Ангелы
Из энциклопедии “Духовные стороны христианства”
Служебные духи имеют бытие поволе Отца, приводятся в бытиедействием Сына и поддерживаются вбытии присутствием Духа.Назначение же Ангелов – святость ипребывание в святости. СвятительВасилий Великий (6, 224).
Никто из верных не сомневается,что прежде сотворения видимогомира Бог сотворил духовные инебесные силы, которые, зная, чтоони сотворены из небытия длявеликой славы блаженства, поблагости Творца, воссылают Емупостоянное благодарение инепрестанно прославляют Его. ПреподобныйИоанн Кассиан Римлянин (Авва Серен53, 309).
Бог сотворил Ангелов и Архангеловсразу всех одновременно, а их такмного, что они превосходят всякоечисло. Святитель Иоанн Златоуст(40, 774).
После Троицы – светозарныневидимые Ангелы. Они свободноходят вокруг великого престола -быстродвижимые умы, пламень иБожественные духи и усердно служатвысоким велениям Бога. У них нет нисупружества, ни скорбей, их неразделяют друг от друга ни члены, ниобители. Они все единомысленны икаждый тождествен сам с собой: одноестество, одна мысль, одна любовь -вокруг великого Царя Бога. Они неищут утешения ни в детях, ни всупругах, ни в том” чтобы для нихнести сладостные труды. Невожделенно им богатство, невожделенны и те помышления на злое,какие смертным приносит земля. Онине плавают по морям, не сеют вугождение необузданному чреву,этому исходищу греха. У них однасовершеннейшая пища – насыщать умвеличием Божиим и в Светлой Троицечерпать безмерный свет. Одинокуюжизнь проводят эти чистыеслужители чистого Бога. Они просты,духовны, проникнуты светом, не отплоти ведут начало и не обретаютплоти, но пребывают, какими созданы.Для них в девстве уготован путьБогоподобия, ведущий к Богу,согласный с намерениямиБессмертного, Который премудроправит кормилом великого мира. СвятительГригорий Богослов (15, 50).
Ангелам, которые не имеютникакого покрова, подобного нашейплоти, ничто не препятствуетнепрестанно взирать на лине славыБожией. Святитель Василий Великий(4, 264).
Ангелы – бестелесные существа, онине пребывают без преуспеяния, новсегда приемлют славу к славе иразум к разуму. Преподобный ИоаннЛествичник (57, 203).
Ангелы не претерпевают изменения.Нет между ангелами ни отрока, ниюноши, ни старца, они остаются в томсостоянии, в каком сотворенывначале, и состав их сохраняетсячистым и неизменным. СвятительВасилий Великий (4, 272).
Ангелы и душа называютсябесплотными, как не имеющие нашейплоти, называются духом, каксущества тонкие, совершенноотличающиеся от предметов,составляющих вещественный мир. ЕпископИгнатий (Брянчанинов) (110, 76).
Занятие Ангелов славословитьБога Для всего небесного воинстваодно дело – воссылать славуСоздателю (4, 212).
Небесные силы не по природе святы,иначе они не отличались бы отСвятого Духа. Напротив, они – по мерепревосходства одной природы наддругой – имеют от Духа известнуюмеру святости. В понятие сгораниявходит понятие огня, однако иноеесть сжигаемое вещество и иноеогонь; так и в Небесных Силах.Сущность их составляет дух илиневещественный огонь, как написано:”Ты творишь Ангелами Своимидухов и служителями Своимипламенеющий огонь” (Евр. 1,7).Поэтому они ограничены местом ибывают видимы, являясь святым людямв образе своих собственных тел. НоСвятыня, будучи вне их сущности,дает им совершенство через общениеДуха. Сохраняют же свое достоинствопребыванием в добре, как имеющиесвободу в избрании и никогда нетеряющие непрестанного стремленияк истинному благу. Поэтому, еслиотнимем мысленно Духа, расстроятсяангельские лики, истребятсяархангельские начальства, всепридет в смешение. СвятительВасилий Великий (6, 245).
Они (Ангелы) так выразили изапечатлели в себе благо, чтосделались вторичными светами и,посредством излияний и передачипервого Света, могут просвещатьдругих. Служители Божией воли, онисильны как по своей естественной,так и по приобретенной крепости,всё обходят, всем и везде сготовностью предстают по усердию кслужению и по легкости естества. СвятительГригорий Богослов (13, 50).
Как в ясный полдень небо бываетчистым, не затеняясь никакимоблаком, так и природа Ангеловпребывает светлой и блистательной,не омрачаясь никакой похотью. СвятительИоанн Златоуст (35, 303).
У Ангелов нет ни ссор, ни споров,ни недоразумений. Каждый имеет всё,что остальные, и все вмещают в себяполноту совершенства, потому чтоангельское богатство некакое-нибудь ограниченноевещество, которое нужно разделятьдля многих, но невещественноестяжание и богатство разумения. Ипотому совершенства их, во всякомиз них пребывая всецелыми, всехделают равно богатыми. СвятительВасилий Великий (8, 359).
Есть ли на небесах у избранных и уАнгелов вера и надежда? У Ангеловнет ни веры, ни надежды, потому что стого времени, как они утвердились вблагодати, они увидели Того, в Когонадо веровать и на Кого надонадеяться. Они всегда видят лицеОтца Небесного, и в них уже нетместа ни для веры, ни для надежды,ибо вера и надежда имеют своимпредметом невидимое. У избранныхБожиих на небесах также нет веры инадежды, потому что они видят Того,в Кого веровали, и имеют Того, наКого надеялись. И у Ангелов, и уизбранных есть одна лишьбессмертная любовь. СвятительДимитрий Ростовский (103, 73).
Есть Ангелы и Архангелы, Престолы,Господства, Начала и Власти; но неодни эти сонмы существуют нанебесах, а бесконечные полки инеисчислимые племена, которых неможет изобразить никакое слово. СвятительИоанн Златоуст (35, 525).
Хотя служебные духи на небесахнетленны и бессмертны, Бог неблаговолил, чтобы все они состоялив одном чине. Напротив, установлено,чтобы и у Божественных служителейбыли начала, власти и преимущества. ПреподобныйЕфрем Сирин (25, 225).
Девять чинов Ангелов имеютнаименования, сообразно их природеи деятельности – Престолы, Херувимы,Серафимы, Силы,, Господства, Власти,Начала, Архангелы и Ангелы.Называются они бесплотными, потомучто невещественны; умными, так какони – умы; и воинствами, посколькуони “служебные духи” (Евр. 1, 14)Царя Всяческих. Кроме того, ониимеют имена общие и собственные, тоесть называются Силами и Ангелами.Первое есть собственное названиеодного чина, но по деятельностисвоей все девять чинов называютсяСилами, ибо все могут приводить висполнение Божественную волю.Ангелы тоже собственное имя одногоиз чинов, первого от нас и девятогоот Страшного Престола; подеятельности же все называютсяАнгелами (Вестниками), каквозвещающие людям Божественныеповеления. Преподобный ПетрДамаскин (63, 76).
Ангелы, Архангелы, Престолы,Господства, Начала, Власти,Светлости, Восхождения, умные силы,или Умы, имеют чистую, беспримеснуюприроду, непреклонную или трудносклоняемую к злу. (Они) непрестанноликуют вокруг Причины (Бога)… (Они)или от первой Причины озаряютсячистейшим, святейшим озарением,или, по мере естества и чина, инымспособом (от высших к низшим)приемлют озарение. СвятительГригорий Богослов (13, 50).
О семи наивысших Ангелах имеетсяизвестие в Откровении святогоИоанна Богослова, в главе первой,где сказано следующее:”благодать вам и мир от Того,Который есть и был и грядет, и отсеми духов, находящихся передпрестолом Его” (Апок. 1, 4), и еще:”я видел семь Ангелов, которыестояли пред Богом” (Апок. 8, 2). Вкниге Товитовой один из нихговорит: “Я – Рафаил, один из семисвятых Ангелов” (Тов. 12, 15),предстоящих Господу. Эти семьАнгелов по именами по порядку вчине своем исчисляются так: Михаил,Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил,Иегудиил; Варахиил. Каждый из нихимеет свое особое высшее служение уГоспода Бога. Вкратце, эти служенияпроявляются так:
Михаил1 – служительбожественной славы, страж изащитник чести Божией.
Гавриил2 – служительбожественной крепости и изъявительсокровенных таинств Божиих.
Рафаил3 – служительбожественных исцелений, чудесноизливаемых свыше на немощноеестество.
Уриил4 – служительбожественной любви, свет и огонь,освещающий познанием Бога ивоспламеняющий сердцачеловеческие божественной любовью.
Селафиил5 – служительбожественных молений, всегдамолящийся Богу о роде человеческом,учащий людей усердной,богомысленной и умиленной молитвеи возбуждающий к ней.
Иегудиил6 – служительбожественных хвалений иисповеданий, помощник в трудах иподвигах, укрепляющий тех, которыев чем-либо трудятся ради славыимени Господня, ходатайствующий иготовящий им за это воздаяние отБога.
Варахиил7 – служительбожественных благословений идарований, посылаемых людямблагоутробием Божиим. СвятительДимитрий Ростовский (103, 816) 8 .
1 Евр. – Кто как Бог. ПодобныйБогу.
2 Сила Божия.
3 Врачевание Божие.
4 Огонь или свет Божий,просветитель.
5 Молитвенник Божий.
6 Славящий Бога.
7 Раздаятель благословенияБожия.
8 В Священном Писании названеще Иеремиил – возвышение к Богу(Ездр. 4, 36)
* См. напр. Быт. 22, 10-12; 32, 1, 2;Нав. 5, 13-15; Суд. 6, 11, 12; 3 Цар. 19, 5-7; 4 Цар.1, 3; 1 Пар. 21, 16; Дан. 3, 49, 50.
Бог повелел, чтобы высшие силыслужили пребывающему на земле(человеку) – по причине достоинстваобраза, которым облечен человек.СвятительИоанн Златоуст (39, 908).
Чудесно, что видимый свет, повелению Божию, создан для нас, ноеще чудеснее, что и святые Ангелыслужат нашему спасению. “АнгелГосподень ополчается вокругбоящихся Его” (Пс. 33, 8). “Не всели они суть служебные духи,посылаемые на служение для тех,которые имеют наследоватьспасение?” (Евр. 1, 14). Преисполненим Ветхий Завет, но и в Новом Заветемного такого служения. Ангелблаговествует Пресвятой Деве СынаБожия, грядущего в мир и от Неерождаемого плотью (Лк. 1, 26-38). Ангелявляется Иосифу, Ее обручнику (Мф. 1,20; 2, 13 и 19). Ангел является Захарии иблаговествует зачатие Предтечи (Лк.1, 8-13). Ангел благовествует пастырямРождество Христа, Спасителя мира(Лк. 2, 9-11). Ангелы сидят на гробеВоскресшего Христа и проповедаютженам Воскресение (Лк. 24, 4-6). Ангелыявляются Апостолам при ВознесенииГосподнем и возвещают им ВтороеПришествие Христово (Деян. 1, 10-11).Ангел изводит Петра из темницы(Деян. 12, 7-9). Ангел говорит Филиппу:”Встань и иди” (Деян. 8, 26). Ангелявляется Корнилию сотнику (Деян. 10,1-6)*. О том же повествуетцерковная история. “Ангелхранитель дается всякому верному ивсегда видит лице ОтцаНебесного”, пишет ВасилийВеликий. Эти святые и блаженныедухи содействуют нашему спасению,чтобы мы усердно служили их инашему Господу и так спасались. СвятительТихон Задонский (104, 5-6).
* См. также Деян. 12, 5-11.
Эти Умы (Ангелы) приняли каждыйкакую-либо одну часть вселенной,или приставлены к чему-нибудьодному в мире, как это было ведомовсе Устроившему и Распределившему.И все они имеют одно назначение – помановению Зиждителя всяческихвоспевают Божие величие, созерцаютвечную славу, и притом вечно…Святитель Григорий Богослов (13, 50).
Они (Ангелы) охраняют части земли,правят народами и местами, какпоставлены на то Творцом. ПреподобныйИоанн Дамаскин (113, 130).
Ангелы всюду присутствуют иособенно в доме Божием предстоятЦарю, и все исполнено этимибесплотными силами. СвятительИоанн Златоуст (46, 142).
Я уверен, что особый Ангелпокровительствует каждой Церкви,как учит меня Иоанн в Апокалипсисе(1, 20). Святитель АмвросийМедиоланский (113, 130).
Авва Леонтий, настоятель киновиисвятого отца нашего Феодосия,рассказал нам: “Однажды ввоскресенье я пришел в церковь дляприобщения Святых Таин. Войдя вхрам, я увидел Ангела, стоящего поправую сторону престола.Пораженный ужасом, я удалился всвою келлию. И был глас ко мне: “Стех пор, как освящен этот престол,мне заповедано находиться принем”. Блаженный Иоанн Мосх (75, 9).
Все Ангелы имеют как однонаименование, так, конечно, и общуювсем природу: но одни из нихпоставлены начальствовать наднародами, а другие быть спутникамикаждому из верных. Но, в какой мерецелый народ предпочтительнееодного человека, в такой же, безсомнения, достоинство Ангеланародоправителя выше достоинстваАнгела, которому вверено попечениеоб одном человеке. СвятительВасилий Великий (113, 130).
Для защиты паствы Божией Господьне только поставил епископов, но иопределил Ангелов. СвятительАмвросий Медиоланский (113, 130).
(Ангельские силы) нисходят скрыльями не потому, чтобы у этойбестелесной силы были крылья, но взнак того, что они сходят свысочайших областей, оставивгорние обители. Святитель ИоаннЗлатоуст (40, 425).
Ангелы приходят посещать нас посвоей воле и власти. Ибо главная исообразная с естеством цель ихжизни погружать взор свой в красотуБожию и непрестанно славить Бога.Святитель Василий Великий (5, 214).
Прославлять Ангелов – наш долг:они, воспевая Творца, обнаруживаютЕго милость и благорасположение клюдям. Святитель Иоанн Златоуст(42, 971).
Ангелы, будучи служителями любвии мира, радуются о нашем покаянии ипреуспеянии в добродетели,стараются наполнять нас духовнымисозерцаниями (по мере нашейвосприимчивости) и содействуют намво всяком добре. Святитель ФеодорЕдесский (68, 323).
Подразумевай под Ангелами ибогоносных мужей, которые имеютведение о Боге, охраняют нас ируководят нами во всех путях жизни,чтобы мы не преткнулись о каменьпротыкания и камень соблазна (39,908).
Служение Ангелов состоит в том,что они всюду посылаются для нас. СвятительИоанн Златоуст (46, 30).
Бог посылает Своих Ангелов дляохранения и для помощи тем, которымусвоено право на наследиеобетованных благ в жизни будущей.Медиоланский(113, 131). Святитель Амвросий
Тем, которые сподобились крещенияи возносятся на высотудобродетелей, даны от Бога Ангелы,заботящиеся о них и содействующиеим… В этом уверяет нас Господь,когда говорит, что есть АнгелыХранители у всякого, кто верует вНего. Преподобный АнастасийСинаит (113, 131).
Прежде Ангелы были по числународов, а ныне по числу верующих.Откуда и это известно? Слушай, чтоговорит Христос: “Смотрите, непрезирайте ни одного из малых сих;ибо говорю вам, что Ангелы их нанебесах всегда видят лице ОтцаМоего Небесного” (Мф. 18, 10). Знайже, что каждый из верных имеетАнгела. Да и каждый из древнихправедников имел Ангела, какговорит Иаков: “Ангел,избавляющий меня от всякого зла, даблагословит отроков сих” (Быт. 48,16). Святитель Иоанн Златоуст (113,131).
Если имеешь в душе дела, достойныеАнгельского хранения, и ум твойобогащен познанием истины, задобродетели Бог неизбежноприставит к тебе стражей ихранителей и оградит тебя Ангелами.Смотри же, какова природа Ангелов!Один Ангел равняется целомувоинству и многочисленномуополчению. Итак, в величии твоегохранителя Господь дарует тебеополчение, а в крепости Ангела какбы ограждает тебя отовсюду егозащитой (4, 254).
К каждому из верных приставленАнгел, достойный того, чтобы видетьОтца Небесного… Что с каждым изверных есть Ангел, который каквоспитатель и пастырь управляетего жизнью, против этого никто небудет спорить, помня слова Господа:”не презирайте ни одного из малыхсих; ибо говорю вам, что Ангелы их нанебесах всегда видят лице ОтцаМоего Небесного” (Мф. 18, 10). Ипсалмопевец говорит: “АнгелГосподень ополчается вокругбоящихся Его” (Пс. 33, 8). Ангел неотступит от всех уверовавших вГоспода, если только не отгоним егосами плохими делами. Как пчелотгоняет дым и голубей смрад, так ихранителя нашей жизни, Ангела,отдаляет прискорбный и смердящийгрех… Поскольку святого Ангела,ополчающегося вокруг боящихсяГоспода, имеет каждый из нас, тогрехи могут стать причинойбедствия: нас перестанет закрыватьстена, то есть святые силы, которыеделают людей непобедимыми, покапребывают с ними (113, 131).
Всякая душа, оставшаяся (закоснение во зле) без защиты Ангелахранителя, предается наразграбление врагам и на попрание. СвятительВасилий Великий (5, 163).
Сам Царь провозглашает, чемунадлежит быть: “Отныне будетевидеть небо отверстым и АнгеловБожиих восходящих и нисходящих кСыну Человеческому” (Ин. 1, 51). Идействительно, мы видим Ангелов,сопровождающих Его Вознесение ивозвещающих Его Второе Пришествие(Деян. 1, 10-11). Ангелов, разрешающихузы (Деян. 12, 7) и отверзающих темницыдля Апостолов (Деян. 5, 19); наконец,Ангела, явившегося только ещевыходящему из тьмы язычестваКорнилию, чтобы указать ему вход вхристианскую Церковь (Деян. 10, 3-6).
Иисус Христос, по изречению ИоаннаБогослова, есть “Святый,Истинный, имеющий ключ Давидов,Который отворяет и никто незатворит” (Апок. 3, 7). Итак, если Онотверз небо, кто же смеет затворитьего? Или кто смеет сказать, чтотеперь уже не время видеть АнгеловБожиих, восходящих и нисходящих поволе Сына человеческого? “Не всели они суть служебные духи,посылаемые на служение для тех,которые имеют наследоватьспасение?” (Евр. 1, 14). Кто же теперьможет утверждать, что они уже бездела и мы без помощи?
Но чем несомненнее мыудостоверяемся в близости святыхАнгелов и в их готовности помочьнам, тем с большей заботливостью мыдолжны помыслить о том, отчего внаши дни так мало слышат об этойпомощи, а еще менее верятслышанному о ней. Или нет рядом снами Ангелов, или мы не замечаем их,или удаляем их от себя? Что их нет,это неправда, как мы видели.Следовательно, правда то, что мы илине замечаем их, или даже удаляем отсебя.
Как в видимых явлениях люди нередкопринимали святых Ангелов заподобных им людей, так легко можетслучиться, что и невидимые ихдействия человек примет засобственные человеческие илиобыкновенные, естественныедействия. Случайно ли, например, чтосреди недоумения или некоегобездействия ума вдруг, как молния,просияет чистая, святая испасительная мысль? Что в смятенномили холодном сердце мгновенноводворяется тишина или возгораетсянебесный пламень любви к Богу? Есливсякое явление по роду своемусвидетельствует о присутствиидействующей силы, то эти внутренниеявления нашей души несвидетельствуют ли о присутствиинебесных Сил, по человеколюбиюбросающих лучи в наш ум и искры внаше сердце? Не действия ли этоАнгелов, по изречению пророкаЗахарии, глаголющих в нас? Как жаль,что мы не замечаем этой ангельскойпомощи! Ибо, не замечая, не приемлемее, как должно, и не пользуемся ею;не пользуясь, остаемсянеблагодарными и виновными и неприготовляем себя к другимподобным посещениям и такимобразом даже удаляем от себяхранителей наших.
Если мы, люди, удаляемся от людей,склонности которых противоположнынашим склонностям, если наставникотрекается от ученика, невнемлющего наставлениям, иливоспитатель от воспитанника,отвергающего руководство, еслидаже отец удаляет от себянепокорного сына,- как не удалиться,наконец, от нас святым Ангелам, еслимы не следуем их спасительнымвнушениям и оставляем бесплоднымдля нас их служение? Как неудалиться от нас небесным Силам,если мы предаемся только земному?Как не удалиться чистым духам, еслимы живем в нечистоте плоти? Как неудалиться Ангелам Божиим, если мынепрестанно имеем в мыслях ижеланиях не Бога и Христа Его, номир и самих себя? Филарет,митрополит Московский (114, 214-215).
Источник: http://serafimov.narod.ru