Слово на день Архистратига Михаила. Митрополит Московский Платон (Левшин)

Митрополит Московский Платон (Левшин)

Слова в день Архангела Михаила

Оглавление

Слово на день Архистратига Михаила

Когда на небеси ангельскии лики окружая молниеносный Вышняго престол, непрестанно проповедают его славу: мы в подражание оным на земли, предстоя святейшему его же престолу, бренными устами воспеваем ему трисвятую песнь. Какое для нас превосходство, на земли изображать служение небесное! Но сколь радостно и для чистейших духов, когда они видят нас упражняющихся в подобном им служении: а паче когда видят еще нас и в подобной им чистоте! ибо хотя они суть и особливаго от нас естества, и отличное составляют общество: однако быть с нами в соединении всегда желают, поелику, по Апостолу, суть служебнии дуси, во услужение наше посылаеми. Они радуются о едином грешнике кающемся: они всегда видя лице Отца Небеснаго, хранят отроков непорочность. Они избранных Божиих на руки вземлют, да не когда преткнется о камень нога их. Они от радости воспели, когда во плоти явился Спаситель наш. Они Иосифа предохраняют от гонения Иродова: они возвещают Крестителево в мир пришествие: Они Петра из темницы изводят: они всегда и везде являются быть нашими ангелами хранителями.

Естьли же ангелы, быв отличнаго с нами естества и общества, пекутся о нас, кольми паче нам и пристойно и должно любить, и хранить своих единородных, соплеменных, братию, членов. Ибо в таком случае мы не толькоб были прямо человеки: но и ангели. Креститель проповедуя людям покаяние, наименован ангелом: Се посылаю ангела моего пред лицем твоим! Во Апокалипсисе пастыри о стаде своем пекущиеся тем же почтены именем: Рцы ангелу Ефесския церкве, то есть, пастырю Ефесския церкве. Почему и не может служение наше приятно быти Богу, разве будем подражателями ангелов, как во благоговении, так и в непорочности нравов.

Небо воображаем мы особенным местом присутствия Божия. Но когда Он везде есть, и когда ревностный Илиа на всяком месте находясь, мог говорить: Жив Господь, ему же аз предстою днесь, то по тому всякое место заслуживает небом быть наименовано, на котором Бог призывающих его от чиста сердца благодатнаго присутствия своего удостоивает.

Когда же всякое место, кольми паче священные храмы горним пребывания Божия вместилищем должны почитаемы быть. В них воздвижена священная трапеза, на ней же невидимо опочивает Бог. В них приносимыя молитвы пронзают небеса, и привлекают на нас осенение Духа Святаго. В них совершаются августейшия таинства, в няже, по Апостольскому слову, желают ангели приникнути, то есть, тщатся хотяб издалека удостоиться узреть совершение тех таинств, кои мы своими недостойными руками священнодействуем, и оных сообщаемся. Какое для сего потребно просвещение? Какое благоговение? Какая чистота? Да искушает, вопиет Павел, да искушает человек себе. Да разсмотрит прежде внутренность свою, душу свою, веру свою: а притом да вообразит величество и святость совершаемыя тайны, и потом уже да приступает служити Богу живому и истинному. Да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет.

Христианин! твориши ли таковое самому себе испытание? Производиши ли строгий над собою требуемый Апостолом суд? В состоянии ли совесть твоя справедливое дать определение ко осуждению твоему или ко оправданию? Возжжен ли веры и бодрости твоея светильник на сретение жениха в полунощи грядущаго? Так ли расположено сердце твое, чтоб оно всегда очищено было исповедию, и освящено причащением? К принятию сих таин имееши ли такую охоту и ревность, якоже жаждущий елень на источники водные? Блажен, кто таковую стяжал Духа Святаго благодать! он-то есть тот Давидом ублажаемый муж, который, яко древо насажденное при источниках вод, дает плод во время свое, и лист его не отпадет, и во всем, елика аще творит, успеет.

Но что мы помышлять должны о тех, которые с Пророком не восхищаются веселием о рекших: в дом Господень пойдем?Се удаляющиеся от тебе погибнут. Не помниши ли оныя слова, которыя, приуготовляяся к причащению, глаголеши ко Господу своему: да не кроме обрет мя Твоея благодати прелестник, восхитит мя льстивне, и прельстив отведет от боготворящих Твоих словес. Кто прибегает во храм, тот, хотяб и порочен был, имеет благую надежду, со временем притти ко исправлению. Но удаляяйся болезнь свою усиливает, и на конец приходит во глубину зол и нерадит. Может ли ученик сказать, что он для того не ходит во училище, что недостоин, или неспособен? Но пусть ходит, пусть седит при храме просвещения, и потому отверзутся ему двери премудрости.

Но что бы сему прямым было препятствием? Суетное мудрование, и пристрастие к мирским веселостям или прибыткам. Суетное мудрование, акибы, де, и без церкви не возможно было молитися. Человече! естьли в пристанище волнение: в море кольми паче. Ежели и здесь развлечение мыслей, и разные предметы смущают богомыслие: кольми паче, где оставлен ты сам себе. Подлинно можеши ты везде молитися: но почто удаляешися того общества, котораго имееши честь быти членом? Докажи, что ты от сего священнаго тела не отторгаеши себя: доставь себе утешение, и удовольствие собратии твоей. Таковыя извинения суть виды одни: а прямая причина есть пристрастие к забавам и прибыткам. Досужно ли в церковь итти, когда гремят зрелища? Досужно ли в церковь итти, когда льстят приятности чувств? Досужно ли в церковь итти, когда чрез то теряется время к снисканию прибытка? О суетныя человеческия надежды, и предприятия лживыя! созидая дом, помышляй прежде о основании. Все увеселения суть вредны, все прибытки ненадежны, когда они на добродетели не основаны. Стяжи оную прежде, стяжи страх Божий: а потому и увеселения твоя будут безгрешны, и прибыток благословен. А без того увеселения потмят разум, отвлекут от должности, истощат имение, введут в мотовство и разстройство. А алчба к прибытку поведет путем неправды, вооружит ненавистников, которые нечувствительно подкопают мнимаго щастия твоего храмину. Сии-то суть те препятствия, которыя некоторых отвлекают от священных наших собраний.

Не говорю уже о погибельном расколе: сколь тяжка сия для церкви рана, знает тот, кто понимает цену души погибающия. Будучи помраченны невежеством, или ожесточены упрямством, ищут веры по углам, поставляют оную в одних наружностях, и не понимают бедные, что царствие Божие, по Апостольскому словеси, есть правда и мир. Соблажняет ли их, как они говорят, наше житие? Но и они из числа слабостям подверженных людей не исключены, церковь же всегда есть свята и непорочна, и ничьих грехами она не помрачается. По учению слова Божия, хотяб совершающий тайны и не достоин был, но оныя сам Бог совершает невидимо: для недостоинства одного не презрит Бог веры и добродетели другаго. Источник благодати, по златому ли течет или деревянному каналу, но всегда чист протекает. И так не остается ничего таковым ко извинению, аще на путь истинны не обратятся.

Но те еще и более раздирают утробу церкве Христовы, которые и других в след погибели своея привлекают: имеют беззаконную ревность правоверных от стада Христова отторгать, так как во Апокалипсисе упоминаемый змий спадши с небес, хоботом своим отторгнул множество звезд небесных. Непросвещеннии же слепо им последуют, яко вол ведомый на заколение. О да уврачуется язва сия! да поревнуют о сем пастыри: да поревнует и всяк, яко сын церкве, яко ближний о сочлене своем. Таковая ревность была бы угодна хотящему всем спастися. Тогда-то наше и Ангелом празднование было бы благоприятное: ибо они радуются о едином грешнике кающемся. Но обратимся уже к самим себе. Сказали мы, что службу Господню должны мы совершать с подобным Ангелам благоговением: но в сем наипаче подражать им да не забудем, чтоб уподобитися им и в благотворении.

Какое будет служение наше, естьли Ангели радуются о грешнике кающемся: а мы будем со удовольствием взирать на нещастие другаго по зависти или мщению, или еще и сами будем искать учинить его нещастливым? Они выводят Петра из темницы, а мы во оную будем других неправедно ввергать: они утешают плачущих Мироносиц, а мы других горькия слезы проливать заставим: они от гонения Иродова скрывают Иосифа во Египте: а мы немощнаго будем предавать в руки сильнаго? Таковое служение, хотяб мы оное и часто и всегда, и в сих храмах отправляли, не будет благоприятное Богу служение, и молитва наша обратится в грех. Приходиши в баню, но не омываешися: приходиши во врачебницу, но не исцеляешися: приходиши в пристанище, но во оном потопаеши.

Да совершаем убо службу Господню со благоговением и нравов непорочностию: докажим, что мы христиане, что мы чада Божия, что мы умаленные малым чим от Ангел: соединим служение земное с небесным: призовем с небес Ангелов, чтоб удостоили они наша собрания своим присутствием, да и мы с ними вкупе сподобимся в горьних селениях воспевать Господа славы, Аминь.

Сказывано в Архангельском соборе, Ноября 8 дня, 1779 года.

Источник: www.stsl.ru

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Архангельском соборе Московского Кремля

21 ноября, в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Христофор, Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии, совершили Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваше Блаженство, Ваши Преосвященства, дорогие отцы, братия и сестры!

Сегодня здесь, в Кремле, под сводами Архангельского собора, который является местом упокоения великих наших правителей, в соборе, который был в древности кафедральным собором города Москвы, мы торжественно прославляем имя святого Архистратига Божиего Михаила и всех Небесных Сил бесплотных.

Мы изображаем на иконах святого Архистратига в виде воина — с мечом, в латах. В своем понимании сверхчувственного мира, мира Божественного человек всегда привносит свои собственные человеческие образы. От нас сокрыто, что такое ангельский мир. Мы этого не знаем и постигнуть не можем: Слово Божие с очевидностью свидетельствует о том, что ангельский мир — это разумная сила, созданная Богом, и это, пожалуй, всё. Еще из слова Божия известно, что эта сила входит в человеческую историю, в человеческую жизнь и что она всегда на стороне правды.

Святой Архистратиг Божий Михаил

Святой Архистратиг Божий Михаил.

Мы называем Архистратигом Михаилом неведомую Божию силу, называем его главным воином, воеводой всех Небесных Сил, опять-таки привнося свое собственное понимание, свои образы, происходящие от нашей культуры и даже, скорее, от культуры древних людей. Иногда современный человек, не воспринимая ту древнюю культуру, через которую выражались величайшие таинственные и Божественные истины, отмахивается от этих истин. Мне приходилось слышать такие размышления: «Ну, в Бога я еще верю, а в ангелов, конечно, не верю» — потому что для такого человека ангелы — это либо воины, закованные в латы, либо младенческие лики с крыльями.

Современный человек не может понять этой символики. Современное общество не имеет собственных символов, чтобы выразить эту таинственную реальность небесной жизни. И поэтому мы используем те символы и образы, которые пришли к нам из древности, и нас это не должно смущать. Мы только должны ясно понимать, что внешние образы, пришедшие из нашей древней культуры, не покрывают той таинственной реальности, которая закрыта для нас по воле Божией.

Из Ветхого Завета мы узнаем, что само слово «Михаил» значит «кто как Бог». Это сила, которая имеет такую мощь, которая сравнима с Божественной силой. Бог создал эту силу, и она входила в человеческую историю, в жизнь ветхозаветного народа, в том числе помогая народу в сражениях с врагом. Наверное, именно эти факты ветхозаветной истории и сформировали устойчивый образ, что Михаил — тот, кто как Бог помогает, в том числе, и воинству. И это совершенно верно, потому что последующий опыт Церкви свидетельствует о том, что молитва к святому Архистратигу Михаилу помогает людям, призванным защищать народ свой, отражать агрессию и побеждать врага. Никакое оружие противника — самое технологическое, самое страшное — не может победить силы Божией. Архистратиг Михаил способен разрушить любую силу человеческую, любое оружие, если мы призываем его святое имя. Но его имя нельзя призывать, если силой оружия человек творит неправду, если он участвует в агрессивной войне, которая несет страдания людям. Тогда Архистратиг отступит и, наоборот, накажет того, кто несправедливо поднимает свой меч.

Сила Божия не уяснима человеческим разумом. Но когда мы переступим порог нашей физической жизни и предстанем пред лицом Божиим, мы все увидим и многое поймем. Об этом говорит нам апостол Павел: он нашу реальность, нашу способность сегодня из этого мира прозревать мир сверхчувственный сравнивает с тем, как человек взирает на окружающую его действительность через тусклое стекло (ср. 1 Кор. 13:12). Через мутное стекло не видно света. Матовое стекло скрывает то, что за ним: можно лишь различать свет и тень, можно лишь только предугадывать, что происходит за этим матовым стеклом. Вот так мы сегодня лишь предугадываем то, что реально существует в сверхчувственном мире. Но когда мы умрем, то увидим все лицом к лицу и узнаем, что такое сила ангельская, почувствуем и силу Божию, как ее не чувствуем, живя в этом мире.

Но и сегодня, воспринимая Божественные истины верой — те истины, что даны нам в Слове Божием, — мы должны стремиться к тому, чтобы, усваивая эти истины, жизнь свою устроять в соответствии с Божией волей и Божиим законом. И еще одному учит нас сегодняшний день: Архистратиг Михаил был той силой, которая низвергла денницу, одного из ангелов, который возгордился и противопоставил себя Богу. Сила Михаила сильнее силы диавола. Михаил низверг денницу, а значит, и в этой жизни, когда диавол одолевает, то призывание его имени, его силы способно нас оградить от силы диавольской.

И ангельский мир, и мир демонов — это реальный мир. И если мы, взирая на этот мир через матовое, тусклое стекло, не способны различать, что там происходит, то это еще не означает, что там ничего нет. Как человек, взирая на улицу через матовое стекло, знает, что там есть, и ему не придет в голову отрицать существование того, что есть за этим стеклом, так и мы с вами, гадательно воспринимая этот сверхчувственный мир, не должны отрицать этого мира. Только человеческая гордыня и человеческая глупость приводят к тому, что то, что нельзя потрогать рукой и увидеть глазами, отрицается с легкостью.

Тот мир существует так же реально, как существует наш мир. И знаки величия того мира врываются в нашу жизнь божественными чудесами, и многие из них совершаются силой ангельской — той самой разумной силой, что Бог создал, в том числе, и для того, чтобы ангельский мир помогал нам, земным людям, быть достойными своего призвания, преодолевать искушения и соблазны мира диавольского и одерживать победы в этой жизни.

Архангел Михаил Воевода. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Архангел Михаил Воевода. Источник: прислано посетителем нашего сайта.

Многие воины считают Архистратига Михаила своим покровителем. Так считали наши древние правители, князья. Первый храм в Киеве был воздвигнут в честь святого Архистратига Михаила, и в его честь воздвигались древние храмы по всей Руси. Неслучайно и здесь, в первопрестольном граде Москве, кафедральным храмом града был этот Архангельский Собор, потому что люди знали: своей верой они могут привлечь Божественную и ангельскую силу для преодоления трудностей, в том числе грозных, военных трудностей, с которыми они сталкивались. И хорошо известно из истории, что по силе молитвы, по силе веры даровалось народу нашему избавление от супостатов силой ангельской, силой Божественной.

Вот и сегодня, празднуя день святаго Архистратига Божия Михаила, мы, люди XXI века, окруженные разными чудесами техники, живущие в обществе, из которого исторгается вера в Бога, должны эту веру крепко хранить и помнить, что все то, что Бог открыл людям, есть абсолютная, неизменная и непререкаемая истина. И мы верим и в Божие существование, и в существование ангельского мира, равно как верим и знаем, что существует мир бесовский, и в этой борьбе человека с диавольскими искушениями на нашей стороне мир ангельский. Поэтому и молитва наша к Архистратигу Божию Михаилу, ко всем Небесным Силам бесплотным — эта молитва, взыскующая о помощи в трудном сражении, в тяжкой битве, что ведет человек со многими искушениями и соблазнами, которые обращает на него темная диавольская сила. И верим, что ангелы Божии, предстоящие Богу на небесах, и с нами пребывают, поддерживая наши немощные руки в нашей слабой, но реальной борьбе со злом и неправдой. Аминь.

Я хотел бы сердечно приветствовать Вас, Ваше Блаженство, сопутствующих Вам иерархов, благочестивое духовенство Святой Церкви Чешских земель и Словакии с праздником святаго Архистратига Божия Михаила. Радуемся возможности сослужить с Вами в этом историческом кафедральном храме, пред великими святынями земли нашей. Я от всего сердца желаю Вам, дорогой Блаженнейший Владыка, помощи Божией в управлении Православной Церковью Чешских земель и Словакии, в укреплении веры православной, в духовной поддержке Вашей паствы, значительная часть которой состоит из русских, украинцев, белорусов — людей, которые живут сегодня в Чехии и Словакии, но которые являются чадами Русской Православной Церкви. Пока они живут там, они — и Ваши чада, и мы просим Вас свою любовь, широту своего сердца, красоту Ваших мыслей, Ваше твердое стояние в добре обращать и на эту нашу паству, пребывающую под Вашим Первосвятительским омофором.

Пусть Господь хранит Вас, Ваш епископат и Ваше духовенство в добром здравии и долгоденствии.

21.11.2009

Источники: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси / Седмица.Ru

Патриарх Кирилл. Об ангелах Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в праздник Собора Архистратига Михаила (2010 год) Патриарх Алексий II. Слово после Богослужения в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Патриарх Алексий II. Слово после Божественной Литургии в Архангельском соборе Московского Кремля Святые отцы об Ангеле Хранителе Мир духовный или ангельский О том, что Ангелы помогают людям Явления и чудеса Святых Ангелов Чудо Архангела Божия Михаила Как изобразить непостижимое? Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Молитва, тропарь и кондак Архистратигу Михаилу

Слово о Небесном ангельском воинстве. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Читать далее Слово о Небесном ангельском воинстве. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Святейший Патриарх Алексий II. Слово после Богослужения в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

21 ноября 2006 года

21 ноября, в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную Литургию в Архангельском соборе Московского Кремля.

Его Святейшеству сослужили митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий и епископ Бронницкий Амвросий. За Божественной литургией Святейший Патриарх Алексий молился «об упокоении душ усопших рабов Божиих приснопамятных Предстоятелей Росийския Церкви, строителей и правителей Святые Руси — благоверных князей и княгинь, царей и цариц и всех во власти бывших, попечение имевших о непорочней вере и с прилежанием управлявших страною нашей, на месте сем упокоения и в иных местех погребенных». Его Святейшество также молился об упокоении «новопреставленного воина Игоря» — первого Маршала Российской Федерации, Героя России Игоря Дмитриевича Сергеева. И.Д.Сергеев являлся воспитанником Военной академии им. Дзержинского, бывшей Михайловской военной академии, названной в честь св. Архистратига Михаила.

На богослужении присутствовали: генерал-лейтенант Александр Игоревич Студеникин, заместитель командующего войсками Приволжско-Уральского ВО; генерал-майор Сергей Иванович Скоков, командующий II Гвардейской общевойсковой краснознаменной армией; бригадный генерал воздушно-десантных войск США Алексей Александрович Киселев, президент благотворительного фонда «Друзья России в Калифорнии», а также военачальники и воины Российской Армии.

По окончании богослужения Святейший Патриарх Алексий совершил молебен у чтимого образа св. Архистратига Божия Михаила в местном ряду иконостаса Архангельского собора Московского Кремля.

Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил православных воинов и всех верующих с праздником и обратился к молящимся с Первосвятительским словом.

Слово Святейшего Патриарха Алексия после Богослужения в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Я сердечно поздравляю с праздником святаго Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных владыку митрополита Сергия, владыку епископа Амвросия, военачальников, всех вас, дорогие братья и сестры!

Сегодня, когда мы вспоминаем Небесное Воинство и совершаем празднование в честь невидимого ангельского мира, в храме особенно много тех, кто несет воинское послушание – жертвенное и преданное служение Отечеству и народу земли нашей.

За каждым богослужением мы молимся: «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим!» Мы верим, что у каждого из нас есть свой Ангел-хранитель, который оберегает нас от греховных падений, помогает нам в несении нашего жизненного креста, утешает нас в скорбях, спасает от бед и напастей.

Я молитвенно желаю, чтобы со всеми нами неусыпно пребывал Ангел-хранитель, укрепляя наши телесные и духовные силы и помогая идти по нашему жизненному пути.

Поздравляю всех, кто сегодня причастился Святых Христовых Таин. Поздравляю именинников, названных родителями в честь Михаила Архангела!

Спасибо архипастырям, пастырям, священнослужителям за совместное служение, регенту и певчим – за молитвенное пение, а вам, дорогие братья и сестры – за общую молитву, которой мы были объединены, прославляя Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

С праздником всех вас!

Источник: www.sedmitza.ru

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Ангелы

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Ангелы

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Источник фотографии: www.sedmitza.ru

Мы собрались сюда сегодня, возлюбленные други мои, чтобы прославить Архистратига Божия Михаила со всем Небесным ангельским воинством.

Этот собор, в котором мы с вами находимся, освящен в честь Архистратига Михаила. И, таким образом, сегодняшний праздник является престольным праздником нашей святой обители.

История нынешнего праздника вкратце такова. Еще в апостольские времена было распространено ложное учение об Ангелах. Язычники возвели их в культ идолов, которым они поклонялись как богам. Некоторые считали Архистратига Михаила богом иудеев и особо его чтили.

И среди христиан появились еретики, особенно в Колосской и Лаодикийской Церквах, которые распространяли ложное учение об Ангелах, поклоняясь им как богам. Часть из них были уверены, что видимый мир сотворен не Богом, а Ангелами, почитая Ангелов даже превыше Христа Сына Божия.

Апостол Павел, желая рассеять это ложное ангелопоклонение, писал к колоссянам: “Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием… вторгаясь в то, чего не видел…” (Кол. 2: 18-19). И апостол Павел имел право так обличать еретиков, потому что сам он, как мы знаем, был восхищен до третьего неба, слышал там неизреченные слова и видел различие ангельских чинов.

Это он разъяснил своему ученику Дионисию Ареопагиту. И на основании этого было создано богомудрыми отцами православное учение о Небесной ангельской иерархии, состоящей из девяти ангельских чинов.

Ложное ангелопоклонение было настолько опасно, что святые отцы вынуждены были еще до I Собора созвать в Лаодикии поместный собор в 319 или 321 году, на котором 35-м правилом было осуждено злочестивое ангелопоклонение и установлено благочестивое, правильное почитание Ангелов как служителей Божиих, охранителей человеческого рода и повелено праздновать Собор Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных 8 ноября.

Дата празднования выбрана не случайно. Ноябрь – это девятый месяц после марта, который считается первым месяцем после сотворения мира.

В ознаменование 9-ти ангельских чинов именно в ноябре – девятом месяце года – установлен праздник Ангелам. 8-е же число указывает на день Страшного суда, в котором примут непосредственное участие Ангелы. По верованию нашей Святой Церкви, на основании слов Самого Спасителя (Мф. 25: 31; 13: 39-49; 16: 27; Мк. 13: 26-27), в день Страшного суда будут судить нас Ангелы. День Страшного суда святые отцы называют восьмым днем.

До сего дня время измеряется седмицами. Но сам день Страшного суда не будет относиться к числу дней последней седмицы, не будет он и первым днем новой седмицы – он будет последним днем мира, восьмым днем. Часть этого дня будет относиться к здешней жизни и часть – к будущей. А потому, посвящая восьмой день девятого месяца чествованию и поклонению святым Ангелам, мы молим их быть нашими руководителями в сей жизни, чтобы в страшный восьмой день, после трубного их звука, мы удостоились стать с избранными. И праздник этот назван Собором ангельским, потому что мы в этот день восхваляем и почитаем всех святых Ангелов за их служение нашему спасению.

Именуется он “Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных” потому, что Архангел Михаил был вождем этих верных Богу Ангелов.

Архангел Михаил. Источник: прислано посетителем нашего сайта.

О существовании ангельского мира мы знаем из Священного Писания. О том, что он создан Богом еще до создания видимого мира и человека. Знаем, что число Ангелов неисчислимо велико и что Премудрость Божия учредила удивительный порядок в этом Небесном воинстве, создав ангельскую иерархию, разделив всех Ангелов на девять чинов по три чина в иерархии, подчинив низшие чины высшим.

Ангелы отличаются друг от друга как просвещенностью, так и различной степенью благодати.

Высшую иерархию непосредственно близко стоящих к Богу составляют Ангелы, носящие имена: Серафимы, Херувимы и Престолы. Серафимы соответственно своему имени имеют сердца, пламенеющие любовию к Богу, и возбуждают и других пламенно любить своего Создателя. Серафим – значит “пламенный”.

Херувимы имеют полноту ведения и обилие премудрости. Они озарены обильными лучами света Божия. Им дано знать все в той степени, в какой могут познавать созданные существа.

Престолы – эти Ангелы столь возвышены и столь озарены благодатью, что Господь обитает в них и через них проявляет Свое правосудие.

Вторая, средняя иерархия состоит из Ангелов, носящих имена: Господства, Силы и Власти. Ангелы Господства учат людей господствовать над своей волей, быть выше всякого искушения, а также повелевают теми злыми духами, которые поклялись погубить человека. Силы – это Ангелы, исполненные божественной крепости. Это те духи, через которых Господь совершает свои чудеса. Им дарована Богом способность ниспосылать благодать чудотворения угодникам Божиим, которые при жизни на земле творят чудеса. Власти – Ангелы, имеющие власть укрощать власть бесовскую, отражать вражии искушения. Кроме того, они укрепляют добрых подвижников в их духовных и телесных трудах.

Третья, низшая иерархия включает в себя тоже три чина: Начала, Архангелы и Ангелы. Начала – чин Ангелов, которым поручено управлять вселенной, охранять отдельные страны и народы и управлять ими. Это Ангелы Народоправители. Их достоинство выше, чем Ангелов Хранителей отдельных людей. Из книги пророка Даниила мы узнаем, что попечение о иудейском народе было вверено Архистратигу Михаилу (Дан. 10: 21). Архангелы – великие благовестники таин Божиих, всего великого и преславного. Они укрепляют в людях святую веру, просвещая их умы к познанию и разумению воли Божией.

Ангелы (последний, девятый чин иерархии) – светлые духовные существа, ближе всех стоящие к нам и имеющие о нас особое попечение. Более подробно я скажу о них несколько позже. А сейчас кратко об Архангелах.

Из Священного Писания нам известно, что Архангелов, то есть старших Ангелов, начальствующих над всеми остальными, – семь.

В книге Товита (12: 15) мы читаем, что Ангел, беседовавший с ним, сказал: “Я – Рафаил, один из семи Ангелов”. И в Откровении Иоанна Богослова говорится о семи духах, иже пред престолом Божиим (Откр. 1: 4). К ним Святая Церковь относит: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила и Варахиила. Предание к ним причисляет и Иеремиила.

1. Архангел Михаил – первый из верховных Ангелов, поборник славы Божией. Он часто изображается в воинском облачении с другими верными Богу Ангелами. Или изображается один в одежде воина с мечом или копием в руке, попирающий ногами дракона или древнего змия – диавола.

Так он изображается в память о том, что некогда на небесах была великая брань между Ангелами – служителями Божиими и злыми духами – ангелами, отпавшими от Бога и ставшими служителями сатаны.

Иногда он изображается с копием, верх которого украшает белая хоругвь с крестом. Это особенное отличие Архангела Михаила и его воинства, означающее нравственную чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю.

2. Архангел Гавриил – провозвестник судеб Божиих и служитель Его всемогущества. Изображается иногда с райской ветвью в руке или с фонарем, внутри которого горит свеча, в одной руке и с зерцалом в другой. Свеча, закрытая в фонаре, означает, что часто судьбы Божии бывают сокрыты до времени их исполнения, но и по исполнении их постигаются только теми, кто внимательно смотрит в зерцало своей совести и слова Божия.

3. Рафаил изображается с алавастровым сосудом, наполненным целительным маслом. Имя Рафаил означает “милосердие”, “помощь всем страждущим”.

4. Уриил – Архангел света и огня Божия – изображается с опущенной вниз молнией. Он озаряет огнем пламенной любви, просвещает умы людей откровением полезных истин. О нем можно сказать, что он является особенным покровителем людей, посвятивших себя наукам.

5. Селафиил – Архангел молитвы. Изображается или с четками в руках, или в молитвенной позе с приложенными в благоговении к груди руками.

6. Иегудиил – “хвала Божия”. Изображается с золотым венцом в одной руке и с бичом из трех шнуров в другой. Венец – для поощрения людей, подвизающихся во славу Божию, а бич для защиты их именем Святой Троицы от врагов.

7. Варахиил – Архангел Божиих благословений, во время земной жизни посылаемых тем, кто трудится для получения небесных, вечных благословений.

Таковы Архангелы. А теперь об Ангелах.

Среди сонма Ангелов находится и Ангел Хранитель каждого из нас. И вот все мы, дорогие мои, должны стремиться к тому, чтобы как можно лучше познать своего Ангела Хранителя, познать настолько, чтобы чувствовать его присутствие близ себя. А для этого необходимо знать нам о нем как можно больше.

Икона Ангела-Хранителя. Фрагмент. Источник: прислано посетителем нашего сайта.

Церковь наша учит, что Ангелов Бог создал по Своему образу. Это бесплотные, разумные, чистейшие существа, подобные духу. Они щедро наделены Богом естественными дарованиями: умом, способностью познавать и любить как своего Творца, так и людей, и быть живым образцом Божиих совершенств. Они верные служители Божии, исполнители Его воли. Они не только способны понимать и беседовать друг с другом, но они также понимают и язык наших душ, и поэтому мы можем обращаться к ним в наших молитвах. И в этом залог доступного для каждого из нас тесного непосредственного общения со своим Ангелом Хранителем.

Мы грешные люди, и своими телесными очами мы не видим Ангелов, хотя они и присутствуют всегда в храмах за нашими богослужениями. Не видим мы и своего Ангела Хранителя, хотя он постоянно находится около нас. Но нам необходимо научиться ощущать душой и зреть своими духовными очами присутствие нашего небесного покровителя.

Верование нашей Церкви в то, что каждый христианин имеет своего Ангела Хранителя, основано на свидетельствах Священного Писания и учении святых отцов. Сам Господь в Святом Евангелии указывает нам на это: “Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих: ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного” (Мф. 18: 10).

И жития святых говорят нам о том же. Они повествуют нам, как великие угодники Божии и преподобные отцы и видели, и беседовали со своими Ангелами. Многие свидетельства этому мы можем найти у пустынножителей (особенно египетских), а также из жития подвижников более поздних веков и очень близких к нам.

По учению Церкви каждому из нас в святые минуты Крещения дается Богом Ангел Хранитель, и он сопутствует нам, охраняя нас на всем нашем жизненном пути, и всегда находится в непосредственной близости с нами.

Святой Василий Великий учит, что с каждым из верных (то есть верующих) есть Ангел, который как детоводитель и пастырь управляет его жизнью.

Подобно Василию Великому, и святой Анастасий Синаит, выражая учение Церкви, говорит: “Тем, которые сподобились Крещения, даны от Бога Ангелы, заботящиеся о них и содействующие им”.

Но, хотя мы по греховности своей и по душевной нечистоте и не видим Ангелов, как видят их святые, мы веруем, что они окружают нас, просвещают наш разум в познании Бога, наставляют в любви к Богу и к людям, побуждают к молитве и ко всему святому, чистому и возвышенному. Они наполняют нашу душу внутренним миром.

Святые отцы – Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин, Василий Великий, Григорий Богослов и ряд других, – оставившие нам учение о Небесной ангельской иерархии, указали на то, что наши Ангелы Хранители, служители и устроители нашего спасения, занимают девятый, то есть самый последний чин в иерархии.

Но пусть это не смущает никого из нас. Хотя они и стоят в самом конце иерархии и, следовательно, больше других удалены от Бога, но, если бы мы оказались способными увидеть их, мы изумились бы их красоте, их благородству и не смогли бы перенести восторга и удивления.

Мы счастливы, дорогие мои, от сознания, что Ангелы Хранители – это служители нашего спасения, что мы не одиноки в нашей земной жизни, в своих трудах ради спасения своей бессмертной души. Мы твердо знаем, что с нами наши помощники, охраняющие нас от всевозможных бед, встречающихся на жизненном пути, и от заслуженного каждым из нас гнева Божия. Наш Ангел Хранитель – это бесконечно любящее нас существо. Он любит нас всей полнотой своей любви. А любовь его велика, и действие ее сильно, так как, созерцая Бога, он видит вечную Любовь, которая желает нашего спасения.

Не смущайтесь, дорогие мои, тем, что наш Ангел Хранитель в Небесной ангельской иерархии занимает девятое – последнее место. Его служение велико в очах Божиих. Он предназначен охранять и спасать нас, людей, а человек, как всем нам хорошо известно, венец творения Божия.

Наш Ангел Хранитель – это как бы вторая наша мать. Он имеет о нас такое же попечение, и даже большее. Мать проявляет о нас особую заботу, пока мы в младенческом и детском возрасте. Ангел же наш Хранитель с момента нашего крещения и до последних дней жизни является заботливым нашим детоводителем. И, если мы сами не оттолкнем его от себя во время нашей земной жизни, он поведет нашу душу и на поклонение Богу, когда наступит время разлучиться душе с телом.

Не смущайтесь! – повторяю еще раз, тем, что Ангел Хранитель наш находится на девятом месте в Небесной иерархии. Если Бог послал Ангела оберегать и защищать человека, Он в то же время дал ему и силу для одоления врагов.

Наши Ангелы Хранители могущественны и своими личными доблестями, могущественны и силою, полученною ими от Бога, могущественны и молитвами, которые они воссылают за нас к Всевышнему Богу.

Все, что есть в нас доброго, чистого, светлого: всякая хорошая мысль, всякое доброе движение сердца, наша молитва, покаяние, добрые дела – все это в нас рождается и совершается по внушению незримого нашего Ангела Хранителя. Действуя через нашу совесть и наше сердце, это он (наш Ангел) удерживает нас от греха и соблазна, это он помогает нам бороться с искушениями, это он внушает нам страх пред тяжким грехопадением.

Когда Ангел Хранитель видит нас идущими спасительным путем, он всячески старается нас ободрить, утвердить на этом пути. Если мы впадаем в грех и уклоняемся от пути спасения, какую трогательную заботу проявляет он, чтобы вернуть в стадо Христово заблудшую овцу! В то же время, когда, увлеченные мирской суетой, мы перестаем слушать его и впадаем в грех, Ангел на время нашей нераскаянности отходит от нас, плачет о нас, со стороны наблюдая за нами, просит за нас Бога, чтобы Он потерпел и помедлил с наказанием. Но в то же время он не перестает стучать в совесть с целью пробудить покаяние в нас.

Данный нам Ангел Хранитель – это как бы расширенная и раскрытая наша совесть. Он всеми силами стремится спасти нас, и мы не имеем права мешать ему в этом. Мы должны помогать ему в его усилиях спасти нас. Мы должны просить его, чтобы он обогатил наш ум обилием святых мыслей, укрепил в нас навык к благочестивым размышлениям. Мы обязаны любить его как старшего и сильного нашего брата. А на самом деле мы так часто забываем о нем, не молимся ему, грехами своими оскорбляем его святыню, а он вновь и вновь проявляет свою заботу о нас. Он ходатайствует за нас пред милосердием Божиим, он умоляет Бога о наших нуждах, и Отец Небесный никогда не откажет ему в его просьбах.

О, если бы нам познать своего Ангела Хранителя так, чтобы вырвалось из нашей груди: “Ангел Божий, Ангел небесный, Ангел утешитель мой, явись мне, откройся моему сердцу! К несчастью моему, я до сих пор не знал тебя. Говори моему сердцу, оно послушает тебя, послушает твоих внушений и исполнит их”.

Постараемся, дорогие мои, приобрести такое настроение нашей души.

Но почему Ангелы Божии проявляют такое попечение о людях?

Во-первых, потому что они служители Божии и получили от Бога повеление охранять и спасать людей. Во-вторых, они сами являются творениями Божиими и к ним, так же, как и к людям, относятся слова: “Будьте милосерды, якоже и Отец ваш Небесный милосерд есть” (Мф. 5: 23). Они понимают это и стараются, подражая своему Творцу и Богу, проявлять и свое милосердие, и свое долготерпение к людям.

На земле, среди людей, обширное поле деятельности Ангелам в их стремлении подражать Богу. И поэтому с каким стремлением и с какой радостью они несут на землю людям богатые дары Божии! Они приходят к нам, чтобы напитать несчастного человека хлебом благодати, напоить его несколькими каплями от источника небесных наслаждений, помочь человеку расторгнуть узы греха и с торжеством привести его в дом Отца Небесного. Они подают помощь нуждающимся, укрепляют немощных, воскрешают умерших, то есть приводят к искреннему сокрушенному покаянию грешников, воскрешая их для вечной жизни.

Какую радость доставляет им спасать души, которые Христос искупил Своею Кровию и которые (с их помощью) будут вместе с ними разделять их славу и их блаженство!

Если бы мы были хоть немного более чуткими, мы заметили бы, как заботливо наш Ангел Хранитель помогает нам вернуться через покаяние на путь спасения. Он не только побуждает нас к раскаянию, но он и обещает напомнить нам все наши грехи, все жизненные ошибки и оплошности.

Он говорит нам: “Когда ты соберешься принести покаяние, я буду стоять рядом с тобой и буду напоминать тебе твои грехи, потому что я был свидетелем их. Я стоял только в некотором отдалении от тебя, когда ты грешил, но я видел все твои плохие поступки и сожалел и плакал о них”.

И как было бы хорошо, если бы на эти слова своего Ангела человек мог ответить: “Твои внушения, мой Ангел Хранитель, проникают в очерствевшее мое сердце, и я из глубины бездны, которую сам же вырыл грехами моими, взываю к тебе: приведи меня к Отцу моему Небесному!”

Твердо помните, дорогие мои, что, когда вы пойдете приносить свое покаяние служителю Церкви, ваш Ангел Хранитель будет с вами. И как он обрадуется, увидев, что чистосердечная исповедь очистила вашу душу от грехов.

Наши Ангелы Хранители, посланники к нам от Бога, беспрепятственно и быстро совершают путь от Бога к нам и от нас к Богу (лишь бы дела наши не мешали этому). Они исходят от Бога к нам, чтобы принести нам Его благодать; они же и восходят от нас к Богу, чтобы передать Ему наши молитвы и благодарения.

Как же близок должен быть каждому из нас наш Ангел Хранитель! Какое доверие мы должны питать к нему! Ему мы при жизни можем поведать самые сокровенные тайны своей души. Те тайны, которые мы не доверили бы самым близким людям. И это потому, что в Ангеле Хранителе мы видим самого мудрого в советах, самого бескорыстного в любви и помощи, нежного в привязанности к нам, попечительного в наших нуждах.

Вот поэтому Церковь наша за богослужениями как бы от нашего лица ежедневно возносит молитву: “Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим”. Зачем это ежедневное прошение, если, как уже было сказано, Бог каждому дал своего Ангела Хранителя?

Причина в нас самих. Мы своей беспечностью и своими грехами вынуждаем его просто отойти от нас, ибо он, будучи сам свят, не терпит греха.

О, как нужен он нам во всех обстоятельствах нашей жизни! И как счастлив тот человек, который совершает свой путь пред лицом Бога под руководством своего Ангела Хранителя. Жизнь его чиста и спокойна. Такой человек боится даже тени греха, чтобы не оскорбить своего Ангела.

Но горе нам, если мы своими поступками вынуждаем его из нашего заступника превратиться в нашего обвинителя. По учению Церкви, Ангел Хранитель предстанет пред каждым из нас и в таинственную, страшную, священную и неизбежную минуту нашей смерти.

Вот тогда-то мы будем просить и умолять его, чтобы он не отходил от нас. Не оставлял нас при прохождении мытарств, потому что нам очень страшно будет без него. И как глубоко мы будем сожалеть тогда, что при жизни своей сами удалялись от него, забывали молиться ему, особенно в минуты опасности.

И как будут блаженны те из нас, кто приучил себя при жизни молитвенно обращаться к нему: “Ангел Хранитель мой! Когда же настанет час кончины моей, поспеши ко мне на помощь при разлучении души от тела; будь моим утешителем в борьбе со смертью; прими под свою защиту, когда перейду в область вечности, когда изыду из мира сего и вступлю в неизвестный мне мир; ободри меня своим присутствием… Да увижу тебя одесную мене стояща, светла, тиха, заступника моего…” Если душа человека окажется достойной, то Ангел Хранитель будет сопровождать ее в поклонении Богу в 3-й, 9-й и 40-й день по кончине и не оставит и в загробном бытии.

Вот очень кратко, конечно, то основное, что мне хотелось сказать вам об Ангелах Хранителях наших.

Все вышесказанное обязывает каждого из нас с благоговением чтить своего Ангела Хранителя и молиться ему. Причастники сегодняшнего дня! Я особенно призываю вас, когда будете подходить к святой чаше, помните, что только по нашему недостоинству не видим мы, как множество Ангелов окружило чашу с Животворящими Телом и Кровию Христовыми, и они неслышно для нас шелестят своими крыльями, воспевая славу Всемогущему Богу. И рядом с каждым из вас идет ваш верный друг, которого вы тоже не видите, а он советует: “Не торопись, не спеши и не тесни идущих рядом с тобой (как это, к сожалению, мы часто делаем), уступи тому, кто хочет пройти раньше тебя. Иди с благоговением”.

Этим вы порадуете своего Ангела Хранителя. Я желаю всем вам, друзья мои, чтобы вы не только полюбили своего Ангела Хранителя как нечто недосягаемо высокое и святое, а чтобы каждый из вас в меру своих духовных сил и возможностей ощущал постоянно стоящего рядом с собой своего Ангела Хранителя – самого близкого и искреннего своего друга.

И вот этого ощущения я вам всем от всей души искренне желаю. Аминь.

Источники:
текст – Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Проповеди Архимандрита Иоанна (Крестьянкина), фотография –
Седмица.RU

Святитель Филарет (Дроздов) об ангелах Ангелы в Житиях святых, Патериках Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Слово в праздник Архистратига Михаила Собор святого Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных О том, что Ангелы помогают людям 21 ноября Православная Церковь празднует Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Слово в день святого Архистратига Михаила Мир веры. Об Ангелах и демонах Молитва Ангелу Хранителю (из Акафиста Ангелу Хранителю) Молитва ко святому Архангелу Михаилу (из Акафиста Архангелу Михаилу)

Слово в день чуда Архистратига Михаила в Хонех (Колоссах) (6/19 сентября). Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

6/19 сентября

Икона «Чудо Архангела Михаила в Хонех». Источник: прислано посетителем нашего сайта

Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны cвои. Но паче шума вод многих силен в вышних Господь.

Пс. 92, 3-4

Читать далее Слово в день чуда Архистратига Михаила в Хонех (Колоссах) (6/19 сентября). Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Об именах Ангелов. Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

об именах Ангелов

Из книги “Я хочу поделиться с вами всем, что накопилось…”

Мы знаем из писаний святых отцов имена ряда ангелов. Каждое из этих имен говорит о том, каким он знает Бога: Денница – это ангел, который видел Бога как Свет совершенный. Михаил после разрыва с Богом целой группы ангелов встал на защиту райских дверей, его имя значит “Никто как Бог”. Имя Рафаил значит “Бог исцеляет”. Каждый из них был пронизан Божественным присутствием, светом, благодатью, энергиями Божественными, и имя каждого говорит о том, чем он стал в своих глубинах. Это не значит, что ничего другого в нем не было: было познание Бога, познание человека, была его роль в истории человечества. Есть удивительное место о том, что не только словом, не только как бы действиями своими, исполняя Божии поручения на земле, среди людей или во вселенной, познается и предается нечто о Божественной тайне. Святой Исаак Сирин (как неожиданно, что именно он!) говорит, что вечное занятие ангелов на небе – это танец. И если задуматься над этим, то, может быть, можно понять, что он хотел сказать. Танец – это совершенное, полное, созерцательное молчание, и этот опыт приобщенности к Богу на глубинах молчания выражается в движении, в полной гармонии, в совершенной красоте. Я большего не умею сказать об этом, но изумительно, что такой пустынник, как Исаак Сирин, так воспринимал ангельское естество.

Протоиерей Тихон Пелих. Слово в день Собора Архистратига Михаила

Протоиерей Тихон Пелих

Слово в день Собора Архистратига Михаила

Сегодня великое священное торжество: ангельские лики на небесах и человеческий род на земле празднуют Собор Архистратига Михаила.

И ангельский собор, и человеческий род – разумные творения Божии, отличающиеся друг от друга внешним устройством: Ангелы – духи личные, разумные, бестелесные, а люди – души личные, разумные, облеченные в телеса. Ангелы – бессмертные личности и живут вечную жизнь, а люди – личности смертные, но предназначены для вечной жизни; те и другие – существа разумные…

Что нам известно об устройстве ангельских миров? Святой Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла, говорит, что миры ангельские имеют устройство иерархическое: все Небесные силы разделены на девять чинов, а девять чинов – на три иерархии: каждая низшая иерархия подчинена высшей. Ближе всех предстоят к Богу Серафимы и Херувимы, ближе к людям предстоят Архангелы и Ангелы; во главе всех бесплотных Сил стоит их вождь Архангел Михаил.

Согласно Священному Писанию, когда-то на небесах было великое возмущение против Бога: один из высших Архангелов по имени Денница впал в гордость сатанинскую и восстал против Бога. «Он увлек за собою множество Ангелов. Тогда Архангел Михаил собрал все чины Ангельские, оставшиеся верными Богу, против Денницы и воскликнул: «Во́нмем! Станем до́бре пред Творцом нашим в защиту Его!» И тогда была великая война на небесах, и низвергнуты были с неба все восставшие темные силы вместе с вождем своим диаволом и ниспали в бездну: так появилось в мире новое, диавольское царство – ад, которого Бог не сотворил! Бог сотворил только Небо и землю. После того мир и тишина водворились на Небе; и верные Богу светлые Небесные силы во главе с Архангелом Михаилом прославили Пресвятую Единосущную Нераздельную Троицу торжественною песнью: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля Славы Твоея». Вот такое совокупное Ангельское прославление Бога воспоминается сегодня Церковью и называется это Собором Архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных… Почитание мира Ангельского явилось с самого начала Церкви христианской, ибо и сама история Церкви на земле совершалась при деятельном участии мира Ангельского. Вспомним, что Архангел Гавриил благовести́л Пресвятой Деве о Воплощении Искупителя. Ангелы в Рождественскую ночь возвестили людям о рождении Спасителя, Ангелы благовестили о Его Воскресении, Ангелы по Вознесении Господа напомнили апостолам о втором Его пришествии, Ангелы оказывали чудесную помощь апостолам в их проповеди благовестия. Словом, Ангелы принимали участие во всех важнейших событиях Христовой Церкви на земле, и поэтому возникновение праздника в честь мира Ангельского и его Архистратига Михаила как защитника Истины, Правды и Добра против разрушительных действий сатаны – это наша благодарность Небесным силам.

И люди, и Ангелы небесные – великие творения Божии. Святая Церковь учит нас, что Ангелы небесные как хранители поставлены Богом в помощь людям на путях их земной жизни, что небесные Ангелы неотступно пребывают с нами. Дома ли, на работе ли, отдыхаем ли мы в кругу ближних и родных – во всем бытии нашем Ангел-хранитель с нами, и об этом свидетельствует наша совесть: если грешим – Ангел отступает от нас, но совсем не покидает нас, а наблюдает и молит за нас, а когда мы покаемся, он вновь приближается к нам. В совести нашей мы часто слышим голос Ангела-хранителя и его призывы: потерпи, пожалей, помоги, прости, осуди себя, смирись и другое. Эти наставления нашего Небесного друга рождают в нас сердечное умиление и слезы раскаяния…

Дорогие братия и сестры! Святая Церковь учит, что наши Ангелы-хранители не по своей воле служат нам, но по благословению Божию несут подвиг любви ради нашего спасения. Поэтому будем всегда в жизни нашей отзывчивы друг ко другу, мирны, благоговейны, благодарны, и да пребываем в молитве – и тогда Ангельские светлые крылья покроют нас от всяких искушений и бед, подобно тому как орел покрывает птенцов своих в гнезде. Аминь.

Протоиерей Тихон Пелих

Тропарь Небесным Силам,
глас 4-й

Журнал Московской Патриархии. 1995. № 11 (ноябрь).

Источник: www.jmp.ru

Слово на день Святаго Михаила Архистратига. Митрополит Московский Платон (Левшин)

Митрополит Московский Платон (Левшин)

Слова в день Архангела Михаила

Оглавление

Слово на день Святаго Михаила Архистратига

Утешительно и радостно слышать нам, что Ангелы служат спасению нашему, что соблюдают отроков неповинность, и бдят над нашим хранением, да не преткнется о камень нога наша. Но сколько они суть служителями милостиваго Божияго о нас промышления; столько не меньше суть страшными орудиями и правосудия Его. В оный последний день, в которой все наши дела обнажатся и судимы будут, Ангелам повелено будет велиим трубным гласом мертвых от гробов возбуждать, и представлять их пред судилище праведнейшаго Судии. Да им же будет поручено собрать от царствия Его вся соблазны и творящие беззаконие, и ввергнуть их в пещь огненную.

О святые Ангелы хранители! Когда в тот ужасный час и совесть наша нас осуждать будет, и собственною ея силою будем уже связаны: то еще ли надобно будет и вам вооружиться противу нас, и как бы наблюдать, дабы кто из нас не мог скрыться от лица гнева Седящаго на Престоле? Но так сему должно быть. Ибо они суть слуги Его творящии волю Его. Не можем мы отверсти уст наших противу сего. Действие то есть действие правосудия наисвятейшее. Не должно на всегда остаться смешению добродетели с пороком. Беззаконные, яко плевелы, заслуживают быть отвержены; а праведницы просветятся, яко солнце, во царствии Отца их.

Но кому и та и другая судьба определена? То будем мы, мы здесь предстоящие, мы сами будем в числе или осуждаемых или оправдаемых. Сей пункт в жизни нашей должен быть наиважнейший; и надлежалоб нам всегда, всякой день, и поутру вставая, и ко сну отходя, и при всяком нашем деле, и при всяком случае о сем размышлять. Но как того от нашего разслабления надеятися едва ли можно: то хотя сии краткие минуты посвятим на размышление сие.

Я не имею нужды о том говорить, что будет суд. Сия истинна есть не оспорима: и я беседую с Христианами, из коих добродетельные сею справедливостию себя утешают; а порочных собственная совесть опровергать то не допускает. Нужно и полезно о том только разсудить, когда таковый откроется суд. Но и сие известно. Ибо как токмо разлучится душа наша с телом сим: то и одолжена она в тот самый час предстать пред суд Господень, чтоб дать отчет во всех своих помышлениях, словах и деяниях.

Но когда сей смертный час постигнет каждаго из нас? Сие-то и есть глобочайшим неизвестности мраком покровенно. Естьлиб сия конечная наша судьба отстояла от нас за сто отселе лет, или за пятьдесят, или за десять: то может быть ещеб рано было нам свои страсти покидать; ещеб время доставало нам предпринимать гордые свои замыслы; ещеб может быть не предосудительно было текущие по нашему желанию часы обратить на увеселения и прихотей наших удовольствия. Почто помышлением о смерти и о суде себя возмущать? Не на скуку мы созданы, и не на печальную о смерти мысль. А хотя и подумать когда о смерти, о раскаянии, о исправлении: остается еще времени довольно. Когда чувства наши ослабнут, когда вкус притупится, когда страстей удовольствия уже не столь лестными покажутся: тогда можно будет и о сем подумать; и тем благовременнее, что уже и самые наши склонности, будучи насыщенны, к другому чему не столь сильно нас отвлекать будут.

О суетныя человеческия помышления и надежды неизвестныя! Кому открыта сия таинственная минута? Кто столь дерзновенен, чтоб себя прожитием еще долгаго времени обнадежить мог? Естьлиб теперь в средине храма сего внезапу явился Ангел Господень, и возопил: что вы все чрез долго лет еще жить будете; а только один из вас в следующую ночь умрет конечно, и на испытание суда Божия будет позван: не всем ли бы нам надлежало притти в страх и ужас, и подумать, не каждой ли из нас есть тот, о коем вышло таковое определение Божие? Но мы ведая из безчисленных примеров, что не престарелые одни смертною косою подсекаются; но сей жребий пал на многих таковых, кои были в цвете юности, в крепости телеснаго состава, в самое то время, в которое о сем меньше всего помышляли: ведая сие как не всякое время обратим на сие размышление? Может быть в сию нощь душу твою истяжут от тебе (Лук. гл. 12, ст. 20). Может быть уже и гроб наш изготован: может быть уже доска та истесана, из коей составится вечное тела нашего обиталище.

Что, естьли в такое время откроется над нами сия страшная судьба, в которое мы к тому ни мало не изготовились, и застанет нас, когда мы к разорению других или подлоги вымышляли, или уже граблением неповинных алчные свои увеселяли очи, или когда мы были привязаны к объятиям любодейцы, ко оскорблению добродетельнаго мужа, или в какихълибо других развратных мыслях, намерениях и делах застанет нас? С каковым лицем, с каковым духом предстанем мы тогда Испытующему сердца и утробы? Будет ли нужда какоелибо ко осуждению нашему делать определение, когда уже мы самыми своими делами будем осуждены? Не должно ли нас одно сие воображение устрашать?

Но пусть, что мы будучи еще в младости и силах доживем до глубокой старости, и до сего времени отложим свое покаяние и приуготовление к смертному часу: пусть так. Но таковое время есть ли способно к тому, чтоб покаяние наше было истинное, и приуготовление подобающее? Тело все страстьми будучи разслаблено от болезней страждет, чувства все разстроены, память ослабла, привычка к худому одно худое представляет; и никакой не допускает поместиться доброй мысли; разставание с предметами, к коим чрез всю жизнь сердце было привязано, смущает и терзает дух, воображение о будущей судьбе поражает и затмевает весь свет в разуме. Таковое ли время способно есть к покаянию и надлежащему приуготовлению?

Да хотяб и мысли еще не совсем затменны были; хотяб еще некое о худых своих делах могли мы иметь понятие, и ко оным начать чувствовать уже отвращение: но разве довольно удовлетворить Божией правде за все беззакония и неправды чрез несколько лет безпрерывно продолжаемыя? Разве довольно за все сие удовлетворить Божией правде в одну минуту одною разслабленною мыслию и одним холодным словом? Подумайте, Христиане!

И хотя сие должноб и самаго нечувственнаго в некоторое привести чувство и опамятование; однако совсем тем некоторые обыкли говорить: почто всегдашним о смерти размышлением прежде времени себя мучить и чрез то делать жизнь свою скучною? Обманываеши самаго себя, человече! когда таковое размышление почитаешь, акиб оно было жизни твоей скукою и мучением. Естьли ты добродетелен: оно есть наилучшим для тебя утешением, поелику представляет тебе заслуг твоих почести, и с любимым тобою Богом вечное соединение. Естьли же порочен ты: заставит тебя бояться худых следствий от пороков своих, и чрез то подаст случай к лучшему жизни твоея препровождению.

Но я, де, не знаю, награждение ли для меня, или наказание определено. Как! естьли Давид и всякой с ним грешник может говорить: яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну (Псал. 50, ст. 5): то потому же совесть чистая и не зазорная должна знать и исправления свои, каковыя с помощию Божиею совершила: не для того, чтоб оными гордиться или хвалиться; но чтоб чувствуя радость спасения Богу принести достодолжное благодарение, и испросить Его помощь на продолжение подвига своего. В таком будучи расположении праведная душа может свободно с Павлом говорить: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: тем же остается ми венец правды (2 Тим. гл. 4, ст. 7).

Почему видим отсюду, что хотяб нам размышление о смерти и не простирать далее пределов века сего: не малоб оно полезно было и для блаженства нашего в жизни сей. Ибо таковое размышление, что надобно когданибудь, а может быть и очень скоро, нам все здешнее оставить и обратиться в прах; таковое размышление гордаго мысли усмирит, корыстолюбиваго алчность остановит, разжение похоти угасит, и научит краткую сию жизнь не страстьми и пороками разстроивать, но добродетелию утверждать, и ея плодами услаждать тоя горесть.

Да будет убо всегда в нас, благочестивии, Христиане! сие благословенное размышление. Так да продолжаем сию жизнь, чтоб наши дела и в последний день не оказалися плевелами сожжения достойными, но пшеницею хранимою в житницах небесных.

Ты же, Архистратиже Божий, и вси святии Ангели с ним! в тот час будите нам помощниками. Вас Господь Иисус наименовал, что вы в последнюю оную жатву будете жатели: не посеките нас серпом ярости Господни; но недостаточныя наши плоды удобрите заслугами Христовыми, растворив оные хлебом животным сшедшим с небесе. Аминь.

Говорено в Архангельском соборе, Ноября 8 дня, 1781 года.

Источник: www.stsl.ru

Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. 21 ноября Православная Церковь празднует Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Архангел Михаил. Из Деисуса. Никосия, Кипр. XV век. Источник: прислано посетителем нашего сайта

“Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих…”. Читать далее Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. 21 ноября Православная Церковь празднует Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных