Священник Борис Левшенко. Что такое Ангелы?

Священник Борис Левшенко

Из “Катихизиса”

Что такое Ангелы? О времени сотворения Ангелов. Об Ангелах-Хранителях. Разделение Ангелов на добрых и злых. Что такое дыхание жизни?

… Вначале Бог сотворил небо и землю, т. е. всю совокупность конечного бытия — мир свободно-разумных духов (ангелы) и материальный мир.

… Нам не дано знать, какова природа Ангелов, мы не знаем, единосущны Ангелы между собой или нет, может быть, каждый Ангел в отдельности составляет какую-то духовную природу, которая отличается от природы других Ангелов. Человеческий опыт дает мало знаний о невидимом мире. Мы не знаем, каковы временные и пространственные формы, в которых он существует. То, что эти формы есть, мы можем догадываться потому, что происходит изменение в ангельском мире. Мы знаем о том, что произошло грехопадение Ангелов, следовательно, произошло изменение во времени. Из Откровения можно узнать, что само участие Ангелов в промыслительной деятельности в мире усовершенствует их, что они тоже обогащаются все большим и большим блаженством и близостью к Богу. Это задача Ангелов, о которой подробно нам неизвестно. Ангелы занимают некоторые пространственные формы в том смысле, что Ангел не может быть одновременно в двух частях этого мира. Он может перенестись с одного места в другое с необыкновенной скоростью, но с какой, мы не знаем. Поэтому духовность Ангелов есть относительное понятие.

“Что должно разуметь в Символе Веры под именем невидимых? Ответ. Невидимый или духовный мир, к которому принадлежат Ангелы” (Кат.) [1]. Ответ осторожный — ибо весь невидимый мир неизвестен, о невидимом мире мы знаем по тому промыслительному деянию, которое принимают в нас Ангелы, представители этого мира.

Что такое Ангелы?

“Духи бесплотные, одаренные умом, волею и могуществом” (Кат.). В последнее время многие предпочитают отрицать существование Ангелов. Однако — бытие Ангелов подтверждается Откровением. Например, изъясняя притчу о сеятеле, Сам Спаситель говорит: “…сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя это — сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы” (Мф. 13, 37-39).

Мы можем говорить о том, что у Ангелов есть преимущество над людьми: “Умалил еси его (т. е. человека) малым чим от Ангел” (Пс. 8, 6). В то же время мы знаем об ограниченности их природы: они имеют временные формы и какое-то пространственное бытие. Они не являются вездесущими и всеведущими, не имеют всемогущества, хотя могущества у них достаточно, когда Бог дает им то или иное задание. Наконец, они не обладают совершенной святостью: “…и в Ангелах Своих усматривает недостатки” (Иов. 4, 18).

Что же такое совершенная святость? Святость для человека есть сложное понятие: с одной стороны, безгрешность, с другой, — победа над грехом. Одно дело безгрешность, другое дело невозможность грешить. Возможностью не грешить Ангелы не обладают. Мы знаем по грехопадению диавола, что Ангелы согрешили — какие-то из них выбрали путь зла, а не путь добра.

В Катихизисе говорится, что имя Ангел значит Вестник. Они так названы “потому, что Бог посылает их возвещать Свою волю. Так, например, Гавриил послан был предвозвестить Пресвятой Деве Марии зачатие Спасителя” (Кат.).

Само название Ангел (греческое название angelos, посланник, вестник) применяется в Священном Писании в самых разных случаях. Так, Иоанн Предтеча называется Ангелом (Мф. 11, 10). Ангелами именуются пророки (2 Пар. 36, 15—16), священники (Мал. 2, 7) и даже неодушевленные предметы, когда они являются орудиями воли Божией (Пс. 77, 49). Есть такое обращение к благодетелям, родственникам, друзьям: “Ангел мой!” Поэтому само слово “ангел” весьма часто употребляется не только как вестник или посланец, но и как благодетель. Мы празднуем День Ангела — речь идет не о дне нашего Ангела-Хранителя как ангельского чина, а о дне нашего святого покровителя. Здесь мы его тоже называем Ангелом.

