Митрополит Филарет (Вознесенский). Неделя 23-я по Пятидесятнице. Изгнание злых духов

Митрополит Филарет (Вознесенский)

Неделя 23-я по Пятидесятнице

Изгнание злых духов

В Евангелии есть повествование о том, как Господь Иисус Христос освободил от тяжкого недуга беснования несчастного человека, которого захватил в свою власть не один злой дух, а целый легион злых духов – этих врагов Божиих и врагов человечества [Мф. 8, 28-34. Мк. 5, 1-20. Лк. 8, 26-39]. Когда мы с вами читаем или слышим это Евангелие, то не можем, конечно, не обратить внимания на то место, где говорится, как злые духи, владевшие человеком, увидя приближавшегося Спасителя и поняв, что пришел конец их злобному насилию и мучению несчастного, – стали просить Его, чтобы Он позволил им войти в стадо свиней, пасшихся тут же на берегу озера.

Обратите внимание на то, как Господь всегда готов исполнить просьбу Своего создания, если только она обращена к Нему с верой. Господь исполняет просьбу, то есть, если угодно, молитву даже злых духов. Он им позволил то, о чем они просили Его. А без Его державного изволения они этого сделать не могли. Когда священник начинает совершать Таинство Крещения, то в начале этого таинства он читает так называемые огласительные молитвы, в которых отгоняется от человеческой души злой дух. Там он прямо обращается к злому духу и говорит: “Познай свою суетную силу (неистинную силу) нижé на свиньях власть имущую”, – то есть “Познай, что твоя неистинная сила даже над свиньями власти не имеет”. И пока Господь им не позволил, они не могли войти в этих несчастных животных. Но тут появляется вопрос: Почему Господь позволил им это? Ведь они, оставив несчастного человека, вошли в свиное стадо и сейчас же его погубили. Несчастные животные, под действием непонятной для них силы, бросились с крутого берега в озеро и утонули.

Почему Господь это попустил? Что это означает? Св. Иоанн Златоуст, говоря об этом обстоятельстве, указывает прежде всего на то, что это “идет на пользу слушателей”, дабы они поняли, насколько злые духи ненавидят всякое творение Божие; ненавидят настолько, что, получив власть над этими бедными животными (которые были также творениями Божиими), они ничего другого не придумали, как их погубить, ибо они ненавидят лютой ненавистью все сотворенное Богом. “Также”, добавляет Иоанн Златоуст, – “Христос сделал, т.е. совершил это, “чтобы ты понял, что если бы они (т.е. злые духи) только могли, то они с людьми бы так же поступили”. Но только сила Божия сдерживает злых духов и не допускает им вредить роду человеческому. Иначе, как говорили святые Отцы, злые духи в один момент погубили бы по злобе своей весь человеческий род. Заметим еще, что речь идет о свином стаде; а вы, вероятно, знаете, что по законам народа иудейского, по законам Библии и Ветхого Завета, свинья – нечистое животное, которое нельзя было ни употреблять в пищу, ни держать. Поэтому пребывание там свиного стада было соблазном для правоверующих иудеев, почему Господь и попустил, чтобы этот соблазн был так неожиданно удален.

Но вот что, возлюбленные. В этом же Евангелии мы с вами читаем, что жители города, узнав о том, что произошло, стали просить Господа отойти подальше от них. Не пригласили Его в свой город, а наоборот – стали Его умолять, чтобы Он ушел от них. И, как говорят св. Отцы – толкователи св. Евангелия, этот поступок был греховный, не добрый, потому что они (жители) испугались того, как бы этот неожиданный Чудотворец, пришедши к ним в город, не нарушил бы привычный для них порядок их жизни. Они уже потерпели убыток, потеряв несколько тысяч голов скота, когда Он еще только приблизился к городу! Что же может получиться, если Он в самый город придет?! Это – пример корыстного страха. Нечто подобное бывает и теперь, когда человек как-то боится допустить Господа войти в его душу. Разве не слышатся иногда от православных христиан примерно такие речи: “Мы – не монахи! Разве можно от нас требовать то, что требуется от монахов и от духовенства? Мы – простые миряне.” И когда они так настаивают на том, чтобы их внутренний мир ничем бы не был обеспокоен, на том, чтобы им не признавать за собой никаких духовных обязательств, – то как они напоминают речь жителей города Гадары, которые вышли к Спасителю и просили Его удалиться от них подальше!

Берегись поступать так с Божией благодатью, человек! Не отстраняй Ее от себя. Правда, здесь Господь, милостиво исполняя их просьбу, отошел от них, но вместо себя Он оставил воодушевленного проповедника – того, кого Он исцелил, и который потом по всему городу проповедовал о том, что сотворил ему Господь; проповедь его так сильно повлияла на народ, что, по словам Евангелия, когда Спаситель в следующий раз приблизился к этому городу, народ побежал к Нему навстречу, неся больных и прося их исцеления.

Вспомним, как Господь учил Своих апостолов: “Если вы придете с вашим благовестием в какой-нибудь город, и вас там не примут, то, “уходя из этого города, самый прах от ног своих отрясите и скажите им: “Знайте, что Царствие Божие приблизилось к вам, но мы и прах от вашего города отрясаем”. И к этому Господь добавил: “Аминь, глаголю вам, Содому и Гоморре, – тем городам, которые Господь за их страшные грехи покарал огненной казнью, – будет отраднее в день Судный, нежели городу тому (который отверг благовестие апостолов)” [Мф. 10, 11-15. Мк. 6, 10-11. Лк. 10, 5-12; 9, 3-5].

Читая или слушая Св. Евангелие, мы видим, как злые духи стараются вредить всему существующему. А ведь Церковь нас учит тому, что они были сотворены Богом светлыми и добрыми, и только взбунтовавшись против Бога потеряли свои добрые и светоносные свойства и стали темными духами злобы. Как произошло падение первого ангела, неведомо нам. Церковь только говорит, что первый из ангелов, созданный Богом особо могучим и светоносным, возмутился против своего Творца и захотел сравняться с Ним. Вот вам, если угодно, первая революция! Первый революционер – это дьявол, который хотел на небе устроить революцию, возмутить других ангелов против Царя Небесного, но был низвергнут с позором оттуда. Вот кто был первый революционер; ему родственны по духу и все последующие революционеры… Будем это помнить. Но будем помнить и то, что Церковь, предупреждая нас о коварстве и злобе злых духов, вместе с тем утешительно благовествует о светлых ангелах, которые стоят на страже и на защите рода человеческого. Недаром мы с вами молимся в молитве, которая так часто повторяется: “Огради нас святыми Твоими ангелами”, ибо они действительно ограждают нас, в особенности тот ангел-хранитель, который никогда не оставляет человека, и является его самым верным, самым неподкупным другом. Даже тогда, когда человек отдается греху, и в этом грехе злой дух мог бы им завладеть и его погубить, ангел-хранитель защищает человека, не допускает злого духа им овладеть, и его охраняет, надеясь на его покаяние в будущем. Помните всегда о том, что, в каких бы мы ни были трудных положениях, какая бы опасность нам ни грозила, – если мы с верою призовем на помощь своего ангела-хранителя, он нас спасет. Ибо для того он и послан к нам Господом, чтобы нас охранять и своей могучей рукой отстранять от нас всякую опасность…

Ангел-Хранитель. Икона. Сызрань. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Ангел-Хранитель. Икона. Сызрань. Источник: прислано посетителем нашего сайта.

Припомните житие святителя Тихона Задонского, великого чудотворца российского. Что с ним было? Однажды, будучи еще студентом, занимаясь вместе со своими друзьями, он поднялся на минутку для отдыха на высокую колокольню. Потом сошел оттуда и пришел к друзьям; те, глядя на него с удивлением, спросили: “Что с тобой? На тебе лица нет! Ты бледен, как бумага! Что случилось?” На это он ответил: “Дайте мне сначала выпить чашку чаю; отдохну, а потом расскажу”. И поведал им следующее: когда он оставил их и поднялся на самый верх колокольни, то засмотрелся на чудный вид и оперся на перила над бездной, над громадной высотой. Вдруг перила пошатнулись, подались под ним, и он стал падать в эту бездну. Вы знаете, что падающему уже не удержаться. Можно упасть на пол, и это остановит падение, но если человек падает в пропасть, в бездну, – то несомненно погибнет. И вдруг случилось нечто необъяснимое и чудесное: когда он уже падал и его гибель была неминуема, вдруг какая-то невидимая мощная рука толкнула его в грудь с такой силой, что он упал, но упал не вперед, а назад, на пол колокольни.

Вот как ангел-хранитель охраняет тех, кого он послан Богом охранять. Знаем мы и многие другие случаи, когда он покрывал и спасал человека.

А поэтому – помни: что бы ни случилось с тобою, какая бы беда ни стряслась, какая бы катастрофа тебя не застигла, знай, что если с верою призовешь своего могущественного и доброго друга, своего ангела-хранителя, то он поспешит к тебе на помощь и поможет тебе. Аминь.

Источник: Свято-Троицкая Православная школа

Митрополит Филарет (Вознесенский). О явлениях Архангела Гавриила Падшие ангелы О злых духах Рога и копыта. Кто такие бесы, и нужно ли их бояться Ложные Ангелы Святитель Филарет (Дроздов). Об ангелах Ангелы Православное учение об ангелах Природа и назначение ангельского мира Молитвенное богословие о Церкви. Ангелы — Церковь Архиепископ Василий (Кривошеин). Ангелы и бесы в духовной жизни по учению восточных отцов Святые отцы об Ангеле Хранителе Молитва Ангелу-Хранителю Об ангелах-хранителях Кто такой Ангел Хранитель и как именно он может помочь? О том, что Ангелы помогают людям Явления и чудесная помощь Ангелов

Протоиерей Тихон Пелих. Слово в день Собора Архистратига Михаила

Протоиерей Тихон Пелих

Слово в день Собора Архистратига Михаила

Сегодня великое священное торжество: ангельские лики на небесах и человеческий род на земле празднуют Собор Архистратига Михаила.

И ангельский собор, и человеческий род – разумные творения Божии, отличающиеся друг от друга внешним устройством: Ангелы – духи личные, разумные, бестелесные, а люди – души личные, разумные, облеченные в телеса. Ангелы – бессмертные личности и живут вечную жизнь, а люди – личности смертные, но предназначены для вечной жизни; те и другие – существа разумные…

Что нам известно об устройстве ангельских миров? Святой Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла, говорит, что миры ангельские имеют устройство иерархическое: все Небесные силы разделены на девять чинов, а девять чинов – на три иерархии: каждая низшая иерархия подчинена высшей. Ближе всех предстоят к Богу Серафимы и Херувимы, ближе к людям предстоят Архангелы и Ангелы; во главе всех бесплотных Сил стоит их вождь Архангел Михаил.

Согласно Священному Писанию, когда-то на небесах было великое возмущение против Бога: один из высших Архангелов по имени Денница впал в гордость сатанинскую и восстал против Бога. «Он увлек за собою множество Ангелов. Тогда Архангел Михаил собрал все чины Ангельские, оставшиеся верными Богу, против Денницы и воскликнул: «Во́нмем! Станем до́бре пред Творцом нашим в защиту Его!» И тогда была великая война на небесах, и низвергнуты были с неба все восставшие темные силы вместе с вождем своим диаволом и ниспали в бездну: так появилось в мире новое, диавольское царство – ад, которого Бог не сотворил! Бог сотворил только Небо и землю. После того мир и тишина водворились на Небе; и верные Богу светлые Небесные силы во главе с Архангелом Михаилом прославили Пресвятую Единосущную Нераздельную Троицу торжественною песнью: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля Славы Твоея». Вот такое совокупное Ангельское прославление Бога воспоминается сегодня Церковью и называется это Собором Архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных… Почитание мира Ангельского явилось с самого начала Церкви христианской, ибо и сама история Церкви на земле совершалась при деятельном участии мира Ангельского. Вспомним, что Архангел Гавриил благовести́л Пресвятой Деве о Воплощении Искупителя. Ангелы в Рождественскую ночь возвестили людям о рождении Спасителя, Ангелы благовестили о Его Воскресении, Ангелы по Вознесении Господа напомнили апостолам о втором Его пришествии, Ангелы оказывали чудесную помощь апостолам в их проповеди благовестия. Словом, Ангелы принимали участие во всех важнейших событиях Христовой Церкви на земле, и поэтому возникновение праздника в честь мира Ангельского и его Архистратига Михаила как защитника Истины, Правды и Добра против разрушительных действий сатаны – это наша благодарность Небесным силам.

И люди, и Ангелы небесные – великие творения Божии. Святая Церковь учит нас, что Ангелы небесные как хранители поставлены Богом в помощь людям на путях их земной жизни, что небесные Ангелы неотступно пребывают с нами. Дома ли, на работе ли, отдыхаем ли мы в кругу ближних и родных – во всем бытии нашем Ангел-хранитель с нами, и об этом свидетельствует наша совесть: если грешим – Ангел отступает от нас, но совсем не покидает нас, а наблюдает и молит за нас, а когда мы покаемся, он вновь приближается к нам. В совести нашей мы часто слышим голос Ангела-хранителя и его призывы: потерпи, пожалей, помоги, прости, осуди себя, смирись и другое. Эти наставления нашего Небесного друга рождают в нас сердечное умиление и слезы раскаяния…

Дорогие братия и сестры! Святая Церковь учит, что наши Ангелы-хранители не по своей воле служат нам, но по благословению Божию несут подвиг любви ради нашего спасения. Поэтому будем всегда в жизни нашей отзывчивы друг ко другу, мирны, благоговейны, благодарны, и да пребываем в молитве – и тогда Ангельские светлые крылья покроют нас от всяких искушений и бед, подобно тому как орел покрывает птенцов своих в гнезде. Аминь.

Протоиерей Тихон Пелих

Тропарь Небесным Силам,
глас 4-й

Журнал Московской Патриархии. 1995. № 11 (ноябрь).

Источник: www.jmp.ru

Слово на день Святаго Михаила Архистратига. Митрополит Московский Платон (Левшин)

Митрополит Московский Платон (Левшин)

Слова в день Архангела Михаила

Оглавление

Слово на день Святаго Михаила Архистратига

Утешительно и радостно слышать нам, что Ангелы служат спасению нашему, что соблюдают отроков неповинность, и бдят над нашим хранением, да не преткнется о камень нога наша. Но сколько они суть служителями милостиваго Божияго о нас промышления; столько не меньше суть страшными орудиями и правосудия Его. В оный последний день, в которой все наши дела обнажатся и судимы будут, Ангелам повелено будет велиим трубным гласом мертвых от гробов возбуждать, и представлять их пред судилище праведнейшаго Судии. Да им же будет поручено собрать от царствия Его вся соблазны и творящие беззаконие, и ввергнуть их в пещь огненную.

О святые Ангелы хранители! Когда в тот ужасный час и совесть наша нас осуждать будет, и собственною ея силою будем уже связаны: то еще ли надобно будет и вам вооружиться противу нас, и как бы наблюдать, дабы кто из нас не мог скрыться от лица гнева Седящаго на Престоле? Но так сему должно быть. Ибо они суть слуги Его творящии волю Его. Не можем мы отверсти уст наших противу сего. Действие то есть действие правосудия наисвятейшее. Не должно на всегда остаться смешению добродетели с пороком. Беззаконные, яко плевелы, заслуживают быть отвержены; а праведницы просветятся, яко солнце, во царствии Отца их.

Но кому и та и другая судьба определена? То будем мы, мы здесь предстоящие, мы сами будем в числе или осуждаемых или оправдаемых. Сей пункт в жизни нашей должен быть наиважнейший; и надлежалоб нам всегда, всякой день, и поутру вставая, и ко сну отходя, и при всяком нашем деле, и при всяком случае о сем размышлять. Но как того от нашего разслабления надеятися едва ли можно: то хотя сии краткие минуты посвятим на размышление сие.

Я не имею нужды о том говорить, что будет суд. Сия истинна есть не оспорима: и я беседую с Христианами, из коих добродетельные сею справедливостию себя утешают; а порочных собственная совесть опровергать то не допускает. Нужно и полезно о том только разсудить, когда таковый откроется суд. Но и сие известно. Ибо как токмо разлучится душа наша с телом сим: то и одолжена она в тот самый час предстать пред суд Господень, чтоб дать отчет во всех своих помышлениях, словах и деяниях.

Но когда сей смертный час постигнет каждаго из нас? Сие-то и есть глобочайшим неизвестности мраком покровенно. Естьлиб сия конечная наша судьба отстояла от нас за сто отселе лет, или за пятьдесят, или за десять: то может быть ещеб рано было нам свои страсти покидать; ещеб время доставало нам предпринимать гордые свои замыслы; ещеб может быть не предосудительно было текущие по нашему желанию часы обратить на увеселения и прихотей наших удовольствия. Почто помышлением о смерти и о суде себя возмущать? Не на скуку мы созданы, и не на печальную о смерти мысль. А хотя и подумать когда о смерти, о раскаянии, о исправлении: остается еще времени довольно. Когда чувства наши ослабнут, когда вкус притупится, когда страстей удовольствия уже не столь лестными покажутся: тогда можно будет и о сем подумать; и тем благовременнее, что уже и самые наши склонности, будучи насыщенны, к другому чему не столь сильно нас отвлекать будут.

О суетныя человеческия помышления и надежды неизвестныя! Кому открыта сия таинственная минута? Кто столь дерзновенен, чтоб себя прожитием еще долгаго времени обнадежить мог? Естьлиб теперь в средине храма сего внезапу явился Ангел Господень, и возопил: что вы все чрез долго лет еще жить будете; а только один из вас в следующую ночь умрет конечно, и на испытание суда Божия будет позван: не всем ли бы нам надлежало притти в страх и ужас, и подумать, не каждой ли из нас есть тот, о коем вышло таковое определение Божие? Но мы ведая из безчисленных примеров, что не престарелые одни смертною косою подсекаются; но сей жребий пал на многих таковых, кои были в цвете юности, в крепости телеснаго состава, в самое то время, в которое о сем меньше всего помышляли: ведая сие как не всякое время обратим на сие размышление? Может быть в сию нощь душу твою истяжут от тебе (Лук. гл. 12, ст. 20). Может быть уже и гроб наш изготован: может быть уже доска та истесана, из коей составится вечное тела нашего обиталище.

Что, естьли в такое время откроется над нами сия страшная судьба, в которое мы к тому ни мало не изготовились, и застанет нас, когда мы к разорению других или подлоги вымышляли, или уже граблением неповинных алчные свои увеселяли очи, или когда мы были привязаны к объятиям любодейцы, ко оскорблению добродетельнаго мужа, или в какихълибо других развратных мыслях, намерениях и делах застанет нас? С каковым лицем, с каковым духом предстанем мы тогда Испытующему сердца и утробы? Будет ли нужда какоелибо ко осуждению нашему делать определение, когда уже мы самыми своими делами будем осуждены? Не должно ли нас одно сие воображение устрашать?

Но пусть, что мы будучи еще в младости и силах доживем до глубокой старости, и до сего времени отложим свое покаяние и приуготовление к смертному часу: пусть так. Но таковое время есть ли способно к тому, чтоб покаяние наше было истинное, и приуготовление подобающее? Тело все страстьми будучи разслаблено от болезней страждет, чувства все разстроены, память ослабла, привычка к худому одно худое представляет; и никакой не допускает поместиться доброй мысли; разставание с предметами, к коим чрез всю жизнь сердце было привязано, смущает и терзает дух, воображение о будущей судьбе поражает и затмевает весь свет в разуме. Таковое ли время способно есть к покаянию и надлежащему приуготовлению?

Да хотяб и мысли еще не совсем затменны были; хотяб еще некое о худых своих делах могли мы иметь понятие, и ко оным начать чувствовать уже отвращение: но разве довольно удовлетворить Божией правде за все беззакония и неправды чрез несколько лет безпрерывно продолжаемыя? Разве довольно за все сие удовлетворить Божией правде в одну минуту одною разслабленною мыслию и одним холодным словом? Подумайте, Христиане!

И хотя сие должноб и самаго нечувственнаго в некоторое привести чувство и опамятование; однако совсем тем некоторые обыкли говорить: почто всегдашним о смерти размышлением прежде времени себя мучить и чрез то делать жизнь свою скучною? Обманываеши самаго себя, человече! когда таковое размышление почитаешь, акиб оно было жизни твоей скукою и мучением. Естьли ты добродетелен: оно есть наилучшим для тебя утешением, поелику представляет тебе заслуг твоих почести, и с любимым тобою Богом вечное соединение. Естьли же порочен ты: заставит тебя бояться худых следствий от пороков своих, и чрез то подаст случай к лучшему жизни твоея препровождению.

Но я, де, не знаю, награждение ли для меня, или наказание определено. Как! естьли Давид и всякой с ним грешник может говорить: яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну (Псал. 50, ст. 5): то потому же совесть чистая и не зазорная должна знать и исправления свои, каковыя с помощию Божиею совершила: не для того, чтоб оными гордиться или хвалиться; но чтоб чувствуя радость спасения Богу принести достодолжное благодарение, и испросить Его помощь на продолжение подвига своего. В таком будучи расположении праведная душа может свободно с Павлом говорить: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: тем же остается ми венец правды (2 Тим. гл. 4, ст. 7).

Почему видим отсюду, что хотяб нам размышление о смерти и не простирать далее пределов века сего: не малоб оно полезно было и для блаженства нашего в жизни сей. Ибо таковое размышление, что надобно когданибудь, а может быть и очень скоро, нам все здешнее оставить и обратиться в прах; таковое размышление гордаго мысли усмирит, корыстолюбиваго алчность остановит, разжение похоти угасит, и научит краткую сию жизнь не страстьми и пороками разстроивать, но добродетелию утверждать, и ея плодами услаждать тоя горесть.

Да будет убо всегда в нас, благочестивии, Христиане! сие благословенное размышление. Так да продолжаем сию жизнь, чтоб наши дела и в последний день не оказалися плевелами сожжения достойными, но пшеницею хранимою в житницах небесных.

Ты же, Архистратиже Божий, и вси святии Ангели с ним! в тот час будите нам помощниками. Вас Господь Иисус наименовал, что вы в последнюю оную жатву будете жатели: не посеките нас серпом ярости Господни; но недостаточныя наши плоды удобрите заслугами Христовыми, растворив оные хлебом животным сшедшим с небесе. Аминь.

Говорено в Архангельском соборе, Ноября 8 дня, 1781 года.

Источник: www.stsl.ru

Слово на день Архангела Михаила. Митрополит Московский Платон (Левшин)

Оглавление

Издревле от самых мудрых мужей человек называется, Микрокосмос, тоесть малым миром. Как таковое наименование есть не обыкновенное, то и притчина тому должна быть важная. Весь мир состоит из тварей видимых и невидимых: телесных и духовных. Читать далее Слово на день Архангела Михаила. Митрополит Московский Платон (Левшин)

Святой праведный Иоанн Кронштадтский о духовном мире. Часть I

Из книги “Моя жизнь во Христе, или Минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге”

Часть 2

Читать далее Святой праведный Иоанн Кронштадтский о духовном мире. Часть I

Слово в день Архангела Михаила. Митрополит Московский Платон (Левшин)

Митрополит Московский Платон (Левшин)

Слова в день Архангела Михаила

Оглавление

Слово в день Архангела Михаила

Когда совершаем мы божественную литургию, и при сем священном действии воспеваем общаго всех Владыку: тогда церковь святая напоминает нам, чтоб мы не иначе стояли пред ним во храме на земли, как служат ему святии ангели на небеси. Да и когда в том им подражаем; тогда мы их точно и изобразуем, по силе оной священной песни устами верных воспеваемой: отложим всякое ныне житейское попечение: ибо мы животворящей Троице трисвятую песнь припевая, в таинственном разуме Херувимов образуем. В каком усладительном чувствии должна быть верных мысль и сердце, когда точно понимают они сие свое преимущество!

Ныне празднуемый нами ангельскаго собора предстатель возбуждает благоговение христиан обратить внимание свое на службу ангелами совершаемую на небеси, дабы нам по возможности подражать им в том и на земли.

Един есть Бог ангелов и человек: и когда мы в чистоте духа служим Творцу всяческих; тогда едино со оными блаженными духами составляем общество. Один порок сей священный союз разорвать может.

Ибо хотя, по основанию христианской богословии, и есть различие между церковию на земли воинствующею, и церковию на небеси торжествующею: но по словам апостольским, мы вшедшии в завет новыя благодати, хотя действительно не вступили, но уже приступили к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тмам ангелов, к собору и к церкви первородных на небесех написанных, и судии всех Богу, и к духовом праведников совершенных: следовательно мы, церковь воинствующую составляющии, едино с церковию торжествующею составляем существо и общество.

И ежели оные блаженные духи, непорочнейшие небесныя церкви члены, по словам писания святаго, служат величеству Божию, вопия непрестанно трисвятую песнь; от благоговения раболепнаго покрывают пред ним лица своя, и исполняют волю его с усерднейшею ревностию, яко, де, пламень огненный: то какое потребно иметь нам тщание, усердие и любовь при службе Божией!

Нам, говорю, которым на пути спасения предлежат еще многия претыкания и соблазны, и которых сила страстей, угасив дух разума, не редко претворяет в кровь и плоть.

Ангели служат Вышнему яко пламень огненный. Под именем пламене огненнаго видимо, что означается их пламень и жар любви: любви, которая их соединяет с Богом и между собою взаимно.

Совершенная сия ангельская любовь начало свое приемлет от точнаго познания совершенств Божиих. Ибо чем более совершенство вещи познавается: тем более к ней возжигается любовь. Свет просвещения огнь любви производит. Коль возлюбих закон твой Господи, вопиет царь и пророк: для чего? для того, де, яко он весь день поучение мое есть.

И потому сие вечное дел наших правило испытывать мы должны со всяким прилежанием, и в доме, и на пути, и во уединении, и с другими во обращении, и в младости и в старости, во всякое время, на всяком месте, а наипаче во храмах священных. Чем более вникать будем в сие зерцало, тем более открываться нам будет оная воля благая и совершенная, которой сообразоваться мы должны: а чрез то и любовь Божия вселится в сердца наши.

Христианин! есть ли должное твое о сем тщание? не в пренебрежении ли оставлен сей великий долг твоея пред Богом обязанности? не к блаженству токмо будущему сим надлежит шествовать путем: но и жизни сея благоденствие на сем же есть основано. Просвещенная законом Божиим и любовию его утвержденная мысль не во храме сем токмо представляет тебя любезным хвал Божиих вещателем, но и во обществе верным разделенных от промысла Божия званий служителем. Паки представляю тебе ангельский собор. Они, по учению святыя церкви, для того утвердилися в благодати, яко утвердилися в любви: а некоторые и из сих чистейших духов, за злоупотребление добраго произволения отторжены от святаго общества, пременились в духов нечистейших и злобнейших. Везде порок влечет за собою следствия погибельныя.

Прохладевшая к Богу любовь учинила их недостойными любовию соединеннаго ангелов общества.

Мы и церкве члены, и общества граждане. По обеим отношениям примером нам ангели суть. Когда во святилище Господнем приносим мы жертву благодарения и молитв в непорочности души; тогда мы во плоти ангели: когда же союзом любви между собою соединенны; тогда мы ангельское на земли представляем общество.

Но когда или жертвы наши нечистотою страстей опорочены, или друг друга угрызаем и снедаем: тогда истинна осуждает таковых быть подобными тем духам, которым злость и разврат есть утешением, и которые вечными узами под мраком соблюдены на суд великаго дне. О! поистинне, по апостольскому увещанию, со страхом жития нашего время жительствовати должны, когда Отец, нелицемерно судящий комуждо по делу, и ангелов согрешивших не пощаде.

И правосудие Божие, не меньше же и пример падения ангелов, содержать нас должны во всегдашней осторожности и бодрости духа. Мняйся стояти, пусть блюдется, да не падет. А сие значит, что чем больше кто мечтает о себе; тем ближе есть к падению: кто же по земле ходит; тот упасть не умеет. Евангелие не без особливаго резону в одном месте ангелов представляет, яко приставников непорочных младенцев: а сие есть доказательством, что они суть содруги и спутешественники тем, которых украшает кротость младенчества непорочнаго.

Что таковые ангелоподобные люди во обществе? что в церкви? во обществе верные други, праведные судии, честные соседы, благоразумные советники, благодетельные начальники, полезные члены: а в церкви, ангелом собеседники, сожители и приснии Богу, истинные христиане.

Так почему же служение таковых пред Богом от служения ангельскаго различествовати будет?

Естьли, благословеннии христиане! сие учение, учение церкве Божия, приятно, или хотя токмо непротивно показалось вкусу души нашея: то довольно, почитать должны, воспользовались мы празднованием дня сего.

Дня, который сколько для нас почтен есть, воспоминанием ангелов предстателя, столько не меньше радостен, яко храм сей Монаршим присутствием своим удостоити благоволила Благочестивейшая Самодержица. Не мы токмо, но и самыя стены храма сего ЕЯ проповедуют благочестие и благоговение к местам святым. Украшение стен храма сего, сей священный ковчег останкам святых, сии олтарь и служителей ЕЯ украшающия драгоценныя утвари, суть приношения ЕЯ к Богу любви. Ибо благая, по евангелию, не могут происходить, разве от сердца благаго.

Ты же Боже, праведный дел наших воздаятель! оною десницею, которою управляеши Царей и державы их, укрепи ЕЯ и Августейшаго ЕЯ наследия здравие и благоденствие, сохраняя Их под покровом ангелов хранителей твоих, аминь.

Сказывано в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА в Архангельском соборе 1775 года Ноября 8 дня.

Источник: www.stsl.ru

Митрополит Московский Платон (Левшин). Слово на день Архангела Михаила

Оглавление

Чистейший ангелов собор с церковию празднуем мы днесь. Они безплотны: мы плотию обремененны. Они чисты и непорочны: мы грешны и слабые дети Адамовы. Они в покое и радости вечной: мы в борьбе, бедствиях и искушениях. Читать далее Митрополит Московский Платон (Левшин). Слово на день Архангела Михаила

Слово на Собор святого Архангела Гавриила (26 марта/8 апреля). Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

26 марта/8 апреля

Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы.

Из тропаря Архангелу Гавриилу

Читать далее Слово на Собор святого Архангела Гавриила (26 марта/8 апреля). Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в праздник Собора Архистратига Михаила

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в праздник Собора Архистратига Михаила

21 ноября 2010 года, в неделю 26-ю по Пятидесятнице и день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил литию по погибшим в дорожно-транспортных происшествиях, после чего обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Всех вас, дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, всечестные отцы, братья и сестры, высокие представители государственной власти, Вооруженных сил России, отцы, братья и сестры, поздравляю с воскресным днем и с праздником святого Архистратига Божиего Михаила.

Собор святого Архистратига Михаила. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Собор святого Архистратига Михаила. Источник: прислано посетителем нашего сайта.

В сегодняшний день мы молитвенно обращаемся к бесплотным Небесным Силам. Мы не знаем, что это за силы, — Господь нам ничего не открыл, кроме того, что они существуют. У некоторых людей, особенно современных, само упоминание об ангелах вызывает улыбку, потому что вспоминаются святочные рассказы, колыбельные песни, фольклор. Все это так далеко от научного сознания современного образованного человека; и некоторые люди, якобы исходя из своего образования, воспитания, культуры, не могут совместить понятие об ангелах с тем, что они знают о мире.

Совершенно очевидно: Богу было угодно, чтобы эта неведомая сила являлась людям в облике человека. Но никто из нас не знает, что это за сила, какова ее природа. Богу было угодно, чтобы на каждого человека оказывалось влияние этой силы. Мы с доверием относимся к слову Божию, и знаем, что так и есть. Знаем также, что эта сила неоднородна, что в ней присутствует и доброе, и злое начала; и вне зависимости от воли человека доброе и злое начала на него влияют. Когда мы говорим об ангеле-хранителе, мы говорим о той силе, которая призвана нам помогать, защищать нас. Но есть и другая сила, которая пытается нас перетянуть на свою сторону, затуманить нам сознание, сбить с толку, лишить жизненных ориентиров. Эта неведомая брань между добром и злом происходит не только в человеческой истории, не только в нашей повседневной жизни, — это происходит и там, куда сегодня мы не можем проникнуть ни своим сознанием, ни своей волей, ни своими чувствами, ни своими самыми мощными знаниями. От нас это пока сокрыто.

Сегодня за Литургией читалось послание апостола Павла к Ефесянам, где мы находим очень сильные слова: «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в делах тьмы» (Ефес. 5, 10-11). Каждому человеку надлежит испытывать все то, что приходит к нему извне. Говоря современным языком, каждый призван к тому, чтобы критически оценивать всю поступающую информацию. Мы должны испытывать информационный поток, который обрушивается на сознание современного человека. Мы должны иметь способность отличать добро от зла, а когда отличаем, то не участвовать в делах тьмы.

А ведь мы участвуем. Кто по глупости, по неразумию, потому что «другие так делают». Чаще всего мы так и объясняем свой грех, ссылаясь на то, что сосед, знакомый, коллега или человек, занимающий более высокое положение, так поступает — «а почему я не могу этого делать?» Мы чаще всего оправдываем свои грехи грехами других людей, ведь не хочется признаваться, что ты злодей, что ты делаешь гадкие вещи, что ты совершаешь грех, вот мы и прикрываемся другими, кто якобы грешит еще больше.

А иногда мы участвуем в делах тьмы сознательно: в душе осознаем, что это дело тьмы, но обстоятельства, ложно понятая солидарность заставляют — как же выбиваться из этой группы людей, которая себя так ведет? «Нельзя же быть белой вороной, вот я и живу как они живут». А иногда и совсем сознательно, когда наступает противление Богу, — это сознательное противление Богу именуется хулой на Духа Святаго. Все грехи прощаются, а грех хулы на Духа Святаго не прощается, — но ведь и это совершают люди.

Как же нам не участвовать в делах тьмы? Как нам научиться испытывать, что благоугодно Богу? Конечно, Господь дал нам разум. Он дал нам нравственное чувство, которое отображается в душе голосом совести. Господь дал нам слово Свое — Священное Писание. Разве вспоминаем мы о Священном Писании там, за пределами храма? Выйдем, пойдем по улице — и вот первый же конфликт в транспорте, или с пешеходом, с которым столкнулся неудачно, или с водителем на дороге. Где же наши знания Священного Писания? Они тут же улетучиваются. Кто же наставит нас в момент кризиса, в момент конфликта, в момент противодействия, когда и нужно проявить христианскую способность распознавать духов?

Мы чаще всего бессильны. Людей, которые способны управлять собой, вспоминая о Слове Божием, обращаясь к своей совести, — единицы. Мы называем их святыми людьми. А как же спасаться нам, людям грешным? Вот Бог и дал нам неведомую силу, которая присутствует рядом с нами. Мы называем мир рядом с нами ангельским миром, потому что Сам Бог назвал его так в Слове Своем. А потому в самые трудные моменты жизни нужно обращаться к Богу, к ангелу своему, к этой силе, что присутствует реально в нашем физическом мире, хотя сама эта сила физическому миру не принадлежит, — чтобы Господь через ангела-хранителя помог нам отделить добро от зла, свет от тьмы, испытать то, что благоугодно Богу, и не участвовать в делах тьмы. Это и есть ангельский покров над нами, ангельская защита, ангельское вразумление. И тогда слабости наши и греховность наша и неспособность видеть черное и белое вдруг обращаются в великую способность. Мы обретаем силу духовного зрения, силу разума, силу воли, силу чувств, и грешный и слабый человек становится героем духа. И ведь как много таких примеров: беззаветное служение Отечеству своему, готовность жизнь свою положить за ближних своих, жертвенное служение родным и близким, подвиг на работе, — да разве мало всех этих великих подвигов нашей жизни?

Пусть Господь помогает нам неведомым для нас путем корректировать наше поведение, наши мысли и наши дела. Именно в этом мы и видим величайшее и спасительное значение присутствия ангельского мира в человеческой жизни. А потому и возносим молитвы к святому Архангелу Михаилу и ко всему неведомому для нас, но реальному небесному воинству. И предки наши молились крепко Архангелу Михаилу, особенно тогда, когда вступали в бой, когда защищали Отечество свое, землю свои, святыни свои, родных и близких. И неслучайно, что именно в честь Архангела Михаила был назван этот Кремлевский собор, который до построения Храма Христа Спасителя был кафедральным собором города Москвы. Столица Северной Руси, Российского государства обращала в этом храме свои молитвы к Богу, чтобы Он даровал и победу, и заступление, и помощь через небесное Свое ангельское воинство.

Архангел Михаил. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Архангел Михаил. Источник: прислано посетителем нашего сайта.

Сегодня, в день памяти святого Архистратига Божиего Михаила, мы вспоминаем всех, кто погиб в дорожно-транспортных происшествиях. Сегодня на наших дорогах и улицах погибает такое количество людей, которое соизмеримо с потерями в войнах. Погибают люди в расцвете сил, наиболее активная часть нашего населения; погибают пешеходы, престарелые люди, дети…

Это обратная сторона греховности нашей цивилизации. Мы создаем машины, мы становимся мощными и сильными, но у нас не хватает ни разума, ни нравственного чувства с ответственностью относиться к той силе, которую человек получает в свои руки. Когда пьяный водитель сбивает на пешеходном перекрестке детей — что это, как не бездна человеческой безответственности? Конечно, дорожно-транспортные происшествия нередко имеют объективные, технические причины: плохие дороги, не всегда исправные транспортные средства. Но в основном — тот самый человеческий фактор, который чаще всего и толкает человека на преступление за рулем, потому что нет сильного нравственного чувства и ответственности.

Мы сегодня молились о том, чтобы Господь принял души убиенных на дорогах людей; но одновременно и о том, чтобы народ наш понял: нельзя друг друга убивать в мирное время, не щадить ни малых детей, ни стариков. Нужно жалеть друг друга, нас не так много осталось на этих огромных евразийских просторах. А ведь сегодня от дорожно-транспортных происшествий погибает людей больше, чем от всех болезней.

Поэтому я обращаюсь и к вам, мои дорогие, кто собрался в этот день, и обращаюсь через телевидение ко всем, кто меня слышит: сегодня проблема безопасности на дорогах — это не только вопросы законодательства, дисциплины, порядка и технического обеспечения. Это нравственная проблема, о которой мы должны громко говорить. И я призываю каждого, кто садится за руль, проникаться этим чувством ответственности. Молитесь перед тем, как садиться за руль. Просите, чтобы Господь помог вам, чтобы Ангел-хранитель был вместе с вами. Никогда не садитесь за руль пьяными, потому что вы принимаете на себя великую ответственность. Используйте все средства защиты, которые обеспечивает сегодня современное техническое оборудование автомобилей; помните, что за рулем не должно быть никакого ухарства. Мы должны проникаться ответственностью и понимать, что нужно беречь и себя, и семью свою, и детей своих, и, самое главное, народ свой нужно беречь.

Ангел Хранитель. Икона. Источник: прислано посетителем нашего сайта

Ангел Хранитель. Икона. Источник: прислано посетителем нашего сайта.

Я хотел бы приветствовать сегодня в храме Виктора Николаевича Кирьянова, который возглавляет Государственную дорожную инспекцию Российской Федерации, и пожелать Вам и всем Вашим сотрудникам помощи Божией, чтобы вместе с народом, опираясь на институты гражданского общества, на Церковь, вы могли бы изменить ситуацию к лучшему. Пусть Господь помогает Вам, всем Вашим подчиненным и всем нам осознать опасность, которая существует сегодня на улицах.

Я хотел бы также сердечно приветствовать и поздравить руководителей и высоких представителей Российского космического агентства во главе с его директором, а также представителей Военной академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого и многих других представителей власти, общественности, монашествующих и всех вас, мои дорогие прихожане, с этим замечательным днем. Пусть святой великий Архистратиг Михаил и все небесное воинство покрывают нас своими невидимыми крылами, помогая отличать добро от зла и помогая устроять жизнь свою по Божиему закону.

Хотел бы сердечно приветствовать наших дорогих владык, приехавших в гости из Грузинской Православной Церкви, — владыку Николая и владыку Андрея. Несмотря на то, что отношения между нашими странами сегодня переживают не самый лучший период, Церкви всегда вместе. Мы молимся вместе как одна семья, и надеемся, что Господь приклонит милость, и единство Православной Церкви послужит причиной и силой, приводящей в действие различные политические механизмы, дабы улучшились отношения между нашими единоверными православными народами.

Еще раз всех вас поздравляю с праздником. Храни вас Господь!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Источник: Патриархия.ru

Патриарх Кирилл. Об ангелах Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (2009 год) Патриарх Алексий II. Слово после Божественной Литургии в Архангельском соборе Московского Кремля Святые отцы об Ангеле Хранителе Мир духовный или ангельский О том, что Ангелы помогают людям Явления и чудеса Святых Ангелов Чудо Архангела Божия Михаила Как изобразить непостижимое? Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила Молитва, тропарь и кондак Архистратигу Михаилу