Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Слово в день святого Архистратига Михаила

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

Слово в день святого Архистратига Михаила

Владикавказский кафедральный собор, 8 ноября 1916 г.

Если мы так часто вспоминаем о Христе, молимся Божией Матери и святым Божиим, то не гораздо ли дальше от нашего воспоминания Ангелы Божии? Мы вспоминаем о них более тогда лишь, когда воспоминает о них святая Церковь, а в прочее время воспоминание о них оставляет многих из нас и к молитвам Ангелам Божиим мы обращаемся редко.

А между тем из Слова Божия мы видим, что Ангелы непрестанно служат нашему спасению вместе со святыми людьми Божиими, даже более о нем радуются и заботятся, чем сами люди. Рождается Христос, и вместо людей, не узнавших часа пришествия к ним Спасителя их, даже не принявших Того, Кто «к своим пришел» (Ин. 1, 11), Ангелы славословят рожденного Богомладенца чудною песнью, теперь и нами с духовным восторгом повторяемою: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Крещается ли Христос и после крещения побеждает диавола в пустыне, опять не видим людей, которые помогали бы Христу, искушаемому в Его подвиге; вместо людей, которые потом, желая подражать подвигу Христову, уходили целыми толпами в пустыни, теперь опять одни Ангелы служат Христу (Мк. 1, 13). Страждет ли Христос в саду Гефсиманском, когда душа Его скорбит смертельно и Он молится до кровавого пота, опять нет около Него людей соскорбящих, лишь Ангел укрепляет Его (Лк. 22, 43); даже ближайшие ученики Петр, Иаков и Иоанн спят тяжелым сном, по слову еще ветхозаветного псалмопевца о Христе: Поношение сокрушило сердце Мое, и Я изнемог, ждал сострадания, но нет его, утешителей, но не нахожу (Пс. 68, 21). Правда, Петр хочет поднять меч в защиту Христа, когда настал час Ему предану быть в руки грешников, но не такой помощи искал Христос, страждущий от людей, имея возможность для избавления Своего иметь более, нежели двенадцать легионов Ангелов (Мф. 26, 51-53). И свидетелями славного воскресения Его являются одни Ангелы, они благовествуют о воскресении разбежавшимся от страха ученикам и забывшим все глаголы Его.

А в нашей жизни как непрестанны и превосходны действия Ангелов! Ведь они постоянно желают проникнуть (1 Пет. 1, 12) в тайну нашего спасения, они, как хранители, окружают каждого из «малых сих», они радуются о каждом грешнике кающемся более, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии; для них Господь устрояет трапезу духовного веселия (Лк. 15, 6-7, 23, 32), как для друзей Своих ближних, когда кто-либо из людей, подобно блудному сыну в притче, мертв был и ожил, пропадал и нашелся. Из них Господь хочет составить единую с нами Церковь – земную и небесную, сделать нас друзьями и сожителями Ангелов. Для этого Он и сошел на землю, чтобы взять на рамо Свою заблудившуюся овцу – человеческий род и соединить ее с Ангелами, восполняя людьми лики Ангелов, отпадших вместе с сатаною. И вот, несмотря на такое близкое и непрестанное участие Ангелов в деле нашего спасения, исполненное столь великой и заботливой любви, мы так мало их замечаем. Между тем святая Церковь напоминает нам о них непрестанно. Не только нынешний светлый праздник и иные учредила она для особенного прославления небесных сил, но и каждый день внушает нам разные моления Ангелам, каждый понедельник особенно назначает для их прославления и для испрошения молитвенного их ходатайства. Очевидно, будучи плотью, очень мы вперяем свои очи телесные, приковываем очи самого сердца лишь к земному и видимому; оттого о небесных силах бесплотных забываем и молитвенного их ходатайства и помощи, которые они как слуги, забывающие свое небесное величие и славу, готовы являть нам, почти не просим.

Но какой великий ущерб получается в нашей духовной жизни оттого, что мы так редко входим в духовное общение с небесными Ангелами! Ведь для человека, живущего постоянно в низинах, наполненных зловредными испарениями, так необходимо по временам переселяться на более высокое место с чистым горным воздухом; даже лечение болезни часто в том лишь и состоит, что человека посылают дышать более здоровым и чистым воздухом.

Ведь мы живем в дольней стране страстей земных, житейских, вдыхаем их зловредные, ядовитые испарения, обращаясь постоянно в низинах и безднах греха, – как же необходимо нам почаще вдыхать как бы горный, небесный воздух беспримесной святости, которым непрестанно дышат Ангелы! Мало того, ведь мы, обложенные тяжелою, ленивою, немощною и многострастною плотью, так слабы, так побеждаемся страстями плотскими, уступаем без борьбы едва не всякому натиску или приступу страстей к душам нашим. Ангелы же такою большою обладают духовною крепостию, так они удобоподвижны на добро, так легко прилетают туда, где ожидают их помощи! И как поэтому необходимо чаще возносить к ним моление, внушаемое святой Церковью: «Ангельскому поревнуем житию и мысли вперим к высоте и с ними невещественно воспоим Господа»! Поэтому-то святые угодники Божии всегда представляли в уме своем образ жизни Ангелов как совершенный образец для подражания и действительно уподоблялись им, делались «ангелами во плоти». А как необходима нам помощь Ангелов в борьбе с духом злобы! Ведь эта борьба не «против плоти и крови» (Еф. 6, 12), то есть не с подобными нам немощными людьми, но с сильнейшими нас и коварнейшими духами злобы, невидимо всегда и всячески готовыми нам вредить. Как же не прибегнуть к помощи небесных сил во главе с Архистратигом их, чрез которого и сатана с небес, как молния, ниспал (Лк. 10, 18)? Трудно нам прямо взойти на ту неизмеримую духовную высоту, где пребывает Бог, первый Свет, и вот Господь создал Ангелов, «свет второй», являя в них как бы посредствующую ступень, к которой гораздо легче приблизиться и нам, также носящим образ Божий: Ангелы хотя и духи, но все же создания и ближе к нам, легче для нас, плотяных, подражать им, чем непосредственно Самому Богу, всесовершенному чистейшему Духу. Легче взойти на сравнительно низшую ступень в лествице бытия, на вершине которой утверждается Сам Господь.

Но скажут, быть может, некоторые: зачем же помощь Ангелов, когда мы имеем Самого Христа Бога, Пречистую Матерь Его, Богородицу, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим? Разве Они не всесильны, чтобы во всем помогать нам? Разве недостаточна помощь Христа, Который облекся в подобную нам плоть, чтобы, Самому быв искушенным во всем, и нам искушаемым помогать (Евр. 2, 18; 4, 15)? Да, но и Христос явился во плоти нашей для того, чтобы, снизойдя к нам, чрез то нас потом удобнее возвести на высоту небесного жития ангельского. Поэтому Он не остался на земле с плотью, но вознесся, чтобы и мы «о горнем помышляли, а не о земном» (Кол. 3, 2). И Божия Матерь по смерти вознесена с телом к Сыну Своему и Богу «в Небесная и наднебесная», а во время земной жизни, живя во храме и уготовляясь сделаться вместилищем Бога невидимого, не в общении ли с Ангелами Она более пребывала? Будем помнить, что «плоть и кровь» Царствия Божия наследовать не могут и что наше тело должно по воскресении измениться, стать «духовным», чтобы соделаться соучастником Царствия Небесного (1 Кор. 15, 44, 50). Значит, и жизнь Христа на земле во плоти, равно и Божией Матери, внушают нам, как необходимо стремиться к общению с миром ангельским. Конечно, Христос всесилен для того, чтобы помогать нам; но, спасая существа, одаренные свободою, не вводит Он их насильно в Свое Царство, а хочет, чтобы употребляли они и свободные усилия войти в него, чтобы сами, взаимно помогая друг другу в этих усилиях, содействовали созиданию Небесного Царства. Как же обойтись в этой борьбе за созидающееся Царство Христово без участия высшего и более крепкого воинства небесных сил?

Будем же чаще и усиленнее призывать себе на помощь Ангелов, чтобы общением с ними облегчился дух наш от отягчающих и влекущих долу страстей плотских, чтобы легче влеклось подобное к подобному – на высоту, как все легкое на земле влечется на высоту воздушную, – чтобы нам достаточно укрепиться и удержаться на этой высоте и, оторвавшись, не быть увлеченными в бездну, куда тяжестью собственного яда страстей низринулись демоны и уподобившиеся им люди.

Источник: www.pravoslavie.ru

Святитель Макарий (Невский). “Призывай Ангела Хранителя твоего”

Святитель Макарий (Невский)

“Призывай Ангела Хранителя твоего”

Из писем святителя Макария (Невского)

Святые и Ангел Хранитель. Икона. Источник: прислано посетителем нашего сайта.

Из писем к духовной дочери

Поделюсь сейчас прочитанным: иное знать христианство по книгам, а иное — жить по-христиански. По географическим картам можно в одно мгновение перебежать от города в город на пятьсот верст, но переехать на лошадях нужно пять или десять суток, много потрудиться, побеспокоиться. Так от суеты до истинной христианской жизни, от мира ко Христу по книгам скоро можно дойти; но делом пройти — ох, как тяжело! Придется и остановиться, сесть на мель, не раз вздохнуть, прослезиться, не раз сказать: Господи, помоги! “В Божьих искрах” вычитал, что кто-то желал иметь очки такие, чтобы чрез них видеть помышление сердец человеческих. Получил такие очки, и сам не рад стал жизни своей: все опостылили ему, даже самые близкие люди, любимые прежде; ибо чрез эти очки он видел у всех только злое. Когда он желал себе смерти, оставшись совершенно одиноким, ибо все оставили его, то явилась к нему любовь в виде Ангела и внушила ему обратить внимание на свое сердце. Ангел коснулся глаз его, и прежние очки упали к ногам его; тогда он увидел свое сердце, которое было гораздо хуже сердец ближних. Тогда он воскликнул: “Боже мой, какой я грешник! Прости меня!” — “Люби ближних, старайся прощать им недостатки — и ты будешь счастлив на земле и прощен на том свете”, — сказал ему Ангел. Человек исполнил это, и весь мир, все люди стали казаться ему лучше и добрее. Теперь, глядя на других, он стал отыскивать только хорошие стороны, и через это сам стал лучше и счастливее. Заключение. Нам заповедано любить ближнего и не подыскиваться под его недостатки [1]. Это — на сей день. А вот, пожалуй, еще. Какому-то грешнику, отлагавшему покаяние на некоторое время, сказано было невидимым голосом: “До этого времени еще успеешь належаться в земле”. — И действительно, он вскоре чуть не умер, и только за покаяние был помилован.

***

Если нет умиления, то Господь хоть на пост дает крест вместо этого. Можно ли так думать? Думаю, что это внушение Ангела Хранителя. Ведь Ангел послан был укреплять страждущего в Гефсимании Богочеловека. Вмешательство небожителей в нашу жизнь, а тем паче в жизнь восхотевших идти за Христом, гораздо больше, чем мы думаем.

***

Когда ложишься спать, помолись Ангелу Хранителю с особенным чувством, с верою огради себя крестным знамением и постель также.

***

Храните взаимный мир и любовь. Там рай и Ангелы, где обитает мир да любовь.

***

Некоторые души, начинающие дело спасения, вместо подвигов смирения, послушания и терпения стремятся к молитвенному и постному подвигам. Ощутивши иногда теплоту в душе и благодатное молитвенное настроение, они уже мечтают, что скоро достигнут той молитвы, которой молились святые и о которой пишется в святоотеческих книгах. Начинают напрягаться до экстаза, чтобы самим приобрести то молитвенное настроение, какое им дано было на некоторое время. Начинают это своевольно, без руководства и впадают в диавольскую сеть. Нил Синайский говорит: когда молишься, не придавай Божеству какого-либо облика и не попускай, чтобы в уме твоем печатлелся какой-либо образ, но невещественно приступи к Невещественному, и соединишься с Ним. Не желаю видеть чувством Ангелов или Силы, или Христа, чтобы с ума не сойти, приняв волка за пастыря и поклонившись врагам демонам. Св. Исаак говорит: пока человек употребляет усилие, чтобы духовное низошло к нему, оно не покоряется.

Продолжаю начатую выписку о молитве из отеческих писаний. Мир тебе и сущим с тобою. Св. Симеон Новый Богослов о состоянии молящегося человека говорит: когда кто, стоя на молитве и воздевая руки на небо и очи свои, и ум свой, держит в уме божественные помышления, воображает блага небесные, чины Ангелов, обители святых, а иной раз извлекает слезы и плачет, то при этом образе молитвы мало-помалу начинает он кичиться в сердце своем, сам того не понимая; ему кажется, что делаемое им Божие. А это есть знак прелести. Далее, по мнению того учителя Церкви, такое состояние может быть очень опасно для подвижника и, если случится, что не исступит он из ума, все же возможно ему будет стяжать добродетели или бесстрастия. На этом пути стоя, говорит далее св. Симеон, прельщаются и те, которые видят свет телесными очами своими, обоняют благовония обонянием своим, слышат гласы ушами своими и т. п. По этому предмету можешь прочитать из книги “Свет незримый” Лодыженского, которую я пошлю тебе.

Из писем к сестре милосердия Матроне

Ангелы не падают, демоны пали и не встают, а человеку свойственно и падать, и вставать с помощью Божией [2].

***

Бегай от соблазнов. Борись с греховными привычками, борись с помыслами, ибо все начинается с помысла. А помыслы злые старается навеять враг. Чаще ограждай себя крестным знамением. Когда явится злой помысл, старайся прогнать его памятью о смерти, об адских мучениях. Представь, что Ангел стоит возле тебя; вспомни, что ты Христу принадлежишь, приобщаешься Его Божественного Тела и Крови.

***

Когда приходят к тебе искусительные помыслы, ты уклонись куда-нибудь и перекрестись раз, и два, и три, всем сердцем призывая на помощь Господа и Ангела Хранителя твоего.

***

Когда приходит час искушения, то борись, вспоминая то сладостное состояние души, какое она испытывает, одержавши победу над грехом, а также то ужасное уныние, недовольство собой, отчаяние, которое последует после грехопадения. Чтобы легче побеждать грех, нужно стараться всей силою прогонять от себя помысл, влекущий ко греху, заменив его добрым помыслом. Например, о том, что на тебя смотрит Господь, и Матерь Божия, и Ангел твой; что за грех — ждет ад, а за победу над грехом, над помыслом — сладостный рай, а здесь спокойствие совести, которое дороже всего на земле. Не привязывайся к этому миру, который может во зле сулить много утех, а дает одни горести, отчаяние и самоубийство.

***

Моли Спасителя твоего, чтобы Он помог тебе в борьбе со врагом. Моли Ангела Хранителя твоего, чтобы поддержал, чаще журил тебя за то, в чем совесть упрекает тебя.

***

Когда будет приходить лукавый помысл, ограждай себя крестным знамением с усердною молитвою, а сердце обращай ко Господу, Который стоит возле тебя. Призывай и Ангела Хранителя твоего, чтобы Он отгонял от тебя беса полуденного и полунощного.

Отрывки из писем святителя Макария (Невского) приводятся по изданию: Святитель Макарий (Невский). Не отчаиваюсь в Божией помощи: Сб. писем / Сост. Г. Г. Гуличкина. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2006. С. 176-177, 239, 267, 318, 325-326, 345, 348, 350, 353-354, 368, 372.

Примечания

[1] См. также рассказ “Волшебные очки”.

[2] Святитель Макарий (Невский) приводит здесь мысль преподобного Иоанна Лествичника. См.: Преподобный Иоанн Лествичник. Об Ангелах.

Ангел-хранитель. Ангел ангелу рознь Слово после праздничного молебна в день тезоименитства в московском храме преподобного Пимена Великого Ангелы — наши старшие братья Святитель Феофан Затворник. Ангел-хранитель Святитель Феофан Затворник. Спаситесь от века сего лукавого! Ангелология “Ангела-Хранителя у Господа просим” Как молиться Ангелам Явления и чудесная помощь Ангелов Прелесть

Митрополит Филарет (Вознесенский). Неделя 23-я по Пятидесятнице. Изгнание злых духов

Митрополит Филарет (Вознесенский)

Неделя 23-я по Пятидесятнице

Изгнание злых духов

В Евангелии есть повествование о том, как Господь Иисус Христос освободил от тяжкого недуга беснования несчастного человека, которого захватил в свою власть не один злой дух, а целый легион злых духов – этих врагов Божиих и врагов человечества [Мф. 8, 28-34. Мк. 5, 1-20. Лк. 8, 26-39]. Когда мы с вами читаем или слышим это Евангелие, то не можем, конечно, не обратить внимания на то место, где говорится, как злые духи, владевшие человеком, увидя приближавшегося Спасителя и поняв, что пришел конец их злобному насилию и мучению несчастного, – стали просить Его, чтобы Он позволил им войти в стадо свиней, пасшихся тут же на берегу озера.

Обратите внимание на то, как Господь всегда готов исполнить просьбу Своего создания, если только она обращена к Нему с верой. Господь исполняет просьбу, то есть, если угодно, молитву даже злых духов. Он им позволил то, о чем они просили Его. А без Его державного изволения они этого сделать не могли. Когда священник начинает совершать Таинство Крещения, то в начале этого таинства он читает так называемые огласительные молитвы, в которых отгоняется от человеческой души злой дух. Там он прямо обращается к злому духу и говорит: “Познай свою суетную силу (неистинную силу) нижé на свиньях власть имущую”, – то есть “Познай, что твоя неистинная сила даже над свиньями власти не имеет”. И пока Господь им не позволил, они не могли войти в этих несчастных животных. Но тут появляется вопрос: Почему Господь позволил им это? Ведь они, оставив несчастного человека, вошли в свиное стадо и сейчас же его погубили. Несчастные животные, под действием непонятной для них силы, бросились с крутого берега в озеро и утонули.

Почему Господь это попустил? Что это означает? Св. Иоанн Златоуст, говоря об этом обстоятельстве, указывает прежде всего на то, что это “идет на пользу слушателей”, дабы они поняли, насколько злые духи ненавидят всякое творение Божие; ненавидят настолько, что, получив власть над этими бедными животными (которые были также творениями Божиими), они ничего другого не придумали, как их погубить, ибо они ненавидят лютой ненавистью все сотворенное Богом. “Также”, добавляет Иоанн Златоуст, – “Христос сделал, т.е. совершил это, “чтобы ты понял, что если бы они (т.е. злые духи) только могли, то они с людьми бы так же поступили”. Но только сила Божия сдерживает злых духов и не допускает им вредить роду человеческому. Иначе, как говорили святые Отцы, злые духи в один момент погубили бы по злобе своей весь человеческий род. Заметим еще, что речь идет о свином стаде; а вы, вероятно, знаете, что по законам народа иудейского, по законам Библии и Ветхого Завета, свинья – нечистое животное, которое нельзя было ни употреблять в пищу, ни держать. Поэтому пребывание там свиного стада было соблазном для правоверующих иудеев, почему Господь и попустил, чтобы этот соблазн был так неожиданно удален.

Но вот что, возлюбленные. В этом же Евангелии мы с вами читаем, что жители города, узнав о том, что произошло, стали просить Господа отойти подальше от них. Не пригласили Его в свой город, а наоборот – стали Его умолять, чтобы Он ушел от них. И, как говорят св. Отцы – толкователи св. Евангелия, этот поступок был греховный, не добрый, потому что они (жители) испугались того, как бы этот неожиданный Чудотворец, пришедши к ним в город, не нарушил бы привычный для них порядок их жизни. Они уже потерпели убыток, потеряв несколько тысяч голов скота, когда Он еще только приблизился к городу! Что же может получиться, если Он в самый город придет?! Это – пример корыстного страха. Нечто подобное бывает и теперь, когда человек как-то боится допустить Господа войти в его душу. Разве не слышатся иногда от православных христиан примерно такие речи: “Мы – не монахи! Разве можно от нас требовать то, что требуется от монахов и от духовенства? Мы – простые миряне.” И когда они так настаивают на том, чтобы их внутренний мир ничем бы не был обеспокоен, на том, чтобы им не признавать за собой никаких духовных обязательств, – то как они напоминают речь жителей города Гадары, которые вышли к Спасителю и просили Его удалиться от них подальше!

Берегись поступать так с Божией благодатью, человек! Не отстраняй Ее от себя. Правда, здесь Господь, милостиво исполняя их просьбу, отошел от них, но вместо себя Он оставил воодушевленного проповедника – того, кого Он исцелил, и который потом по всему городу проповедовал о том, что сотворил ему Господь; проповедь его так сильно повлияла на народ, что, по словам Евангелия, когда Спаситель в следующий раз приблизился к этому городу, народ побежал к Нему навстречу, неся больных и прося их исцеления.

Вспомним, как Господь учил Своих апостолов: “Если вы придете с вашим благовестием в какой-нибудь город, и вас там не примут, то, “уходя из этого города, самый прах от ног своих отрясите и скажите им: “Знайте, что Царствие Божие приблизилось к вам, но мы и прах от вашего города отрясаем”. И к этому Господь добавил: “Аминь, глаголю вам, Содому и Гоморре, – тем городам, которые Господь за их страшные грехи покарал огненной казнью, – будет отраднее в день Судный, нежели городу тому (который отверг благовестие апостолов)” [Мф. 10, 11-15. Мк. 6, 10-11. Лк. 10, 5-12; 9, 3-5].

Читая или слушая Св. Евангелие, мы видим, как злые духи стараются вредить всему существующему. А ведь Церковь нас учит тому, что они были сотворены Богом светлыми и добрыми, и только взбунтовавшись против Бога потеряли свои добрые и светоносные свойства и стали темными духами злобы. Как произошло падение первого ангела, неведомо нам. Церковь только говорит, что первый из ангелов, созданный Богом особо могучим и светоносным, возмутился против своего Творца и захотел сравняться с Ним. Вот вам, если угодно, первая революция! Первый революционер – это дьявол, который хотел на небе устроить революцию, возмутить других ангелов против Царя Небесного, но был низвергнут с позором оттуда. Вот кто был первый революционер; ему родственны по духу и все последующие революционеры… Будем это помнить. Но будем помнить и то, что Церковь, предупреждая нас о коварстве и злобе злых духов, вместе с тем утешительно благовествует о светлых ангелах, которые стоят на страже и на защите рода человеческого. Недаром мы с вами молимся в молитве, которая так часто повторяется: “Огради нас святыми Твоими ангелами”, ибо они действительно ограждают нас, в особенности тот ангел-хранитель, который никогда не оставляет человека, и является его самым верным, самым неподкупным другом. Даже тогда, когда человек отдается греху, и в этом грехе злой дух мог бы им завладеть и его погубить, ангел-хранитель защищает человека, не допускает злого духа им овладеть, и его охраняет, надеясь на его покаяние в будущем. Помните всегда о том, что, в каких бы мы ни были трудных положениях, какая бы опасность нам ни грозила, – если мы с верою призовем на помощь своего ангела-хранителя, он нас спасет. Ибо для того он и послан к нам Господом, чтобы нас охранять и своей могучей рукой отстранять от нас всякую опасность…

Ангел-Хранитель. Икона. Сызрань. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Ангел-Хранитель. Икона. Сызрань. Источник: прислано посетителем нашего сайта.

Припомните житие святителя Тихона Задонского, великого чудотворца российского. Что с ним было? Однажды, будучи еще студентом, занимаясь вместе со своими друзьями, он поднялся на минутку для отдыха на высокую колокольню. Потом сошел оттуда и пришел к друзьям; те, глядя на него с удивлением, спросили: “Что с тобой? На тебе лица нет! Ты бледен, как бумага! Что случилось?” На это он ответил: “Дайте мне сначала выпить чашку чаю; отдохну, а потом расскажу”. И поведал им следующее: когда он оставил их и поднялся на самый верх колокольни, то засмотрелся на чудный вид и оперся на перила над бездной, над громадной высотой. Вдруг перила пошатнулись, подались под ним, и он стал падать в эту бездну. Вы знаете, что падающему уже не удержаться. Можно упасть на пол, и это остановит падение, но если человек падает в пропасть, в бездну, – то несомненно погибнет. И вдруг случилось нечто необъяснимое и чудесное: когда он уже падал и его гибель была неминуема, вдруг какая-то невидимая мощная рука толкнула его в грудь с такой силой, что он упал, но упал не вперед, а назад, на пол колокольни.

Вот как ангел-хранитель охраняет тех, кого он послан Богом охранять. Знаем мы и многие другие случаи, когда он покрывал и спасал человека.

А поэтому – помни: что бы ни случилось с тобою, какая бы беда ни стряслась, какая бы катастрофа тебя не застигла, знай, что если с верою призовешь своего могущественного и доброго друга, своего ангела-хранителя, то он поспешит к тебе на помощь и поможет тебе. Аминь.

Источник: Свято-Троицкая Православная школа

Митрополит Филарет (Вознесенский). О явлениях Архангела Гавриила Падшие ангелы О злых духах Рога и копыта. Кто такие бесы, и нужно ли их бояться Ложные Ангелы Святитель Филарет (Дроздов). Об ангелах Ангелы Православное учение об ангелах Природа и назначение ангельского мира Молитвенное богословие о Церкви. Ангелы — Церковь Архиепископ Василий (Кривошеин). Ангелы и бесы в духовной жизни по учению восточных отцов Святые отцы об Ангеле Хранителе Молитва Ангелу-Хранителю Об ангелах-хранителях Кто такой Ангел Хранитель и как именно он может помочь? О том, что Ангелы помогают людям Явления и чудесная помощь Ангелов

Слово на день Архангела Михаила. Митрополит Московский Платон (Левшин)

Оглавление

Издревле от самых мудрых мужей человек называется, Микрокосмос, тоесть малым миром. Как таковое наименование есть не обыкновенное, то и притчина тому должна быть важная. Весь мир состоит из тварей видимых и невидимых: телесных и духовных. Читать далее Слово на день Архангела Михаила. Митрополит Московский Платон (Левшин)

Митрополит Московский Платон (Левшин). Слово на день Архангела Михаила

Оглавление

Чистейший ангелов собор с церковию празднуем мы днесь. Они безплотны: мы плотию обремененны. Они чисты и непорочны: мы грешны и слабые дети Адамовы. Они в покое и радости вечной: мы в борьбе, бедствиях и искушениях. Читать далее Митрополит Московский Платон (Левшин). Слово на день Архангела Михаила

Слово на Собор святого Архангела Гавриила (26 марта/8 апреля). Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

26 марта/8 апреля

Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы.

Из тропаря Архангелу Гавриилу

Читать далее Слово на Собор святого Архангела Гавриила (26 марта/8 апреля). Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в праздник Собора Архистратига Михаила

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в праздник Собора Архистратига Михаила

21 ноября 2010 года, в неделю 26-ю по Пятидесятнице и день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил литию по погибшим в дорожно-транспортных происшествиях, после чего обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Всех вас, дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, всечестные отцы, братья и сестры, высокие представители государственной власти, Вооруженных сил России, отцы, братья и сестры, поздравляю с воскресным днем и с праздником святого Архистратига Божиего Михаила.

Собор святого Архистратига Михаила. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Собор святого Архистратига Михаила. Источник: прислано посетителем нашего сайта.

В сегодняшний день мы молитвенно обращаемся к бесплотным Небесным Силам. Мы не знаем, что это за силы, — Господь нам ничего не открыл, кроме того, что они существуют. У некоторых людей, особенно современных, само упоминание об ангелах вызывает улыбку, потому что вспоминаются святочные рассказы, колыбельные песни, фольклор. Все это так далеко от научного сознания современного образованного человека; и некоторые люди, якобы исходя из своего образования, воспитания, культуры, не могут совместить понятие об ангелах с тем, что они знают о мире.

Совершенно очевидно: Богу было угодно, чтобы эта неведомая сила являлась людям в облике человека. Но никто из нас не знает, что это за сила, какова ее природа. Богу было угодно, чтобы на каждого человека оказывалось влияние этой силы. Мы с доверием относимся к слову Божию, и знаем, что так и есть. Знаем также, что эта сила неоднородна, что в ней присутствует и доброе, и злое начала; и вне зависимости от воли человека доброе и злое начала на него влияют. Когда мы говорим об ангеле-хранителе, мы говорим о той силе, которая призвана нам помогать, защищать нас. Но есть и другая сила, которая пытается нас перетянуть на свою сторону, затуманить нам сознание, сбить с толку, лишить жизненных ориентиров. Эта неведомая брань между добром и злом происходит не только в человеческой истории, не только в нашей повседневной жизни, — это происходит и там, куда сегодня мы не можем проникнуть ни своим сознанием, ни своей волей, ни своими чувствами, ни своими самыми мощными знаниями. От нас это пока сокрыто.

Сегодня за Литургией читалось послание апостола Павла к Ефесянам, где мы находим очень сильные слова: «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в делах тьмы» (Ефес. 5, 10-11). Каждому человеку надлежит испытывать все то, что приходит к нему извне. Говоря современным языком, каждый призван к тому, чтобы критически оценивать всю поступающую информацию. Мы должны испытывать информационный поток, который обрушивается на сознание современного человека. Мы должны иметь способность отличать добро от зла, а когда отличаем, то не участвовать в делах тьмы.

А ведь мы участвуем. Кто по глупости, по неразумию, потому что «другие так делают». Чаще всего мы так и объясняем свой грех, ссылаясь на то, что сосед, знакомый, коллега или человек, занимающий более высокое положение, так поступает — «а почему я не могу этого делать?» Мы чаще всего оправдываем свои грехи грехами других людей, ведь не хочется признаваться, что ты злодей, что ты делаешь гадкие вещи, что ты совершаешь грех, вот мы и прикрываемся другими, кто якобы грешит еще больше.

А иногда мы участвуем в делах тьмы сознательно: в душе осознаем, что это дело тьмы, но обстоятельства, ложно понятая солидарность заставляют — как же выбиваться из этой группы людей, которая себя так ведет? «Нельзя же быть белой вороной, вот я и живу как они живут». А иногда и совсем сознательно, когда наступает противление Богу, — это сознательное противление Богу именуется хулой на Духа Святаго. Все грехи прощаются, а грех хулы на Духа Святаго не прощается, — но ведь и это совершают люди.

Как же нам не участвовать в делах тьмы? Как нам научиться испытывать, что благоугодно Богу? Конечно, Господь дал нам разум. Он дал нам нравственное чувство, которое отображается в душе голосом совести. Господь дал нам слово Свое — Священное Писание. Разве вспоминаем мы о Священном Писании там, за пределами храма? Выйдем, пойдем по улице — и вот первый же конфликт в транспорте, или с пешеходом, с которым столкнулся неудачно, или с водителем на дороге. Где же наши знания Священного Писания? Они тут же улетучиваются. Кто же наставит нас в момент кризиса, в момент конфликта, в момент противодействия, когда и нужно проявить христианскую способность распознавать духов?

Мы чаще всего бессильны. Людей, которые способны управлять собой, вспоминая о Слове Божием, обращаясь к своей совести, — единицы. Мы называем их святыми людьми. А как же спасаться нам, людям грешным? Вот Бог и дал нам неведомую силу, которая присутствует рядом с нами. Мы называем мир рядом с нами ангельским миром, потому что Сам Бог назвал его так в Слове Своем. А потому в самые трудные моменты жизни нужно обращаться к Богу, к ангелу своему, к этой силе, что присутствует реально в нашем физическом мире, хотя сама эта сила физическому миру не принадлежит, — чтобы Господь через ангела-хранителя помог нам отделить добро от зла, свет от тьмы, испытать то, что благоугодно Богу, и не участвовать в делах тьмы. Это и есть ангельский покров над нами, ангельская защита, ангельское вразумление. И тогда слабости наши и греховность наша и неспособность видеть черное и белое вдруг обращаются в великую способность. Мы обретаем силу духовного зрения, силу разума, силу воли, силу чувств, и грешный и слабый человек становится героем духа. И ведь как много таких примеров: беззаветное служение Отечеству своему, готовность жизнь свою положить за ближних своих, жертвенное служение родным и близким, подвиг на работе, — да разве мало всех этих великих подвигов нашей жизни?

Пусть Господь помогает нам неведомым для нас путем корректировать наше поведение, наши мысли и наши дела. Именно в этом мы и видим величайшее и спасительное значение присутствия ангельского мира в человеческой жизни. А потому и возносим молитвы к святому Архангелу Михаилу и ко всему неведомому для нас, но реальному небесному воинству. И предки наши молились крепко Архангелу Михаилу, особенно тогда, когда вступали в бой, когда защищали Отечество свое, землю свои, святыни свои, родных и близких. И неслучайно, что именно в честь Архангела Михаила был назван этот Кремлевский собор, который до построения Храма Христа Спасителя был кафедральным собором города Москвы. Столица Северной Руси, Российского государства обращала в этом храме свои молитвы к Богу, чтобы Он даровал и победу, и заступление, и помощь через небесное Свое ангельское воинство.

Архангел Михаил. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Архангел Михаил. Источник: прислано посетителем нашего сайта.

Сегодня, в день памяти святого Архистратига Божиего Михаила, мы вспоминаем всех, кто погиб в дорожно-транспортных происшествиях. Сегодня на наших дорогах и улицах погибает такое количество людей, которое соизмеримо с потерями в войнах. Погибают люди в расцвете сил, наиболее активная часть нашего населения; погибают пешеходы, престарелые люди, дети…

Это обратная сторона греховности нашей цивилизации. Мы создаем машины, мы становимся мощными и сильными, но у нас не хватает ни разума, ни нравственного чувства с ответственностью относиться к той силе, которую человек получает в свои руки. Когда пьяный водитель сбивает на пешеходном перекрестке детей — что это, как не бездна человеческой безответственности? Конечно, дорожно-транспортные происшествия нередко имеют объективные, технические причины: плохие дороги, не всегда исправные транспортные средства. Но в основном — тот самый человеческий фактор, который чаще всего и толкает человека на преступление за рулем, потому что нет сильного нравственного чувства и ответственности.

Мы сегодня молились о том, чтобы Господь принял души убиенных на дорогах людей; но одновременно и о том, чтобы народ наш понял: нельзя друг друга убивать в мирное время, не щадить ни малых детей, ни стариков. Нужно жалеть друг друга, нас не так много осталось на этих огромных евразийских просторах. А ведь сегодня от дорожно-транспортных происшествий погибает людей больше, чем от всех болезней.

Поэтому я обращаюсь и к вам, мои дорогие, кто собрался в этот день, и обращаюсь через телевидение ко всем, кто меня слышит: сегодня проблема безопасности на дорогах — это не только вопросы законодательства, дисциплины, порядка и технического обеспечения. Это нравственная проблема, о которой мы должны громко говорить. И я призываю каждого, кто садится за руль, проникаться этим чувством ответственности. Молитесь перед тем, как садиться за руль. Просите, чтобы Господь помог вам, чтобы Ангел-хранитель был вместе с вами. Никогда не садитесь за руль пьяными, потому что вы принимаете на себя великую ответственность. Используйте все средства защиты, которые обеспечивает сегодня современное техническое оборудование автомобилей; помните, что за рулем не должно быть никакого ухарства. Мы должны проникаться ответственностью и понимать, что нужно беречь и себя, и семью свою, и детей своих, и, самое главное, народ свой нужно беречь.

Ангел Хранитель. Икона. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Ангел Хранитель. Икона. Источник: прислано посетителем нашего сайта.

Я хотел бы приветствовать сегодня в храме Виктора Николаевича Кирьянова, который возглавляет Государственную дорожную инспекцию Российской Федерации, и пожелать Вам и всем Вашим сотрудникам помощи Божией, чтобы вместе с народом, опираясь на институты гражданского общества, на Церковь, вы могли бы изменить ситуацию к лучшему. Пусть Господь помогает Вам, всем Вашим подчиненным и всем нам осознать опасность, которая существует сегодня на улицах.

Я хотел бы также сердечно приветствовать и поздравить руководителей и высоких представителей Российского космического агентства во главе с его директором, а также представителей Военной академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого и многих других представителей власти, общественности, монашествующих и всех вас, мои дорогие прихожане, с этим замечательным днем. Пусть святой великий Архистратиг Михаил и все небесное воинство покрывают нас своими невидимыми крылами, помогая отличать добро от зла и помогая устроять жизнь свою по Божиему закону.

Хотел бы сердечно приветствовать наших дорогих владык, приехавших в гости из Грузинской Православной Церкви, — владыку Николая и владыку Андрея. Несмотря на то, что отношения между нашими странами сегодня переживают не самый лучший период, Церкви всегда вместе. Мы молимся вместе как одна семья, и надеемся, что Господь приклонит милость, и единство Православной Церкви послужит причиной и силой, приводящей в действие различные политические механизмы, дабы улучшились отношения между нашими единоверными православными народами.

Еще раз всех вас поздравляю с праздником. Храни вас Господь!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Источник: Патриархия.ru

Патриарх Кирилл. Об ангелах Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (2009 год) Патриарх Алексий II. Слово после Божественной Литургии в Архангельском соборе Московского Кремля Святые отцы об Ангеле Хранителе Мир духовный или ангельский О том, что Ангелы помогают людям Явления и чудеса Святых Ангелов Чудо Архангела Божия Михаила Как изобразить непостижимое? Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила Молитва, тропарь и кондак Архистратигу Михаилу

Святой праведный Иоанн Кронштадтский о духовном мире. Часть I

Из книги “Моя жизнь во Христе, или Минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге”

Часть 2

Читать далее Святой праведный Иоанн Кронштадтский о духовном мире. Часть I

Слово в день Архангела Михаила. Митрополит Московский Платон (Левшин)

Митрополит Московский Платон (Левшин)

Слова в день Архангела Михаила

Оглавление

Слово в день Архангела Михаила

Когда совершаем мы божественную литургию, и при сем священном действии воспеваем общаго всех Владыку: тогда церковь святая напоминает нам, чтоб мы не иначе стояли пред ним во храме на земли, как служат ему святии ангели на небеси. Да и когда в том им подражаем; тогда мы их точно и изобразуем, по силе оной священной песни устами верных воспеваемой: отложим всякое ныне житейское попечение: ибо мы животворящей Троице трисвятую песнь припевая, в таинственном разуме Херувимов образуем. В каком усладительном чувствии должна быть верных мысль и сердце, когда точно понимают они сие свое преимущество!

Ныне празднуемый нами ангельскаго собора предстатель возбуждает благоговение христиан обратить внимание свое на службу ангелами совершаемую на небеси, дабы нам по возможности подражать им в том и на земли.

Един есть Бог ангелов и человек: и когда мы в чистоте духа служим Творцу всяческих; тогда едино со оными блаженными духами составляем общество. Один порок сей священный союз разорвать может.

Ибо хотя, по основанию христианской богословии, и есть различие между церковию на земли воинствующею, и церковию на небеси торжествующею: но по словам апостольским, мы вшедшии в завет новыя благодати, хотя действительно не вступили, но уже приступили к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тмам ангелов, к собору и к церкви первородных на небесех написанных, и судии всех Богу, и к духовом праведников совершенных: следовательно мы, церковь воинствующую составляющии, едино с церковию торжествующею составляем существо и общество.

И ежели оные блаженные духи, непорочнейшие небесныя церкви члены, по словам писания святаго, служат величеству Божию, вопия непрестанно трисвятую песнь; от благоговения раболепнаго покрывают пред ним лица своя, и исполняют волю его с усерднейшею ревностию, яко, де, пламень огненный: то какое потребно иметь нам тщание, усердие и любовь при службе Божией!

Нам, говорю, которым на пути спасения предлежат еще многия претыкания и соблазны, и которых сила страстей, угасив дух разума, не редко претворяет в кровь и плоть.

Ангели служат Вышнему яко пламень огненный. Под именем пламене огненнаго видимо, что означается их пламень и жар любви: любви, которая их соединяет с Богом и между собою взаимно.

Совершенная сия ангельская любовь начало свое приемлет от точнаго познания совершенств Божиих. Ибо чем более совершенство вещи познавается: тем более к ней возжигается любовь. Свет просвещения огнь любви производит. Коль возлюбих закон твой Господи, вопиет царь и пророк: для чего? для того, де, яко он весь день поучение мое есть.

И потому сие вечное дел наших правило испытывать мы должны со всяким прилежанием, и в доме, и на пути, и во уединении, и с другими во обращении, и в младости и в старости, во всякое время, на всяком месте, а наипаче во храмах священных. Чем более вникать будем в сие зерцало, тем более открываться нам будет оная воля благая и совершенная, которой сообразоваться мы должны: а чрез то и любовь Божия вселится в сердца наши.

Христианин! есть ли должное твое о сем тщание? не в пренебрежении ли оставлен сей великий долг твоея пред Богом обязанности? не к блаженству токмо будущему сим надлежит шествовать путем: но и жизни сея благоденствие на сем же есть основано. Просвещенная законом Божиим и любовию его утвержденная мысль не во храме сем токмо представляет тебя любезным хвал Божиих вещателем, но и во обществе верным разделенных от промысла Божия званий служителем. Паки представляю тебе ангельский собор. Они, по учению святыя церкви, для того утвердилися в благодати, яко утвердилися в любви: а некоторые и из сих чистейших духов, за злоупотребление добраго произволения отторжены от святаго общества, пременились в духов нечистейших и злобнейших. Везде порок влечет за собою следствия погибельныя.

Прохладевшая к Богу любовь учинила их недостойными любовию соединеннаго ангелов общества.

Мы и церкве члены, и общества граждане. По обеим отношениям примером нам ангели суть. Когда во святилище Господнем приносим мы жертву благодарения и молитв в непорочности души; тогда мы во плоти ангели: когда же союзом любви между собою соединенны; тогда мы ангельское на земли представляем общество.

Но когда или жертвы наши нечистотою страстей опорочены, или друг друга угрызаем и снедаем: тогда истинна осуждает таковых быть подобными тем духам, которым злость и разврат есть утешением, и которые вечными узами под мраком соблюдены на суд великаго дне. О! поистинне, по апостольскому увещанию, со страхом жития нашего время жительствовати должны, когда Отец, нелицемерно судящий комуждо по делу, и ангелов согрешивших не пощаде.

И правосудие Божие, не меньше же и пример падения ангелов, содержать нас должны во всегдашней осторожности и бодрости духа. Мняйся стояти, пусть блюдется, да не падет. А сие значит, что чем больше кто мечтает о себе; тем ближе есть к падению: кто же по земле ходит; тот упасть не умеет. Евангелие не без особливаго резону в одном месте ангелов представляет, яко приставников непорочных младенцев: а сие есть доказательством, что они суть содруги и спутешественники тем, которых украшает кротость младенчества непорочнаго.

Что таковые ангелоподобные люди во обществе? что в церкви? во обществе верные други, праведные судии, честные соседы, благоразумные советники, благодетельные начальники, полезные члены: а в церкви, ангелом собеседники, сожители и приснии Богу, истинные христиане.

Так почему же служение таковых пред Богом от служения ангельскаго различествовати будет?

Естьли, благословеннии христиане! сие учение, учение церкве Божия, приятно, или хотя токмо непротивно показалось вкусу души нашея: то довольно, почитать должны, воспользовались мы празднованием дня сего.

Дня, который сколько для нас почтен есть, воспоминанием ангелов предстателя, столько не меньше радостен, яко храм сей Монаршим присутствием своим удостоити благоволила Благочестивейшая Самодержица. Не мы токмо, но и самыя стены храма сего ЕЯ проповедуют благочестие и благоговение к местам святым. Украшение стен храма сего, сей священный ковчег останкам святых, сии олтарь и служителей ЕЯ украшающия драгоценныя утвари, суть приношения ЕЯ к Богу любви. Ибо благая, по евангелию, не могут происходить, разве от сердца благаго.

Ты же Боже, праведный дел наших воздаятель! оною десницею, которою управляеши Царей и державы их, укрепи ЕЯ и Августейшаго ЕЯ наследия здравие и благоденствие, сохраняя Их под покровом ангелов хранителей твоих, аминь.

Сказывано в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА в Архангельском соборе 1775 года Ноября 8 дня.

Источник: www.stsl.ru