О времени сотворения Ангелов

Вероятней всего они были сотворены одновременно с миром: “вначале Бог сотворил небо и землю” — это творение ангельского мира и нашей Вселенной, мира материального. Доводы здесь следующие. Поскольку Ангелы обладают некоторыми пространственно-временными формами, то их сотворение должно происходить, по крайней мере, тогда, когда есть пространство и время. Были отдельные мнения о том, что они сотворены позже. Хотя бы потому, что первое по времени, где встречаются Ангелы, это третий день творения. В книге Иова говорится: “Кто же есть положивши камень краеугольный на ней (т.е. на земле)? Егда (сотворены) быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси Ангели Мои” (Иов. 38, 6-7). Тем не менее, несмотря на такую неопределенность, верование Церкви состоит в том, что Ангелы были сотворены либо одновременно с миром, либо раньше, чем мир.

В Катихизисе по этому поводу говорится следующее: “Что прежде сотворено: видимое или невидимое? Ответ. Невидимое прежде видимаго, и Ангелы прежде человеков” (Кат.). Православное Исповедание (ч. 1, вопр. 18): “Прежде всего, Бог произвел мыслью Своею из ничего все небесные силы, как отличных песнопевцев славы Своей и создал оный мир, который по данной ему благодати знает Бога и всегда во всем предан воле Его (за исключением, разумеется, согрешивших Ангелов — они не преданы воле Его). После того сотворен Богом из ничего сей видимый и вещественный мир. Напоследок Бог сотворил человека”. Само это неопределенное выражение, что вначале Бог сотворил невидимый мир, говорит о нашем знании, что мир невидимый сотворен, хотя и не знаем как. Мы, например, знаем о том, что есть иерархия Ангелов, но мы не знаем, что сотворено Богом раньше — более совершенные Ангелы или менее совершенные. О творении видимого мира мы знаем больше. Во всяком случае, мы никогда не погрешим, если будем говорить о том, что Ангелы — это первое создание Божие.

Об Ангелах—Хранителях не будем говорить подробно, потому что надо было бы говорить об Ангелах-Хранителях народов, отдельных человеческих обществ и о многом другом. В Священных книгах имеются примеры, когда Ангелы помогают людям. Например, Ангелы приходят к Аврааму и спасают Лота (Быт. 18-19); являются Иакову на утешение и помощь (Быт. 28, 12; 31, 1); во времена Судей (Суд. 2, 1; 5, 23); во времена Царей — вразумляют пророков (3 Цар. 19, 4-8, 4 Цар. 19, 35). Это были явления Ангелов до пришествия Спасителя.

Об Ангелах-Хранителях

С пришествием Спасителя связь между человеком и ангельским миром стала более тесной. Сам Спаситель говорит: “Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому” (Ин. 1, 51). Отношение к нам Ангелов Божиих хранителей: “Ангелом Своим заповесть о Тебе, сохранити Тя во всех путех Твоих” (Пс. 90, 11). Ангелы-Хранители имеются у каждого из нас. С крещением у каждого появляется Ангел-Хранитель. Хотя своими грехами мы можем его отогнать. Действительно, здесь есть свобода, и об этом говорит свт. Василий Великий. Смердящий грех отгоняет Ангела-Хранителя, и привлечь его опять можно только после покаяния. Конечно, Ангелы—Хранители помогают нам в нашем духовном возрастании. Но остается такой вопрос — а до крещения даются ли людям Ангелы-Хранители? И если даются, то даются постоянно или же только по временам, как в Ветхом Завете посылался Ангел для той или другой отдельной помощи. Это вопросы большие, их следует разбирать отдельно, и мы их рассматривать не будем. Приведу только две цитаты. Господь говорит: “Блюдите, да не презрите единаго (от) малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего небеснаго” (Мф. 18, 10). Что такое “малые сии”, неизвестно — надо ли иметь в виду детей, или надо ли понимать под малыми тех, которые начинают свой духовный путь и еще прошли очень мало. В святоотеческих Преданиях на этот счет имеются разночтения. Под “малыми” можно понимать и то и другое: как детей, так и детей по духовному развитию.

Приведу цитату из Митрополита Филарета (“Слова и речи”, ч. 2, стр. 222-223): “Как в видимых своих явлениях святые Ангелы нередко принимаемы были человеками за подобных человекам, так легко случиться может, что и невидимые их действия человек примет за собственные человеческие или обыкновенные естественные действия. Не случается ли, например, что среди недоумения или некоего бездействия ума вдруг, как молния, просиявает чистая, святая и спасительная мысль, что в обуреваемом или хладном сердце мгновенно водворяется тишина или возгорается небесный пламень любви к Богу? Бели всякое явление по роду своему свидетельствует о присутствии действующей силы, то сии внутренние явления души нашей не свидетельствуют ли о присутствии небесных сил, по человеколюбию бросающих лучи свои в наш ум и искры в наше сердце? Не суть ли это действие Ангелов, по изречению пророка Захарии глаголющих в нас? Как достойно сожаления, если мы не примечаем сей ангельской помощи, ибо, не примечая, не приемлем ея как должно и не пользуемся ею; не пользуясь, остаемся неблагодарными и виновными, не приготовляем себя к другим подобным посещениям и, таким образом, даже удаляем от себя хранителей наших”. Вот таково должно быть отношение к Ангелам и их действиям.

Речь идет о том, что действия и душевные порывы, которые в нас возникают, мы очень легко можем объяснить материалистически (интуицией или чем-то подобным), хотя это может быть как раз посещением ангельских сил. Если мы воздадим должное Богу, поблагодарим Его, то мы не ошибемся; а вот если мы действия Божии будем объяснять нашими душевными свойствами или за счет каких-то случайных явлений физического мира, то мы можем, тем самым, не только не угодить Богу, но даже, наоборот, Его прогневать. Главное, мы не сможем принять Бога, когда Он к нам придет. Так же, как в древности, когда книжники-фарисеи действительно много трудились для того, чтобы узнать Мессию, а когда Он пришел, они отвергли Его, потому что все объясняли человеческими действиями.

Мы знаем о небесной иерархии Ангелов. Более того, известны чины ангельские — престолы, херувимы, серафимы, власти, господства, силы, Ангелы, Архангелы, начала. Речь идет об иерархии — священнослужении, предстоянии перед Богом. О разном служении, разном предстоянии перед Богом говорится в известных нам ангельских чинах. Но исчерпываются ли этим все чины ангельские, или в конце существования мира мы узнаем о других ангельских чинах, — неизвестно.

Разделение Ангелов на добрых и злых

“Вопрос. Все ли Ангелы добры и благодетельны? Ответ. Есть злые ангелы, которых иначе называют диаволами. Вопрос. Отчего они злы?” (Кат.). Злы они по своей воле, а не по природе; природа Ангелов и демонов добрая. “Они сотворены добрыми; но нарушили долг совершенного повиновения Богу, и таким образом отпали от Него, и впали в самолюбие, гордость и злобу. По изречению Апостола Иуды, это суть Ангелы, не соблюдшие своего начальства, но оставльшие свое жилище (Иуд. 6)” (Кат.). Здесь не совсем точный перевод и в славянском, и в русском тексте, поэтому его надо объяснить.

Дело в том, что в словах греческого текста “оставльшие свое жилище” заключен смысл об оставлении своего боевого поста. Во время военных действий это чревато поражением, отступничество здесь выражено в высшей степени. Что касается предводителя падших Ангелов, то он, вероятно, был Ангелом самого высокого ранга. Мы не очень знаем какого, но, что наиболее высокого, можно прочесть в Свщ. Писании. Так, у пророка Исайи там, где говорится в притче о Царе Вавилонском, диавол называется денницею, сыном утренней Зари. Св. Кирилл Александрийский это место как раз так и понимает, что денница — это Венера, самая яркая из звезд, которая бывает на заре, когда все другие звезды помрачаются, и она одна является ближайшей, более высокой звездой. Этим сравнением говорится, что это и есть наиболее высокий иерархический ранг, который был у падшего Ангела, что он был ближайшим к Богу.

Когда речь идет о словах “и видеть лице Божие”, это значит, что Ангелы Божии не могут видеть Бога, но они могут вместить наибольшее знание о Боге. Так обычно у свв. отцов толкуется. Но именно потому, что он был наиболее высокий, у него были основания возгордиться и были психологические основания попытаться присвоить себе прерогативу власти над всем ангельским невидимым миром. Но не будем фантазировать. Вернемся к свв. отцам и к Откровению.

Прежде всего, падение диавола объясняется как следствие гордости. Объяснение этого мы находим в пастырском послании ап. Павла, где он говорит не о диаволе, он говорит о другом — о людях и о том, кого следует рукополагать. Он считает, что не надо рукополагать только что пришедших к вере, что должно быть время для испытания, потому что пришедшие к вере, естественно, горят как свеча. Яркость новопришедшего в Церковь может оказаться соблазнительной в том смысле, что он не может быть наставником для других, и его пригодность должно показать время. Ап. Павел прибавляет: “Да не разгордевся в суд впадет диавол” (1 Тим. 3, 6), потому что если сразу поставлять, то он может возгордиться и впасть в тот же самый суд, каким осужден диавол, т. е. в гордость.

Что касается глубины падения диавола, то это можно вывести из самого наименования диавола. Слово “диавол” значит “клеветник”, или “обольститель”. “Злые Ангелы называются диаволами, то есть, клеветниками, или обольстителями потому, что стараются коварствовать над человеками и, обольщая их, внушают им ложныя мысли и злыя желания. О сем Иисус Христос неверующим иудеям говорит: “Вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити; он человекоубийца в искони, и во истине не стоит, яко несть истины в нем: егда глаголет лжу, от своих глаголет, яко ложь есть, и отец лжи” (Ин. 8, 44)” (Кат.).

Приведем такую аналогию. Многие знакомы с ситуацией, когда в застолье человека заставляют выпить. Дело в том, что пьяница, если он понимает, что алкоголь есть зло, от которого хорошо бы избавиться, будет сдерживаться, будет каяться, если его к этому сильно тянет, и постарается, чтобы другие не впали в тот же самый грех. Но совсем другое дело, когда человек переступает через некоторую ступень, и тогда его начинает раздражать, что он пал, а другой еще нет. Как бы и его соблазнить, чтобы не одному быть в аду. Это подспудное желание можно проследить, вероятно, каждому на своем жизненном опыте, когда сам человек перестает быть добрым к другим — он старается втянуть и других в эту бездну. В случае наркотиков дело сложнее, потому что часто люди, которые не потребляют наркотики сами, а желают нажиться на этом, дают первый наркотик бесплатно, но потом выкачивают из человека деньги, пользуясь его наркотической зависимостью. Это классические ситуации. Из этих примеров мы можем психологически понять, как происходит то, что падший Ангел уже не может терпеть ничего чистого, ему надо увлечь за собой всех остальных.

Мы не знаем, конечно, механизма, как другие Ангелы ведут себя. В какой-то степени можно ссылаться на Откровение. Затем мы можем догадываться, что не этот механизм мог быть у первых Ангелов, подчиненных Деннице, потому что подчиненный следует за своим руководителем — ему может казаться, что так и надо поступать, что это его долг послушания. Но постольку, поскольку Ангелы разумно-свободные твари, то первый порыв не есть окончательный, потому что было дано время для покаяния. Святые отцы говорят, что время для покаяния у диавола было, только он этим временем не воспользовался и, вместо покаяния, впал глубже и сейчас пал уже в такой степени, что он не может не грешить. Это состояние наиболее глубокого падения — не тогда, когда в покаянии можно еще испросить у Бога помощи, а когда диавол уже покаяться не может, не может тем самым восстановиться.

Надо было бы поговорить о важных темах — о простонародных представлениях о злых силах, о современном мистицизме, особенно о поисках контактов со злыми силами, поисках ложной духовности. Они начинаются как бы с игры, а кончаются очень серьезным пленением человека — будь это спиритизм или явления, когда впадают в трансы. На эту тему мы распространяться сейчас не будем, хотя следовало бы, потому что зло это весьма велико. <…>

Что такое дыхание жизни?

Речь идет о душе; душа — существо духовное и бессмертное. Человек в целом существо духовное и бессмертное. Душа духовна и бессмертна (вечна). В этом она подобна Ангелам, тоже духовным и бессмертным. Существует родство с духовным ангельским миром. Но неизвестно, единосущна ли душа человека ангельскому миру. Скорее всего нет, потому что человек не может быть без тела, в то время как Ангелы телом не обладают. Знание о единосущии человеческой души ангельскому миру не дано нам в Откровении. Что касается похожести, то она обеспечена. Как Ангелы обладают чувствами, так и мы; как Ангелы обладают свободной волей, так и мы обладаем ею; как Ангелы бессмертны, так и мы бессмертны. <…>

Источник: www.sedmitza.ru

Примечания:

[1] Имеется в виду “Пространный Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви” свт. Филарета (Дроздова), митрополита Московского. Выдержки из “Пространного Катихизиса”, относящиеся к православному учению об Ангелах, см. здесь.

Ангел Хранитель Архистратиг Об Ангелах в Священном Писании Дионисий Ареопагит. “О Небесной иерархии” Corpus Аreораgiticum О Промысле Божием по отношению к миру духовному Ангелы Образ и подобие Божие (Человек и Ангелы) Природа и назначение ангельского мира Ангелология Об именах Ангелов Явления и чудеса Святых Ангелов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *