Т. С. Еремина
Деисусный чин
<…>
Архангелы Михаил и Гавриил
В деисусном чине архангелы располагаются вторыми от главного образа Спаса Вседержителя следом за Богоматерью и Иоанном Предтечей. Михаил — справа от Христа, Гавриил — слева. Архангелы Михаил и Гавриил входят в число семи <...> высших ангельских духов, хотя архангелами называются также бесплотные духи низшей иерархии.
Иерархия небесных сил, по Дионисию Ареопагиту, такова: высшая — серафимы, херувимы, престолы; средняя — господства, силы, власти; низшая — начала, архангелы, ангелы.
Михаил — небесный архистратиг, предводитель небесного воинства. Гавриил — вестник Божией воли, благовестник Деве Марии и непрестанный Ее спутник и покровитель. Изображаются с ангельскими жезлами и зерцалами (часто с надписью “И. Х.”) в руках.
Образы архангелов Михаила и Гавриила имеются в деисусных чинах иконостасов Благовещенского собора Московского Кремля, Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.
В ГТГ находится изображение архангела Михаила из так называемого Звенигородского чина, принадлежащего кисти Андрея Рублева.
Там же — архангел Михаил из деисусного чина иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, принадлежащий мастерской Дионисия. Икона архангела Гавриила из этого же чина находится в ГРМ.
Вместе архангелы Михаил и Гавриил изображаются на иконах “СОБОР АРХАНГЕЛОВ МИХАИЛА И ГАВРИИЛА”. Здесь они, стоящие прямо в полный рост, держат круглую “славу” (медальон, сферу) с поясным изображением Спаса Еммануила. Сюжет установился в IX веке, когда после периода иконоборчества снова утвердилось православие. Образ Спаса Еммануила, который держат архангелы,— символ восстановления почитания икон.
Бывают отдельные иконы “Собор архангела Михаила” и “Собор архангела Гавриила”. Они изображаются одинаково и различаются только надписями. Медальон со Спасом Еммануилом помещается на груди архангела.
Архангел Гавриил как посланец Бога возвестил Захарии о рождении Иоанна Крестителя, а Деве Марии — о рождении Иисуса Христа. Иконы с сюжетом Благовещения были очень распространены на Руси.
Архангел Михаил часто изображается в образе воина с крыльями, с мечом в одной руке и хартией в другой как на иконах, так и у входа в церковь или выхода из нее. На хартии, согласно правилам, следует писать слова: “С нечистым сердцем притекающим в сей чистый Дом Божий немилосердно меч мой простираю”. Слова могут быть и другими: “Божий воевода есмь. Меч ношу. На высоту возношу. Божиим страхом устрашаю. Презрителей наказую”. Есть и третий вариант: “Во всеоружии стою, и на благих взираю кротко, а злых посекаю мечем сим”.
Напротив архангела Михаила изображается архангел Гавриил, и на его хартии пишутся слова: “Скорописца трость в руке держа, помышления входящих записую, добрых храню, а злых наказую строго”.
Наиболее чтимая икона архангела Михаила с деяниями находится в Архангельском соборе Московского Кремля, она относится к началу XV века.
Архангел Михаил изображается также на иконах “ЧУДО В ХОНЕХ”. Предание говорит о том, что в селении Хони в Малой Азии был целебный источник с церковью, посвященной архангелу Михаилу. Язычники в своей борьбе с христианством решили затопить церковь и уничтожить источник. Они выкопали ров, где соединились течения двух рек, и направили воду на церковь. Пономарь Архипп в горячей мольбе обратился к архангелу Михаилу, и тот ударом жезла о камень остановил поток, а вода ушла в скалы. Название местечка Хони происходит от греческого слова, означающего “воронка”.
На иконах архангел Михаил жезлом ударяет о камень, и в отверстие устремляется поток воды. Здесь же Архипп в монашеской одежде. На заднем плане — храм, около него язычники, иногда с заступами и лопатами. Вдали поток сливается из двух рек.
В собрании ГТГ имеется икона “Богоматерь Грузинская”, на обороте которой — сюжет “Чудо в Хонех”, она датируется XV веком и принадлежит к новгородской школе.
Архангел Михаил изображается также на иконах “ЧУДО О ФЛОРЕ И ЛАВРЕ”. Он помещается в центре верхней половины композиции, в анфас, обычно — с крыльями, держит за длинные уздечки двух коней, черного и белого, и вручает их стоящим рядом с ним святым Флору и Лавру — покровителям коней. Другое название сюжета — “Архангел Михаил вручает коней Флору и Лавру”.
Икона XV века новгородской школы с этим сюжетом есть в коллекции ГТГ.
Текст приводится по изданию: Т. С. Еремина. Мир русских икон: История, предания. М., 2002. С. 269-271
Об ангелах Иерархия Гавриил Михаил архангел Рассказы о явлениях ангелов, о которых говорят Библейские книги Дионисий Ареопагит. “О Небесной иерархии” Corpus Аreораgiticum Ангелология Чудотворная икона Божией Матери “Достойно есть” Как изобразить непостижимое? Иконография ангелов Иконография архангела Гавриила Почему ангел изображается иногда в облачении диакона? Чудо в Хонех Собор архангелов Ангел Хранитель как личность и проблемы его изображения в православной иконописи