Слово на день Архангела Михаила. Митрополит Московский Платон (Левшин)

Митрополит Московский Платон (Левшин)

Слова в день Архангела Михаила

Оглавление

Слово на день Архангела Михаила

Радуется церковь Божия, когда зрит верных своих чад соединенных неразрывным союзом веры и любви: но и паче умножается радость ея, когда видит, что и Ангелы, небесныя церкви члены, с нею в соединении быти желают. Они Христианам всякую являют помощь, желая, чтоб быв верными членами церкве земныя, сподобились напоследок стать и славными членами церкви небесныя. От всюду Бог промышляет о спасении нашем. Нынешнее Евангелие некоторым образом тоже утверждает, когда не просто во услугах для нас Ангельских наше блаженство поставляет; но в надежде некогда сподобиться нам быть в состоянии Ангельском. Не радуйтеся, говорит, яко дуси вам повинуются; радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех (Лук. гл. 10, ст. 20).

Книга сия, где имена наши должны быть вписаны, есть книга судеб Божиих. Она запечатленна таинственною печатию. Однако некоторым образом оную открыть нам благоволил Бог рукою Апостола Своего. Их же, говорит, предъуведе, тех и призва: а ихъже призва, сих и оправда; а ихъже оправда, сих и прослави (Рим. гл. 8, ст. 29, 30). Прославленные суть тоже, что написанные на небесех, или ко спасению предопределенные. Почему из тех Апостольских слов и узнаем мы, что естьли кто предъуведен, призван и оправдан: тот и предопределен ко спасению. Разсмотрим сии три великие пункты; и потому нечто заключим о судьбе нашей.

Бог есть вечен, и дела Его по течению времени не располагаются. Для нас иное есть прешедшее, иное настоящее, иное еще будущее. Но у Бога вся суть настоящая. Для нас в иное время создан мир; в иное последовал потоп: в иное время мы раждаемся, в иное живем, в иное умираем. Но у Бога все сие, так сказать, в едином мгновении ока. И создание мира, и потоп, и наше рождение, и жизнь и кончину, все зрит, располагает и совершает он вкупе без всякаго времени разделения. Ты родился после седми тысячь лет от создания мира: но в самое мира создание, или лучше сказать, от самой вечности Он видел тебя не иначе, как каков ты теперь, и каков будешь до смерти, и после смерти до безконечности.

И хотя Апостол говорит, что Бог нас предъуведе, то есть, уведал наперед; но сие говорит по нашему понятию: а в самом деле Бог не предъуведал, и не предъуведает; но ведает, так, что в Его ведении нет ничего, чтоб было одно прежде, а другое после: все Он видит и ведает вкупе и всегда, без начала и без конца. И для того Пророк ко Господу вопиет: Господи, Ты познал еси вся последняя и древняя: Ты разумел еси помышления моя издалеча: стезю мою и уже мое Ты еси изследовал, и вся пути моя провидел еси (Псал. 138, ст. 2–5). В том же разуме написал и верьховный Апостол: един день пред Господем, яко тысяща лет, и тысяща лет, яко день един.

Положив таковое Божие вечное всего предъуведение или ведение, помышляй, человече! что Он, как еще на свет сей не произшел ты, видел, когда ты родишся, каким образом, какой будет твой вид и состав, какия в жизни твоей будут приключения, и когда и какой постигнет конец: но видел и внутреннее твое расположение: видел, что ты будешь добр или зол, любящий истинну, или оную отвергающий, послушлив гласу Евангелия, или противу онаго упорен и ожесточен. Все сие всегда Он видел, или паче всегда видит. И сието значит, что Апостол говорит: ихъже предъуведе. А к сему уже тотчас и прибавляет он: их же предъуведе, тех и призва.

Призвание есть приведение нас в веру, или на путь спасения. Призывает Бог тебя щастливым от честных родителей рождением, добрым воспитанием, основательным чрез науки и знания просвещением, благоразумным с добродетельными людьми обращением, щастливыми и нещастливыми приключениями, одними ободряя твой дух; другими понижая твое самолюбие и пристрастие: а паче призывает тебя гласом Евангелия, и проповедию служителей Своих.

Но все ли призывание сие приемлют? К нещастию нашему, не все. Мнози званни; маложе избранных (Матф. гл. 20, ст. 16). И сие упорство наше заставляет Самаго Бога сию страшную противу нас произносить жалобу: звах и непослушасте Мене: простирах словеса, и не внимасте (Исаии гл. 66, ст. 4). К сему пристает и первый истинны свидетель Стефан: вы, говорит, присно Духу Святому противитеся (Деян. гл. 7, ст. 57).

Но почто же Апостол написал, что ихъже предъуведе, сих и призва? Он говорит о призывании действительном. Он разумеет тех, которых Бог предъуведел, что они будут добраго и послушнаго сердца, и гласу Божию их призывающему со усердием последуют: ибо призывание, о коем говорит, соединяет он со оправданием и с прославлением: ихъже призва, сих и оправда, а ихъже оправда, сих и прослави. То есть, что сии призванные и в жизни сей будут оправданны, и в будущей прославленны. Весть Господь сущия Своя (Рим. гл. 2, ст. 11).

Но почто же Бог и призывает тех, о коих ведает, что они гласа Его не слушают? Да окажет множество благости Своея. Ни единому не хощет Он погибнути, но всем спастися и в разум истинны приити (1 Тим. гл. 2, ст. 4). И потому никак Он не может почтен быти чиейлибо погибели виною. Может быть иной из осуждаемых дерзнул бы сказать: что я длятого погибаю, что не призыван был от Бога ко спасению. Но ныне, за всеми представленными с стороны благости Его ко спасению нашему средствами, Пророк Его смело ко обличению нашему скажет: погибель твоя, Израилю! от тебе есть (Ос. гл. 13, ст. 9).

И для того всех Он призывает; но не вси послушают. Послушающих же не токмо призывает действительным призыванием, но и оправдает; ихъже призва, сих и оправда.

Оправдание состоит в святости жизни. Возможно ли, чтоб те, коих Он от самой вечности предвидел, что они будут благою землею приемлющею семя Его, землею плодоносною, возможно ли, чтоб таковые не приносили плоды всякия добродетели? Но не для того они добродетельны, что Бог предвидел их уже таковыми, и акиб уже потому не льзя им быть развратными: никак: а паче для того Бог предвидел их таковыми, что они сами по своему доброму произволению положили на сердце своем последовать всегда не отступно гласу Господню. Каковыми они сами имели быть в течении жизни своея: таковыми представлялися и в зерцале всеведения Божия.

Вседействующая благодать подает подлинно ко всякому добру руководство: но никого не принуждает, и насильно коголибо добродетельным не делает. Да и какая бы то была в нас добродетель, без всякой в нас к ней склонности и произволения? Бог все располагает наилучшим образом. Он нас сотворил самопроизвольными; и потому хранит наше произволение, дабы доброе дело, яко при помощи Божией и от нашего избрания произшедшее, Ему приносило славу, а нам честь.

Сему премудрому порядку следует всякая добродетельная душа: и потому будучи именем Господним призвана, ведает, на что призвана она, и чего призывание таковое от нея требует: ведая же творит волю Призвавшаго с напряжением всех сил своих, и с радостию. Течет жизнь ея во всяком честном упражнении, и радуется надеждою за свои труды вечнаго прославления. Ибо, по Апостольским часто поминаемым словам, ихъже оправда, сих и прослави, прославление есть восприятие за подвиги добродетельные вечнаго на небесех воздаяния. Сия должна быть последняя цель человека Богом просвещеннаго. Что бо пользы, аще человек весь мир приобрящет, а душу свою погубит?

Памятуйте сие, благословеннии Христиане! Бог нас от вечности ведает: бойтеся, чтоб в сем пресветлом предведения Божия зерцале вы безобразными не показалися. Бог всех призывает: страшитеся, чтоб противу благодатнаго гласа Его не ожесточить вам сердце свое. Бог хочет всех оправдать: потщитесь волю свою покарять воли Его благой и совершенной. Бог избранных Своих прославляет: напрягите силы свои предвосхитить сии победоносные венцы. Мы ныне празднуем день Ангельский; а таковым образом сподобимся и сами быть в состоянии Ангельском благодатию Бога нашего. Аминь.

Говорено в Чудове монастыре, Сентября 6 дня 1781 года.

Источник: www.stsl.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *