Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Архангелов:
Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила

8/21 ноября

ПразднованиеСобора Архистратига Божия Михаила и прочихНебесных Сил бесплотных установлено вначале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе,бывшем за несколько лет до I Вселенского Собора.Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отвергеретическое поклонение ангелам как творцам иправителям мира и утвердил православное ихпочитание. Совершается праздник в ноябре -девятом месяце от марта (с которого в древностиначинался год) — в соответствии с числом 9-ти чиновАнгельских. Восьмой же день месяца указывает набудущий Собор всех Сил Небесных в день СтрашногоСуда Божия, который святые отцы называют «днемвосьмым», ибо после века сего, идущегоседмицами дней, наступит «день осмый», итогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своейи вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).

Чины Ангельские разделяютсяна три иерархии — высшую, среднюю и низшую. Каждуюиерархию составляют три чина. В высшую иерархиювходят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всехПресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие,Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу идругих побуждают к ней. После Серафимов Господупредстоят многоочитые Херувимы(Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости,просвещение, ибо через них, сияющих светомБогопознания и разумения тайн Божиих,ниспосылается премудрость и просвещение дляистинного Богопознания. За Херувимами -предстоят Богоносные по благодати, данной им дляслужения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно инепостижимо носящие Бога. Они служат правосудиюБожию. Среднюю Ангельскую иерархию составляюттри чина: Господства, Силы и Власти.

Господства(Кол. 1, 16) владычествуютнад последующими чинами Ангелов. Они наставляютпоставленных от Бога земных властителей мудромууправлению. Господства учат владеть чувствами,укрощать греховные вожделения, порабощать плотьдуху, господствовать над своей волей, побеждатьискушения.

Силы(1 Пет. 3, 22) исполняютволю Божию. Они творят чудеса и ниспосылаютблагодать чудотворения и прозорливостиугодникам Божиим. Силы помогают людям в несениипослушаний, укрепляют в терпении, даруютдуховную крепость и мужество.

Власти(1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют властьукрощать силу диавола. Они отражают от людейбесовские искушения, утверждают подвижников,оберегают их, помогают людям в борьбе с злымипомыслами. В низшую иерархию входят три чина:Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала(Кол. 1, 16) начальствуютнад низшими ангелами, направляя их к исполнениюБожественных повелений. Им поручено управлятьвселенной, охранять страны, народы, племена.Начала наставляют людей воздавать каждому честь,подобающую его званию. Учат начальствующихисполнять должностные обязанности не радиличной славы и выгод, а ради чести Божией и пользыближних.

Архангелы(1 Сол. 4, 16)благовествуют о великом и преславном, открываюттайны веры, пророчества и разумение воли Божией,укрепляют в людях святую веру, просвещая их умсветом Святого Евангелия.

Ангелы(1 Пет. 3, 22) наиболееблизки к людям. Они возвещают намерения Божии,наставляют людей к добродетельной и святойжизни. Они хранят верующих, удерживают отпадений, восставляют падших, никогда неоставляют нас и всегда готовы помочь, если мыпожелаем.

Все чины Небесных Сил носятобщее название Ангелов — по сути своего служения.Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, аони, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинамипоставлен Господом святойАрхистратиг Михаил (имя его в переводе севрейского — «кто как Бог») — верный служительБожий, ибо он низринул с Неба возгордившегосяденницу с другими павшими духами. А к остальнымАнгельским Силам он воскликнул: «Вонмем!Станем добре пред Создателем нашим и не помыслимнеугодного Богу!» По Церковному преданию,запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, онпринимал участие во многих ветхозаветныхсобытиях. Во время выхода израильтян из Египта онпредводительствовал им в виде столпа облачногоднем и столпа огненного ночью. Через него явиласьСила Господня, уничтожившая египтян и фараона,преследовавших израильтян. Архистратиг Михаилзащищал Израиль во всех бедствиях. Он явился Иисусу Навину и открыл волюГоспода на взятие Иерихона (Нав. 5, 13-16). Силавеликого Архистратига Божия явилась вуничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царяСеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивоговождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огнятрех святых отроков — Анании,Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжениеза отказ поклониться идолу (Дан. 3, 92-95). По волеБожией, Архистратиг перенес пророкаАввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львамизаключенному (кондак акафиста, 8). Архангел Михаилзапретил диаволу явить иудеям тело святогопророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).

Святой Архангел Михаил явилсвою силу, когда он чудесно спас отрока,брошенного грабителям в море с камнем на шее уберегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времен прославленсвоими чудесами Архангел Михаил на Руси. ВВолоколамском Патерике приводится рассказ преподобного ПафнутияБоровского со слов татарских баскаков очудесном спасении Новгорода Великого: «А якоже Великий Новград никогда же не бысть взят отагарян … внегда по Божию попущению грех радинаших безбожный агарянский царь Батый Российскуюземлю поплени и пожже и поиде к Новому граду ипокры его Бог и Пречистая Богородица явлениемМихаила Архистратига, иже возбрани ему итти нанего. Он же поиде на Литовския грады и прииде кКиеву и виде у каменныя церкви над дверьминаписан великий Михаил Архангел и глагола княземсвоим указуя перстом: «сей мы возбрани поити наВеликии Новгород»».

Предстательства за городарусские Пресвятой Царицы Небесной всегдаосуществлялись Ее явлениями с ВоинствомНебесным, под предводительством Архистратига.Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу иАрхангела Михаила в церковных песнопениях.Архистратигу посвящено множество монастырей,соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнемКиеве сразу по принятии христианства былвоздвигнут Архангельский собор и устроенмонастырь. Архангельские соборы стоят вСмоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь вВеликом Устюге (нач. ХIII в.), собор в Свияжске. Небыло на Руси города, где не существовало бы храмаили придела, посвященного Архистратигу Михаилу.Один из главнейших храмов города Москвы -храм-усыпальница в Кремле — посвящен ему.Многочисленны и прекрасны иконы ЧиноначальникаВышних Сил и его Собора. Одна из них — икона»Благословенное воинство» написана дляУспенского собора Московского Кремля, где святыевоины — князья русские — изображены подпредводительством Архистратига Михаила.

       Из СвященногоПисания и Священного Предания известны такжеАрхангелы:
       Гавриил— крепость (сила) Божия, провозвестник и служительБожественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26);
       Рафаил— врачевание Божие, целитель человеческихнедугов (Тов. 3, 16; 12, 15);
       Уриил — огонь или свет Божий, просветитель(3 Езд. 5, 20);
       Селафиил— молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд.5, 16);
       Иегудиил— славящий Бога, укрепляющий труждающихся дляславы Господней и ходатайствующий о воздаянии имза подвиги;
       Варахиил— раздаятель благословения Божия на добрые дела,испрашивающий людям милости Божии;
       Иеремиил— возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36). На иконах Архангелыизображаются в соответствии с родом их служения:
       Михаил — попирает ногамидиавола, в левой руке держит зеленую финиковуюветвь, в правой — копье с белой хоругвью (иногдапламенный меч), на которой начертан червленыйкрест.
       Гавриил — с райской ветвью,принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимсяфонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — влевой.
       Рафаил — держит сосуд сцелительными снадобьями в левой руке, а правойведет Товию, несущего рыбу.
       Уриил — в поднятой правойруке — обнаженный меч на уровне груди, в опущеннойлевой руке — «пламень огненный».
       Селафиил — в молитвенномположении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.
       Иегудиил — в деснице держитзолотой венец, в шуйце — бич из трех красных (иличерных) вервий.
       Варахиил — на его одеждемножество розовых цветов.
       Иеремиил — держит в руке весы.

Источник: www.jmp.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *