Схиигумен Авраам (Рейдман). О самонадеянности

Схиигумен Авраам (Рейдман)

О самонадеянности

(Евангелие от Луки, 51 зачало, глава X, стихи 16-21)

Схиигумен Авраам (Рейдман). Фото: www.sestry.ru

Священное Писание и Божественное Евангелие, как самая значимая часть Священного Писания, сообщают нам лишь то, что необходимо для нашего спасения. Можно даже сказать, что Писание сообщает не все, а лишь самое главное, потому что кроме него существует еще и Священное Предание, без которого правильно понять и тем паче в полноте уразуметь учение Церкви невозможно. Предание содержит в себе Священное Писание, которое находится в нем как в некоем ковчеге. Однако даже самые малые изречения Священного Писания, как бы намеки, несут в себе великий смысл по причине того, что оно является Откровением свыше, то есть имеет небесное, Божественное происхождение. Эти изречения необходимы для нашего спасения и, кроме того, удовлетворяют даже нашей любознательности, открывая для нас тайны духовного мира.

Отправляя своих учеников на проповедь, Господь сказал им: «Слушаяй вас, Мене слушает, и отметаяйся вас, Мене отметается, отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя» (ст. 16). Тот, кто проповедует Меня, проповедует Бога, и кто не принимает Меня как Сына Божия, считая лишь человеком, тот отметается и Родившего Меня, Пославшего Меня – так говорит Господь наш Иисус Христос по смирению. Слушающий апостолов и всех истинных последователей Христовых слушает Самого Господа Иисуса Христа. Потому нужно и слухом, и мыслью с особенным вниманием обратиться к тому, что говорится далее, ведь Сам Господь наш Иисус Христос открывает духовные тайны и объясняет то, что происходило, может быть, даже до сотворения видимого мира.

«Возвратишася же седмьдесят с радостию, глаголюще: Господи, и беси повинуются нам о имени Твоем» (ст. 17). Ученики изумлялись той силе, которая через них и в них действовала: они призывали имя Господа Иисуса Христа – и демоны выходили из бесноватых. Действительно, это имя подразумевает не только человеческое, но и Божественное естество облекшегося в плоть Сына Божия. «Беси повинуются нам о имени Твоем». Кто же такие эти «беси», демоны? Спаситель открывает эту тайну в кратком, но многозначительном изречении: «Рече же им: видех сатану яко молнию с небесе спадша» (ст. 18). Вот откуда произошли демоны: ниспадший с неба сатана увлек за собою часть Ангелов. Из Херувима он превратился в дьявола, а последовавшие за ним Ангелы из-за внушенной им дьяволом гордости сделались бесами и демонами. Никто из людей видеть этого не мог, потому что было это либо вообще до сотворения видимого мира, либо до сотворения человека. Господь Иисус Христос, как Бог, видел сатану, спадшего с неба подобно молнии. Под небом нужно понимать, конечно же, не то видимое телесными глазами пространство, которое находится над нами и которое мы называем словом «небо» или «небеса». Речь идет о небе не в таком узком житейском смысле и даже не в философском или научном, возникающем тогда, когда мы рассуждаем о том, что находится вне того мира, который мы видим, но в то же самое время в пределах мира вещественного. Под «небесами» нужно понимать Ангельские миры: «Видех сатану яко молнию с небесе спадша». Точнее не «спадша», а отошедшего от Ангелов, от того мира, который назван единым словом – небеса. Таким образом, в этих словах нам уже не только открыто о бытии демонов (присутствие их все так или иначе ощущают, наблюдая либо бесноватых, либо действие страстей в людях как будто бы здравых в душевном отношении), но и дан намек на существование Ангельского мира, названного словом «небеса».

«Се, даю вам власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию; и ничесоже вас вредит» (ст. 19). Под этими словами имеются в виду не сами по себе змеи и скорпионы, ведь само выражение «вся сила вражия» подразумевает нечто большее. Продолжая, Спаситель поясняет: «Обаче о сем не радуйтеся, яко дуси вам повинуются» (ст. 20), то есть под змеями и скорпионами нужно понимать злых духов, которых можно сравнить только с этими вредоносными, отвратительными и страшными существами.

«Радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех» (ст. 20). Что здесь подразумевается? В буквальном ли смысле имена написаны на небесах, словно на скрижали, или это образное выражение? Я думаю, что слова Господа следует понимать так: имена апостолов записаны в некоем удаленном от них месте, как бы в далекой стране, где-то в вышних сферах, то есть они известны Ангелам. И в молитве мы обращаемся к Богу Отцу: «Отче наш, Иже еси на небесех». Таким образом, Спаситель говорит ученикам, чтобы они радовались не тому, что им повинуются падшие духи, а тому, что о них знают Ангелы, а следовательно – заботятся, молятся, защищают. Эти слова можно понимать и в другом смысле. «Превратившиеся в демонов падшие Ангелы вместе с дьяволом, как молния, спали с неба, а вы, – говорит Спаситель, – заполните их места, имена ваши уже там записаны, вас там ожидают».

«В той час возрадовася духом Иисус и рече: исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем» (ст. 21). Спаситель, как Всеведущий Бог, знает о том, что люди, победившие демонов, будут вместе с Ангельскими воинствами ликовать и славить Бога. Это знание вызвало в Нем сильнейшую радость, и Он в некоем духовном восторге воскликнул: «Исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли». Он называет Отца Господом людей, находящихся на земле, и Ангелов небесных, и потому святые Ангелы и святые люди составляют единое воинство.

«Яко утаил еси сия от премудрых и разумных» – так Спаситель называет тех, кто рассчитывает найти истину собственными усилиями. Такие люди думают, что способны самостоятельно познать истину, однако ищут ее не там, где должно, и потому не могут ее найти, она от них скрывается. Это происходит не потому, что Господь утаивает истину от них, но потому, что они ведут себя самонадеянно и сами от нее удаляются. Священное Писание образно говорит, что истина открывается «младенцам», то есть тем, кто не надеется на свой разум, кто видит, что сам по себе, без Божия вразумления, он младенец. Среди таких «младенцев» были очень мудрые люди, великие мужи и богословы, например Иоанн Златоуст и Василий Великий, а в апостольские времена – апостол Павел и апостол Лука, люди весьма образованные, и многие другие. Поэтому под младенчеством нужно понимать не ограниченность умственных способностей, а смирение. Человек сознает свое убожество и потому ищет вразумления свыше. Под «премудрыми и разумными» нужно понимать не тех, кто превосходит других людей умственными способностями, образованием и знаниями, но, скорее, тех, кто надеется на свой разум. Самонадеянным может быть и человек весьма скудоумный (и таких, к сожалению, очень много), что бывает особенно смешно.

Господь открывает нам истину – истину о будущей жизни. Эта истина познается теми людьми, которые воспринимают ее с младенческой верой и смирением, выражающемся в том, что человек считает свой разум равным разуму младенца, вообще не способного ни к какому мышлению. Когда человек так смиряется, так думает о себе, так смиренномудрствует (прекрасно это святоотеческое выражение – «смиренномудрие», то есть смиренное о себе мудрование), тогда ему открывается истина и о падших демонах, и об их вожде, сатане. Тогда ему дается сила попирать их и он познает истину о том, что человеческая душа, а впоследствии и воскрешенное тело, будут сопричислены к лику Ангельскому. Человеку открывается, что Ангелы участвуют в человеческой деятельности и защищают истинных рабов Божиих, служащих Богу. Если же мы холодны, если сердце наше очерствело, то мы едва-едва, с сомнением, только умом принимаем это учение. Мы как бы не верим до конца в истинность откровения о мире Ангельском и о будущей жизни. Значит, в нас есть качество, которое мешает нам увидеть действительность как она есть, и она остается для нас тайной. Это качество – самонадеянность, это качество – мнение о себе.

Мы думаем, что мы премудры и разумны, и самонадеянно пытаемся познать истины, открывающиеся только смиренным людям. В нашей душе возникают сомнения, мы колеблемся, забываем о вечности и начинаем суетливо заботиться о земном, впадая или в нерадение, или, еще хуже, в неверие. Наша душа терзается, и мы не находим этому причины. А причина проста. Ее открыл Господь Иисус Христос, ясно сказав, что Божественная истина открывается младенцам. «Ей, Отче, – говорит Он, – яко тако бысть благоволение пред Тобою» (ст. 21). Как бы в восторге Он обращается к Отцу, говоря, что в том и состоит благая Божия воля, чтобы смиряющиеся познавали истину, а горделивые пребывали во тьме.

Если мы хотим с верой совершать свое спасение, то мы должны быть воистину как младенцы. Конечно, нам далеко до того, чтобы ясно ощущать невидимый мир: мир демонов, враждующих против нас, и мир Ангелов, которые нас защищают, способствуют нашему спасению, помогают нам исполнять волю Божию, покрывают нас от всякого зла. Однако из церковной истории мы знаем, что такого «младенческого» состояния человек достигнуть способен. Вы помните повествования из патериков о том, как святые видели Ангелов, открывавших им Божественные истины, видели они и козни демонов. Эти люди смирились умом, то есть смиренно о себе мыслили.

Зачем нам нужно знание, удаляющее нас от истины? Лучше быть невеждами, которые познали истину, видят и созерцают вечность, общаются с Ангелами и попирают демонов, чем мудрецами, пребывающими во тьме. Конечно, из святоотеческих книг, излагающих учение Православной Церкви об Ангелах и падших духах, можно почерпнуть много теоретических сведений. Но будет гораздо полезнее, если мы, не зная каких-то подробностей, познаем истину опытно, познаем ее так, что она станет для нас некоей спасительной силой, а не отвлеченным знанием, не приносящим никакой пользы. К сожалению, и святоотеческие книги, и Священное Писание из-за нашей гордости могут послужить поводом для надмения, затмить наш разум, и мы будем искать истину только умом, не прилагая усилия к тому, чтобы исполнить читаемое.

Для своего спасения мы должны познать самое главное: нужно стать младенцем, смириться и увидеть себя беспомощным и по телесным возможностям, и по умственным способностям. В этом случае нам откроется истина, и мы сможем уподобиться древним святым. Не нужно думать, что раньше, например в IV или V столетии, все было возможно, а сейчас духовный мир от нас как бы удалился. Это не так. Но мы сами удалились от Бога из-за нашего нерадения, происходящего от гордости и лукавства.

21 ноября 2000 года

Источник текста и фотографии: Ново-Тихвинский женский монастырь

Схиигумен Авраам (Рейдман). О том, что Ангелы помогают людямАнгелы в Житиях святых, ПатерикахСобор святого Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных (8/21 ноября) Ангелы Архангел Михаил архангел Об именах и ангелах. День Архистратига Михаила Собор Архистратига МихаилаРога и копыта. Кто такие бесы, и нужно ли их бояться

Слово на день Архангела Михаила. Митрополит Московский Платон (Левшин)

Оглавление

Слово святое говорит, что брань была на небеси, и ныне празднуемый Архангел Михаил стал противу сопротивников, и сверг их с горняго селения в места преисподния. Брань и на небеси! чего мы должны ожидать на земли? Селение блаженства, покоя и тишины, стало быть возмущенно: юдоль земная, юдоль плача, превращения и непостоянства, как может остаться спокойною? Но на небеси Архистратиг брань утишил, и от заразы возмущения небо очистил. Кто нам покой наш возставит, и мятущуюся землю кто успокоит?

Читать далее Слово на день Архангела Михаила. Митрополит Московский Платон (Левшин)

О явлениях Архангела Гавриила. Митрополит Филарет (Вознесенский)

Митрополит Филарет (Вознесенский) [1]

О явлениях Архангела Гавриила

Церковь Православная, кроме воскресного дня, завтра празднует еще память св. праведных пророка Захария и жены его пророчицы Елизаветы, которых Господь удостоил быть родителями великого праведника Иоанна Крестителя, о котором Сам Господь сказал, что из рожденных женами нет никого больше. Родителями Иоанна Крестителя Господня были св. праведный Захария и св. праведная Елизавета. Есть два евангельских повествования, которые невольно приходят на ум, как такие, которые можно сравнить между собой: это Благовещение архангела Гавриила Преблагословенной Деве Марии о том, что Она будет Богоматерью, что от Нее родится Спаситель мира; а также благовестие архангела Гавриила святому праведному Захарии пророку, в то время, когда он совершал богослужение в Иерусалимском храме и вошел в алтарь, чтобы там совершить каждение.

Неожиданное появление вестников неба вызвало смущение и у того и у Другого, как бы испуг. Впрочем, о Божьей Матери сказано, что Она, услышавши приветствие архангела Гавриила, смутилась и размышляла, что это за приветствие такое, с которым он к Ней обратился. Про Захарию тоже сказано, что он смутился и страх напал на него. На Божию Матерь такой страх не напал, потому что, по преданию, архангел Гавриил и раньше Ей являлся, Она смутилась только от необыкновенного приветствия, которое услышала. Архангел Гавриил, видя, как Захария испугался, говорит: «Не бойся, Захарие, молитва твоя услышана и твоя жена Елизавета родит тебе сына и многие о рождении его возрадуются». Таким образом и Дева Мария и праведный Захария услышали радостное благовестие от вестника неба, но их реакция была совершенно разная. Дева Мария сначала, в порядке чисто человеческих размышлений, только спросила ангела: «Как это может быть? Как Я могу сделаться Материю, когда мужа не знаю?» Т.е., Она указывает на то, что дала обет девства, до смерти ненарушимый и ни в коем случае ему не изменит и не нарушит его. Как же Она может сделаться Матерью? Вполне естественно человеческое недоумение, почему архангел Ей и объяснил: «Дух Святый найдет на Тя и Сила Вышняго осенит Тя», т.е., это будет сверхъестественным действием Божиим, благодатным действием. Как только Она услышала это разъяснение, с Ее чистейших уст слетели те чудные слова, которые Митрополит Филарет Московский называл «благовестием от земли к небу». — «Се Раба Господня, — сказала Она, — да будет Мне по глаголу Твоему». Ни тени сомненья: раз архангел объяснил Ей то, что могло Ее в этом отношении удивить, сейчас же полное принятие воли Господней — Она — Раба Господня, раба не рассуждает, а смиренно повинуется воле господина.

Совсем другое было у Захарии. Когда он услышал благовестие ангела, то говорит: «Как это может быть: я уже стар и жена моя стара, как мы можем быть родителями?» В его словах было определенное недоверие к словам благовестника неба, почему архангел Гавриил и говорит ему, что он послан с неба благовестить это Захарию, а за то, что он не веровал его благовестию, он онемеет, лишится дара речи до самого того момента, когда сбудется предсказание архангела о рождении его сына. Причем, характерно, что когда Захария вышел из алтаря, и действительно оказался нем, то, говорит Евангелие, он объяснялся с народом знаками. Толкователи Евангелия полагают, что он при этом еще и слух потерял, не слышал, раз он знаками объяснялся. Вероятно, и ему также знаками отвечали. Так предполагают некоторые толкователи Священного Писания.

Это нам с вами пример, как должно принимать волю Господню, как должно принимать волю Божию. Изумительный пример такой преданности воле Господней показала нам Дева Мария, а у Захарии пророка проявилась немощь человеческая, за которую он получил уже наказание от ангела за то, что не поверил его словам. И мы знаем из Евангелия, что как только Иоанн Предтеча родился, Захарию спросили, как назвать новорожденного? Он потребовал дощечку и написал на ней: «Иоанн — будет имя ему». Тогда-то разверзлись узы его языка, и он стал говорить и начал с того, что начал благословлять Бога и пророчествовать.

Преданность Девы Марии воле Господней, как она назидательна для нас! Вот так должен человек всецело на волю Божию полагаться, довериться Господу Богу всецело! Когда-то великий праведник Русской Земли, мудрый Оптинский старец Амвросий одной монахине сказал, как бы указывая на основу, по которой должен направляться ее монашеский путь: «Иди, куда поведут; делай, что тебе покажут, и все тверди: Да будет воля Твоя!» Аминь.

Примечания

[1] Митрополит Филарет (Вознесенский, Георгий Николаевич, 1903 — 1985). На Соборе 1964 г. был избран Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей. Скончался 8 (21) ноября 1985 г. В 1998 г. нетленные останки были перенесены из крипты кладбищенского Успенского храма в собор Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в г. Джорданвилль (США).

Источник: Православие и современность. Электронная библиотека

Ангела-Хранителя у Господа просим. Архиепископ Питирим

Архиепископ Волоколамский Питирим

Ангела-Хранителя у Господа просим

8/21 ноября

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, братия и сестры, мы совершаем празднование в честь Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В величании праздника, именуя Архангелов и Ангелов, Херувимов и Серафимов, славящих Господа, мы вспоминаем среди прочих Небесных Сил бесплотных и нашего Ангела-Хранителя. Задумаемся о том, как легко нам размышлять над примерами святых, примерами из Святого Евангелия и получать назидание и как трудно постоянно обращаться с молитвой к тому, кто ближе всех к нам, кто постоянно бдит о нашем спасении, размышлять и беседовать о святых Ангелах.

Много лет я совершаю службу Божию в храме. Сколько за эти годы совершено молебнов святым угодникам Божиим, к которым наши прихожане обращаются и с молитвенной благодарностью, и с просьбой о благодатной помощи, сколько прочитано записок о здравии, о спасении, о болящих… И буквально единичны просьбы совершить молебен Ангелу-Хранителю. А ведь святой Ангел-Хранитель неотступно пребывает с нами. Как и все Ангелы, слуги Божии, он поставлен служителем нашего спасения. Задумаемся над этим, братия и сестры, вспомним пример из Святого Евангелия.

Однажды ученики просили Господа: Научи нас молиться (Лк. 11, 1), и Господь в Своей проповеди оставил всем нам священную молитву, которую каждый из нас знает на память. В ней есть слова: Отче наш, Сущий на Небесах… да будет воля Твоя и на земле, как на Небе (Лк. 11, 2). Мы просим Бога, чтобы Его святая воля, исполняемая беспрекословно и в полноте святыми Ангелами на Небесах, так же исполнялась нами здесь, на земле.

Господь также сказал окружавшим Его людям: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят Лице Отца Моего Небесного (Мф. 18, 10). Значит, меньшие, смиренные имеют наибольшее дерзновение пред Богом, потому что их Ангелы-Хранители непрестанно ходатайствуют пред Лицом Божиим о них. Если не будете как дети, то есть не будете «меньшими», не войдете в Царствие Небесное. Еще Никодим, мудрый старец, учитель народа иудейского, спросил Господа Иисуса Христа: неужели второй раз родиться нужно для того, чтобы войти в Царство Небесное? Христос ответил ему с упреком: ты — учитель Израилев и не можешь понять, что нужно возродиться духом, чтобы войти в Царство Небесное (Ин. 3, 3-11). И вот теперь, братия и сестры, соединим в одно эти три примера. Итак, мы молимся, мы хотим, чтобы здесь, на земле, было так, как в Царствии Небесном. Но Господь говорит, что в Царство Небесное войдут только те, кто уподобятся «меньшим», а это значит, нужно возродиться, как бы родиться вновь, стать столь же чистыми, столь же искренними, как дети. Тот, кто придет в это состояние, получит великое дерзновение пред Богом ходатайствами своего Ангела-Хранителя.

Наши церковные обычаи предоставляют одно очень назидательное свидетельство. В древности, когда постригали в монашество, давали скругленную, облегающую голову инока шапочку, наподобие такой, какую носят дети. Ныне только в одеянии Патриарха Московского, так называемом куколе, сохранена эта древняя традиция. Именно монашеское покаяние становится свидетельством второго рождения, именно такое одеяние, которое привычнее видеть на детях, является внешним выражением того, что прежде всего необходимо стяжать чистый и мирный дух. И пусть никто из нас не может сказать, что достиг такого состояния, но каждый должен помнить, что мы призваны обрести его. И потому мы молимся: Ангела мирна, верна, наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.

Дважды во время Литургии, когда совершается великое священное Таинство Евхаристии, мы просим об этом. За вечерней и утреней, во время домашней утренней и вечерней молитвы мы просим, чтобы Господь дал нам Ангела-Хранителя. Для чего? Для того, чтобы нам вторично родиться, чтобы в душе нашей были мир и незлобие, чистота и радость и чтобы эти чувства проявлялись искренно, непосредственно от сердца. И вот тогда, братия и сестры, молитва наша: да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли, — будет сильна, Господь услышит ее. Помолимся же сейчас ревнителю и грозному хранителю Престола Божия Архистратигу Михаилу, всем незримым Силам бесплотным и прежде всего нашему Ангелу-Хранителю, чтобы даны были нам чистое сердце, мирный дух, пламенная крепкая вера. Аминь.

Печатается по: Журнал Московской Патриархии. 1986. № 1. С. 41-42.
Журнал Московской Патриархии. 2003. № 11 (ноябрь).

Источник: www.jmp.ru

Митрополит Московский Платон (Левшин). Слово на день Архангела Михаила

Оглавление

Слово на день Архангела Михаила

Когда приносим мы Господу Богу молитвы свои во храмах ему посвященных, тогда церковь велегласно воспевает: иже Херувимы тайно образующе: то есть, что мы в тот час таинственным, сокровенным образом, Херувимов изображаем, представляем, им подражаем. Раздельны между собою небо и земля: но совокупны тем, что един есть Бог и на небеси и на земли: совокупны же и тем, что на небеси его прославляют Херувимы и прочые Ангельские чины; а на земли мы удостоились также его прославлять, и един составлять лик с Херувимами: иже Херувимы тайно образующе. Благословят святое имя славы Божия и все твари: ибо вся в нем живут, вся им движутся, и вся им состоят. Но Ангел и человек особенными устроены быть славы его проповедниками: и как-бы великий прославления Божия долг, коим обязаны все твари, возложен на них одних. Ибо они одни разумом одарены и просвещены знанием совершенств Божеских. Прославляют его все твари, но в лице Ангелов и человеков: а Ангелы и человеки прославляют его в собственном лице своем: но в тоже время приемлют на себя и лице всех тварей, и их долг самими собою исполняют.

Но между Ангелом и человеком есть то различие, что Ангельский чин собственным чистаго естества своего движением стремится к прославлению Бога; а человек, хотя также в душе своей чувствует к тому движение, но при том имеет нужду и подражать в том Ангелам: иже Херувимы тайно образующе. Но какую нужду имеет человек подражать в том всему Ангельскому хору; а особливо Херувимам, разсмотрим.

Известно нам из слова Божия, что Ангелы непрестанно славят седящаго на престоле славы Господа, вопия ему победную песнь: Свят, свят, свят Господь Саваоф (Исаии гл. 6, ст. 3). Бог не требует прославления: славы его и без того исполненны суть и небо и земля. Он есть бездна совершенств неограниченная, которая ни умножена, ни умалена быть не может. А Ангелы прославляют его для блаженства естества своего. Они устроены разумными органами собою движущимися и одушевленными: органы таковые не могут не издавать сладчайшаго и согласнаго пения, доколе суть таковыми органами. Так как солнце, доколе есть солнцем, не может не сиять: и благовонный цвет, доколе есть таковым, не может не испускать благовония.

Я думаю, что сие самое изображал оный олтарь, который видел Исаиа пред престолом славы Господни. Возжжен был на олтаре том огнь, и испускал курение благовонное наполняющее дом славы. Светом присносущным возжены и Ангелы, яко великие и нетленные солнцы: доколе они таковыми; то не могут не гореть, не могут не изпускать курения славы исполняющаго дом Божий: и они-то кажется и суть самый оный олтарь пророком виденный.

Мы в сем святейшем звании им подражать должны. Ибо хотя и позабыли мы Бога, и с пути своего совратилися; но паки по благодати Иисуса Христа приведены на путь правый, и познали его. Кто же взирая на солнце, может не удивляться красоте его? Кто взирая на пространство неба, не почудится безмерности величия его? Познавая мы Бога, а в нем по мере сил своих и его совершенства превосходные, безконечные, неизмеримые, как не придем во удивление, во изумление, в ужас, и в восторге страха и радости, не возопием к нему со Ангелами: Свят, свят, свят Господь Саваоф: исполнь небо и земля славы его (Исаии гл. 6, ст. 3)?

Ангелы то творят по благодатному естеству своему, как выше сказали мы. Но нам, кроме естественнаго сходственнаго со Ангелами движения, обстоит в том нужда и другая. Ангелы, по естеству ли или по благодати, но уже грешить не могут. Естество их всегда расположено ко благому, и от всякой нечистоты или падения удалены. Мы еще не достигли сего совершенства. С плотию связаны: со страстями боремся. Ежечасно можем пасть и сокрушиться. Таковое падение бывает, когда мы покорим себя страсти: а страсти превозмогают, когда разум помрачится; разум же помрачается тогда, когда удаляемся от Бога; и тем более помрачается, чем меньше и реже в мысли мы его себе представлять будем. Подобно, как кто удаляется от солнца, или света, тот остается во мраке: и чем более удаляется, тем темнее становится.

Ты должен прославлять Бога; для того ли, чтобы умножить его славу? Но малейшая капля умножит ли всех вод и бездн глубину? Нет! ты должен его прославлять для себя, для славы и чести своей, для своего совершенства, чтоб не помрачиться, чтоб не пасть, чтоб не согрешить. Ибо прославление Божие не бывает одним языком, а паче умом и сердцем. Гласом разума, устами сердца и точнее и громогласнее возгласишь ты славу Божию. Прославлять же умом и сердцем не можеш ты Бога, разве когда в уме твоем есть свет его истиннаго познания, а в сердце совершенная к нему любовь. При сем свете темнота тебя не объемлет, весь мрак суетных ко греху склоняющих воображений изчезает. При сей любви сила страстей плотских и мирских ослабевает.

Послушай, что говорит евангелие: От сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы (Матф. гл. 25, ст. 19) и прочия беззакония. Почему же из сердца, кое впротчем создано благим, таковая нечистота изтекает? Потому, что нет в нем Бога: ни мысль о нем не помышляет, ни сердце его не желает: почему необходимо и следует, чтоб и мысль таковая была в заблуждении, и сердце в развратности. И для того Пророк говорит: Несть Бога пред ним: оскверняются путие его на всякое время (Псал. 9, ст. 25, 26). Но в ком присутствует всегда Бог, того путие не оскверняются: ибо евангелие точно говорит, что Чистии сердцем суть те, кои Бога зрят (Матф. гл. 5, ст. 8).

Я мню, что Ангелы святые не могут согрешить не по естеству своему; ибо они суть не Бог; но потому, что по евангельскому словеси, Выну видят лице Отца небеснаго (Матф. гл. 18, ст. 10). Осияваемый всегда солнцем может ли быть во мраке? Мысль чиста, понеже просвещенна Богом; а потому и сердце чисто. Прославляй убо Бога; то есть всегда воображай его, всегда помышляй о нем; а потому и мысль твоя просветится, и сердце воспламенеет к нему любовию; а любовь таковая изженет всякую любовь нечистую. Почему мы, яко ко греху всегда преклонные, еще более имеем нужды прославлять Бога, нежели самые Ангелы утвержденные в благодати безгрешия.

Но почто в прославлении Божии повелено нам подражать, не всем токмо Ангелам; но особенно Херувимам? Иже Херувимы тайно образующе. По испытанию великих умов учителей церковных Ангелы разделяются на разные чины; и особенное каждый чин имеет себе назначенное от Бога служение. О всех их чинах и служениях теперь изъяснять не достанет времени. О Херувимах только скажем, что слово Божие представляет нам Бога седящаго на Херувимах. Седит Бог на Херувимах, не телесным образом, как мы: не буди то: Духь есть Бог (Иоан. гл. 4, ст. 24): но седение Божие означает, что Бог на Херувимах обретает успокоение святейшия воли своея; находя волю Херувимов чистою и с своею пресвятою волею сходственною. Седит кто на престоле, тот вместе и успокоевается, и представляется величественнее. Бог чистотою воли Херувимския успокоевается, услаждается, но вкупе изъявляет и величество благости своея, что оныя совершеннейшим образом творит причастными и Херувимов. Нам повелевается подражать Херувимам: Иже Херувимы тайно образующе. Давно просит Бог от человека сердца: Сыне! даждь ми сердце твое (Притч. гл. 29, ст. 26). Почто? да на нем, яко на престоле Херувимском, сядет и опочиет. Яко да царя всех на подобие Херувимов на себе подъимем Ангельскими чинами невидимо дороносима, то есть сопровождаемаго. Имей чистое сердце: очисти свою волю от всякия скверны плоти и духа, творя святыню во страсе Божии, и будеши ты Херувим, сядет и опочиет в сердце твоем Бог, как седит он на Херувимах. Не только сея великия чести нас удостоить он обещает: но и желает и призывает, чтоб мы восхотели принять от него честь сию: Иже любит мя, говорит Иисус Христос, возлюблен будет Отцем моим, и аз и Отец приидем к нему и обитель у него сотворим (Иоан. гл. 14, ст. 23). Престол для седения временно поставляется: а обитель устрояется для всегдашняго пребывания. Бог не сидеть на нас временно, яко на Херувимах, но и всегда в нас обитать желает; что кажется, превосходит и самую честь Херувимскую.

Но почему сказано, что изобразуем мы Херувимов тайно, то есть таинственно. Тайна называется то, когда мы иное видим; а иное понимаем. Видим на пример: в евхаристии хлеб и вино; а верою понимаем, что причащаемся тела и крове Господни. Истинный Христианин прославляющий Бога образует, представляет Херувимов не образом видимым, но таинственно. Многие теперь стоят в сем храме священном: и мы видим, что все они прославляют Бога своими молениями и приношением сея тайныя жертвы. Но кто же из них прямо образует Херувимов? Не ведаю: сие есть тайна: Бог один ведает: да может быть совесть каждаго. Ведаю то, что всяк Христианин прославляющий Бога чистым сердцем и непорочною душею образует Херувимов: но кто имянно есть сей во плоти Херувим, не ведаю; Бог весть. Сие есть тайна. Тайно образующе. Уведаем и увидим мы сие во оный день, когда всех тайны сердечные откроются; а теперь не ведаем: ибо ныне царствие небесное уподобися неводу ввержену в море, который уловил и в себе содержит рыбы добрые и злые, до того времени, как узрим царствие Божие пришедшее в силе.

Но как всякой Христианин должен стараться, чтоб прославляя Бога во всякое время; а особливо во время таинственнаго жертвы Христовой приношения, подражать в том Херувимам: ибо и поем мы тогда: иже херувимы тайно образующе: то каким же образом можем мы к сему святому служению себя расположить? Всякое житейское отложим попечение. Херувимы ни о чем мирском не помышляют: а единственно токмо и в уме и в воле изображают Бога. Так и мы поступать должны.

Но они, де, духи безплотные; а мы человеки. Правда: и для того-то в пении прибавлено: ныне: всякое ныне житейское отложим попечение. Ныне: в сей один священный и страшный час: когда предстал ты престолу славы седящаго на Херувимах. Когда ты, яко плотию обремененный и страстьми развлекаемый, не можеш на всякое время отложить житейское попечение, то из многаго времени, из многих дней в житейских попечениях препровожденных, хотя в один сей служения и прославления Божия час отложи всякое житейское попечение, да возможеши хотя в сие время, тайно изобразить Херувимов. Но кто предстоя престолу Владычню в храме святем его и в самый час жертвоприношения таинственнаго, стоит не благоговейно, разговаривает, смеется, на все стороны оглядывается, с места на место переходит: а уже о мысли и сердце и не говорю, тот изображает ли Херувимов? О! никак. Он изображает того неприязненнаго духа, который завидуя прославлению Божию, и всемерно стараясь оное или пресечь, или помешать, говорит у Пророка: Приидите, и отставим все праздники Божия от земли (Псал. 73, ст. 8).

О Боже! седяй на Херувимех, и всеми Ангельскими чинами прославляемый! даждь нам, дабы мы, яко твои раби, тебе единому Господу своему служили, Херувимов тайно образующе. А вы чистейшие безплотные духи, будите за нас в том предстатели. Аминь.

Говорено в Архангельском соборе 1786 года.

Источник: www.stsl.ru

Небесные силы и наша современная жизнь. Инок Всеволод

Небесные силы и наша современная жизнь

8/21 ноября Православная Церковь празднует память святого архистратига Божия Михаила и всего собора Небесных Сил бесплотных. Это празднование имеет великое значение не только для православных христиан, но и для всего человечества. Какое же?

Прежде всего это празднование учит нас правильно подходить к вопросу равенства и неравенства. Ведь человечество, начиная особенно с ХХ столетия, весьма горячо ищет некоего равенства, которое, якобы, может быть установлено на земле. Жертвой этой идеи стала, в первую очередь, Россия, а за ней и другие страны. Никакого обещанного равенства, конечно, установлено не было, но зато прежние государственные формы были разрушены. В России было уничтожено православное самодержавие, являвшееся последним мощным оплотом Вселенского Православия, и к алтарю мнимого равенства были принесены бесчисленные кровавые жертвы.

Какая же здесь связь с праздником Небесных Сил? Самая прямая. Если бы люди поменьше увлекались скоропреходящими земными идеями, а почаще обращали свои взоры к небу, то они заметили бы, что даже на небе, в среде святых ангелов, нет того бесмысленного равенства, которым бредят безбожники. В ангельском мире, как и повсюду в творении Божием, имеется определенная Богом установленная иерархия. Эта иерархическая подчиненность, это благословенное неравенство скрепляют все здание. Если их изъять, то здание разрушится.

В случае с ангелами, такое частичное разрушение их небесного собрания произошло после восстания, учиненного самым высшим и могущественным ангелом, Денницей, который с тех пор является отцом всех богоборцев-уравнителей.

Если бы Денница не пал, то, вероятно, Святая Церковь установила праздник и в его честь, как она эта сделала в отношении архистратига Божия Михаила. Но Денница не пожелал подчиняться Богу. Он возмечтал стать равным Ему и увлек за собой на путь богоборчества часть ангелов. Так, пресветлый Денница стал черным сатаной – дьяволом.

Против воинства сатаны поднялся архангел Михаил, один из высших ангелов, сохранивших верность Создателю. Выступая на бой во главе всех светлых ангелов, архангел воскликнул: «кто как Бог?» — обличая этим гордого сатану, а равно и богоборцев всех последующих времен.

Ангелы Божии одолели темную силу первых бунтовщиков, и сатана вместе с прочими бесами, как молния, ниспал в преисподняя земли, во ад.

С тех пор архангел Михаил получил наименование архистратига, т.е. предводителя, всех небесных сил бесплотных. За свою ревность о деле Божием он ублажается Церковью даже до сего дня.

Однако, силы бесовские еще продолжают свою войну против чад Христовых. Бог попускает это, дабы мы имели возможность проявить духовную стойкость и верность Троице.

Отовсюду нам грозит опасность. Но в этой ежедневной и ежеминутной борьбе мы имеем от Бога великих защитников и помощников — святых ангелов, возглавляемых семью высшими архангелами; их имена: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил.

О первом из них, архистратиге Михаиле, мы уже сказали. Архангел Гавриил по отношению к человечеству несет служение вестника. Он приходил с Божиим извещением о приближавшихся чудесных событиях к родителям св. Иоанна Предтечи, к родителям Пресвятой Богородицы, а также к Самой Божией Матери и праведному Иосифу. Архангел Гавриил — вестник судеб Божиих, служитель чудес и божественных Таин.

Когда нас обуревают сомнения, когда нам кажется, что мы всеми оставлены и неоткуда ждать помощи, будем молиться архангелу Гавриилу, чтобы Господь, по его молитвам, открыл нам Свою всесвятую волю, и направил нашу жизнь в спасительное русло. Архангел Рафаил — милосердный целитель, посылаемый Богом для утешения больных и скорбных. Из Священного Писания мы знаем, что архангел Рафаил изгнал беса из женщины.

А сколько в наше время одержимых и бесноватых…. Увы, и они, и их родственники, чаще всего обращаются за помощью к колдунам, которые в наше время прикрываются псевдо-научным именем «экстрасенсов». Но разве колдуны, эти слуги бесовские, будут изгонять бесов? Разумеется — нет. Власть и силу изгонять бесов и исцелять бесноватых имеют святые ангелы и в особенности — архангел Рафаил. Будем же просить его предстательства за нас пред Господом, подателем всяческих благ.

Имя архангела Уриила означает свет или огонь Божий. Он просвещает умы и сердца верующих светом Божественных истин и огнем священной любви. Все те, которые приступают к изучению наук, могут и должны молиться этому архангелу, чтобы он просвещал их умы и сердца, и чтобы не возникало у них губительного разрыва между знанием и верой.

Архангел Салафиил — покровитель молитвы. Его так и изображают на иконах: с очами молитвенно опущенными, с руками скрещенными на груди, с видом углубленно-сосредоточенным и смиренным. Он — наш главный наставник и учитель молитвы. Ведь молитва — это самое трудное дело, и учиться ей необходимо. К сожалению, некоторые люди прилежно изучают светские науки, но нерадят об изучении науки из наук — молитвы Иисусовой. Будем же молиться архангелу Салафиилу о ниспослании нам от Господа дара этой Божественной молитвы.

Архангел Иегудиил — покровитель, защитник и помощник труженников. А таковыми должны являться все мы, ибо нам заповедано в поте лица своего есть хлеб свой. Мы несем не только внешние труды, ради хлеба насущного, но и труды духовные, труды по самосовершенствованию. Архангел Иегудиил изображается на иконах с победным венцом в руке. Таких венцов сподобятся те из нас, кто все претерпят до конца, кто достойно понесут легкое иго Христово. Перед нами непростая задача, так будем же просить архангела Иегудиила о помощи на нашем жизненном пути.

Архангел Варахиил — ангел благословений Божиих. Призывая благословение Божие на всякое благое наше начинание, будем просить о помощи архангела Варахиила. Разумеется, мы должны принимать от Бога не только благословение на благоденствие, но и благословение на крест, т.е. на испытания, без которых человекам невозможно спастись. И пусть архангел Варахиил укрепляет нас в несении наших благословенных крестов.

Торжественно празднуя память ангельского Собора, не забудем о главном. Главное же заключается в той верности Богу, в той ревности о славе Божией, которую проявили святые ангелы во главе с архистратигом Михаилом. Дай Бог и нам всегда быть готовыми на подвиг самопожертвования Христа ради.

Подражая ангельской верности Богу, будем свято хранить верность истинному Православию. А ныне это важно как никогда, ибо сегодня Православие атакуемо со стороны инославных и иноверных, которые вновь твердят о необходимости все того же пресловутого равенства, на этот раз речь идет о равенстве между всеми религиями. На такое уравнивание Православия с исповеданиями, исказившими истинное Богопочитание, мы никогда согласиться не сможем, ибо знаем, что вне Православия невозможно спастись. Будем же дорожить нашей православной верой, учащей истинному Богопознанию и Богопочитанию, за которое, в свое время, сражался на небесах архистратиг Божий Михаил и все его небесное воинство.

Инок Всеволод
(из журнала «Православная Русь»).

Источник: Единое Отечество

Слово после праздничного молебна в день тезоименитства в московском храме преподобного Пимена Великого

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков)

9 сентября 1973 года

Ваше Высокопреосвященство, владыко митрополит, Экзарх Украины,

Я благодарю вас от всей души! Вас, владыко митрополит, — за слова

Все благопожелания, которые были высказаны мне, я приемлю и говорю вам о том, что всегда молюсь о ниспослании мне милости Божией, прошу доброго совета своих братьев-архипастырей, молитвенной помощи клира

Особенно радостно бывает слышать, когда именинника поздравляют привычным народным поздравлением и говорят: “С Ангелом!” Мы вместе с Церковью верим, что это тот Ангел-Хранитель, который Господом Богом посылается каждому человеку, чтобы помогать ему и направлять его путь в течение

Какое замечательное наименование— “Ангел мира”! Это значит такой

“Верна наставника”, — дальше говорит Церковь. Ведь на каждом пути,

Святые отцы говорят, что когда ты молишься Боту и когда чувствуешь особую радость в молитве

И такой Ангел-Хранитель, я верю, по молитвам общим всех нас будет

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Слово в день Архистратига Божия Михаила

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Слово в день Архистратига Божия Михаила

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем светлый праздник молниевидного Архангела Михаила и прочих небесных Сил бесплотных. В этот день побеседуем о духовном бесчисленном мире ангельском, об их свойствах, об их чиноначалии и о безмерной благости Божией, причислившей нас, христиан православных, к этому ангельскому собору и составившей одну Церковь из ангелов и человеков, а затем о нашей обязанности чтить их по достоинству и подражать им по силе, как будущим нашим согражданам в небесном отечестве; о чем и молим усердно Господа Бога, общего нашего Творца.

Св. Кирилл Александрийский говорит: если наша земля, эта как бы одна точка между мирами, носит на себе такое бесчисленное множество людей и всяких существ, то во сколько раз больше имеет в себе обитателей невещественное небо, великое и необъятное никаким умом?

Ангелы имеют духовную, невещественную, тонкую, бессмертную природу, свободную от всякой тли, но ограниченную, не такую, как Сам Господь, Дух – всюду сущий и единый, безначальный и все наполняющий. Он привел ангелов из небытия в бытие, словом Своим освятил, и за непреклонность к злу утвердил их непадаемо Духом Святым, (т.е. они уже не могут впасть в грех); природа их полна чудного, немерцающего света, святости, благости, красоты, премудрости, силы, бессмертия, пламенной любви к Творцу, и друг к другу, и к людям, коих спасению они радуются и желают иметь их своими вечными согражданами в стране вечного света и нетления, мира и радости. Св. Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла, восхищенного Духом Святым до третьего неба, услышал от него таинственное учение об ангельском мире, записал его и передал Церкви.

Ангельский мир разделяется на девять порядков, а эти – каждый на три чина. Первые и световиднейшие ангелы (Михаил и Гавриил), как светлая заря Безначальной Троицы, предстоят непосредственно пламенеющему престолу Божию, просвещаются неприступным светом Его и подают просвещение и ведение тайн Божиих следующим за ними чинам, и нисшие чины управляются премирно высшими. Такое небесное гражданство, такой премирный, святой, пресветлый, благостный Собор небожителей называется небесной иерархией.

Подивимся Божию всеблагому и премудрому промыслу, безмерной благости Его, предназначившей нас к бесконечному сожительству и блаженству вместе с ангелами в нашем будущем отечестве, и составившей одну Церковь из ангелов пресветлых и нетленных, и человеков избранных и достойных. Какое неизобразимое никаким человеческим языком блаженство ждет верных Богу христиан, если они до конца пребудут верными своему христианскому званию. Для того, чтобы нам удостоиться вечного сожития и блаженной жизни вместе с ангелами на небе, мы должны стараться чтить их, подражать их святости, смирению, любви, всецелой преданности Богу и возвышенности помыслов, жить воздержанием, молитвою и постом, милосердием и сочувствием друг к другу, горячею взаимною любовью.

Священные боговдохновенные зрители тайн Божиих и ангельских видений – пророки и евангелисты – видели ангелов в таинственном видении дружественно обращающими лица свои друг к другу и согласно воспевающими Св. Троицу. Это научает и нас относиться друг к другу с горячей любовью и жить в единомыслии, служа усердно общему всех Творцу.

Слава безмерной благости Божией, приготовившей нам царство вечное, царство света немерцающего, мира и блаженства непоколебимого, вместе с бесчисленными соборами ангелов!

Употребим малое здешнее время на преуспеяние в христианской добродетели, чтобы наследовать это бесконечное блаженство, которого да и сподобит нас Господь молитвами Пречистой Богоматери и предстательством честных небесных сил бесплотных, особенно светозарных, молниевидных Михаила и Гавриила, и святых Ангелов-хранителей наших. Аминь.

Источник: http://pokrov-forum.ru

Епископ Мефодий (Кульман). Собор Архистратига Михаила

Епископ Мефодий (Кульман)

Собор Архистратига Михаила

Архангел Михаил. Источник: прислано посетителем нашего сайта

1.

Сегодня Собор архистратига Михаила и прочих бесплотных сил.

Мир духовный состоит не только из душ человеческих. Он включает в себя бесчисленное множество святых бесплотных сил — ангелов и архангелов.

Мир ангельский был создан до творения мира видимого. «В начале Бог сотворил небо и землю», говорится в Библии, а потом идет рассказ о сотворении видимого мира. Так вот: «в начале Бог сотворил небо», это и есть указание на сотворение ангельского мира. Поначалу все ангелы были добрыми, а потом часть ангелов восстала против Бога и образовала мир злых ангелов.

Земному человеку трудно говорить о небесном и трудно и понимать его. Но в Слове Божьем, в Священном Писании и свидетельстве святых людей (чистые сердцем Бога узрят) нам кое-что раскрывается об ангелах. Известно, что они бесплотные, могущественные духи, служители Божии, что не все они равны, что есть 9 чинов ангельских, три иерархии — высшая, средняя, низшая. К высшей иерархии относятся: шестокрылые Серафимы, многолицые Херувимы и Богоносные Престолы; к средней — Господства, Силы и Власти; к низшей — Начала, Архангелы и Ангелы. Вождем небесных сил является архистратиг Михаил. Сегодня и есть праздник — прославление архистратига Михаила и всех бесплотных небесных сил.

Каждый из нас имеет своего ангела хранителя, который оберегает нас от всякого зла и которого мы от себя отгоняем согласием на зло и, наоборот, привлекаем к себе усердием к добру. В житии одного Христа ради юродивого есть, казалось бы непонятный, в действительности же поучительный, рассказ: этот святой ходил по городу и бросал камнями или гнилыми яблоками в стены храма и обнимал и целовал стены домов нечистой жизни. Оказалось, что он, как чистый сердцем, видел у стен храмов злых духов, которые не смели войти с человеком в церковь, а у стен домов нечистой жизни видел святых ангелов хранителей, которые плакали и молились о погибающих в грехе душах человеческих.

«Святые архангелы и ангелы, молите Бога о нас».

2.

Сегодня праздник св. архистратига Михаила. С самого начала истории рода человеческого упоминается об ангелах. В Библии, в книге Бытия мы читаем:

«Изгнал Бог Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима… чтобы охранять путь к дереву жизни» [см. Быт. 3: 24]. Херувим — это ангел, бесплотный дух. Слово «ангел» значит вестник. Ангелы являются вестниками воли Божией, служителями Божиими. Из Священного Писания мы знаем много явлений ангелов: например, когда Авраам готов был принести в жертву своего сына Исаака — Ангел удержал его руку. Иаков видел лестницу, по которой восходили и сходили с неба ангелы. В Новом Завете ангел явился Захарию перед рождением св. Пророка Иоанна; Деве Марии — при Благовещении; пастухам — в ночь Рождества Христова.

Обычно же Ангелы прикасаются к нам невидимо. Невидимо они нас охраняют от зла и направляют к добру.

Но кроме светлых, добрых ангелов есть ангелы злые, они толкают нас на зло, портят добро, мешают молиться. От них надо просто отмахиваться, как от назойливой мухи. «Дуни и плюни» на него, т. е. на злого духа, говорится нам при крещении.

В нашей жизни будем стараться прислушиваться к голосу ангела хранителя и будем стараться замечать на себе явления злого духа и отгонять его. Аминь.

Источник: Епископ Мефодий (Кульман, 1902-1974). Немного о Многом. Слова и поучения

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила В день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Вмешательство Архангела Михаила во время операции Тропарь, кондак и величание Небесным Силам Бесплотным Кто такие Ангелы? Архистратиг Архангел Михаил Свт. Феофан Затворник. Ангел-хранитель

Митрополит Иларион: «Ангелы Божии, как воины, стоят на страже жизни людей и помогают нам в священной борьбе со злом»

Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)

За богослужением пел Московский Синодальный хор под управлением заслуженного артиста России А. А. Пузакова. В числе исполненных литургических песнопений были произведения Н. А. Римского-Корсакова и М. М. Ипполитова-Иванова.

По окончании Литургии митрополит Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня воскресный день совпал с днем памяти святого Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В сей праздник мы вспоминаем тех, кто живет в духовном мире, кто охраняет нас и помогает нам, кто сопутствует нам в жизни, кто соучаствует в Божественной литургии и других богослужениях, – святых ангелов Божиих.

Мы знаем из Священного Писания, а кое-кто – и из собственного опыта, что святые ангелы Божии являются нашими помощниками и покровителями. Господь создал их для того, чтобы они служили нам, и в этом смысле мы говорим о них как о служебных духах. Господь воплотился и принял не ангельский образ, а человеческую плоть для того, чтобы спасти не ангелов, а нас с вами. Нас ради человек и нашего ради спасения Он воплотился от Святого Духа и Пречистой Девы Марии, а святых ангелов, Своих служителей, Он соделал служителями нашими для того, чтобы они помогали нам на пути ко спасению. Именно о человеке говорится в Священном Писании, что Господь умалил его малым чим от ангел, славой и честью венчал его (Пс. 8. 6-7). Господь подал человеку все необходимое ко спасению. Бог дал нам этот видимый мир, чтобы мы возделывали его. Он дал каждому человеку других людей для того, чтобы в общении с ними человек развивался духовно и передавал им то, что получает от Господа непосредственно или при посредстве ангелов.

Греческое слово «ангел» буквально означает «вестник». Вестник – это тот, кто возвещает волю пославшего его. Ангелы, как это многократно засвидетельствовано в истории Церкви и в Священном Писании, приходили к людям как вестники от Бога для того, чтобы возвестить им благую весть: Архангел Гавриил сошел с неба к Пресвятой Богородице, дабы возвестить, что Она станет Матерью Сына и Слова Божия, ангелы возвестили пастухам о рождении Младенца в Вифлееме. Мы прославляем ангелов как служебных духов, но в то же время почитаем их, ибо их воля, как говорили святые отцы, неудобопреклонна ко злу. Ангелы Божии не могут уклониться на стези неправды, они всегда служат Господу и предстоят Божественному Престолу.

Мы называем собрание ангельское воинством, потому что ангелы – вовсе не пассивные существа: они активно служат Богу, они участвуют в той брани против зла, против миродержителей тьмы века сего, которую ведем и мы, люди.

Сегодня мы слышали рассказ из Евангелия о том, как Иисус Христос посылал учеников Своих проповедовать людям, как они возвращались и говорили: Господи, и бесы повинуются нам о имени Твоем. Господь же отвечал им: Радуйтесь не о том, что бесы вам повинуются, а о том, что имена ваши написаны на Небесах (Лк. 10. 17). Человеческая жизнь представляет собой борьбу между добром и злом. На стороне добра всегда стоят ангелы Божии, которые помогают нам, а на стороне зла стоят бесы, которые через лукавых людей и через человеческий грех вторгаются в нашу жизнь для того, чтобы нарушить ее течение, чтобы оторвать нас от Бога и лишить Царствия Небесного.

Зло входит в жизнь человеческую через грех. Никогда ни один человек не пострадает от бесов, если сам не откроет им доступ к своей жизни, своему сердцу, своему духовному миру. Православный христианин надежно огражден от всякого бесовского влияния силой Креста Господня, которым он осеняет себя постоянно, и силой Божественных Таинств, в которых участвует.

Первое из этих Таинств – Священная и Божественная Евхаристия. Когда в нас живет Бог, когда мы соединяемся с Богом не только духовно, но и телесно через принятие Святых Христовых Таин, ничто нам не страшно и никакая дьявольская сила не сможет поколебать нашу жизнь, а нашими поборниками и помощниками, теми, кто вместе с нами участвует в этой брани против злых сил, являются ангелы Божии. Они, как воины, стоят на страже нашего человеческого сообщества и нашей жизни и помогают нам в священной борьбе со злом».

Служба коммуникации ОВЦС

Источник: Русская Православная Церковь. Отдел внешних церковных связей

Митрополит Иларион (Алфеев). Ангелы Митрополит Иларион (Алфеев). Тварное бытие Митрополит Иларион (Алфеев). Ангелы Митрополит Иларион (Алфеев). Душа после смерти Митрополит Иларион (Алфеев). Штурм ада. Всех ли вывел из ада Христос? Патриарх Кирилл. Об ангелах Слово Патриарха Кирилла после Божественной литургии в праздник Собора Архистратига Михаила (2010 год) Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила Ангел-хранитель Литургическое учение об Ангелах Небо и земля: Ангел и человек в Священном писании Образ и подобие Божие (Человек и Ангелы) Явления и чудесная помощь Ангелов Явления и чудеса Святых Ангелов Мир веры. Об Ангелах и демонах Кто такие бесы, и нужно ли их бояться Отчитка бесноватых?