывает, непрестанно моля о нас воплотившегося Бога. Молитвами святого архангела Гавриила да получим мы все оставление грехов!
О семи упомянутых здесь высших ангелах должно заметить, что только имена четырех из них означены в Священном Писании. Так, в книге Данииловой пишется, что святой Михаил помогает евреям, тогда еще благочестивым чтителям Бога (Дан. 10: 13); в послании Апостола Иуды говорится, что он, споря о теле Моисея с диаволом, сказал ему: “Да запретит тебе Господь” (Иуд. 1: 9); Иоанн же Богослов, в своем откровении пишет, что он сражался со змием. О святом Гаврииле известно также из книги Данииловой, что он открывал пророку, в будущем, сокровеннейшие тайны Божии (Дан. 8: 16), и в Евангелии святого Луки сказано, что Гавриил благовествовал Захарии о зачатии Предтечи (Господня), а Пречистой Деве Марии – о воплощении Бога-Слова (Лк. 1). О святом Рафаиле упоминается в книге Товита, где сказано, что он защищал молодого Товию от нечаянных напастей в пути, отогнал беса от девицы Сарры и возвратил зрение Товиту (Тов. 12: 15). О святом Урииле пишется в третьей книге Ездры, что он предлагал Ездре взвесить “тяжесть огня” (3 Езд. 4: 5).
О прочих же трех ангелах, хотя поименно и не упомянуто в Священном Писании, однако, по разумению некоторых богомысленных толковников Божественного Писания, можно думать, что Салафиил есть ангел, явившийся Агари в пустыне, когда она в глубокой скорби молилась; он сказал ей: “Услышал Бог голос отрока (Быт. 21: 17) и смиренную твою молитву”. Имя Иегудила усвояют тому ангелу, которого Господь обещал послать израильтянам в пустыне, чтобы он довел их до обетованной земли, воздавая тем награду хранящим заповеди Божий во славу Господа (Исх. 23: 22-23). О Варахииле думают, что он был в числе тех трех ангелов, которые явились Аврааму у дуба Маврийского, благословили Сарру разрешением ее утробы от неплодства и дарованием сына Исаака и прообразовали Святую Троицу: Отца, и Сына, и Святого Духа (Быт. 18).
Сии святые, высшие семь ангелов, из коих Михаил есть первый, а Гавриил второй, издревле были, по благочестивому разумению святой Церкви, изображаемы на иконах и почитаемы созиданием во имя их храмов. О сем церковная история повествует следующее:
Нечестивый император Диоклитиан 7, жестокий гонитель христианства, строя для себя в древнем Риме каменные термы 8, повелел взять множество христиан и посылал их на ту работу, под строгою и немилосердою стражею, которая мучила и удручала святых. Там можно было видеть по несколько тысяч святых страдальцев, кои работали, обливаясь потом и кровью, и множество их там было погублено мечом и различными казнями за Христа. Таким образом, посредством сего тяжкого труда создалось здание столь огромное и прекрасное, как бы царские палаты. Когда же, по прошествии многих лет, эллинское нечестие вместе с царями своими погибло, а христианство, со вступлением на престол царей христианских, восторжествовало по всей вселенной – тогда верующие, жившие в Риме, взирая на прекрасные термы Диоклитиановы, вспомнили, что это здание построено руками христиан, и, очистив его от скверн языческих, обратили его в храм христианский во имя семи главных небесных духов, архангелов и архистратигов ангельских сил: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила и Варахиила.
Риму стали подражать и другие города, как-то: Неаполь в Кампании 9 и Палермо в Сицилии 10, где также созданы были каменные церкви во имя сих семи начальствующих ангелов. Лица их изображены были на досках иконописью и мозаическою работою на стенах церковных, и каждый из них отличаем был от прочих особенными чертами, таинственно изображавшими их невидимое служение. Изображения ангелов были там следующие: Святой Михаил изображен был попирающим ногами Люцифера 11 и держащим в левой руке зеленую финиковую ветвь, а в правой – копье, на верху коей – белая хоругвь с вытканным на ней красным крестом 12; Святой Гавриил изображен был держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечою, а в левой – каменное зерцало из зеленого ясписа, по местам с красными крапинами 13. Святой Рафаил изображен держащим в левой руке немного поднятый сосуд с врачебными средствами, правою же – ведущим отрока Товию, несущего пойманную в реке Тигре рыбу 14. Святой Уриил изображен держащим против груди, в правой руке, обнаженный меч, а в левой, опущенной вниз, – пламень огненный 15. Святой Селафиил изображен с лицом и очами, склоненными вниз, и с руками, прижатыми к груди, как то бывает у человека, умиленно молящегося. Святой Иегудиил изображен держащим в правой руке золотой венец, а в левой бич из трех черных веревок с тремя концами 16. Святой Варахиил изображен несущим на груди своей на одежде белые розы 17.
Тропарь, глас 4:
Небесных воинств архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя нас припадающих прилежно и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник вышних сил.
Кондак, глас 8:
Пресветлыя, и Честныя, и Вседетельныя, Пренеизчетныя и Страшныя Троицы ты еси, архистратиже, славный служителю и молитвенниче; ныне непрестанно моли избавитися нам от всяких бед и мук, да зовем ти: радуйся, покрове рабом твоим.
Примечания
1 День празднования в честь архангела Гавриила назван днем “собора” потому, что христиане в этот день собираются вместе славить священными песнями святого архангела Гавриила.
2 Св. Прокл, патриарх Цареградский, жил в V в. и прославился как защитник православия против несторианства.
3 Дионисий Ареопагит – знатный афинянин, член афинского ареопага, обращенный в христианство проповедью св. апостола Павла. Из сочинений Дионисия Ареопагия особенно замечательны: “Περί της ουράνιας ιεραρχίας” (“О небесной иерархии”) и “Περί της εκκλησιαστικής ιεραρχίας” (“О церковной иерархии”).
4 Св. Иоанн Дамаскин – замечательнейший христианский песнописец и богослов VIII века. Память его совершается св. Церковью 4 декабря.
5 Седален 3 гласа.
6 Святой Григорий Двоеслов, папа римский, жил в VI в. Самое замечательное из его сочинений “Regula pastoralis” (“Правило пастырское”), трактующее о том, каков должен быть пастырь и как он должен исполнять свои обязанности. Наименование “Двоеслов” усвоено ему за его сочинение “Диалог о жизни итальянских отцов”, где рассказ ведется как бы двумя лицами.
7 Диоклитиан, римский император, царствовал с 284 по 305 г. и управлял восточною половиною Римской империи, западною же половиною управлял друг его Максимиан.
8 Термы – общественные бани, которые в Риме устраивались с особенным великолепием. При банях были места и для гимнастических упражнений.
9 Кампания – провинция в южной Италии. Эта провинция замечательна тем, что здесь впервые были отлиты колокола для церковного употребления, почему они и называются в церковном Уставе “кампанами” (по имени провинции).
10 Сицилия – один из больших островов Средиземного моря.
11 Люцифер (Lucifer) – “светоносец”, денница, утренняя звезда. В переносном смысле это название усвояется первому падшему ангелу – диаволу.
12 Белая хоругвь, украшающая копье св. архангела Михаила, обозначает его святость и чистоту, а крест знаменует, что бесплотные силы ведут борьбу с царством мрака и тьмы во имя креста и имени Христовых.
13 Зерцало обозначает, что св. архангел Гавриил есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого, фонарь же со свечою знаменует, что судьбы Божие бывают сокрыты до времени исполнения их и по самом исполнении постигаются только теми, кто неуклонно смотрит в зерцало слова Божия и своей совести.
14 Св. Рафиил, по верованию Церкви, испрашивает у Бога помощь и исцеление всем страждущим.
15 Это знаменует особенно сильную ревность по Боге сего архангела.
16 Этим знаменуется награда от Бога благочестивым и святым людям и наказание грешникам.
17 Св. Варахиил является как бы предвестником блаженства и нескончаемого мира в Царствии Небесном.
Источник: www.pravoslavie.uz
Ангелы в Священном Писании О мире духовном Ангел ангелу рознь Ангельские чины Дионисий Ареопагит. О Небесной иерархии Corpus Аreораgiticum Архангел Слово на Собор святого Архангела Гавриила Иконография ангелов Собор святого Архангела Гавриила (13/26 июля) Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила Молитвы, тропарь и кондаки Архангелу Гавриилу
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Архангелов:
Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила
8/21 ноября
ПразднованиеСобора Архистратига Божия Михаила и прочихНебесных Сил бесплотных установлено вначале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе,бывшем за несколько лет до I Вселенского Собора.Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отвергеретическое поклонение ангелам как творцам иправителям мира и утвердил православное ихпочитание. Совершается праздник в ноябре -девятом месяце от марта (с которого в древностиначинался год) – в соответствии с числом 9-ти чиновАнгельских. Восьмой же день месяца указывает набудущий Собор всех Сил Небесных в день СтрашногоСуда Божия, который святые отцы называют “днемвосьмым”, ибо после века сего, идущегоседмицами дней, наступит “день осмый”, итогда “приидет Сын Человеческий в Славе Своейи вси святии Ангелы с Ним” (Мф. 25, 31).
Чины Ангельские разделяютсяна три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждуюиерархию составляют три чина. В высшую иерархиювходят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всехПресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие,Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу идругих побуждают к ней. После Серафимов Господупредстоят многоочитые Херувимы(Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости,просвещение, ибо через них, сияющих светомБогопознания и разумения тайн Божиих,ниспосылается премудрость и просвещение дляистинного Богопознания. За Херувимами -предстоят Богоносные по благодати, данной им дляслужения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно инепостижимо носящие Бога. Они служат правосудиюБожию. Среднюю Ангельскую иерархию составляюттри чина: Господства, Силы и Власти.
Господства(Кол. 1, 16) владычествуютнад последующими чинами Ангелов. Они наставляютпоставленных от Бога земных властителей мудромууправлению. Господства учат владеть чувствами,укрощать греховные вожделения, порабощать плотьдуху, господствовать над своей волей, побеждатьискушения.
Силы(1 Пет. 3, 22) исполняютволю Божию. Они творят чудеса и ниспосылаютблагодать чудотворения и прозорливостиугодникам Божиим. Силы помогают людям в несениипослушаний, укрепляют в терпении, даруютдуховную крепость и мужество.
Власти(1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют властьукрощать силу диавола. Они отражают от людейбесовские искушения, утверждают подвижников,оберегают их, помогают людям в борьбе с злымипомыслами. В низшую иерархию входят три чина:Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала(Кол. 1, 16) начальствуютнад низшими ангелами, направляя их к исполнениюБожественных повелений. Им поручено управлятьвселенной, охранять страны, народы, племена.Начала наставляют людей воздавать каждому честь,подобающую его званию. Учат начальствующихисполнять должностные обязанности не радиличной славы и выгод, а ради чести Божией и пользыближних.
Архангелы(1 Сол. 4, 16)благовествуют о великом и преславном, открываюттайны веры, пророчества и разумение воли Божией,укрепляют в людях святую веру, просвещая их умсветом Святого Евангелия.
Ангелы(1 Пет. 3, 22) наиболееблизки к людям. Они возвещают намерения Божии,наставляют людей к добродетельной и святойжизни. Они хранят верующих, удерживают отпадений, восставляют падших, никогда неоставляют нас и всегда готовы помочь, если мыпожелаем.
Все чины Небесных Сил носятобщее название Ангелов – по сути своего служения.Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, аони, в свою очередь, просвещают остальных.
Над всеми девятью чинамипоставлен Господом святойАрхистратиг Михаил (имя его в переводе севрейского – “кто как Бог”) – верный служительБожий, ибо он низринул с Неба возгордившегосяденницу с другими павшими духами. А к остальнымАнгельским Силам он воскликнул: “Вонмем!Станем добре пред Создателем нашим и не помыслимнеугодного Богу!” По Церковному преданию,запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, онпринимал участие во многих ветхозаветныхсобытиях. Во время выхода израильтян из Египта онпредводительствовал им в виде столпа облачногоднем и столпа огненного ночью. Через него явиласьСила Господня, уничтожившая египтян и фараона,преследовавших израильтян. Архистратиг Михаилзащищал Израиль во всех бедствиях. Он явился Иисусу Навину и открыл волюГоспода на взятие Иерихона (Нав. 5, 13-16). Силавеликого Архистратига Божия явилась вуничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царяСеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивоговождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огнятрех святых отроков – Анании,Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжениеза отказ поклониться идолу (Дан. 3, 92-95). По волеБожией, Архистратиг перенес пророкаАввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львамизаключенному (кондак акафиста, 8). Архангел Михаилзапретил диаволу явить иудеям тело святогопророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).
Святой Архангел Михаил явилсвою силу, когда он чудесно спас отрока,брошенного грабителям в море с камнем на шее уберегов Афона (Афонский Патерик).
С древних времен прославленсвоими чудесами Архангел Михаил на Руси. ВВолоколамском Патерике приводится рассказ преподобного ПафнутияБоровского со слов татарских баскаков очудесном спасении Новгорода Великого: “А якоже Великий Новград никогда же не бысть взят отагарян … внегда по Божию попущению грех радинаших безбожный агарянский царь Батый Российскуюземлю поплени и пожже и поиде к Новому граду ипокры его Бог и Пречистая Богородица явлениемМихаила Архистратига, иже возбрани ему итти нанего. Он же поиде на Литовския грады и прииде кКиеву и виде у каменныя церкви над дверьминаписан великий Михаил Архангел и глагола княземсвоим указуя перстом: “сей мы возбрани поити наВеликии Новгород””.
Предстательства за городарусские Пресвятой Царицы Небесной всегдаосуществлялись Ее явлениями с ВоинствомНебесным, под предводительством Архистратига.Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу иАрхангела Михаила в церковных песнопениях.Архистратигу посвящено множество монастырей,соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнемКиеве сразу по принятии христианства былвоздвигнут Архангельский собор и устроенмонастырь. Архангельские соборы стоят вСмоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь вВеликом Устюге (нач. ХIII в.), собор в Свияжске. Небыло на Руси города, где не существовало бы храмаили придела, посвященного Архистратигу Михаилу.Один из главнейших храмов города Москвы -храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему.Многочисленны и прекрасны иконы ЧиноначальникаВышних Сил и его Собора. Одна из них – икона”Благословенное воинство” написана дляУспенского собора Московского Кремля, где святыевоины – князья русские – изображены подпредводительством Архистратига Михаила.
Из СвященногоПисания и Священного Предания известны такжеАрхангелы:
Гавриил– крепость (сила) Божия, провозвестник и служительБожественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26);
Рафаил– врачевание Божие, целитель человеческихнедугов (Тов. 3, 16; 12, 15);
Уриил – огонь или свет Божий, просветитель(3 Езд. 5, 20);
Селафиил– молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд.5, 16);
Иегудиил– славящий Бога, укрепляющий труждающихся дляславы Господней и ходатайствующий о воздаянии имза подвиги;
Варахиил– раздаятель благословения Божия на добрые дела,испрашивающий людям милости Божии;
Иеремиил– возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36). На иконах Архангелыизображаются в соответствии с родом их служения:
Михаил – попирает ногамидиавола, в левой руке держит зеленую финиковуюветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногдапламенный меч), на которой начертан червленыйкрест.
Гавриил – с райской ветвью,принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимсяфонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – влевой.
Рафаил – держит сосуд сцелительными снадобьями в левой руке, а правойведет Товию, несущего рыбу.
Уриил – в поднятой правойруке – обнаженный меч на уровне груди, в опущеннойлевой руке – “пламень огненный”.
Селафиил – в молитвенномположении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.
Иегудиил – в деснице держитзолотой венец, в шуйце – бич из трех красных (иличерных) вервий.
Варахиил – на его одеждемножество розовых цветов.
Иеремиил – держит в руке весы.
Источник: www.jmp.ru
Архимандрит Киприан (Керн)
Из книги “Литургика. Гимнография и эортология”
В Священном Писании есть намеки на неправильное почитание ангелов. Лаодикийский Собор своим 35 правилом осуждает “ангелолатрию”. Все это продиктовано, вероятно, чрезмерным поклонением небесным силам, может быть, под влиянием учения гностиков об эонах. Но к VIII веку уже определяется почитание архангелов Михаила и Гавриила. Храмы в их честь строились в Константинополе и раньше этого века. Один из них построен императором Анастасием I, второй обновлен императором Иустинианом. Были еще храмы в честь архангелов: около Аркадиевых бань, потом храм, построенный Василием Македонянином. Впоследствии коптская церковь постановила праздновать в честь бесплотных каждый месяц. В более позднее время возникли праздники в честь отдельных чудес, явленных архангелом Михаилом или Гавриилом.
Для эортологии большое значение имеет вопрос об установлении определенных календарных дат для того или иного праздника. При образовании календаря поместные церкви устанавливали память того или иного события по своему усмотрению. Определенное число, в которое данная область совершала поминовение какого-либо мученика, вовсе не отличалась абсолютной точностью. Иными словами, дата его памяти в данном календаре не обозначала всегда точного дня его кончины. Тот или иной месяцеслов или мартиролог мог у себя зафиксировать день перенесения мощей данного святого или их обретения, день освящения храма его имени, а иногда и самый день его мученической кончины, если таковой был сохранен в мученическом акте. Отсюда различия одной и той же памяти в разных календарях. Например, мученики Иулиания и Павел по одним календарям вспоминаются 4-го марта, по другим — 17 августа .
Если этим объясняется несоответствие памятей в календарях с фактическим днем “рождения в вечность” христианских мучеников, то естественно встает вопрос: чем руководствовалась Церковь, определяя день памяти ветхозаветных мучеников (братьев Маккавеев) или пророков Моисея, Илии, Исаии, Иеремии, день кончины которых совершенно не известен и восстановлен быть не может. Еще более недоумения вызывает дата празднования Собора бесплотных сил Михаила, Гавриила и других архангельских чинов. Естественно, что здесь могла иметь место только воля Церкви, у которой были какие-то свои соображения. Точно так же и в отношении новозаветных событий. Если можно без труда установить дату крестной смерти Господа по сохранившимся календарным записям, что и повело в древности к празднованию Пасхи, как недвижимого праздника в определенный день года, то день Рождества Христова, Преображения, Рождества Богородицы, Благовещения, Успения и пр. никакими датами установлен быть не может. Отсюда и разногласия в церковном предании: Рождество Христово, по Клименту Александрийскому, было 18-го апреля или 29-го мая; Африканская традиция установила его 28-го марта; по Ипполиту Римскому — 25-го марта; по восточной традиции — 6-го января; по западной, римской — 25-го декабря, день, который впоследствии и был принят всею Церковью, кроме армян, сохранивших 6-е января.
В установлении точности дат празднования Церковь руководствовалась нередко своими особыми, так сказ. “педагогическими” или миссионерскими соображениями. Фиксируя тот или иной день, Церковь имела в виду преодолевать какие-то местные традиции, пережитки прежних религиозных обычаев и т. д. По этому поводу очень полезно обратиться к эортологическим этюдам проф. В. В. Болотова, бесспорного авторитета в вопросах истории календаря, праздников, летоисчисления и пр. Он говорит: “Язычество, с которым ведет борьбу Церковь, есть не только религия, но и сложившийся известным образом быт. Доказать язычнику несостоятельность его представлений о богах и убедить его веровать в единого христианского Бога значило сделать много, но еще не все. Порвать свои житейские отношения с соседями-язычниками новообращенный не имел возможности. Нужно было сохранить его от рецидива, и праздники занимали едва ли не главное место между теми оружиями, которыми отвергнутое язычество могло вести партизанскую войну с побеждающим его христианством”. Он добавляет: “Учреждая во дни языческих празднеств свои праздники, Церковь выбивала из рук политеизма одно из последних средств обороны. Установить христианский праздник в день праздника языческого значило созвать христиан в церковь и поставить их под влияние таких воспоминаний, что для многих становилось потом психологически невозможно участвовать в языческих праздниках. Кто утром слышал о том, что среди шумного пира поведено было усекнуть голову большего из рожденных женами, у того язычески новогоднее настроение было уже на весь день испорчено”.
Этим принципом замены какого-либо языческого празднества воспоминанием о христианских событиях Церковь и руководствовалась очень широко. Очень много праздничных дат могут быть этим объяснены. Так в первую очередь наука объясняет западную римскую традицию праздновать Рождество Христово 25-го декабря.
Праздник архангела Михаила 8-го ноября — александрийского происхождения и заменил собою древнейший праздник Крещения Господня, установленный египетскою Церковью в противовес Крониям и торжествам в честь Усири.
Источник: www.holytrinitymission.org
Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хόнех (Колоссах)
6/19 сентября
В IV веке в древнем городе Хоны, который при апостоле Павле назывался Колоссами (во Фригии, недалеко от Иераполя), находился храм архистратига Божия Михаила. Он был воздвигнут усердием одного из жителей Лаодикии: его немая дочь исцелилась и получила дар речи, испив воды из целебного источника, находившегося близ места построения храма, после явления ее отцу архистратига Михаила.
Впоследствии на этом месте Архистратиг Божий не раз являл христианам свое заступничество.
В храме на протяжении 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый христианин Архипп. Однажды озлобленные язычники, видя, что проповедь блаженного Архиппа обращает в христианство большое число людей, задумали разрушить храм Архистратига Михаила и погубить Архиппа. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. Но по молитве Архиппа явился архистратиг Михаил, ударом своего жезла открывший в горе широкую расщелину; воды рек ушли в землю, и храм был спасен.
Тропарь Архистратигу Михаилу, глас 4
Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы, недостойнии, да твоими молитвами oградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя нас, припадающих прилежно и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник вышних сил.
Кондак Архистратигу Михаилу, глас 2
Архистратиже Божий, служителю Божественныя славы, Ангелов начальниче и человеков наставниче, полезное нам проси и велию милость, яко безплотных Архистратиг.
Ангельский мир Чудо в Хонех Михаил архангел Житие преподобного Архиппа Архистратиг Слово в день воспоминания чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) Невероятное спасение Сила веры Чудо Архангела Божия Михаила Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (8/21 ноября) Акафист святому Архангелу Михаилу
Собор Архангела Гавриила
26 марта/8 апреля
Гавриил (это имя в переводе означает “сила Божия”) — один из семи главных ангелов, возносящий молитвы людей к Богу. Он был избран Господом для извещения Деве Марии рождения от Нее Спасителя мира. В этот день Церковь благодарит и славит Бога и Пречистую Деву, а также почитает Архангела Гавриила, послужившего таинству нашего спасения.
Служение Архангела Гавриила известно еще по событиям Ветхого Завета: он возвещал человечеству о будущем Воплощении Сына Божия, вдохновлял пророка Моисея при написании им книги Бытия, пророку Даниилу открывал судьбы еврейского народа.
Святой Архангел Гавриил неотступно пребывал со святой Отроковицей Марией в Иерусалимском храме, предсказал святому Захарии о рождении сына Иоанна — Предтечи Господня, предупреждал Иосифа Обручника о замыслах Ирода. Когда Господь Иисус Христос перед вольными Своими страданиями молился в Гефсиманском саду, на укрепление Его был послан Гавриил. Архангел также передал женам–мироносицам радостную весть о Воскресении Христовом.
“Архангел Гавриил (сила Божия) в деле служения спасения является особым провозвестником и служителем всемогущества Божия, – говорит святитель Иннокентий, архиеп. Херсонский. – Так, должна ли открыться сила Божия в чудесном зачатии Предтечи от престарелых родителей, весть о сем зачатии возлагается на Гавриила. Должно ли произойти безсеменное зачатие Самого Сына Божия – честь благовестия о сем достается снова Гавриилу. Сей же Архангел, по мнению богомудрых мужей, послан был для подкрепления Спасителя в саду Гефсиманском и для возвещения Богоматери Ее всечестного Успения. Поэтому Церковь именует его “служителем чуда”. Но, служа чудесам, он по тому самому есть особенный служитель и таин Божиих. Святая Церковь изображает его иногда с райской ветвию в руке, которая им была принесена Богоматери, а иногда – в правой руке с фонарем, внутри которого горит свеча, а в левой – с зерцалом из ясписа. Изображает с зерцалом, потому что Гавриил есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого; изображает со свечою в фонаре, потому что судьбы Божии бывают сокрыты до времени исполнения их, и по самом исполнении постигаются только теми, которые неуклонно смотрят в зерцало Слова Божия и своей совести”.
Ангелы — наши старшие братья Гавриил О мире духовном Архангел Слово на Собор святого Архангела Гавриила О явлениях Архангела Гавриила Дохиарский колодец Иконография архангела Гавриила Деисусный чин. Архангелы Михаил и Гавриил Собор святого Архангела Гавриила (13/26 июля) Молитвы, тропарь и кондаки Архангелу Гавриилу
Собор святого Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных
8/21 ноября
Благочестно праздновать собор святых Ангелов святая Церковь приняла по преданию богодухновенных отцов, после того, как отвергла древнее нечестивое почитание ангелов, установленное еретиками и идолопоклонниками.
Еще в Ветхом Завете говорится, что люди, отступив от Бога, Создателя своего, стали поклоняться созданию Божию и делам рук своих, делая идолов по подобию видимой твари, принося жертвы солнцу, луне и звездам, в которых, по их мнению, находилась живая душа. В то время люди покланялись и приносили жертвы и Ангелам, о чем так сказано в книге Царств: “И отставил жрецов, которых поставили цари Иудейские, чтобы совершать курения на высотах в городах Иудейских и окрестностях Иерусалима, – и которые кадили Ваалу, солнцу, и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному” (4 кн. Царств 23:5), т. е. Ангелам, ибо они суть воинство небесное, по сказанному в Евангелии: “И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее” (Лук. 2:13). Такое неправильное почитание Ангелов было сильно распространено во времена святых Апостолов. Святый Апостол Павел о таком неправильном почитании так говорит: “Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы” (Кол. 2:18-19), т. е. Христа. Ибо были в то время некоторые еретики, казавшиеся по виду смиренными и с гордостью помышляющие своим воздержанием и чистым житием подражать Ангелам. Они учили творить поклонение Ангелам такое же, как и Самому Богу. Потом появились другие еретики, проповедывавшие, что Ангелы суть творцы видимой твари и, как бесплотные, выше и достойнее почитания, нежели Христос, Сын Божий; Архангела же Михаила называли богом евреев1. Наконец, иные, предававшиеся волхвованию и обольщавшие людей, под именем ангелов, призывали бесов и служили им, называя их ангелами. В особенности же такие ереси умножились в Колоссах2, принадлежавших к Лаодикийской митрополии, где многими тайно совершалось такое нечестивое, подобное идолопоклонству, почитание ангелов3. Когда же таковое неправильное почитание ангелов было осуждено и отвергнуто, то было установлено благочестивое и правильное почитание и празднование им, как служителям Божиим и хранителям рода человеческаго4. И в той же Колосской стране, где прежде тайно и нечестиво совершалось почитание ангелов, началось открыто совершаться православное празднование Собора Ангелов и стали устроять благолепные храмы во имя святого архистратига Михаила – начальника Ангелов. Так, в Хонах, над чудотворным источником, был построен благолепный и пречудный храм, в котором было явление святому Архиппу самого святого архистратига Михаила5.
Празднование Собора святых Ангелов установлено совершать в месяце ноябре – девятом от марта, первого месяца от сотворения мира, – для обозначения числа чинов ангельских, каковых чинов считает девять святой Дионисий Ареопагит6, ученик святого Апостола Павла, бывшего восхищенным до третьего неба (“Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба” (2 Кор. 12:2)), там видевшего различие чинов святых Ангелов и, объяснившего сие Дионисию, как своему ученику.
Девять чинов ангельских разделяются на три иерархии, – в каждой по три чина – высшую, среднюю и низшую.
Первую – высшую и к Пресвятой Троице ближайшую иерархию составляют: серафимы, херувимы и престолы.
Ближе всех к Творцу и Создателю своему предстоят боголюбивые шестокрылатые серафимы, как видел пророк Исаия, говорящий: “Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал” (Ис. 6:2). Они огнеобразны, как непосредственно предстоящие Тому, о Котором пишется: “потому что Бог наш есть огнь поядающий” (Евр.12:29). “Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь” (Дан. 7:9). “Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий” (Исх. 24:17).
Предстоя таковой славе, серафимы огнеобразны, по сказанному: “Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий” (Пс. 103:4). Они пламенеют любовью к Богу и других возбуждают к таковой же любви, как показывает и самое имя их, ибо “серафим” с еврейского языка значит: пламенеющий.
После серафимов пред всеведущим Богом, живущим во свете неприступном, предстоят в несказанной светлости многоочитые херувимы, более иных низших чинов сияющие всегда светом богопознания, ведением таинств Божиих и глубины Его премудрости, сами просвещаемые и других просвещающие. Имя их – “херувим” – по переводу с еврейского языка значит: многое разумение или излияние премудрости, так как чрез херувимов другим ниспосылается премудрость и подаётся просвещение умных очес для боговидения и богопознания.
Затем – пред Сидящим на престоле высоком и превознесённом предстоят богоносные (как называет их святой Дионисий Ареопагит) престолы, ибо на них, как на разумных престолах (как пишет святой Максим Исповедник), разумно почивает Бог. Богоносными же они называются не по существу, но по благодати и по своему служению, тогда как плоть Иисуса Христа, (как пишет святой Василий Великий), называется богоносною по существу, так как она соединена нераздельно с Самим Богом Словом. Престолы же называются богоносными не по существу, но по благодати, данной для их служения, – как таинственно и непостижимо носящие в себе Бога. Почивая на них непостижимым образом, Бог совершает Свой праведный суд, по сказанному Давидом: “ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный” (Пс. 9:5).
Посему чрез них преимущественно проявляется правосудие Божие: они служат Его правосудию, прославляют оное и изливают силу правосудия на престолы7 земных судей, помогая царям и владыкам производить праведный суд.
В средней иерархии также заключается три чина святых Ангелов: господства, силы и власти.
Господства – называются так потому, что они господствуют над прочими, которые следуют за сими чинами Ангелов, будучи сами свободными. Оставив же, как говорит святой Дионисий Ареопагит, рабский страх, они добровольно и с радостью служат непрестанно Богу. Также ниспосылают они силу к благоразумному владению и мудрому управлению поставленным от Бога на земле властям, дабы те хорошо управляли порученными им областями. Затем – они учат владеть чувствами, смирять в себе непотребные вожделения и страсти, порабощать плоть духу, господствовать над своею волею и быть выше всякого искушения.
Силы, исполненные божественной крепости, исполняют немедленно волю Всевышнего и Всемогущего своего Господа, крепкого и сильного. Они творят и превеликие чудеса и ниспосылают ту же благодать чудотворение угодникам Божиим, достойным таковой благодати, чтобы те могли творить чудеса, – исцелять всякие болезни и предвозвещать будущее. Святые Силы помогают и людям труждающимся и обремененным в несении возложенного на них какого-нибудь послушания, – чем объясняют свое имя – “силы” – и носят немощи немощных. Они также укрепляют каждого человека в терпении, – чтобы он не изнемогал в скорби, но с крепким духом и мужественно переносил все напасти, со смирением, благодаря за всё Бога, всё устрояющего к пользе нашей.
Власти – называются так потому, что имеют власть над диаволом, чтобы укрощать власть бесовскую, отражать наводимые ими на людей искушения и не допускать бесов причинять кому-либо вред в такой степени, в какой бы они желали. Власти утверждают добрых подвижников в духовных подвигах и трудах, оберегая их, чтобы они не лишились духовного царствия; борющимся же со страстями и похотями помогают отгонять злые помыслы, наветы вражии и побеждать диавола.
В низшей иерархии также три чина: начала, архангелы и ангелы.
Начала – называются так потому, что имеют начальствование над низшими ангелами, направляя оных к исполнению божественных повелений. Им поручено также управление вселенной и охранение всех царств и княжеств, земель и всех народов, племен и языков, ибо каждое царство, племя и народ, из небесного чина, называемого началами, имеют особого для себя хранителя и управителя всей своей страны8. Затем – служение этого ангельского чина (по объяснению святого Григория Двоеслова) состоит в том, чтобы наставлять людей воздавать каждому начальствующему честь, подобающую его званию. Наконец, Ангелы этого чина возводят достойных людей на различные почетные должности и наставляют их, чтобы они принимали власть не ради своего прибытка и пользы, не ради любочестия и суетной славы, но ради чести Божией, ради распространения и умножения святой Его славы и ради пользы ближних, – служа общим нуждам всех своих подчиненных.
Архангелами называются великие благовестники, благовествующие о великом и преславном. Служение их (как говорит великий Дионисий Ареопагит) состоит в том, чтобы открывать пророчества, познание и разумение воли Божией, что получают они от высших чинов и возвещают низшим чинам – Ангелам, – а чрез них -людям. Святой же Григорий Двоеслов говорит, что Архангелы укрепляют в людях святую веру, просвещая ум их светом познания святого Евангелия и открывая таинства благочестивой веры.
Ангелы – в небесной иерархии ниже всех чинов и всех ближе к людям. Они возвещают меньшие тайны и намерения Божии и наставляют людей добродетельно и праведно жить для Бога. Они приставлены для хранения каждого из нас – верующих: людей добродетельных поддерживают от падения, падших – поднимают, и никогда не оставляют нас, хотя бы мы и согрешили, ибо всегда готовы помогать нам, если только мы сами пожелаем.
Но и все высшие небесные чины называются общим именем – Ангелов. Хотя они по своему положению и по данной от Бога благодати и имеют разные наименования (как-то: серафимы, херувимы, престолы и прочие чины), однако все вообще называются Ангелами, ибо слово Ангел есть название не существа, но служения, по писанному: “Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?” (Евр. 1:14)
Служение же их различно и неодинаково, и каждый чин имеет собственное свое служение, ибо премудрый Создатель не всем в одинаковой мере открывает тайны Своего намерения, но от одних к другим, чрез высших просвещает низших, открывая им Свою волю и повелевая оную исполнять, как это ясно видно из книги пророка Захарии. Там говорится о том, как один Ангел после беседы с пророком, встретил другого, который повелел ему опять идти к пророку и открыть будущую судьбу Иерусалима: “И вот Ангел, говоривший со мною, выходит, а другой Ангел идет навстречу ему, и сказал он этому: иди скорее, скажи этому юноше: (т.е. пророку Захарии) Иерусалим заселит окрестности по причине множества людей и скота в нем. И Я буду для него, говорит Господь, огненною стеною вокруг него и прославлюсь посреди него” (Захар. 2:3-5). Рассуждая об этом, святый Григорий говорит:
– Когда один Ангел говорит другому: “иди, скажи“, – нет сомнения, что одни Ангелы посылают других, низшие – посылаются, высшие – посылают”9.
Точно также и в пророчестве Даниила находим, что один Ангел повелевает другому Ангелу истолковать видение пророку: “И услышал я от средины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: “Гавриил! объясни ему это видение!“” (Дан.8:16). Отсюда ясно, что ангелы высших чинов открывают Божественную волю и намерение Творца своего Ангелам чинов низших, просвещают их и посылают к людям.
Православная воинствующая церковь, нуждаясь в помощи Ангелов, празднует собор всех девяти чинов ангельских нарочитым молением, как и следует, в восьмой день сего месяца ноября, т. е. девятого месяца, ибо все эти девять чинов ангельских соберутся в день страшного Суда Господня, каковой день божественными учителями Церкви называется днем восьмым, ибо, говорят они, по окончании семи тысяч лет наступит как бы день восьмой.
“Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей” (Мф. 25:31). “И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их” (Мф. 24:31), т. е. от востока, запада, севера и юга.
О, если бы они тогда собрали к лику избранников Божиих и нас, Собор их с честью празднующих!
Над всеми вышепоименованными девятью небесными чинами Ангелов чиноначальником и вождём поставлен Богом святой Архистратиг Михаил, как верный служитель Божий10. Он во время пагубного впадения в гордость сатаны, его отступления от Бога и ниспадения в бездну, собрав все чины и воинства ангельские, велегласно воскликнул:
– Вонмем, станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу! Вонмем, что потерпели те, которые были созданы вместе с нами и доселе вместе с нами были причастниками божественного света! Вонмем, как они ради гордости внезапно от света впали во тьму и с высоты низверглись в бездну! Вонмем, как спала с неба восходящая заутра Денница11 и сокрушилась на земле!12
Говоря так ко всему собору Ангелов он, стоя впереди, начал с серафимами и херувимами и со всеми небесными чинами славить Пресвятую, Единосущную и Нераздельную Троицу, Единого Бога, согласно воспевая торжественную песнь:
“И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!” (Ис.6:3). Таковое соединение святых Ангелов получило имя Собора ангельского, ибо они совокупно и единогласно славят Отца, и Сына, и Святого Духа, – Святую Троицу, Ему же и от нас земных да будет слава во веки. Аминь.
Тропарь, глас 4:
Небесных воинств архистратизи, молим вас присно мы недостойнии: да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны припадающыя прилежно, и вопиющыя: от бед избавите ны, яко чиноначальницы вышних сил.
Кондак, глас 2:
Архистатизи Божии, служителие божественныя славы, ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите, и велию милость, яко безплотных архистратизи.
Примечания:
1 Относительно указанных еретиков святой Епифаний Кипрский в книге “о ересях” сообщает следующее: “они назывались саторнилианами – от Саторнила, родоначальника этой ереси. Саторнил жил в Сирии, близ Данфиса, где впервые распространил свое учение. Деятельным помощником у него был Василид, который распространял это учение в Египте. Учение их об ангелах сводилось к следующему: семь ангелов создали мир и всё, что в мире. Творение человека произошло так: ангелы, собравшись вместе, замыслили и сообща создали человека, по подобию приникшего свыше светлого образа… Но, когда был сотворён человек, ангелы по бессилию своему не могли довершить его творение. Человек, лежал на земле и был принижен наподобие пресмыкающегося червя до тех пор, пока Всевышняя Сила, приникнув и умилосердившись, ради собственного Своего образа и вида, из милости послала искру Своей силы и таким образом ею восстановила и оживотворила человека. Эта искра – душа человека, которой непременно должно спастись”.
2 Колоссы – многолюдный город в древней Фригии (в Малой Азии) при реке Ликусе (приток Меандра). В 65 г. по Р. X. этот город вместе с соседними городами Лаодикией и Иераполисом был почти совершенно уничтожен страшным землетрясением, но впоследствии был возобновлен и процветал до XII стол. Впоследствии назывался Хоны.
3 Как видно из 35 правила Лаодикийского собора, этим правилом осуждаются еретики молящиеся не Богу, а только ангелам, как бы творцам и правителям мира.
4 Поместный Лаодикийский собор, на котором 35-м правилом было отвергнуто нечестивое почитание ангелов и установлено правильное их почитание и празднование Собору их, был во времена святого Сильвестра, папы Римского, за несколько лет до Первого вселенского Никейского Собора. Этот Лаодикийский собор был в 319 г., а по мнению других, в 320 и 321 г.; епископов на том соборе было 32; председательствовал на нем митрополит Лаодикийский Нунехий.
5 Воспоминание о сем чуде совершается 6-го сентября.
6 Память святого Дионисия Ареопагита совершается 3-го октября. Учение об Ангелах изложено им в сочинении “О небесной иерархии”.
7 “Престолы земных судей” – образное выражение относительно пределов власти земных судей.
8 Учение о том, что каждый народ и каждое царство имеют своего Ангела, основывается на словах пророка Даниила 10:13, где говорится об Ангелах царства Персидского и Иудейского.
9 Святый Григорий Двоеслов. Толкование 4 на Евангелие.
10 По значению слова, Михаил есть Ангел, обладающий необыкновенною, беспримерною духовною силою. У пр. Даниила он представляется особенным защитником и покровителем народа Иудейского (Дан.10:13, 21; 12:1). В откровении св. Иоанна Богослова Архангел Михаил изображается защитником христиан и низложителем дракона с его ангелами: “была война на небе; Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и низвержен был великий дракон, змий древний, называемый диаволом и сатаною, с его ангелами на землю“; тогда в злобе своей он начал вредить Церкви Христовой и продолжает вести брань со святыми (Апок.12:1-17); но, в утешение верующим дается видеть в Откровении, что это исконная борьба с врагом нашего спасения окончится совершенною победою Агнца (гл. 19 и 20), и что в борьбе с змием мы имеем высших защитников и покровителей, во главе со святым Архангелом Михаилом. Почитание святого Архангела Михаила в православной церкви восходит к самым древним временам.
11 Денница – заря утренняя. Здесь под денницею разумеется отпадший ангел, сатана, который был сотворен Богом прежде мира видимого светлым духом, как бы восходящей, ясной утренней зарёй, но, возгордившись и восстав против Бога, низпал в бездну и подвергся вечному осуждению.
12 Святый Григорий Двоеслов. Толкование 4 на Евангелие.
Источник: www.pravoslavie.uz
Сегодня Собор Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных [1]. В греческом языке “ангел” значит “вестник”. Этим словом обозначали послов. В греческом тексте Нового Завета “ангелы Иоанна” – посланные ко Христу ученики Предтечи. Кто же такие собственно ангелы – бесплотные небесные силы?
Херувим как исключение из правил
Евреи почитали ангелов с древности. Получая заповеди, Моисей принял от Господа повеление поставить во Святая Святых золотые изображения херувимов. В древнееврейском искусстве херувимы представляли собой человекоподобные фигуры. Они были единственным исключением из правила, запрещающего создавать вырезанные из дерева или созданные другим способом образы и, конечно, поклоняться им.
В Силомской скинии два золотых херувима и ковчег составляли единое целое. Херувимы были изображены на каждой из десяти завес, ограничивавших пространство скинии, и на завесе, которая закрывала ковчег и золотых херувимов от посторонних глаз.
В Храме, построенном Соломоном, херувимов было больше. Их изображения вперемежку с изображениями пальмовых деревьев покрывали стены и двери храма. Как и в Скинии, два позолоченных херувима из оливкового дерева стояли над ковчегом.
Храмовые херувимы до сих пор представляют большую загадку для исследователей. Известно, что некоторые люди отождествляли херувимов с языческими идолами. Несведущие иноземцы могли воспринимать их как изображения богов, а потому начать поклоняться херувимам.
Эпоха восьмого дня
Возможно, в этом незнании и стремлении объяснить непонятное с точки зрения родного и привычного язычества коренится стремление поклониться херувимам и прочим ангелам. Немало христиан (бывших язычников) почитали ангелов как творцов и правителей мира. Это была одна из многочисленных ересей. В начале IV в. ее осудил Поместный Лаодикийский Собор. Он же установил сегодняшний праздник – Собор Архистратига Божия Михаила.
В те времена первым месяцем года считался март, девятым – ноябрь. Он был выбран для праздника в соответствии с числом ангельских чинов. Восьмой (по ст. ст.) день месяца был определен для праздника, потому что будущий Собор всех Сил Небесных святые отцы называют “днем восьмым”: в сем веке дни идут седмицами, а когда придет Сын Человеческий, наступит новая эпоха – “восьмой день”.
Какие бывают ангелы
Существует определенная иерархия ангельских чинов. Книгу “О Небесной иерархии” составил ученик апостола Павла Дионисий Ареопагит. Считается, что во 2-м послании к Коринфянам описано, как Павел был восхищен до третьего неба и слышал “неизреченные глаголы, которые человеку нельзя пересказать”. О том, какие существуют степени ангелов, он рассказал Дионисию.
В зависимости от близости к Пресвятой Троице есть три иерархии, каждая из которых содержит в себе три чина.
Высшая иерархия
1. Серафимы. В переводе с древнееврейского “Серафим” значит “пламенеющий”, потому что Серафимы пламенеют любовью к Богу и сами огнеобразны, подобно Господу, Который есть “огонь поядающий” (Евр. 12:29). У каждого Серафима шесть крыльев: двумя он закрывает свое лицо, двумя – ноги и с помощью двух летает. На храмовых росписях можно видеть изображения Серафима: человеческое лицо, которое обрамляют шесть крыл, а то и просто шесть крыльев, расположенных, как лепестки цветка.
2. Херувимы. Через Херувимов другим посылается премудрость для Богопознания. “Херувим” значит “многое разумение” или “излияние премудрости”. И если уж употреблять это название, то уж никак не при оценке миловидной внешности человека.
3. Престолы. По словам св. Максима Исповедника, на них непостижимым образом почивает Бог, поэтому через них совершается правосудие Божие. Они же оказывают помощь во всяком земном суде.
Средняя иерархия
1. Господства, которые помогают земным властям управлять подданными и учат владеть своими страстями.
2. Силы, которые творят чудеса и укрепляют людей во время скорбей и напастей.
3. Власти, имеющие власть над диаволом и помогающие людям в борьбе с бесами.
Низшая иерархия
1. Начала, которые направляют низших ангелов, управляют вселенной и охраняют все народы.
2. Архангелы, благовествующие и открывающие пророчества.
3. Ангелы, возвещающие людям меньшие тайны и ограждающие их от всякого зла (Ангелы Хранители). Греческое слово “ангел” значит “вестник”. Кстати, ангелами в Древней Греции называли дипломатов-посланников.
Считается, что своего Ангела Хранителя имеет не только каждый человек, но и каждая семья, общество и государство. В греческом переводе Второзакония есть такие слова Моисея: “Когда Всевышний давал уделы народам и рассеял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу Ангелов Божиих” (32: 8). В других переводах – по числу сынов Израилевых.
Над всеми ангельскими чинами поставлен Архистратиг Михаил (его имя переводится как “подобный Богу”).
В “Толковании на Четвероевангелие” Григорий Двоеслов рассказывает, что, когда сатана отступил от Бога и ниспал в бездну, Михаил собрал все чины ангельские и призвал их: “Станем добре перед Творцом и не будем думать о том, что противно Богу!”
В “Апокалипсисе” можно прочитать о войне, которую Михаил и ангелы вели против “дракона и ангелов его” и о том, что этот дракон был низвержен. Поэтому Архангела Михаила изображают с копьем и мечом в руке, а ногами он попирает дракона – духа зла (чем-то он напоминает св. Георгия).
Архангел Рафаил – “помощь”, “исцеление Божие”. Ему посвящена “Книга Товита”, в которой описывается, как он сопутствовал праведному молодому человеку по имени Товия.
Архангел Уриил – “свет”, или “огонь Божий”. Он просвещает умы людей откровением истин, воспламеняет сердца любовью к Богу.
Архангел Селафиил – “молитвенник Божий”. Когда Авраам изгнал Агарь, Селафиил явился ей в пустыне Вирсавии, спас ее и ее сына от жажды и возвестил, что от нее произойдет великий народ.
Изображается Селафиил с молитвенно сложенными на груди руками и склоненной вниз головой – в подобающей молитвеннику позе.
Архангел Иегудиил – “славящий Бога”, покровитель подвизающихся и монашествующих. По некоторым толкованиям, он, а не Михаил был тем ангелом, который в виде огненного столпа указывал израильтянам путь ночью.
Архангел Варахиил – “благословение Божие”. По верованию Церкви, он один из трех ангелов, которые явились Аврааму у Мамврийского дуба.
Источник: “Татьянин день”
Примечания:
[1] Празднование Собора святого Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных совершается Православной Церковью 8/21 ноября.
Ангелы Ангельские чины Михаил архангел Рафаил Серафимы Товит и Товия Херувим Архистратиг Дионисий Ареопагит. О Небесной иерархии Corpus Аreораgiticum Ангелология Об именах и ангелах. День Архистратига Михаила В день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Как изобразить непостижимое? Собор Архангела Гавриила Воспоминание чуда Архангела Михаила в Хонех
Воспоминание чуда святого Архистратига Михаила в Хонех (Колоссах)
Празднуется 6/19 сентября
Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех
Воспоминание чуда Архангела Михаила в Хонех
Воспоминание чуда святого Архистратига Михаила в Хонех
Погребняк Николай, протоиерей. Чудо в Хонех: история и святыни
Память чуда, совершенного Святым Архистратигом Михаилом в Хонех (IV)
Рекомендуем также: